Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".
рабочая программа по теме

Михина Марина Ивановна

Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.

В работе решаются следующие задачи:

*познакомить обучающихся с

 - историей заселения области, народностями, проживающими на территории, историей области;

- месторасположением области, её площадью в сравнении с другими регионами;

- основными формами рельефа, добываемыми полезными ископаемыми;

- климатом, погодными условиями области;

- названием рек, озёр, водохранилищ, составом обитателей рек и экологическим состоянием;

- проблемами почв Волгоградской области;

- природными особенностями области, её многообразием в растительном и животном мире, охраняемыми природными областями;

- экологическими проблемами области;

* способствовать раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия;

*формировать базовые краеведческие понятия;

 *формировать отношение к природе как к живому существу.здана для всей начальной школы. 

А также данная программа имеет "Христоматию для чтения рассказов по родному краю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_po_kraevedeniyu.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность опыта.

В настоящее время одной из главных задач школы является воспитание личности. Известно, что учитель всегда считал своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции своего народа. Но зачастую учитель недостаточно уделяет внимание на изучение родного края, потому что нет единого учебного материала, по которому можно вести работу, нет нужной литературы. Другая трудность заключается в том, что имеющийся материал доступен для учащихся старших классов, а для младших классов труден и непонятен. Как достичь условий способствующих решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия? Как добиться того, чтобы активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробудить интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Ведь именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе. Считаю, что введение краеведения в школах поможет добиться этих результатов, а собранный мною материал позволит сделать процесс обучения интересным и познавательным.

Программа по краеведению «Родная земля Волгоградская».

Введение.

В российском просвещении необходимость школьного краеведения не ставится под сомнение. В той или иной форме краеведение всегда являлось органичным элементом учебно-воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. Но в дополнительном образовании, во внеклассной работе необходимость краеведческого подхода, проявляется более чётко. Это связано с тем, что информация которую получает человек в ходе своего формирования предполагает технологическую и краеведческую стороны, где технологическая информация дает возможность ориентироваться в достижениях научно-технического прогресса (образование), тогда как краеведческая информация (воспитание) дает то, что способствует реальной адаптации человека, то есть прямо способствует его выживанию на личном и популяционном уровне, его социализации.

Краеведение, как региональный компонент многих областей знания, связывающий ряд отраслей современной науки и экономики, несёт в себе не только познавательный потенциал. Краеведение несёт в себе и адаптационный потенциал, как в рамках социализации личности, так и в более широких пределах, охватывающих в ходе этногенеза, время ( историю), пространство ( ландшафт ) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) своего народа.

Именно краеведческий подход направлен на включение механизмов, способствующих устойчивости личности к воздействию внешней среды, то есть полной его адаптации не только к социальным, но и к экологическим факторам. То есть, краеведческий подход призван осуществлять формирование личности в двух аспектах. Во-первых, в условиях адаптации, связанных с жесткими требованиями системно закрытых технологических достижений в тех или иных областях. Во-вторых, в условиях адаптации к системно открытым традиционным этническим и культурным стереотипам поведения, основанным на сложившемся во времени и пространстве взаимодействии этноса с вмещающим ландшафтом. Поэтому работу по краеведению считаю актуальной  на данной этапе развития общества. Данная программа предполагает изучение природы, истории родного края для учеников младших классов.

Пояснительная записка.

Цель начального образования – всестороннее, многоаспектное развитие личности младшего школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности, а также познакомить с особенностями природы своего края, с его историей, с его достопримечатеьностями. При изучении данного курса ученикам должны быть созданы условия для формирования эмоционального восприятия мира. Эмоции: удивление, сомнение, восторг - возникают в процессе познавательной деятельности, связанной с изучением «живых» предметов старины, вещественных источников исторических знаний.

В данной программе предусмотрено решение следующих образовательных задач.

1.Формировать понятийный аппарат. Способ решения этой задачи: введение новых слов, работа с этими словами в информационных текстах, соотнесение новых слов с музейными экспонатами.

2.Прививать навыки самостоятельного обучения. Работа с дополнительной литературой в библиотеках, дома. Самостоятельный поиск материала по темам.

3.Стимулировать познание.

4.Оптимизировать эмоциональную сферу.

5.Развивать воссоздающее воображение. По словесному описанию представлять натуральные объекты, проверять свои представления с фотографиями, рисунками.

6.Формировать пространственно-временные представления. Сопоставление изучаемых явлений со своим жизненным опытом, использование временных категорий понятных ребёнку.

Данная программа носит процессуальный характер, помогает преодолеть дискретность детских знаний, формирует целостную картину окружающего мира. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий краеведением сферу своих интересов.

К методам изучения краеведения мы относим:

1.Литературный (работа с литературными источниками об изучаемой территории).

2.Метод полевых наблюдений  (экскурсии, посещение выставок, музеев).

3.Зарисовки, фотографирование объектов.

Программа курса «Родная земля Волгоградская».

Из истории нашей области. Древние поселения области. Древние народы Нижнего Поволжья. Царицын. Сталинград. Сталинградская битва.

Памятные исторические места Волгоградской области. Центральная набережная Волгограда. Казанский собор. Площадь Павших Борцов. Памятник Михаилу Паникахе. Музей-панорама «Сталинградская битва». Волго-Донской судоходный канал. Волжская ГЭС. Церковь Иоанна Предтечи. Немецкая колония – Сарепта.

Особенности районов Волгоградской области. Кумылженский район. Алексеевский район. Быковский район. Городищенский район. Даниловский район. Дубовский район. Еланьский район. Иловлинский район. Клетский район. Палласовский район. Светлоярский район. (На усмотрение учителя).

Природа Волгоградской области. История развития природы на территории области. В мире природы. Животный мир лесов и луговых степей. Степь. Животный мир степей. Полупустыня Волгоградской области. Животный и растительный мир пресных водоёмов. Зима. Реки. Озёра, лиманы, пруды. Охраняемые растения и животные области.

Природные памятники. Столбичи. Большой каменный овраг. Камышинские Уши. Слащёвский валун. Русская гора. Медведица. Каменный брод. Эльтон. Чапурниковская балка. Балка Пахотина. Щемякинский лес. Заказник «Щербаковский». Голубинские пески. Волго-Ахтубинская пойма. Ергенинский источник.

По окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • географическое положение области;
  • основные формы рельефа, полезные ископаемые;
  • основные типы климатов и погодные условия;
  • основные реки, озёра области, проблемы пресной воды;
  • основные охраняемые территории области;
  • народности, населявшие область;
  • историю своего города, области;
  • основные экологические проблемы края;
  • особенности природы области.

По окончанию курса обучающиеся должны уметь: 

  • показывать на карте основные географические и исторические объекты края.

1класс.

Учебно – тематический план.

Тема раздела

Кол-во

часов

Теория

Практика

Введение.

1

1

0

1.

История города в названиях улиц.

2

1

1

2.

Судьба страны и города – единое целое.

2

1

1

3.

Личность в истории города и страны.

5

4

1

4.

Символы Волгоградской области.

7

7

0

5.

Природа Волгоградской области.

6

5

1

6.

Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области.

3

3

0

7.

Влияние человека на природу Волгоградской области.

7

5

2

2 класс.

Учебно – тематический план.

Тема раздела

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

История Нижнего Поволжья

5

5

0

2.

Население Волгоградской области и города Волжского.

2

2

0

3.

Культурная жизнь г.Волжского.

4

3

1

4.

Природные условия и ресурсы Волгоградской области

8

5

3

5.

Экологические  проблемы Волгоградской области

4

3

1

6.

Редкие и охраняемые животные и растения Волгоградской области

3

3

0

7.

Повторение изученного по курсу за год.

8

2

6

3 класс.

Учебно – тематический план.

Тема раздела

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Из истории нашей области.

4

4

0

2.

Памятные исторические места Волгоградской области.

3

2

1

3.

Особенности районов Волгоградской области.

8

6

2

4.

Природа Волгоградской области.

12

9

3

5.

Природные памятники.

7

6

1

4 класс.

Учебно – тематический план.

Тема раздела

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Введение.

2

2

0

2.

Краткая  физико-географическая  характеристика  территории Волгоградской области.

3

3

0

3.

Жизненные формы и экологические группы растений Волгоградской области.

8

6

2

4.

Биоразнообразие грибов и лишайников Волгоградской области.

3

3

0

5.1.

Проектная деятельность «Виртуальный гербарий»

4

0

4

5.2.

Животный мир Волгоградской области.

4

3

1

6.

Редкие и охраняемые представители флоры и фауны Волгоградской области.

5

3

2

7.

Экскурсии.

4

0

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Авторская программа элективных курсов "Мой край родной, моя земля"

Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стр...

Я живу на земле Волгоградской.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ...

Программа по военно - патриотическому воспитанию «Мы живём на земле Волгоградской». Организация проектной деятельности во внеурочной работе.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю...