Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
творческая работа учащегося (4 класс) по теме

 

 

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высоких нравственных, морально-этических качеств, среди которых особое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Родины, готовность ее защищать. В связи с этим возрастает роль учителя, который создает условия для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.

Сегодня патриотическое воспитание-это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Основная цель этого воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способность встать на защиту государственных интересов. Для этого необходимо воспитывать у школьников чувство гордости за исторические и культурное наследие своего региона, приобщать их к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу.

 

Вашему вниманию хочу представить творческий проект, посвященный творчеству Мусы Джалиля. Муса Джалиль не детский поэт, и поэтому к его творчеству надо подводить детей с четвёртого класса. Работа началась со сбора информации об этом поэте, посещения библиотеки, краеведческого музея, знакомства с биографией поэта, чтения его стихов, учащимся предлагается нарисовать иллюстрации к стихам Мусы Джалиля, подготовка к конкурсу чтецов стихов Мусы Джалиля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Творчество Мусы  Джалиля в патриотическом воспитании детей»

(Читательская конференция)

Руководитель проекта:  Галимуллина А.М.

Состав участников: ученики 4-го класса.

Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа: литературное чтение, внеклассное чтение, изобразительное чтение, технология.

Тип проекта: творческий, ролевой, исследовательский.

Время работы над проектом: 1 месяц.

Форма работы: урочно - внеурочная.

Цели проекта:

  1. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
  2. Развивать устойчивый интерес к книге-источнику знаний, умение работать с дополнительной информацией, расширять кругозор.
  3. Способствовать воспитанию чувства гордости за исторические и культурное наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу.

Сценарий читательской конференции:  

Презентация проекта  проводится  в актовом зале. Дети  сидят  за  столами  расположенными  полукругом. Перед  глазами  учеников  на стене  портрет автора,  слева  выставка  книг,  справа  рисунки  к стихотворениям  Мусы  Джалиля.

Оформление  зала:

Портрет  Мусы  Джалиля. Эпиграф: « Песнь  свою  я  посвятил  народу.   Жизнь  свою  народу  отдаю» Муса Джалиль, выставка  книг  и  рисунков.

Цель: 

1.Знакомство  учащихся  с жизнью  и творчеством  Мусы Джалиля.

2.Привитие  интереса  к  творчеству и книгам Мусы Джалиля.

3.Воспитание патриотизма  и любви  к Родине.

Вопросы  установки:

1.Что  я знаю  о Мусе Джалиле?

2. Что нового  узнаю  сегодня?

3. Чему  удивился?

4. Что стал  ценить?

Беседа  с учащимися:  

- Что Вы  знаете  о Мусе Джалиле?

-Почему  имя  Муса Джалиля стало  известно  людям?

-Чем  он знаменит?

Учитель: Наше  мероприятие  мы посвятим  творчеству Мусы Джалиля.

Каждый год, 15февраля ,мы отмечаем важное событие-день рождение великого татарского поэта Мусы Джалиля.

Послушайте  сообщение  о жизни  и творчестве  Мусы  Джалиля.

Сообщение  1 ученика:  

Муса Джалиль родился  в татарской  деревне  Мустафино  бывшей  Оренбургской  губернии  2(15) февраля  1906 года  в небогатой  крестьянской  семье. Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал приказчиком.

Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала бесконечным терпением и стойкостью. Но не  только нравственные основы характера Мусы складывались под ее воздействием.

С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния» – мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.

Ученик:

 Чтение стихотворения «Мать».

Учитель:

Мы видим  из этого  стихотворения,  какой  тяжелой  жизнью жила  его мать,  которая  рано умерла  и оставила  мальчика  сиротой.

Сообщение 2 ученика:

В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода два его братишки. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел что попало, ночевал, где придется ».

Ученик:

Чтение  стихотворение  «Сирота».

Учитель: 

Эти  стихи  автобиографичные, это  поэт  рассказывает  о своей  тяжелой  доли  в этот  период.

На своем  пути  к зрелости    и мастерству  Муса Джалиль  прошел  несколько  этапов :

Ранний (1918г.-1923г.)

Путь  к зрелости  (1924г. – 1932г.)

Довоенный  (1933г.-1940г.)

Поэзия периода  Великой  Отечественной  Войны  (1941г.-1943г.)

Муса Джалиль очень любил свою жену Амину и дочку Чулпан и посвятил им очень многие стихи, где выражает свою любовь им.

Ученик:

Чтение стихотворения «Моей дочери Чулпан».

Сообщение 3 ученика:

23 июня 1941 года,  на второй день войны, Джалиль отнес заявление в военкомат с просьбой направить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму ,но продолжал писать.

Инсценирование стихотворения « Красная  ромашка».  

Сообщение 4 ученика:

Некоторое время от Мусы Джалиля приходили письма, а с июля 1942 года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что  он пропал без вести.  В конце июня 1942 года при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненный, оглушенный взрывной волной попал в  плен.

Ученик:

Чтение стихотворения «Воля».

Сообщение 5 ученика:

Но в плену Джалиль создал подпольную группу, которая печатала антифашистские листовки. В августе 1943 года гитлеровцы  напали на след подпольной группы. Муса Джалиль и его товарищи были арестованы. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали ему руку, отбили почки. Тело было исполосовано электрическим шнуром и резиновым шлангом. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдавался. Он  и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом теперь уже оружием песни.

Ученик:

Чтение стихотворения «Последняя песня».

Сообщение 6 ученика:

В Моабитской тюрьме Джалиль продолжал писать  свои стихи. Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Муса Джалиль погиб в тюрьме замученный фашистами. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель:

Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его именем назван город в нефтяных районах Татарии и центральный проспект в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.

Ответы на вопросы:

-Что нового Вы узнали сегодня о Мусе Джалиле?

-Можно ли назвать поэта патриотом своей страны? Почему?

-Какие чувства пробуждают стихи поэта?

Учитель:

-Ребята! Я надеюсь, что у вас появиться желание прочитать и другие  стихи Мусы Джалиля, которые помогут вам стать лучше, чище душой, пробудят любовь к Отчизне.

Метод проектов - это эффективное дидактическое средство для обучения умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Данный метод позволяет воспитывать самостоятельность и ответственность, развивать творческие начала и умственные способности  - необходимые качества развитого интеллекта и функционально грамотной личности. Использование метода проектов способствует развитию творческого потенциала как учителя так учеников, что особенно актуально в условиях инновационного учебного заведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

ТЕМА ПРОЕКТА: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Творческое название: «Народная игрушка» Участники проекта: Дети, педагог, родители.  ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – информационно-практический По предметно-содержательной...

Повышение уровня патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела детской организации

Повышение уровня  патриотического воспитания детей и молодёжи через коллективно-творческие дела  детской организации...

Социальный проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей «В русских традициях»

Мы живем в очень непростое время. На сегодняшний момент многие традиции и обычаи нашего русского народа неоправданно забыты. Западная культура оказывает большое влияние на развитие сегодняшней России....

Творческий отчёт на тему : "Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Данная работа является опытом работы по краеведению. Отчёт содержит планирование материала по краеведению в разных возрастных группах....

Проект на тему: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...

"Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию детей и подростков"

Будущее России,её конкурентноспособность на мировом рынке,инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех,кто сегодня сидит за школьной партой.Одной из важнейших задач современной шко...