Главные вкладки

    Методическая разработка "«Проектная деятельность младшего школьника как движение к пониманию своей уникальности»
    методическая разработка по теме

    Пполезен учителям начальных классов, воспитателям гпд.  Метод поектов. Компетенции, формирующиеся у детей в процессе работы над проектом. Виды проектов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx36.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 7»

    округа Муром Владимирской области

    Методическая разработка по теме: 

    «Проектная деятельность младшего школьника как движение к пониманию своей уникальности»

    Учитель начальных классов

    Ефремова Любовь Владимировна

    Содержание

    Введение

    1. Актуальность темы

    2. Цель и задачи работы

    3. Аналитическая часть

    4. Практическая часть

    5. Результативность

    6.Список литературы

    Приложение

    а) Проект «Нам дороги эти позабыть нельзя»

    б) Проект «Посади дерево»

    в) Визитная карточка проекта

    «Масленицу провожаем – весну встречаем»

    г) Визитная карточка проекта « В гостях у сказки»

    д) Сетевой проект «Школа Буратино»

    е) Сетевой проект «Путешествие в Игромир»

    ж) Памятка «Как подготовиться к выступлению»

    з) Памятка «Как работать в группе»

      "Каждый ребенок уникален и неповторим. Задача учителя - помочь ему раскрыть таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребенок рождается для успеха!"

    Р.М. Камалова

    Введение

    Начальная школа является первой и основной ступенью системы образования. Именно здесь закладываются основы знаний и умений, которые ребенок будет развивать и приумножать в дальнейшем. Основная цель современного начального образования в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок смог бы двигаться в направлении «открывания» самого себя, своей уникальности (непохожести), при этом раскрывая уникальность другого (непохожего на него), с которым тоже можно (часто – нужно), интересно и важно строить совместную деятельность. В связи с этим чрезвычайно важно уже в начальной школе показать ребенку спектр возможностей и способов: как узнавать, открывать себя и других, понимать и пытаться реализовать свои желания, стремления и интересы, выбирать свои способы взаимодействия с миром, дать детям возможность анализировать их собственные желания, чувства, умения и неумения, проблемы. Через такой рефлексивный опыт начинается движение ребенка  к пониманию своих особенностей, своей уникальности. Цель учителя состоит в создании образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения. К окончанию начальной школы важно укрепить ребенка в ощущении уникальности (своей и другого), помочь оценить новые, открытые в себе, возможности, а также подготовить успешность перехода из начальной в среднюю школу.

    Актуальность

        Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.        Ребёнок – активный участник познания и преобразования окружающего пространства. Ему всё интересно, он удивлён окружающим его миром.

       Я считаю, что уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребёнка. Важное значение имеет прямое общение детей. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение метод проектов. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях  необходимы новые методы, позволяющие по-другому организовать процесс обучения и воспитания, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть иной. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?  Что же приобретает ребенок, участвуя в проектной деятельности. Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении поставленных задач, он умеет доказывать свое, и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.

    Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Детство - не только подготовка к взрослой жизни, но прежде всего самоценный и уникальный период в жизни , от полноты проживания которого в значительной степени зависит вся последующая судьба человека. Поэтому в начальной школе важно дать простор детским формам самовыражения.

    "Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде  понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь" (А.Лобок). Эта идея лежит в основе проектной деятельности. Не знающий правильные ответы, а задающий вопросы, предлагающий свои версии, гипотезы, высказывающий сомнения ученик - субъект такого процесса

    Цель и задачи работы

    Модель выпускника начальной  школы предполагает, что по окончанию  школы 1 ступени ученик:

     -обладает универсальными компетенциями;
    -высокой мотивацией к учебной деятельности;
    -владеет нормами и этапами социальной жизни;
    -умеет рефлексировать свою деятельность;
    - владеет первичными навыками саморегуляции.
             Исходя из этого, я ставлю
    целью своей работы: создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека, умения анализировать собственные желания, чувства, проблемы, стремления принимать другого человека и ценить его уникальность.

     Задачи:

    1. исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
    2. выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
    3. изучить теоретические основы новой технологии;
    4. выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
    5. ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
    6. исследовать результативность применения метода проектов посредством внеклассной деятельности.

    Аналитическая часть

    Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло. Но учащиеся должны самостоятельно  решить проблему, применив нужные знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой приобретает форму проектной деятельности. В России идеи проектной деятельности возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с группой коллег (А.Г. Автухов, П.П. Блонский, Б.В. Всесвятский, Ш.И. Ганелин, В.Ф. Натали, Б.Е. Райков, И.Ф. Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах  он успешно развивался и становился популярным. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.  “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

    В концепции модернизации образования на период до 2010 года отмечается, что «…развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью, обладающие чувством  гордости за судьбу страны…».

    Основополагающая идея современной школы - развитие личности ребенка путем поиска эффективных приемов и методов воспитания. Основной задачей является формирование положительной мотивации обучающихся к саморазвитию, совершенствованию интеллектуальных, творческих способностей. Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, самостоятельно приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, и обучение  и воспитание должно ориентироваться на интересы и потребности учеников, то есть быть личностно-ориентированным.

    Считаю, что проектный метод – один из наиболее продуктивных методов, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной деятельности. Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направления работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением. Ребенок, пришедший в школу, наделен врожденными исследовательскими качествами. Ему интересно все. Но надо помнить, что задача проекта должна соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития ребенка, т.к. интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Учитель должен обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом – мотивацию, которая будет источником для самостоятельной деятельности и творческой активности. Приступая к работе над проектом с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению нужно немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

    Для работы над проектом класс разбивается на группы по интересам, каждая из групп работает над решением одной из проблем. Это помогает сформировать такие качества:

    1. умение работать в группе;
    2. чувство ответственности;
    3. толерантность;
    4. приобретать коммуникативные навыки и умения;
    5. ощущать себя членом команды;

    У каждого ребенка появляется возможность реализовать себя, ощутить успех, свою уникальность, продемонстрировать свои возможности. Главная задача учителя – оказание содействия процессу творчества, создание в классе атмосферы раскованности, приветствия творческих находок детей, радость их успехам. Из носителя знаний и информации учитель превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы. Как добрый наставник он поддерживает инициативу детей, вселяет в них веру в свои силы, привлекает к обсуждению совместной работы, помогает реализовать замысел, подготовить защиту проекта, учит добросовестности и ответственности.. 

    «Если одно - два приветливых слова могут помочь человеку и сделать его счастливым, надо быть «негодяем», чтобы отказать ему в этом». (Т. Пэн) 

    Планирование, реализация и оценка проекта должны осуществляться самими детьми. Необходимо оценить не только продукт, но и саму деятельность:

    1. что помогало;
    2. что понравилось;
    3. что надо было изменить в совместной деятельности;
    4. что показалось сложным

    Я считаю, что проектная деятельность позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично свой результат. Актуальны слова Я. Каменского «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились».

    Метод проекта позволяет:

    1. научить ребенка самостоятельному достижению цели;
    2. повысить мотивацию учащихся к учению;
    3. сформировать умение работать с информацией; проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания;
    4. развивать творческие способности; предоставлять каждому возможность самореализации;
    5. сформировать навыки совместной работы и делового общения в коллективе.

    Учителю проектная деятельность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии.

    Достоинства проектов:

    1. самостоятельное приобретение знаний;
    2. дети видят перед собой конечный результат – продукт, который они сделали своими руками, вложили в него душу;
    3. помогает выявлять и развивать творческие возможности и способности учеников;
    4. учитываются индивидуальные способности;
    5. проектная деятельность учит ориентироваться в информационном пространстве;
    6. развивается социальный аспект личности за счет включения в различные виды деятельности;
    7. успешная защита проекта формирует самоуважение;
    8. получение опыта познавательной и коммуникативной деятельности;
    9. выражение своих собственных чувств, мнений;
    10. принятие личной ответственности за выполнение какого-либо этапа работы.

    В младшем школьном возрасте закладываются основы проектной деятельности.

    Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту. В данной системе широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

    С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор  детей, закрепить новые знания, создать условия для творческой самореализации детей, повысить уровень их общей культуры

    Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повышает самооценку учеников).

    Я считаю главной  целью любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

    В процессе работы над проектом формируются  компетенции:

    1.Рефлексивные:

    - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

    - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

     2.Поисковые (исследовательские):

    - умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

    - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

    - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

    - умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    - умение выдвигать гипотезы;

    - умение устанавливать причинно-следственные связи.

     3.Навыки оценочной самостоятельности.

     4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    - умение коллективного планирования;

    - умение взаимодействовать с любым партнером;

    - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

    - навыки делового партнерского общения;

    - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

     5.Коммуникативные:

    - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

    - умение вести дискуссию;

    - умение отстаивать свою точку зрения;

    - умение находить компромисс;

    - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

     6.Презентационные:

    - навыки монологической речи;

    - умение уверенно держать себя во время выступления;

    - артистические умения;

    - умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

    - умение отвечать на незапланированные вопросы.

    Успех проектной  деятельности зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Только союз: родитель - учитель - ученик поможет достичь успеха. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
    Во время работы над проектами важно придерживаться следующих принципов:

    Каждый ребёнок имеет право:

    1. Не участвовать ни в одном из проектов.
    2. Участвовать одновременно в разных проектах и в разных ролях.
    3. В любой момент выйти из проекта.
    4. Начать свой новый проект в любой момент.

    Следование принципам позволит создать у детей ощущение свободы выбора и свободы действий.

    Работа в проекте должна строиться личностно-ориентированно, индивидуально. Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что проект – та деятельность, которой, кроме него, заняться никто не может.

    Практическая часть

    В своей работе я использовала следующие типы проектов:

    Типы проектов

    Краткая характеристика

    Исследовательский

    Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования.

    Экологический проект «Лекарственные растения Владимирской области». На занятии кружка «Юный эколог» была определена проблема, дети разделились на группы, идет поиск информации, обработка информации, создается альбом по теме

    Проект «Круговорот жизни».

    Творческий

    Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату. «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки» Перед классом ставится задача: художественное оформление класса к новому году. Вместе с детьми составляется план, ученики разбиваются на группы. Результатом проекта является не только эстетическое оформление класса, но и отличное настроение.

    Проект - инсценировка

    Экологическая сказка «Муха- Цокотуха»

    Информационный

    К 65-летию Великой Победы «Нам дороги эти позабыть нельзя»

    Социальный

    «Посади дерево»

     

    Подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила своим ребятам  принять участие в опросе. Цель опроса: выяснить, нравится ли им такая форма работы, стоит ли продолжить работу в этом направлении. Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны. Анкетирование показало, что большинство детей с удовольствием принимают участие в проектах. Им нравится самостоятельно работать над решением какой-то интересной для них проблемы.

    Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения и воспитания позволяет включить ребенка  в реальную исследовательскую деятельность и нацелить его на получение реального результата. Работа над проектами способствует творческой самореализации детей, совершенствованию их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, а также вырабатывает целеустремленность и самостоятельность. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать. У ребенка развивается уверенность в своих силах, повышается самооценка и общая культура. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов.

    Я не утверждаю, что проектная методика поможет решению всех проблем в обучении и воспитании, но это эффективное средство активизации познавательных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся.

    Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации обучающихся.

    Все мы, взрослые, желаем детям добра. Нам хочется уберечь их от всего дурного.  Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность. И мне как учителю кажется, что в этом ощутимую помощь может оказать использование в работе метода проектов.

     Список литературы

     

    1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
    2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии.  Начальная школа. – 2005. - №6.
    3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
    4. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения.  Директор школы. – 1995. - №6.
    5. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов Д.,2005.
    6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.  Начальная школа. – 2005. - №9.
    7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа. – 2004. - №2.
    8. Кривцова А.Правило трех «С», Школьный психолог, 2005, №18
    9. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.  Народное  образование. – 2000. - №7.
    10. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
    11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
    12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”. Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
    13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
    14. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. Сельская школа. – 2004. - №2.
    15. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника.  Школьные технологии. – 1999. - №6.
    16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005;
    17. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
    18. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч. – 2003. - №6.
    19. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль «Академия развития». – 1997 .
    20. Шумакова Н. Обучение и развитие одаренных детей, М. 2004
    21. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методический семинар по теме «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС»

    Презентация к  методическому семинару по теме «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС»...

    Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

    Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

    Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

    1. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе...

    Научно-методическая разработка "Проектная деятельность в начальной школе. Теория и практика"

    Авторская разработка может быть использована в преподавании учителями начальных классов в подготовке к проведению интегрированных уроков,  при разработке проектов с младшими школьниками. Акт...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Материал обобщает опыт работы в этом направлении в системе дополнительного образования...

    Методическая разработка. Проектная деятельность в начальной школе.

    Сегодняшний мастер-класс пройдет в три этапа: сначала я вам расскажу о проектной деятельности, затем покажу, какие проекты создали мои ученики, и в заключении предложу вам создать собственный проект....