«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»
план-конспект урока (3 класс) по теме

В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас  курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,интересного. Даже приятно осознавать. что ты разбераешься в мировых религиях. Очень понравился курс "Основы светской этики". Давно нужно было ввести этот предмет. Дети совершенно не слушают свих родителей, некоторые мамы уже в третьем классе не справляются со своими детьми. Познакомилась с тематикой этих уроков и содержанием учебника.Урок. который я составила. посвящается все нашим мамам. Если дети любят и ценят материнскую любовь. значит они будут ценить всё живое на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

          МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО        

Лаборатория истории и культуры религий мира

                «Род и семья – исток нравственных отношений» 

«Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Тютляева  Елена Борисовна                                                            

                                                              учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №1605

СЗОУО ДО г. Москвы

                                           Москва 2012.

Тема:         «Мама, как же много значит это слово в нашей жизни!»

Цель:        Воспитывать  в  детях  любовь и уважение к самому близкому на земле человеку.

 Задачи:       -     Укреплять мелкую мускулатуру рук,

                    умение аккуратно    работать фломастером,

                цветными    ручками, карандашами.

                 -      Развивать творческие способности детей.

               -     Оформить выставку рисунков «Мамочка любимая моя».

              -  Формировать умение анализировать тексты малого объема;

                -    Развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе,

                   -        Развивать диалогическую речь детей, умение связно и последовательно рассказывать о каком- либо событии.  

              -    Воспитывать интерес к жизни своих родителей, маме, её хобби, желание чем-то ей помочь.

   

                        -    Воспитывать умение эмоционально выражать свои чувства к маме через своё творчество.

              -       Показать детям, что  слово  МАМА  –  это первое слово, которое произносит человек и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

Форма урока:  творческий устный журнал.

План урока как целостной системы:

Организация эмоционального настроя.

Беседа о материнстве.

Рассказ учителя о своей маме.

Чтение пословиц и поговорок о мамах.

Рассказы детей о своей маме.

На всех языках нашей необъятной России слово МАМА звучит одинаково.

Цветок для мамы.

Анализ сказки М.Скребцова «Сердце матери».

Творческое задание в группах.

Подведение итогов.

Способы реализации поставленных целей урока:

 Методы организации и осуществления учебной деятельности.

- Словесный (рассказ, беседа)

- Наглядный (демонстрация)

- Практический (изготовление цветка)

По степени управления учебной работой:

 - Под руководством преподавателя

- Самостоятельная работа учащихся.

- Творческая работа в группах.

 Методы стимулирования и мотивации учения.

- Анализ жизненных ситуаций.

- Создание ситуации успеха.

- Убеждение в значимости нового предмета.

- Учебная  творческая деятельность в группах.

Оборудование:

    - мультимедийный проектор

     - компьютер

    - музыкальный центр

    - презентация для урока

    - толковый  и орфографический  словарь.

Музыкальное оформление урока:

Песня Т. Булановой  «Мама».

Видеофрагмент сказки «Мама».

Список используемых материалов:

music.yandex.ru

2.

 

3.Сайт Интернет-ресурсы учителям начальной школы.

Этапы урока

Содержание урока

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент.





























II.

 Сообщение темы и задач урока.






























Проверка домашнего задания.

























Рассказ учителя об отношении к матерям в разных странах  разных конфессий.







Чтение и работа над сказкой «Сердце матери»

































Творческое задание и домашнее задание.





Изготовление открыток в память об этом занятии.







Сегодня наша работа подходит к концу, но любовь и уважение к маме, к своим родителям пусть не кончатся никогда.

Цель: концентрация внимания учащихся, создание эмоционального настроя, подведение к осознанию темы урока                                                                                Мама. Какое слово!

                      Слова лучше нет.

      Всё в этом мире для тебя,   родная мама.

Мама, милая мама!

Эти нежные строки – тебе,

Самой милой и самой красивой,

Самой доброй на этой земле.

Всё, чем жизнь красива и богата

Всё, что есть для счастья на земле:

Бархат звёзд, рассветы и закаты -

Всё дарю, родная, я тебе!

Я хочу,  чтоб наполнялась счастьем жизнь твоя,

Пусть распускаются ярко цветы для тебя

Ты так справедлива, добра и прекрасна!

И хочу сказать, что я люблю тебя!


 

Как   вы считаете кому мы сегодня посвятим наше мероприятие?

Сегодня мы будем говорить о человеке, который подарил нам жизнь.



Рассказ-беседа учителя.


Для большинства из нас слова о том, что мама – самый родной и близкий человек, не пустой звук. Едва появившись на свет, мы уже знаем, кто любит нас больше всех на свете, кто, не задумываясь, отдаст за нас свою жизнь. К сожалению, люди так устроены, что часто самолюбие и в какой-то мере эгоизм не дают нам сказать своим родным и любимым мамочкам, как много они значат в нашей жизни. Поверьте, ни одно материнское сердце не останется равнодушным к словам «Я тебя люблю», если они прозвучат из уст собственного ребенка. Часто в силу каких-то обид и недопонимания мы откладываем свое признание в любви маме до тех пор, пока не станет слишком поздно.

 Вот уже пять лет я живу без мамы. Она у меня была заслуженным учителем Российской Федерации. Первый свой урок я дала под её руководством. Даже сейчас я чувствую незримую поддержку. Таким образом продолжается мой род. Мои дочка и внучка понесут тепло бабушек, и ниточка  нашего рода не оборвётся. Ведь жизнь родных – большая ценность. Родственные отношения строятся  на взаимной любви родителей и детей, старшего и младшего поколений.

Сегодня мы постараемся отдать как можно больше тепла нашим мамам.


 Каждой группе было задано своё домашнее задание.

1 группа – подобрать как можно больше пословиц о мамах и родителях.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Мать всякому делу голова.

Куда мать, туда и дитя.

Сердце матери отходчиво.  И.т.д.

2 группа должна придумать интересные поздравительные открытки, которые можно будет сегодня на уроке изготовить.


3 группа нашла высказывания великих людей о матерях.


Моя мама была самой красивой женщиной, которую я знал.

Тем, кем я стал, я обязан своей матери. Все мои успехи в этой жизни, морольное интеллектуальное и физическое воспитание я ставлю заслуги маме  (Д. Вашингтон)

Нет того, чего  бы не выдержала любовь матери(Паддок). (ИТД)


Наша Россия огромная страна, в которой живут  много разных народов разных национальностей.

Каждый из народов по-своему воспевает любовь к своим матерям.

Во всех странах мира люди говорят на разных языках и по-своему преклоняются перед  мамами.




Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся.
Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...


На доске нарисовано большое сердце. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Одна из мам, пришедшая на урок. вписывает все названные детьми сокровища в рисунок на доске.
Затем дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе одно какое-либо сокровище и  дома сочиняет сказку о маме, которая подарила своим детям это сокровище.

Как вы думаете, кому мы подарим наши открытки? Молодцы ребята второй группы.

Замечательный подарок.

Под вашим руководством мы сделаем эти открытки.




Мамы очень любят красивые стихи.


Дети читают стихи.


В завершение урока давайте споём мамам песню  «Я скучаю»  поёт Т.Буланова.


Ученик у доски читает стихотворение

                                                Мама. Какое слово!

 

                                           













Нашим мамам.



















Уч-ся  1-ой гр. читают пословицы, остальные объясняют смысл этих пословиц и поговорок.

Дети показывают открытки (см слайд в презентации)










Презентация




Вопросы и задания к сказке:
• Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
• Представьте, что все деревья — это большая семья.
• Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
• Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
• Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

Физминутка.

Дети изображают все домашние дела мамы.


Потом вместе танцуют.































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация

Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Конспект урока по курсу "Основы светской этики"....

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"

Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по   предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом ...

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...