Урок истоковедения по теме "Знания и мудрость", 3 класс
план-конспект урока (3 класс) по теме

Парфёнова Евгения Михайловна
На уроке происходит социокультурное наполнение категории "Знания и мудрость".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_znaniya_i_mudrost.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Знания и мудрость».

Цель: Социокультурное наполнение категории «Знания и мудрость».

Задачи:

Развитие целостного восприятия.

Развитие навыка эффективного общения в четвёрке, выбор лидера.

Развитие умения структурировать время, анализировать информацию.

Ход урока:

Присоединение.    

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Посмотрите за окно – какое там яркое солнышко! Как оно нам улыбается! Давайте и мы, как маленькие солнышки, подарим друг другу и нашим гостям солнечные улыбки! Садитесь поудобнее, и постарайтесь получить удовольствие от нашего общения!

А сейчас попробуйте продолжить пословицу (слайд 2): «Мир освещен солнцем, а человек – … знаниями» Как важно, чтобы пытливый ум трудился в согласии с добрым сердцем! Доброе сердце рождает добрую мысль. Сокровищница знаний должна принадлежать нравственным людям.

Давайте вспомним рассказ «Как верит пытливый ум» (с.14 учебника – дети читают первые четыре абзаца)

Сегодня к нам в гости пришла моя бывшая ученица – сейчас она учится в  11 классе –  Новикова Алина. С неё, ребята, можно брать пример. Все 11 лет Алина учится только на «5» и сегодня она хочет сообщить вам кое-что очень интересное…

Новикова Алина: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сейчас я учусь в 11 классе, но когда-то  мой школьный путь начался именно вот с этих стен, с этой парты, с этой доски, с этого учителя. Многому вас научит начальная школа, но сколько вам ещё предстоит узнать! (слайд 3) Вы, наверное, уже знаете, что всё накопленное человеческим умом разделяется на несколько отраслей знания. Знания о природе составили естественные науки. Их довольно много: биология, география, химия, физика. (слайд 3) Они помогают лучше узнавать нашу родную планету, указывают, как беречь наш общий дом – Землю, как сохранить её для следующих поколений.

Существует много полезных точных и технических наук, среди них – алгебра и геометрия . Эти науки дополнили то, что дала нам природа: например, изобрели хитроумные станки, создали водный, наземный и воздушный транспорт, сконструировали сложную строительную технику. Технические науки помогают людям разумно обустраивать наш общий дом.

Общественные науки – история, обществознание –  накапливают знания о человеческом обществе. Они изучают, как жили люди в прошлом, учат не повторять ошибок. Они предлагают законы, которые должны оградить человека от преступлений, от зла и неправды. Общественные науки помогают хранить в нашем общем доме взаимопонимание.

Человеческий разум создал и другие науки. Очень скоро  вы со многими из них начнёте знакомиться. Хочется верить, что мир знаний подарит вам немало радостных и волнующих открытий. Входить в этот мир нелегко, встретится много трудностей. И поэтому я желаю вам успехов и трудолюбия!

Учитель: Спасибо тебе, Алина, за интересный рассказ. Я думаю, ребята с удовольствием будут осваивать дальнейшую школьную науку!

А теперь мы с вами совершим небольшой экскурс в историю. Давным-давно, когда мир знаний был ещё обозримым для одного человека, учёные придумали книги, в которых объединили все известные сведения. Это были первые в мире энциклопедии.(слайд 4) Людей, которые могли усвоить все знания, накопленные человечеством, тоже стали называть энциклопедистами. Знаменитым русским энциклопедистом был Михаил Васильевич Ломоносов. Вы о нём знаете?

(Ученики рассказывают о Ломоносове.)(слайд 5)

Учитель: Конечно, в энциклопедиях нужно было писать очень кратко, только самое главное и бесспорное. Как же это сделать? Решено было все сведения разместить строго по алфавиту. Потребовались, например, кому-то знания о воде – он должен был найти раздел на букву «В», а в нём обнаружить слово «вода». Очень краткие энциклопедии называются словарями. Время энциклопедистов прошло, но энциклопедии до сих пор очень популярны во всём мире.

В нашей стране много лет назад была издана «Детская энциклопедия» (слайд 6), ею пользовались ещё ваши родители, когда были школьниками. В наши дни издаётся новая «Энциклопедия для детей». Она отличается тем, что сведения расположены по отраслям знаний – одни тома, например, отведены только истории, другие – искусству, третьи – религии и т.д. Наверняка у вас дома имеются такие энциклопедии, и вы с интересом их читаете. А если нет дома, то можно сходить в нашу школьную библиотеку, где вы можете познакомиться как со старым изданием «Детской энциклопедии», так и с новыми книгами энциклопедического характера.

2. Активное собеседование.

Учитель:

- Можно ли знания, полученные на уроках Истоки, назвать мудрыми?

- Что такое мудрость и в чём её секрет?(слайд 7)

Ответить на этот вопрос нам поможет мудрость народа – пословицы и изречения. Подумайте над смыслом каждой из них и постарайтесь приоткрыть этот секрет:

Мудрым никто не родился, а научился.

Мудрость в голове, а не в бороде.

Молодой умок старым умом крепится.

Ум да разум впереди дела.

Мудрая голова – короткий язык.

(слайд 8) «Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу души своей.»(из летописи)  (слайд 9) Л.Н.Толстой сказал: «Мудрость не в том, чтобы много знать…Мудрость в том, чтобы знать, какие знания самые нужные…Из всех же знаний, нужных человеку, самое важное знание того, как жить хорошо, то есть жить так, чтобы делать как можно больше добра».

Физкультминутка (на ковриках-тренажёрах). (слайд 10)

По траве босиком

Мы бежим с ветерком

По лесной знакомой тропинке.

Воду пьём из ручья,

Слушаем соловья,

Улыбаемся каждой травинке!

Здравствуй, лес и река!

Небо и облака,

Здравствуй, солнышко ясное наше!

Нет на свете милей,

Нет на свете родней

Нет любимой Родины краше!

Работа с учебником.

Учитель: Ребята, а вы знаете этого человека? (слайд 11) Давайте мы сейчас прочитаем рассказ «Мудрость и мудрецы» и после этого, я думаю, вы догадаетесь, кто перед вами. (Чтение рассказа «Мудрость и мудрецы» на с.121 – 124. (слайд 11)

Вопросы:

-  Кто же  это?

-  Что нового узнали о мудрости и мудрецах?

-  Какое было отношение к книгам на Руси?

-  Что роднит мудрого крестьянина и знаменитого учёного?

-  А это место узнали? (слайд 12) Чем оно знаменито?

-  А это что за старец? (слайд 13)

-  Мудрость спасает мир…Каким образом?

Истина – плод ума-разума. Мудрость – единение истины и любви.

5. Физкультминутка по офтальмотренажёру.

6. Активное занятие №32 (оценивающее). Работа в четвёрке «Мудрые советы Владимира Мономаха» (Истоковедение, т.2, с.119 – 121; тетрадь «Истоки», ч.2, с.24 – 25)

1) Присоединение.

Учитель: У Ярослава Мудрого был внук – Владимир Мономах. (слайд 14) Мы о нём уже немного знаем из «Окружающего мира». Во времена Мономаха началось составление русской летописи — "Повести временных лет". Согласно легенде ее написал монах Киево-Печерской лавры Нестор. Летопись начинается словами "Откуда есть пошла Русская земля". Эти слова давно уже стали крылатой фразой.

Вскоре были созданы и жития первых русских святых (слайд 15) : княгини Ольги, князей Владимира Святого, Бориса и Глеба. Сам Владимир Мономах тоже стал одним из первых русских писателей. Он написал "Поучение" своим детям (слайд 16), которое можно рассматривать как открытое письмо всей земле Русской и особенно боярам, а не собственным сыновьям, к тому Бремени людям уже зрелым, имеющим взрослых детей.

2) Индивидуальный этап.

Учитель: Прочитайте и соотнесите мудрые советы Владимира Мономаха с народными пословицами. Работаем, пока звучит музыка.

3) Работа в четвёрке.

Учитель: Не забывая о правилах общения в группе, обсудите ваши ответы и постарайтесь прийти к единому мнению. Выберете лидера и делегируйте его. Работаем, пока звучит музыка. (слайд 17)

4) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

5) Рефлексия.

Учитель:

-  Какое поучение вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей)

Спасибо, ребята, за усердие и любознательность, за активную работу.

7. Домашнее задание.

А дома вы выполните задание 6 на с.26 и задание 7 на с.31 в рабочей тетради. Вспомните, что означает ваше имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Дорогие мои старики. К уроку ИЗО "Все народы воспевают мудрость старости"

Трогательная подборка живописных работ, объединенная темой пожилых людей. (Музыкальное сопровождение: Игорь Саруханов - Дорогие мои старики)http://youtu.be/nCi-f3ZaYC8А.Шилов Александр Курочкин. ...