Конспект занятия "Академия добрых советов"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Раскрыть сущность полярных понятий "Добро" и "Зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 225»

Коррекционное занятие

«Академия добрых советов»

Автор: воспитатель гпд

МБОУ СОШ № 225

Кузнецова С.Ф.

Цель: Раскрыть сущность полярных понятий «Добро» и «Зло».

Задачи:

  1. Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. Закреплять умение определять эмоциональное состояние человека, побуждать к оказанию помощи;
  2. Учить детей понимать чувства, переживания другого человека;
  3.  Развивать способность сочувствовать, сопереживать;
  4. Воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;
  5.  Воспитывать чувство толерантности, эмпатии к другому человеку;
  6. Воспитывать стремление совершать добрые дела, повышать самооценку.

Оборудование:

Для учащихся: 

  1. цветные карандаши
  2. фишки красного и черного цвета
  3. пиктограммы с изображением портретов детей
  4. карточки с названиями эмоций.

Для педагога:  

  1. Изображением злого и доброго волшебников
  2. Пластмассовые шарики белого и черного цветов
  3. Весы с двумя чашами

Ход занятия:


1. Организационный этап


Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы.





Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.















Актуализация темы занятия.


























































2. Основная часть.

Цель: Раскрыть сущность полярных понятий «Добро» и «Зло».































Цель: Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. Закреплять умение определять эмоциональное состояние человека.




Цель: Учить детей понимать чувства, переживания другого человека, развивать способность сочувствовать, сопереживать.















































Цель: учить давать моральную оценку поступкам.
















































3. Заключительная часть. Рефлексия.

Самодиагностика эмоциональных состояний учащихся.



Дети и педагог стоят в круге.

Педагог: Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Передать одним словом». И это слово – «Здравствуйте». Слово, которое мы произносим при встрече, это слово, с помощью которого мы желаем здоровья всем, с кем мы общаемся в течение дня.


Игра: «Передать одним словом»

Ход игры: Участники выбирают карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление,  веселье, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, энтузиазм и т.д.

Ребята, посмотрите, какие удивительные эмоции были сейчас продемонстрированы вами. Я уверена, что сегодня у нас все получится, вы проявите свой энтузиазм, заинтересованность, желание помогать тем, кто нуждается в вашей помощи.

А у нас  сегодня гости. Хотите посмотреть кто к нам пришел?

Педагог открывает доску, на ней  изображения доброго и злого волшебников.

(приложение № 1).

Перед вами два волшебника. Один из них добрый, другой злой. Давайте определим, какой из волшебников добрый, а какой злой? Посмотрев на них, вы можете это определить? (Дети: да по мимике)

 А ещё о том добрый ты или нет могут рассказать твои поступки. Послушайте рассказы волшебников о себе и постарайтесь догадаться кто из них добрый, а кто злой?

Рассказ 1:

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда-

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Рассказ 2:

А я с улыбкой не дружу

И лишь обидам рад.

Я гневом , злостью дорожу,

Кусаю всех подряд.

Не пожалею никогда,

Нигде и никого.

Люблю на свете я всегда

Себя  лишь одного.

Дети определяют, какое из стихотворений принадлежит какому волшебнику.

Педагог: Ребята, какие слова мы сегодня так часто произносим? (Добро, зло).

Верно, и сегодня мы вместе с волшебниками отправляемся в страну «Доброты».


Звучит припев из песни Шуры «Твори добро»

«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорим о таком человеческом качестве как доброта. Ведь они не разделимы.

Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте)

 - Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка». «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям».

Беседа о добрых и злых людях

Кого называют добрым? Кого называют злым?

Как ведут себя добрые люди? Как ведут себя злые люди?

Какие слова говорят злые люди, добрые люди?

Приведите примеры добрых героев из мультфильмов. Почему их можно назвать добрыми?

Приведите примеры злых героев из мультфильмов. Почему мы их называем злыми?

Тренинг эмоций (имитации)

Ребята, я предлагаю вам показать сказочных персонажей мульфильмов, используя мимику, жесты.

-доброго кота Леопольда;

-сердитых мышат; и др.

По окончании тренинга подвести детей к выводу: каким лучше быть: добрым или злым?


Поведенческий тренинг (обыгрывание проблемных ситуаций средствами театрализованной деятельности).

- Ребята, (имя ребенка), хочет рассказать вам что же с ним однажды произошло, рассказывать он нам будет без слов с помощью мимики, жестов (т.е. используя язык тела).

(Мальчик ушибся и заплакал. Пожалей его.) Своё эмоциональное состояние ребёнок показывает с помощью мимики, пантомимики.

Ребята, как мы можем помочь……, какие словами мы можем его утешить? (потерпи немного, мы тебе сейчас поможем, успокойся, пожалуйста; использование поглаживаний, тактильного контакта).

- У (имя ребенка) однажды произошла необыкновенная история, давайте её послушаем и посмотрим.

Рассказ ребёнка. (Мне на день рождения подарили красивую машинку. Я играл с ней осторожно и нечаянно сломал, мне было очень обидно и больно.)

Дети, подумайте, как можно помочь.

Дети самостоятельно находят способы оказания помощи:

-давай я попробую её починить;

-можно обратиться в мастерскую по ремонту игрушек;

- я дам тебе поиграть со своей машинкой;

- я подарю тебе свою машинку.


Молодцы ребята, вы оказали помощь своему другу, не оставили его в беде.

Физкультминутка

Наши добрые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.

Наши добрые цветки, закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

(дети имитируют движение в соответствие с текстом)


Игра «Хорошо - Плохо»

Ребята, вы знаете, волшебники поспорили. Один говорит, что на земле больше совершается хороших поступков, а другой говорит, что больше злых. Давайте, поможем им разобраться.

Я буду называть вам поступки человека. Если вы уверены, что поступок хороший то прикрепите фишку красного цвета рядом с добрым волшебником, если вам кажется, что поступок плохой – располагаем фишку чёрного цвета рядом со злым волшебником.

Поступки: Защитил слабого, Проведал больного друга, Поссорился с мамой, Уступил место в автобусе бабушке, Толкнул ногой щенка, Дернул девочку за косичку, Навел порядок в своёй комнате, Обманул учителя.

Получилось поровну. Ребята, а вам как кажется, неужели злой волшебник сможет победить в этом споре? (нет, хороших поступков больше).

Упражнение «Весы»

Учитель: - И мы сейчас это докажем.  Нам в этом помогут весы?

 - На одну чашу весов мы положим «зло»: (тёмные шарики означающие «зависть», «предательство», «жадность», «грубость», «война» и т.д.)

 - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

 (Дети выходят по одному к весам. Говорят о своём добром деле и кладут на чашу белый шарик. Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

 - Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.

Вот и заканчивается наше путешествие. И я очень рада, что волшебники пригласили нас в страну Доброты.

Ребята, а вы знаете, что такое настроение. Настроение – это душевное состояние человека. Если человек добрый, если он совершает добрые поступки, помогает людям, то и настроение у него хорошее, он улыбается. А если человек злой, то и настроение у него плохое, грустное. Сейчас мы узнаем, какое настроение у ребят нашего класса.

Детям предлагается контурное изображение лица ребенка. Они рисуют свое настроение, эмоциональное состояние. Рисование сопровождается композицией В.Мигули «Спешите делать добрые дела». По окончании работы педагог вместе с детьми составляет панно «Наш дружный класс».

Педагог: Посмотрите, дети, какой портрет класса у нас получился. Какие вы все веселые, добрые. Пусть в нашем классе так будет всегда, и вы будете дарить друг другу доброту и улыбки.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

Рефлексия. - Синквэйн.

Придумайте и произнесите фразу, состоящую из 4 слов, которой вы могли бы охарактеризовать свое настроение, состояние, то самое главное, что сегодня для себя вы поняли, узнали.

Ответы детей (примеры):

  1. радость, общение, игра, здорово
  2. смех, думай, оцени, добро
  3. увлекательно, не торопись, я умею, хочу еще


                 В жизни по-разному можно жить.

                 В горе можно и в радости.

                 Вовремя спать, вовремя пить.

                 Вовремя делать гадости.

                 А можно и так: на рассвете встать

                 И, помышляя о чуде,

                Рукой обнаженною солнце достать.                                                        

Приложение № 1

 Добрый волшебник

        Злой волшебник

Список литературы

  1. Семенака С.И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. – М., АРКТИ, 2004. – 72 с.
  1. Семенака С.И. Уроки добра.Коррекционно – развивающая программа для детей 7 – 10 лет . – М.: АРКТИ, 2005, - 80 с.
  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекциолнная работа с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые советы со всего света для родителей

Воспитание ребёнка в первую очередь идёт из семьи. Родители - первые и главные учителя в жизни любого человека. Очень хочется, чтобы они были мудрыми, понимающими. Потому что: ДОМ - это то, куда готов...

Добрые советы по развитию техники чтения.

Не всегда и не всем чтение даётся легко. Данные советы помогут облегчить этот трудный процесс. Главное - большое желание!...

Добрые советы родителям на лето

В этом материале даны ряд правил и условий  родителям и детям во время летнего отдыха, которые способствуют формированию навыков обеспечения личной безопасности....

"Творить добро" (Советы для родителей)

Рекомендации родителям способствующие улучшению взаимопонимания с детьми....

Правила и добрые советы

В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Детские психологи и врачи считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы н...

Правила и добрые советы родителям будущих первоклассников

Добрые советы родителям будущих первоклассников от учителя и педагога- психолога....

Буклет- памятка "Добрые советы родителям"

Этот буклет содержит несколько советов родителям по патриотическому воспитанию...