ИНОВАЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
методическая разработка (2 класс) по теме

Кофлюк Лада Васильевна

Лекторий.

по завершении - вручение творческих работ родителям детками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подарок родителям2.7 МБ
Файл lektoriy_dlya_roditeley.docx50.49 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: не только учителю необходимы психологические знания, но и родителям знания психологии помогут в семейном воспитании, в общении с ребёнком, в преодолении трудностей и проблем воспитания. Сегодня Вы получите не только теоретические знания, но и научитесь применять эти знания на практике.

План лектория

  1. Тест для родителей (с помощью теста Вы узнаете о своих воспитательных способностях).
  2. Семья глазами ребёнка (анализ детских рисунков) (научимся распознавать чувства ребёнка, анализировать внутрисемейные отношения через детский рисунок).
  3. Стили семейного воспитания. (Познакомимся со стилями семейного воспитания).
  4. Принципы семейного общения: (И узнаем, что принципы семейного общения имеют три основных составляющих)
  • создание положительной психологической атмосферы в семье;
  • принятие ребёнка родителями;
  • личный пример родителей.
  1. Семейные традиции (выступление родителей). (В завершении нашего собрания перед Вами выступит семья  и поделится опытом семейного воспитания детей и традициями семьи).

Тест для родителей: "Правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?"

У каждого взрослого свои представления о воспитании, которые почти всегда - результат определенного жизненного опыта, семейных традиций, образовательного уровня и просто характера, темперамента, личности взрослого. И, тем не менее, существуют основополагающие предпосылки правильного воспитания. Попробуйте не торопясь, предварительно обдумав,  ответить на вопросы теста, используя ответы "да", "иногда", "нет".

Ответ «да» оцените в 2 балла.
Ответ «иногда» – в 1 балл.
Ответ «нет» - в 0 баллов.

  1. Одинаковые ли у Вас с мужем (или женой) взгляды на воспитание детей?
  2. Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность - главные принципы в воспитании ребенка?
  3. Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?
  4. Вы заняты чем-то важным по дому или работе - ребенок неожиданно предлагает Вам свою помощь. Примите ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени Вашу работу?
  5. Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребенка не меньше, чем родители?
  6. Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: "Оставь меня в покое", "Я слишком устала", "Я занят", "Не отвлекай меня" и т.д.
  7. Интересны ли Вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?
  8. Считаете ли Вы, что если возникли проблемы в  воспитании ребенка, то нужно обратиться к детскому психологу?

Вы набрали менее 6 баллов: у Вас недостаточные  представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в Ваших познаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно, Вам нужна помощь психолога.

От 7 до 14 очков: Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить детям выходные, а в течение недели как бы Вы ни уставали после рабочего дня, хотя бы полчаса провести с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность.

От 15 баллов и выше: Вы прекрасные родители и Ваши дети получают в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не останавливайтесь на достигнутом - пределов совершенству нет, особенно в таком не простом деле, как воспитание детей.

Вывод: итак, Вы оценили свой воспитательный потенциал, сделали определённые выводы для себя по воспитанию детей.

Семья глазами ребёнка (анализ детских рисунков).

Ежедневно ли Вы интересуетесь делами ребёнка, его успехами и неудачами? Как понять, что ребёнок чувствует? Ведь не всегда дети могут выразить свои чувства и переживания словами, ребёнку проще это сделать через рисунок! А задача нас – взрослых вовремя понять, что творится у ребёнка на душе и помочь ему справиться со всеми проблемами! В октябре с учащимися начальной школы была проведена диагностика «Рисунок семьи», ребёнку предлагалось следующая инструкция: «нарисуй свою семью так, чтобы все члены семьи были заняты обычным делом, укажи, кто изображён на рисунке и отметь цифрами последовательность изображения членов семьи». На обратной стороне листа дети перечисляли состав семьи.

Итак, давайте рассмотрим несколько детских рисунков и попытаемся их проанализировать.

- Вашему вниманию предлагается 11 рисунков, посмотрите на них внимательно и выберите номера тех рисунков, которые, по-вашему, изображают дружные, сплочённые семьи.

Рис. № 1 (Вся семья занята общим делом)
Рис. № 2 (Папа – на диване, мама – пылесосит)
Рис. № 3 (Все по углам)
Рис. № 4 (Держатся за руки)
Рис. № 5 (Папа смотрит ТВ, мама – у плиты)
Рис. № 6 (Мама – у плиты, папа – у машины)
Рис. № 7 (Семья за столом)
Рис. № 8 (Сын – у компьютера, папа – в дверях)
Рис. № 9 (Нет автора на рисунке)
Рис. № 10 (Семья изображена, как семья цыплят)
Рис. № 11 (Никого нет дома)


- Вы сделали свой выбор? А теперь проверим!

- Итак, рисунки под номерами 1, 4, 7, 10 – изображают дружные, сплочённые семьи. Разберёмся почему. Во всех этих рисунках изображён полный состав семьи, что указывает на эмоциональное благополучие семей; все члены семьи объединены общим делом, расположены близко друг к другу (или держатся за руки), преобладают яркие цветовые оттенки.

- Рисунки под номерами 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11 изображают недружные, разобщённые семьи. На рис. №2, №3, №5, №6, №8 – все члены семьи заняты разными делами. На рис. №9 ребёнок не рисует себя, что свидетельствует об отсутствии чувства общности ребёнка с семьёй, его отверженности, нехватке родительского внимания, заботы и любви. На рис. №11 вообще не изображены люди, что свидетельствует о неблагополучной семейной ситуации. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Отсутствие в рисунке братьев и сестёр указывает на конкуренцию между детьми за родительскую любовь. Часто дети первой изображают фигуру матери, как наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Это обусловлено тем, что в нашей культуре мать часто является ядром семьи, выполняет наиболее важные функции в семье, больше времени бывает с детьми, больше уделяет им внимания.

Изображение себя на 1 месте  связано с эгоцентризмом ребёнка.

Вывод: таким образом, анализ детских рисунков выявил следующие проблемы внутрисемейных отношений, которые характерны не только для родителей учащихся нашей школы, но и общества в целом:

  • Разобщённость семей.
  • Преобладание материнского воспитания над отцовским.
  • Нехватка родительского внимания, заботы и любви.
  • Наличие конкуренции между детьми за родительскую любовь.
  • Детский эгоцентризм.

Стили семейного воспитания.

Успешность семейного воспитания во многом зависит от сложившегося в семье стиля воспитания. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:  попустительский,  состязательный,  рассудительный,  предупредительный, контролирующий,  сочувствующий,  гармоничный.

Попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребенка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимство. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. Учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает проявляться в младших классах, но обостряется в подростковый период. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания не выполнять.

Состязательный стиль семейного воспитания. При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для paскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести — к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать. В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок. Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.

Рассудительный стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. Родители считают, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершённое, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация.

Предупредительный стиль семейного воспитания. Предупредительный стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребенка, а второй — особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что ребенок находится под таким надзором. Родители делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей. На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо следуют чужому мнению. В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно. Однако, если таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно. Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.

Контролирующий стиль семейного воспитания. В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого к себе отношения. Родители достаточно активно используют методы наказания. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестоко, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать стороны лучшие. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка. Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно. Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем-то они готовы на все. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям. В школе они часто конфликтуют со сверстниками и даже учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе изолированными детьми.

Сочувствующий стиль семейного воспитания. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. Это говорит о том, что родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача — научить ребенка жить в реальном мире. Особенностью их характера является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали, старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. Этим учащимся свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью, самокритичностью, сильной волей.

Гармоничный стиль семейного воспитания. В таких семьях ребенок является всегда желанным. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры — это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей. Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств и желаний. Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности. У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу. Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели.

Принципы семейного общения.

Создание положительной психологической атмосферы в семье. Если в семье присутствуют: любовь, улыбки, радость, взаимопонимание, душевное тепло, забота и ласка, отзывчивость, доброжелательность, то такую семью можно сравнить с цветущим садом. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии их друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. В такой семье ребёнок чувствует себя безопасно и комфортно, его психическому и физическому здоровью ничего не угрожает. А если в семье постоянны: обиды, ссоры, конфликты, слёзы, равнодушие, непонимание, то такую семью можно сравнить с увядающим садом. В таких семьях ребёнок чувствует себя ненужным, обделённым родительской любовью и заботой, у всех членов семьи повышается уровень тревожности.

Принятие ребёнка родителями. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть». Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Всем родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок: не ребёнок плохой, а его поступок! Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Личный пример родителей. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. В.А. Сухомлинский говорил, что «ребёнок  - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Семейные традиции (выступление родителей).

Одним из условий успешного воспитания детей, является создание и укрепление семейных традиций. Проведение общественных и семейных праздников,  участие в конкурсах,  необычная организация выходных дней -  всё это создаёт ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, цементирует семью как коллектив. И сейчас мы познакомимся с одной из таких семей! Эта семья Х. поприветствуем! (Краткое представление членов семьи, рассказ о семейных традициях, номер художественной самодеятельности).

В заключении хочется сказать, что единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения!

Ты рожден человеком, но Человеком надо стать!

В.А. Сухомлинский

Задачи собрания:

  1. Привлечь внимание родителей к вопросу формирования нравственных качеств: чувства сыновнего (дочернего) долга, доброту и щедрость, порядочность; показать важную роль родителей в воспитании ответственных, добрых и внимательных детей.
  2. Вызвать у родителей эмоциональную реакцию, заставить задуматься о своей роли в нравственном воспитании детей.

Подготовительная работа к собранию:

Список литературы для родителей:

  1. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. М. 2001
  2. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений М., 2000
  3. Волков С.А. Интеллект – технология – нравственность. СПб, 1995
  4. Леви В.Л. Как воспитывать родителей
  5. Подумать над вопросами:
  • Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?
  • Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?
  • Как мы воспитываем эти ценности в детях?
  • От чего надо беречь душу ребенка?
  1. Видеоклип “Интервью с богом” (http://www.youtube.com/watch?v=rwkcjx3dS9A)
  2. Десять “нельзя”, соблюдение которых являются делом настоящего человека. (В.А. Сухомлинский

Ход собрания

1. Организационный момент. Просмотр видеоклипа.

Родители делятся своими впечатлениями.

2. Родителям о нравственном воспитании. (Беседа учителя)

Нравственное воспитание подрастающего поколения – было, есть и будет самой актуальной задачей любого общества. Мы все знаем, что все начинается с детства и лучше с самого начала правильно воспитывать, чем заниматься перевоспитанием. Еще в старые времена приводили такую аналогию: согнутое в колесо дерево легче ломается, чем выпрямляется. Нравственное воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность с целью укрепления в душе и сознании моральных норм, принципов, ценностей. Народная мудрость гласит: “Человеком не рождаются, человеком становятся”. В мире нет ничего более ценного, чем сам человек. Но почему один человек идет по жизни с высоко поднятой головой, не падает духом, какие бы его испытания, ни ожидали, а другой человек теряется, опускает руки.

Почему одному человеку люди радуются, считаются с его мнением, уважают его. А с другим стараются даже встречаться как можно реже?
Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?
Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?
Как мы воспитываем эти ценности в детях?
От чего надо беречь душу ребенка?
На эти вопросы мы вместе с вами попытаемся ответить.

  • Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?

– круг общения;
– родители;
– книга;
– телевидение;
– друзья…

(Родители продолжают список)

  • Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?

– веру в добро, желание творить добро;
– справедливость, правду;
– любовь к людям;
– любовь к природе, Родине;
– чуткость, внимательность, щедрость души;
– веру в себя, в собственные силы, ответственность, отношение к собственной жизни;
– стремление к прекрасному…

  • Как мы воспитываем эти ценности в детях?

Каким образом в столь нежном возрасте можно приучить детей к этим серьезным вещам?

На этот вопрос можно ответить так: молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму впервые годы его жизни, чем впоследствии, пользуясь при этом такими средствами как:

– постоянный образец добродетелей
– своевременное и разумное наставление
– умеренная дисциплина

Здесь нельзя воздержаться от того, чтобы не выразить сурового порицания обезьяньей или ослиной любви со стороны некоторых родителей по отношению к детям.

Закрывая на все глаза, такие родители позволяют детям расти без всякой дисциплины и без всякого наказания. В таких случаях детям разрешается совершать какой угодно негодный поступок, бегать туда и сюда, кричать, без причины плакать, грубо отвечать взрослым, приходить в гнев, показывать язык, позволять себе какое угодно своеволие – все это родители терпят и извиняют.

– Ребенок! – говорят они. Он еще этого не понимает. Если ты замечаешь у ребенка недостаток понимания, то почему не пробуждаешь его? Ведь не для того он рожден, чтобы остаться теленком, или осленком, но чтобы стать разумным существом.

  • Отчего надо беречь душу ребенка?

Душа? Да что же это такое? Мы часто говорим о воспитании души, о душевных людях и о бездушных.

О душе говорят как о живом существе: одно дело “мне больно”, другое – “душа болит”. Вслушаемся в ряд выражений. Всей душою желаю; всей душой чувствую. Всей душой люблю. Надеюсь; благодарен; ненавижу; страдаю; радуюсь; стремлюсь; верю и т.д.

Душа, если вслушаться в нашу речь, это соединение всех желаний, чувств, стремлений, печалей, радостей человека.

Соединенные вместе, желания и чувства получают новые свойства, а именно свойства души, так что мы говорим о чистоте души, о красоте ее или о низости. Это чрезвычайно важно для воспитания.

Так от чего же надо беречь душу ребенка?

  • От пустоты душевной, от такого состояния, когда у человека нет ничего за душой святого. Пустота души – это самое страшное зло, для утверждения которого в душе ребенка не нужно никакого вредного окружения – достаточно только быть равнодушным к человеку. Человек с пустой душой лишен самого драгоценного счастья – счастья творить добро.

Беречь душу ребенка – это значит заботиться о том, чтобы в душе его крепко утвердились незыблемые святыни.

Святынями, которые надо утверждать в душе ребенка, чтобы беречь ее чистоту являются:

– вера в добро, вера в то, что человек – творец добра не только для себя лично, но и для других людей.
– вера в великую силу труда, в то, что трудом человек создает свою собственную красоту;
– вера в самого себя, умение видеть в себе добро, способность переживать чувство гордости за самого себя, за успехи в труде, за добро, что создается собственным трудом для людей. Вдохнуть в детское сердце стремление творить добро не для человеческих глаз, а для самого себя.

  • От бездушного, бессердечного отношения к человеку. Кто научился сопереживать, тот научился уважать другого человека – щадить его чувства и переживания, беречь чужое сердце. Эта способность учит чувствовать внутреннее душевное состояние другого человека.
  • Надо оберегать детскую душу от эгоизма. Самым главным корнем детского эгоизма является то, что впервые годы сознательной жизни, когда психика гибкая, чувствительная. Легко поддается воспитательному воздействию как раз в этот период “центром вселенной для ребенка являются его личные желания; все его чувства, его отношения к людям и самому себе – все это вырастает исключительно на почве личных желаний и зависит от того, как они удовлетворяются. Самое малое ограничение желаний вызывает тяжелые переживания, его сердце глухо к душевному состоянию других людей. Эгоизм калечит детскую душу.

Основное лечение от эгоизма – научить ребенка управлять своими желаниями. Воспитательная работа в этом направлении начинается в семье с того времени, как только ребенок осмыслит, что он живет среди людей и что у каждого человека есть желания.

Следовательно, чтобы предостеречь ребенка от эгоизма, необходимо последовательно учить его вносить ежедневную капельку добра в гармонию согласованной жизни. Тут очень важно придерживаться закономерности: из общего улья благ ребенок не должен брать добра больше, чем сам его приносит. Если нарушается это равновесие, рабочая пчелка становится трутнем.

  • В тесной связи с предупреждением эгоизма находится оберегание детской души от равнодушия. Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека в душе нет никаких идеалов, он может стать предателем. Равнодушие – родная сестра бессердечности, бездушности.

Первая предосторожность от равнодушия: – для ребенка в жизни не может быть ничего, что не волновало бы его сердце. Нельзя допускать, чтобы ребенок скользил холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или же, наоборот, пробудить протест, возмущение.

  • От неправды, обмана, фальши. От всего, что делается для “формы”, для отчета – это воспитывает подлость, лицемерие, теряется вера в правду.
  • От лености, безделья, привычки выполнять работу кое-как. Лень развращает душу человека не только тогда, когда он ничего не хочет делать. ленивый, бывает и делает все, что требуют, но единственным побуждением для него является принуждение, контроль. Лень уродует душу ребенка тем, что она лишает его самого главного внутреннего духовного стимула деятельности – вдохновения. Вдохнуть в душу ребенка желание, зажечь его работой – это означает дать ему счастье творчества, полноту духовной жизни.

Первоисточником лени в школьной жизни является леность мысли, ведь работа – и умственная, и физическая – любая работа всегда является выражением духовной жизни, в которой красной нитью проходит мысль. Вдохновение начинается от пробуждения мысли. Вдохновение приносит удовлетворение, наслаждение трудом.

Наши предки имели обыкновение говорить, что праздность – подушка сатаны. И совершенно верно. Ведь кого сатана найдет не занятым трудами, того он займет сам сперва дурной мыслью, а затем также и позорными делами. Итак, благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека праздным, но постоянно занимать его трудами, т.к. таким образом заграждается дорога злейшему искусителю.

Приведу пример о воспитании детей одной семьи. На родительском собрании зашла речь об этой тонкой, нежной стороне духовной жизни детей в этой семье, высокоразвитом чувстве чести, стремлении все сделать своими силами. “Расскажите, уважаемая Мария Михайловна, пусть все родители послушают: как вы воспитываете своих детей? Как отшлифовываете в их душах вот эту драгоценную черту, которая для большинства семей пока еще, к сожалению, остается неуловимой, фантастической птицей?”

Мать усмехнулась и ответила: “Некогда нам с мужем воспитывать детей. Каждый день мы на работе. Закон у нас в семье такой: как только ребенок встал на ноги – работай. И не только для себя, но и для людей. И на людей смотри человеческими глазами… Это нерушимый закон. А воспитывать нам некогда… Пусть про воспитание расскажет тот, кто не работает, сидит с ребенком да еще воюет с ним из-за двоек, как слышала я не раз…”

И нам, учителям, и родителям стало ясно: то, про что говорит мать, про отсутствие воспитания, это и есть настоящее воспитание.

Очень непросто быть человеком. Много испытаний соблазнов и искушений приходится преодолевать каждому, прежде чем душа освободится от недобрых помыслов. Никто не застрахован от ошибок и поражений на этом пути. Но и сделать что-то достойное, стоя на месте и ничего не предпринимая, тоже нельзя. Каждый человек выбирает свою дорогу к своим звездам. Главное, чтобы другим от этого выбора не было хуже.

Поспешите домой и по пути поразмышляйте над историей под названием “Ворота сада”.

Обсудите ее с вашим ребенком сегодня вечером… Пусть задумается…

Ворота сада

… Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Отец сказал юноше: “Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда потеряешь терпение”.

Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но, посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах.

И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана все равно останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая”.

Ребенок задумался? Он хочет знать, какие поступки следует считать плохими и причиняющими боль окружающим? Самое время предложить ему перечень десяти “нельзя”, сформулированных В. Сухомлинским.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Бернарда Шоу:

Теперь, когда мы научились
летать по небу как птицы.
Плавать под водой как рыбы.
Нам остается только научиться
жить на Земле как люди!

Литература для подготовки родительского собрания:

  1. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике.
  2. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. М. 2001
  3. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений М., 2000
  4. Волков С.А. Интеллект – технология – нравственность. СПб, 1995
  5. Леви В.Л. Как воспитывать родителей
  6. Максимочкина В.Н. Родительские собрания. Взрослеем вместе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...