Описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников.
статья на тему

Тетерина Юлия Германовна

В тексте представлена система внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_zanyatiy_po_pravu.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы внеклассных занятий

 по формированию правовой  культуры младших школьников.

Для разработки системы занятий с правовым компонентом было использовано методическое пособие для учителей начальных классов «Права человека для младших школьников» (авторы Бочарова А.М., Бочаров И.В.). Авторы данного пособия являются преподавателями-методистами «Школы прав человека», созданной общественной благотворительной организацией «Центр поддержки демократических молодежных инициатив».

Содержание работы по гражданско-правовому воспитанию младших школьников строится исходя из следующих позиций:

  1. знания, которые получают учащиеся в ходе занятий;
  2. умения, формируемые в ходе занятий;
  3. нравственные нормы и ценности,  проявляющиеся в действиях и поступках учеников.

Знания

  1. - как организуются человеческие сообщества, какова роль правил и законов в этих сообществах;
  2. - как потребности членов сообщества согласуются с потребностями общества в целом;
  3. - в чем сходство и различие между отдельными людьми, группами и сообществами;
  4. в чем сущность таких человеческих ценностей, как честность, справедливость, моральная ответственность и др.

Умения

  1. ясно и обоснованно излагать обстоятельства дела;
  2. осуществлять выбор вариантов действий в зависимости от обстоятельств;
  3. осуществлять совместные действия.

Позиции

  1. самостоятельность суждений по социальным и нравственным вопросам;
  2. уважение к правовым процедурам и правам окружающих;
  3. уважение к иному образу жизни, иным убеждениям, мнениям, идеям;
  4. активное отношение к правам человека, готовность уважать законные интересы окружающих;
  1. стремление к обоснованным аргументам и ненасильственным способам разрешения конфликтов;
  1. конструктивный подход к делам сообщества;
  2. понимание важности демократических путей принятия решений.

Нравственные нормы и ценности

  1. собственный моральный кодекс, ценности и убеждения;
  2. реальная забота об окружающих;
  3. самооценка и уважение к таким ценностям, как трудолюбие, честность, справедливость и др.

Потребности

  1. сравнивать собственные ценности и убеждения с ценностями и убеждениями других людей;
  1. анализировать факты, давать оценки и делать выводы;
  2. обсуждать противоречия, различного рода дилеммы и решать споры;
  3. анализировать результаты собственных решений.

Нравственное развитие должно оцениваться в зависимости от того, располагают ли учащиеся в этой области:

  1. - системой личных убеждений (верований);
  2. умением отстаивать свои убеждения и подтверждать их своим поведением;
  3. готовностью размышлять над различными случаями из жизни;
  4. способностью эмоционально воспринимать и осознавать глубокий смысл происходящего в окружающем мире и в себе самом.

Нравственное развитие должно оцениваться также по тому, насколько у учащихся проявляется:

  1. понимание различий между правильным и неправильным, истинным и ложным;
  2.  уважение к людям, истине и собственности; беспокойство о том, как их поступки могут задеть окружающих;
  3. способность выносить ответственные и обоснованные суждения по вопросам морали;
  4. потребность исходить из нравственных норм и правил в собственном поведении.

Социальное развитие учащихся должно оцениваться:

  1. по характеру взаимоотношений в коллективе;
  2. по способности проявлять ответственность и инициативу;
  3. по способности успешно работать в группе и продуктивно участвовать в жизни школьного коллектива, сотрудничать с его членами;
  4. по растущему умению понимать жизнь общества через семью, школу и различные сообщества.

Теоретические занятия предполагают дискуссию, обсуждение проблемы, поиск ответа на возникший вопрос, в ходе которого учащиеся получают представления о новых понятиях, получают новые знания.

Практические, или игровые занятия, направлены на закрепление материала или развитие практического, эмоционального и нравственного опыта взаимодействия в обществе.

Система занятий разрабатывалась с учетом следующих принципов:

  1. опора на имеющийся опыт учащихся
  2. физическая и психологическая комфортность
  3. опора на эмоционально-образное восприятие мира

 Программа внеурочных занятий

по формированию правовой культуры

Программа предназначена для учащихся 3-4 классов.

Программа рассчитана на 30 часов

Цель курса:

- накопление представлений о взаимодействии в системе «человек – природа – общество»

- воспитание социальной терпимости

- воспитание уважения к себе и окружающим.

Цели программы реализуются через тематические беседы, ролевые игры, конструирование и проигрывание жизненных ситуаций, через сочинение рассказов, рисование, чтение и рассуждение о прочитанном, проектную деятельность, творческие работы.

Содержание курса состоит из 5 блоков:

  1. Кто я? Какой я?
  2. Я и моя семья.
  3. Я и моя школа.
  4. Я и мой город.
  5. Я и моя страна.

Темы первого блока (одного из ведущих в программе) направлены на привлечение внимания ребенка к самому себе, своим мыслям, словам и поступкам. Умение анализировать должно сочетаться с умением давать оценку. Занятия построены таким образом, что основной акцент делается на том хорошем, что уже есть в ребенке. Он должен знать свои достоинства, должен помнить о том, что способности есть у каждого человека (и необязательно в сфере интересов школьной жизни). Тем самым повышается самооценка ребенка неуспешного на уроках, неуверенного в себе.

Методы и приемы, используемые на занятиях: игры, ролевые игры, рисование на заданную тему, беседы и т.д.

Вопросы, на которые дети отвечают в ходе занятий:

- Кто я? / ученики определяют множество социальных ролей, которые они играют в жизни, например, ученик, сын, покупатель и т. д./

- Какой я? / ученики определяют черты своего характера, которые помогают или мешают им в жизни/

- Каким я хочу быть? Почему?

- Каким я не хочу быть? Почему?

- Чем я отличаюсь от других людей?

- Чем я похож на других людей?

- Все люди разные – это хорошо или плохо?

Темы второго блока направлены на воспитание в детях желания жить в доверии, терпимости и согласии с другими. В основе этого лежит уважение прав других быть самими собой.

Вопросы, обсуждаемые в ходе занятий:

- Какие обязанности я имею дома?

- Какие права я имею дома?

- Кто в семье главный: взрослые или дети?

- Кто имеет больше обязанностей: взрослые или дети?

- Что делает семью дружной, крепкой и сплоченной?

- Что я делаю для своей семьи?

Темы третьего блока позволяют подробнее обсудить школьную жизнь во многих её проявлениях. Поднимаются вопросы и школьных правил, и важности получения знаний, и трудностях на уроках, и радостях побед над этими трудностями. Параллельно учениками познается важность организации и упорядочивания отношений в коллективе, установления правил по которым живет общество.

Темы четвертого блока затрагивают жизненный опыт детей, как жителей города. Обсуждаются права и обязанности ребенка, когда он выходит из дома или школы и попадает на улицу или в общественное место, поднимаются вопросы обеспечения собственной  безопасности и безопасности других людей, какие культурные, спортивные общественные места в нашем городе дети могут посещать, чтобы с пользой проводить свободное время.

 

Темы пятого блока направлены на воспитание в детях уважения к стране, в которой они живут. Чувства любви и гордости за Родину позволяют быстрее развить интерес к общественной жизни граждан этой страны и воспитать патриотизм и активную гражданскую позицию. На занятиях изучается государственная символика, на доступном уровне обсуждаются вопросы государственного уклада (например, что такое налоги и зачем они нужны).

п/п

Тема занятия

Ключевые понятия

        1

Вводное занятие.

Анкетирование

   2

Кто я?

Имя, фамилия, отчество,

индивидуальность

   3

Какой я?

Сходства и различия между

людьми

   4

Игровое занятие «Кто я? Какой я?»

Самооценка

   5

Я и мои друзья

Дружба, отзывчивость

   6

Игровое занятие «Давай

помиримся»

Оскорбление, конфликт,

 примирение

   7

Практическое занятие «Мои права

и обязанности»

Право, обязанность

   8

Моя семья

Дом и семья, родители и дети

Право и ответственность

   9

Практическое занятие

 «Семейный очаг»

Взаимоотношения в семье,

помощь и взаимное уважение

 10

Семейные традиции

Традиции, семейный уклад

Семейные праздники

 11

Профессии моих родителей

Профессия, любовь к труду

 12

Тяжесть обмана

Правда и ложь, ответственность

 13

Игровое занятие «Тяжесть обмана»

 Доверие и доверчивость

 14

Я – ученик

Ответственность за свои

поступки, право на образование

 15

Школьные правила

Необходимость и обязательность правил и законов

 16

Практическое занятие «Правила

в школе»

Право, ответственность

 17

Новичок в классе

Группа и поведение в группе

Одиночество

 18

Игровое занятие «Новичок

в классе»

Конфликт, примирение

 19

Игровое занятие «Чувства»

Дружеская атмосфера, доброжелательность

 20

После уроков

Свободное время, досуг,

хобби, кружки и секции

 21

Мой город Пермь

Достопримечательности

Правила поведения

 22

Практическое занятие «Когда я

стану взрослым…»

Гражданин, гражданская ответственность

 23

Моя страна

Герб, флаг, гимн

 24

Я – гражданин России

Государство и граждане

Законы и правила

 25

Обычаи и традиции народов России

Многонациональность

государства. Уважение

 к традициям народов

 26

Практическое занятие «Мой

любимый праздник»

Правила поведения,

 гостеприимство

 27

Практическое занятие

«Заветная страна»

Государство, права детей

в государстве

 28

Человек

Человеческое достоинство,

Равенство в правах и свободах

 29

 Игровое занятие «Человек»

Человек как часть природы

Нравственные ценности

 30

Итоговое занятие.

Анкетирование

Список литературы

  1. Болотина Т.В. Обучение школьников правам ребенка: содержание, методы обучения. Методическое пособие для преподавателей курса. Москва. АСАDEMIА.2002

  1. Преподавание прав человека. Книга для учителя. Том1. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. Москва. 2000.

  1. Бочарова А.М., Бочаров И.В. Права человека для младших школьников. Методическое пособие для учителей начальных классов. Пермь. 2006.

  1. Толерантность. Теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения. Пермь,2006

  1. Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт. По результатам анкетирования органов управления образования субъектов РФ. /Право в школе.№4.2005/

  1. Болотина Т.В. Организация обучения правам человека в основной школе. /Право в школе.№1.2004/

  1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию./ «ВАКО». Москва.2006

  1. Ивонина А.И. Повышение квалификации педагогов в контексте развития региональной системы гражданско – правового образования. /Право в школе. №2. 2005./

  1. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. редактор Бим-Бад Б.Н./ «Большая российская энциклопедия». Москва. 2002./

  1. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. /ACADEMA. Москва.2002

  1. Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. Краткий педагогический словарь./Москва: В.Секачев.2005/

  1. Программа воспитания школьников «Я – гражданин России» /Народное образование. №2.2002

  1. ТивиковаС.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах./Начальная школа. №2 2004.

  1. Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско – правового образования. /Право в школе. №3.2004.

  1. Права ребенка: Нормативные правовые документы. /М.:ТЦ Сфера,     2005.

  1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию./Москва «ВАКО», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...

Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"

Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению  обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...

Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".

Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....

Система работы школы по формированию у младших школьников математической грамотности во внеурочной деятельности

Главная цель моей педагогической деятельности – формирование личности, желающей и умеющей учиться.Ведь ученик сегодня должен быть гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и отстаивать инфо...

Внеклассное занятие "Интеллектуальная игра для младших школьников"

Данное мероприятие направлено на развитие познавательной активности детей, на выявление и повышение авторитета самых находчивых ,смекалистых и способных к познавательной деятельности учащихся....

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»...

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников: «В стране профессий»

Цель занятия: формирование у учащихся представления о мире современных профессий.Задачи:Активизировать и систематизировать уже имеющиеся знания учащихся.Познакомить учащихся с новыми профессиями.Через...