Рабочая программа по курсу М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"
рабочая программа (1 класс) по теме

Романова Инна Владимировна

Рабочая программа курса «Введение в народоведение» составлена на основе авторской программы по народоведению М. Ю. Новицкой (М..Ю. Новицкая «Введение в народоведение»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа63 КБ
Microsoft Office document icon КТП 178.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Введение в народоведение» составлена на основе авторской программы по народоведению М. Ю. Новицкой (М..Ю. Новицкая «Введение в народоведение»).

Рабочая программа предназначена для реализации духовно- нравственного направления внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009г.), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия №1», рассчитана на 135 часов.  

В первом классе предусмотрено 33 часа  (1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекса:

- М. Ю. Новицкая, «Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. 1-2 кл.-М.: Дрофа, 2001 г.- 208 с.

- М. Ю. Новицкая, «Введение в народоведение. Родная земля» 1-2 кл.: Учебник-тетрадь №1. Зачин дело красит.- М.: Дрофа, 1997 г.- 40 с.

Рабочая программа имеет целью раскрытие перед детьми системы миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения:

- освоение нравственных и эстетических ценностей народа;

- развитие проектных способностей детей;

- развитие аналитических способностей и воображения.

Специфика  курса заключается в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию. Для этого надо понимать определённую систему традиционных художественных средств. Она имеет единые философско-психологические мифопоэтические истоки в глубокой древности.

Программа построена на освоении мировоззренческой проблемы «единство годового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой. Дети узнают, как представления народа о происхождении и устройстве Вселенной выявляют себя через загадки, сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, в символике народного костюма и жилища. Единство человека и Вселенной, микро- и макрокосмоса, явится детям, как и их далеким предкам, в образах Мирового древа и Терема. Терем как образ мироздания и Дом как материальная и духовная основа семьи — понятия в народном мировоззрении взаимосвязанные. Они возникают в ходе работы по программе первого года одновременно.

Содержание программы первого года обучения предполагает два главных направления работы:

  1. освоение ритмической последовательности традиционного народного календаря как способа взаимоотношений человека и природы; знакомство с народным календарем как с действующей во времени моделью Вселенной. Это направление предполагает значительную эколого-природоведческую работу, которую можно вести параллельно — в классе и вне класса. Значительны здесь и возможности для музыкально-певческой, хореографической, театральной, изобразительно-прикладной деятельности детей.
  1. освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с образами народного словесного и изобразительного искусства, возникшими в результате осмысления мира природы нашими древними предками. Выяснение глубинного смысла произведений: «прочтение» в старинных орнаментах и изображениях рассказа об устройстве мира. Это направление предполагает разнообразную изобразительно-прикладную деятельность детей.

Содержание тем учебного курса

Важнейшие понятия и категории вводного цикла

Народ; народная культура; память; рукотворные и нерукотворные виды искусства; традиция; вариант; ритм; целое; элемент — часть; взаимоподобие Человека и Природы; начало и конец; условность; общее, различное, особенное.

Введение  в народоведение (14 ч)

Что у нас общего и чем мы различаемся?

Предварительное знакомство с теми тремя областями народной культуры, которые и станут предметом освоения в течение четырех лет занятий по курсу «Введение в народоведение». Раздел представляет их в обратном порядке:

1.— богатырский эпос, осмысляющий историю народа. («Могучие богатыри разных народов мира») — с. 5;

2. — семейная культура народа («Колыбельные песни разных народов мира») — с. 6—7;

3. — загадки, приметы, заклички, рожденные народным опытом общения с природой («Природа — сердечный друг») — с. 8—9.

Из рода в род

Просто, доступно, непринужденно рассказать о серьезных явлениях «народ» и «народная культура», обратившись к опыту семейной жизни детей. Выявление важнейшей  особенности понятия народ. Народ — это такая общность людей, которая обладает устойчивыми передающимися из поколения в поколение особыми чертами культуры. Показать взаимозависимость явлений — народ и народная культура.

У Мирона детки Миронычи, у Ивана-Иванычи

Отталкиваясь от жизненного  опыта ребенка, небольшого, но интересного для него, обязательно вспоминая события собственной жизни, покажите различия и взаимосвязь форм памяти: индивидуальной, семейно-родовой и общенародной.

Какого роду – племени?

Знакомство со способами построения своего родословия. По европейским правилам родословие строят по мужской линии. Мужская Родословная начинается от родоначальника (первое Поколение) и нисходит к потомкам: к сыновьям (второе поколение), внукам (третье поколение), правнукам (четвертое поколение) и т. д. Такая родословная называется нисходящей.

Доброму - добрая память. Скоро сказка сказывается

Все многообразие народной художественной культуры можно условно разделить на две большие области: рукотворные, материальные виды культуры и нерукотворные.

Рукотворная Культура — все вокруг нас, что создано руками людей из самых разных материалов: глины, дерева, камня, тканей и т. д. Это — костюм, Жилище, утварь и многое другое. Нерукотворная культура — все, что создано людьми при помощи слов, звуков, жестов: музыка, песни, сказки, танцы.

По памяти что по грамоте

Важнейшие свойства народной культуры — устность (способ передачи мастерства «из уст в уста», «из рук в руки», от одного к другому по памяти); анонимность (отсутствие определенного автора); коллективность (постоянное сотворчество многих людей в течение долгого времени и соответствие произведения народным художественным вкусам и этическим представлениям); традиционность (устойчивость при передаче из поколения в поколение); вариативность (индивидуальные изменения в зависимости от исполнителя, обстоятельств исполнения и др.); импровизационность (создание нового в русле устойчивой традиции).

Сей день не без завтра

Продолжить работу над формированием представления детей о соотношении устойчивого и изменяющегося в народной культуре. Формирование представления о тех изменениях, которые зависят от особенностей и потребностей исторического времени, когда сделана рукотворная вещь.

Живи по-старому, а говори по-новому

Закрепить представление о соотношении старого и нового в народной культуре на материале нерукотворного произведения народного творчества; на материале считалок убедиться, что народные произведения не имеют одного автора, что автор — анонимный и коллективный.

Копни поглубже, найдёшь погуще

Повторение на материале старинных и современных игрушек темы «Культура— историческая память народа». Распределение конкретных игрушек в определенной градации (древние сюжеты — новые сюжеты) в зависимости от тех следов и примет исторического времени,   которые  в них отразились.

Что сторона, то и новина

Сопоставление архитектурных образов совершенно разных и по времени, и по месту культур — древние египетские пирамиды и отстоящие от них на четыре тысячелетия произведения народного деревянного зодчества Русского Севера. Сопоставление национального костюма и стилистики Изображения человеческих фигур в египетском искусстве и в русских народных картинках.

С кем поведёшься, от того и наберёшься

Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии.

Человек и природа в народной культуре  (19 часов)

Все мы живём на божьей росе, под красным солнышком

Выявление одинаково уважительного отношения всех народов Земли к Природе.

Перводан, другодан

Рассмотрение разных форм ритмической организации рукотворных и нерукотворных произведений. Ритм — универсальный способ организации любых  явлений природы и человеческой деятельности.

Чудо- древо или «Вслед за солнышком живём!»

Знакомство с последовательностью образов природы и человека в круге Зодиака. Сравнение загадок и легенды о петухе как о существе, жизнедеятельность которого зримо и убедительно   связана с ритмом Солнца.

День и ночь - сутки прочь

Работа с мерами времени: сутки, день, ночь - на основе загадок.

Древо райское

Меры времени по природным ритмам. Год. Времена года. Месяцы. Дни. Недели.

Серебряный пастух

Меры времени по луне. Лунный месяц.  Сопоставление и анализ загадок разных народов мира о Луне/месяце. Рассказ о лунном ритме.

Всему свой черёд.

Сопоставление этапов человеческой жизни (детство, зрелость, старость) с периодами в сутках (утро, день, вечер) или временами года (весна, лето, осень)

Зачинается, починается, от начала начинается

Сопоставление дня рождения человека и «дня рождения мира». Работа с понятиями «начало» и «конец» в круге. Новолетие — начало мира.

Где и как найти «Начало мира»?

Сопоставление древних календарей в зависимости от срока новолетий: весенний новый год, зимний и летний новый год, осенний новый год. Разные начала года связаны с такими событиями во взаимной «жизни» Солнца и Земли, как весеннее и осеннее равноденствия, зимний и летний солнцевороты.  

Солнце на небе, а число в календаре

Знакомство со счётом времени по старому и новому стилям (юлианский и григорианский календари)

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

1

Введение в народоведение

14 ч

2

Человек и природа в народной культуре

19 ч

33 ч

Перечень литературы и средств обучения

Учебно-методическая литература для учителя

Автор, год издания

Названия пособий

Вид пособия

Новицкая М. Ю., М.: «Дрофа», 2001

Введение в народоведение. Родная земля.

Книга для учителя 1-2 классы

2.

Александрова Л. А.,  Москва: «Белый город», 2003.

Народный календарь

Иллюстрированный словарь

Учебная  литература для учащихся

Автор, год издания

Названия пособий

Вид пособия

Новицкая М. Ю., М.: «Дрофа», 1997.

Введение в народоведение. Родная земля.

Зачин дело красит

Учебник-тетрадь №1



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование

№п/п

№потеме

Тема

тип урока

форма проведения

Даты

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная деятельность

Средства  обучения

план

факт

иметь представление

знать

уметь/иметь опыт, применять на практике

вид

форма

демонстрации опыты

интернет-ресурсы

средства мультимедиа

1 четверть - 9 часов

1-3

1-3

Что у нас общего и чем мы различаемся?

Знакомство с тремя областями куль-туры:

 1-богатырский эпос, осмысляющий историю народа;

2-семейная куль-тура народа;

3-загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой.

главное сокровище человека – познание  самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы Земли вместе со своим, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира;

как важно всем народам отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой

4

4

Из рода в род

Знакомство с понятием народ. Взаимозависимость явлений – народ и народная культура.

 о понятиях «народ» и «народная культура»

5

5

У Мирона детки Миронычи, у Ивана – Иванычи.

Различия и взаимосвязь форм памяти: индивидуальной, семейно-родовой и общенародной.

представление о формах памяти: индивидуальной, личной, семейно-родовой, общена-родной; понимание культуры как формы общенарод-ной памяти;

6

6

Какого роду-племени?

Мое родословное древо. Знакомство со способами построения своего родословия.

народ – это цепь поколений, множество родов, семей, людей, связанных друг с другом и общим происхождением, и межсемейными узами, и общей памятью

состав своей семьи

построить родословное дерево своей семьи

7

7

Доброму – добрая память.

Две большие области народной художественной культуры: рукотворные, материальные виды культуры и нерукотворные.

выявить значение и необходимость произведений традиционного народного творчества в современной жизни и новом быте

виды народной художественной культуры

8

8

По памяти, что по грамоте.

Важнейшие свой-ства народной куль-туры – устность; анонимность; кол-лективность; тра-диционность; вари-ативность; импро-визационность.

особенности  народной культуры

9

9

Сей день не без завтра.

Формирование представления о тех изменениях, которые зависят от особенностей и потребностей исторического времени, когда сделана рукотворная вещь.

о соотношении устойчивого и изменяющегося в народной культуре

2 четверть – 7 часов

10-13

1-4

Живи по старому, а говори по новому.

Соотношение старого и нового в народной культуре на материале не рукотворного произведения народного творчества.

что такое считалка

14

5

Копни поглубже, найдешь по гуще.

Повторение на материале старинных игрушек темы «Культура – историческая память народа».

о глубине народной памяти, отраженную в произведениях народного искусства, в предметах народного быта

классификация игрушек по разным основаниям

15

6

Что сторона, то и новина.

Своеобразие – в различном соотношении египетского и русского архитектурных сооружений с ландшафтом. Различие костюмов людей и художественной стилистики в изображении людей.

понимание своеобразия культур мира

названия  архитектур ных сооружений Египта и произведе ния народного деревянного зодчества Русского Севе ра

различать национальны костюмы; изображения человеческих фигур в египет ском искусстве и в русских народных картинках;

16

7

Без пословицы не проживешь.

Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии.

нравственные ценности разных народов мира сравнимы и очень близки по своему смыслу

что такое пословица

выявлять скрытый смысл пословиц

3 четверть – 9 часов

17

1

С кем поведешься, от того и наберешься.

Сравнение традиционного костюма разных народов мира.

взаимный культурный обмен в области материальной культуры разных народов мира

состав русского национального костюма

отличать русский национальный костюм от костюмов других народов мира

18

2

Все мы живем на божьей росе, под красным солнышком.

Выявление одинакового уважительного отношения всех народов земли к природе.

у всех народов мира есть много общего

19-24

3-8

Перводан, другодан!

Рассмотрение разных форм ритмической организации рукотворных и нерукотворных произведений.

о содержании понятий ритм, целое, часть-элемент

25

9

Чудо-древо, или «Вслед за солнышком живем!»

Знакомство с последовательностью образов природы и человека в круге Зодиака. Сравнение загадок и легенды о петухе как о существе, жизнедеятельность которого зримо и убедительно связана с ритмом Солнца.

о ритме в жизни Природы и Человека

что такое круг Зодиака

отличать загадку от легенды

4 четверть – 8 часов

26

1

День и ночь – сутки прочь!

Меры времени по природным ритмам. Сутки.

об образах суточного ритма в народных загадках

что такое сутки

устанавливать закономерности

27

2

Древо райское.

Меры времени по природным ритмам. Год. Времена года. Месяцы. Дни. Неделя.

об образах меры времени: год, времена года, месяцы, дни, неделя в народных загадках

единицы измерения времени

28

3

Серебряный пастух.

Меры времени по Луне, Лунный месяц. Лунный ритм.

об образах Луны/месяца в загадках, о  на-блюдении людей о чередовании фаз Луны

анализировать загадки, сравнивать их

29

4

Всему свой черед.

Этапы человечес-кой жизни (детство, зрелость, старость), периоды в сутках (утро, день, вечер) и времена года (весна, лето, осень).

широкие мировоззренческие и художественные возможности древнего взаимо-уподобления Чело-века и Природы

периоды суток, времена года

соотносить этапы человеческой жизни, периоды в сутках и времена года

30

5

Зачинается, починается, от начала начинается.

Сопоставление дня рождения человека и «дня рождения мира». Работа с понятиями «начало» и «конец» в круге.

об условности понятий «начало» и «конец»

31

6

Где и как найти «Начало мира»?

Знакомство с разными календарями мира как с универсальным древним явлением человеческой культуры

весеннее и осеннее равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

о разнообразии календарей

32

33

7

8

Солнце на небе, а число в календаре.

Знакомство со счетом времени по старому и новому стилям (юлианский и григорианский календари).

об условности счета времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Народоведение" (2-3 класс)

Программа разработана мной для занятий в рамках общешкольного направления по этнокультурному русскому компоненту образования....

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...