Рабочая программа по курсу М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа курса «Введение в народоведение» составлена на основе авторской программы по народоведению М. Ю. Новицкой (М..Ю. Новицкая «Введение в народоведение»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 63 КБ |
КТП | 178.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Введение в народоведение» составлена на основе авторской программы по народоведению М. Ю. Новицкой (М..Ю. Новицкая «Введение в народоведение»).
Рабочая программа предназначена для реализации духовно- нравственного направления внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009г.), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия №1», рассчитана на 135 часов.
В первом классе предусмотрено 33 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекса:
- М. Ю. Новицкая, «Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. 1-2 кл.-М.: Дрофа, 2001 г.- 208 с.
- М. Ю. Новицкая, «Введение в народоведение. Родная земля» 1-2 кл.: Учебник-тетрадь №1. Зачин дело красит.- М.: Дрофа, 1997 г.- 40 с.
Рабочая программа имеет целью раскрытие перед детьми системы миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения:
- освоение нравственных и эстетических ценностей народа;
- развитие проектных способностей детей;
- развитие аналитических способностей и воображения.
Специфика курса заключается в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию. Для этого надо понимать определённую систему традиционных художественных средств. Она имеет единые философско-психологические мифопоэтические истоки в глубокой древности.
Программа построена на освоении мировоззренческой проблемы «единство годового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, которым люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой. Дети узнают, как представления народа о происхождении и устройстве Вселенной выявляют себя через загадки, сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, в символике народного костюма и жилища. Единство человека и Вселенной, микро- и макрокосмоса, явится детям, как и их далеким предкам, в образах Мирового древа и Терема. Терем как образ мироздания и Дом как материальная и духовная основа семьи — понятия в народном мировоззрении взаимосвязанные. Они возникают в ходе работы по программе первого года одновременно.
Содержание программы первого года обучения предполагает два главных направления работы:
- освоение ритмической последовательности традиционного народного календаря как способа взаимоотношений человека и природы; знакомство с народным календарем как с действующей во времени моделью Вселенной. Это направление предполагает значительную эколого-природоведческую работу, которую можно вести параллельно — в классе и вне класса. Значительны здесь и возможности для музыкально-певческой, хореографической, театральной, изобразительно-прикладной деятельности детей.
- освоение особого символического языка народной культуры. Знакомство с образами народного словесного и изобразительного искусства, возникшими в результате осмысления мира природы нашими древними предками. Выяснение глубинного смысла произведений: «прочтение» в старинных орнаментах и изображениях рассказа об устройстве мира. Это направление предполагает разнообразную изобразительно-прикладную деятельность детей.
Содержание тем учебного курса
Важнейшие понятия и категории вводного цикла
Народ; народная культура; память; рукотворные и нерукотворные виды искусства; традиция; вариант; ритм; целое; элемент — часть; взаимоподобие Человека и Природы; начало и конец; условность; общее, различное, особенное.
Введение в народоведение (14 ч)
Что у нас общего и чем мы различаемся?
Предварительное знакомство с теми тремя областями народной культуры, которые и станут предметом освоения в течение четырех лет занятий по курсу «Введение в народоведение». Раздел представляет их в обратном порядке:
1.— богатырский эпос, осмысляющий историю народа. («Могучие богатыри разных народов мира») — с. 5;
2. — семейная культура народа («Колыбельные песни разных народов мира») — с. 6—7;
3. — загадки, приметы, заклички, рожденные народным опытом общения с природой («Природа — сердечный друг») — с. 8—9.
Из рода в род
Просто, доступно, непринужденно рассказать о серьезных явлениях «народ» и «народная культура», обратившись к опыту семейной жизни детей. Выявление важнейшей особенности понятия народ. Народ — это такая общность людей, которая обладает устойчивыми передающимися из поколения в поколение особыми чертами культуры. Показать взаимозависимость явлений — народ и народная культура.
У Мирона детки Миронычи, у Ивана-Иванычи
Отталкиваясь от жизненного опыта ребенка, небольшого, но интересного для него, обязательно вспоминая события собственной жизни, покажите различия и взаимосвязь форм памяти: индивидуальной, семейно-родовой и общенародной.
Какого роду – племени?
Знакомство со способами построения своего родословия. По европейским правилам родословие строят по мужской линии. Мужская Родословная начинается от родоначальника (первое Поколение) и нисходит к потомкам: к сыновьям (второе поколение), внукам (третье поколение), правнукам (четвертое поколение) и т. д. Такая родословная называется нисходящей.
Доброму - добрая память. Скоро сказка сказывается
Все многообразие народной художественной культуры можно условно разделить на две большие области: рукотворные, материальные виды культуры и нерукотворные.
Рукотворная Культура — все вокруг нас, что создано руками людей из самых разных материалов: глины, дерева, камня, тканей и т. д. Это — костюм, Жилище, утварь и многое другое. Нерукотворная культура — все, что создано людьми при помощи слов, звуков, жестов: музыка, песни, сказки, танцы.
По памяти что по грамоте
Важнейшие свойства народной культуры — устность (способ передачи мастерства «из уст в уста», «из рук в руки», от одного к другому по памяти); анонимность (отсутствие определенного автора); коллективность (постоянное сотворчество многих людей в течение долгого времени и соответствие произведения народным художественным вкусам и этическим представлениям); традиционность (устойчивость при передаче из поколения в поколение); вариативность (индивидуальные изменения в зависимости от исполнителя, обстоятельств исполнения и др.); импровизационность (создание нового в русле устойчивой традиции).
Сей день не без завтра
Продолжить работу над формированием представления детей о соотношении устойчивого и изменяющегося в народной культуре. Формирование представления о тех изменениях, которые зависят от особенностей и потребностей исторического времени, когда сделана рукотворная вещь.
Живи по-старому, а говори по-новому
Закрепить представление о соотношении старого и нового в народной культуре на материале нерукотворного произведения народного творчества; на материале считалок убедиться, что народные произведения не имеют одного автора, что автор — анонимный и коллективный.
Копни поглубже, найдёшь погуще
Повторение на материале старинных и современных игрушек темы «Культура— историческая память народа». Распределение конкретных игрушек в определенной градации (древние сюжеты — новые сюжеты) в зависимости от тех следов и примет исторического времени, которые в них отразились.
Что сторона, то и новина
Сопоставление архитектурных образов совершенно разных и по времени, и по месту культур — древние египетские пирамиды и отстоящие от них на четыре тысячелетия произведения народного деревянного зодчества Русского Севера. Сопоставление национального костюма и стилистики Изображения человеческих фигур в египетском искусстве и в русских народных картинках.
С кем поведёшься, от того и наберёшься
Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии.
Человек и природа в народной культуре (19 часов)
Все мы живём на божьей росе, под красным солнышком
Выявление одинаково уважительного отношения всех народов Земли к Природе.
Перводан, другодан
Рассмотрение разных форм ритмической организации рукотворных и нерукотворных произведений. Ритм — универсальный способ организации любых явлений природы и человеческой деятельности.
Чудо- древо или «Вслед за солнышком живём!»
Знакомство с последовательностью образов природы и человека в круге Зодиака. Сравнение загадок и легенды о петухе как о существе, жизнедеятельность которого зримо и убедительно связана с ритмом Солнца.
День и ночь - сутки прочь
Работа с мерами времени: сутки, день, ночь - на основе загадок.
Древо райское
Меры времени по природным ритмам. Год. Времена года. Месяцы. Дни. Недели.
Серебряный пастух
Меры времени по луне. Лунный месяц. Сопоставление и анализ загадок разных народов мира о Луне/месяце. Рассказ о лунном ритме.
Всему свой черёд.
Сопоставление этапов человеческой жизни (детство, зрелость, старость) с периодами в сутках (утро, день, вечер) или временами года (весна, лето, осень)
Зачинается, починается, от начала начинается
Сопоставление дня рождения человека и «дня рождения мира». Работа с понятиями «начало» и «конец» в круге. Новолетие — начало мира.
Где и как найти «Начало мира»?
Сопоставление древних календарей в зависимости от срока новолетий: весенний новый год, зимний и летний новый год, осенний новый год. Разные начала года связаны с такими событиями во взаимной «жизни» Солнца и Земли, как весеннее и осеннее равноденствия, зимний и летний солнцевороты.
Солнце на небе, а число в календаре
Знакомство со счётом времени по старому и новому стилям (юлианский и григорианский календари)
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение в народоведение | 14 ч |
2 | Человек и природа в народной культуре | 19 ч |
33 ч |
Перечень литературы и средств обучения
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Названия пособий | Вид пособия |
Новицкая М. Ю., М.: «Дрофа», 2001 | Введение в народоведение. Родная земля. | Книга для учителя 1-2 классы | |
2. | Александрова Л. А., Москва: «Белый город», 2003. | Народный календарь | Иллюстрированный словарь |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Названия пособий | Вид пособия |
Новицкая М. Ю., М.: «Дрофа», 1997. | Введение в народоведение. Родная земля. Зачин дело красит | Учебник-тетрадь №1 |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование
№п/п | №потеме | Тема тип урока форма проведения | Даты | Элемент содержания | Требования к уровню достижений | Контрольно-оценочная деятельность | Средства обучения | |||||
план | факт | иметь представление | знать | уметь/иметь опыт, применять на практике | вид | форма | демонстрации опыты интернет-ресурсы средства мультимедиа | |||||
1 четверть - 9 часов | ||||||||||||
1-3 | 1-3 | Что у нас общего и чем мы различаемся? | Знакомство с тремя областями куль-туры: 1-богатырский эпос, осмысляющий историю народа; 2-семейная куль-тура народа; 3-загадки, приметы, заклички, рожден-ные народным опытом общения с природой. | главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы Земли вместе со своим, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира; | как важно всем народам отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой | |||||||
4 | 4 | Из рода в род | Знакомство с понятием народ. Взаимозависимость явлений – народ и народная культура. | о понятиях «народ» и «народная культура» | ||||||||
5 | 5 | У Мирона детки Миронычи, у Ивана – Иванычи. | Различия и взаимосвязь форм памяти: индивидуальной, семейно-родовой и общенародной. | представление о формах памяти: индивидуальной, личной, семейно-родовой, общена-родной; понимание культуры как формы общенарод-ной памяти; | ||||||||
6 | 6 | Какого роду-племени? | Мое родословное древо. Знакомство со способами построения своего родословия. | народ – это цепь поколений, множество родов, семей, людей, связанных друг с другом и общим происхождением, и межсемейными узами, и общей памятью | состав своей семьи | построить родословное дерево своей семьи | ||||||
7 | 7 | Доброму – добрая память. | Две большие области народной художественной культуры: рукотворные, материальные виды культуры и нерукотворные. | выявить значение и необходимость произведений традиционного народного творчества в современной жизни и новом быте | виды народной художественной культуры | |||||||
8 | 8 | По памяти, что по грамоте. | Важнейшие свой-ства народной куль-туры – устность; анонимность; кол-лективность; тра-диционность; вари-ативность; импро-визационность. | особенности народной культуры | ||||||||
9 | 9 | Сей день не без завтра. | Формирование представления о тех изменениях, которые зависят от особенностей и потребностей исторического времени, когда сделана рукотворная вещь. | о соотношении устойчивого и изменяющегося в народной культуре | ||||||||
2 четверть – 7 часов | ||||||||||||
10-13 | 1-4 | Живи по старому, а говори по новому. | Соотношение старого и нового в народной культуре на материале не рукотворного произведения народного творчества. | что такое считалка | ||||||||
14 | 5 | Копни поглубже, найдешь по гуще. | Повторение на материале старинных игрушек темы «Культура – историческая память народа». | о глубине народной памяти, отраженную в произведениях народного искусства, в предметах народного быта | классификация игрушек по разным основаниям | |||||||
15 | 6 | Что сторона, то и новина. | Своеобразие – в различном соотношении египетского и русского архитектурных сооружений с ландшафтом. Различие костюмов людей и художественной стилистики в изображении людей. | понимание своеобразия культур мира | названия архитектур ных сооружений Египта и произведе ния народного деревянного зодчества Русского Севе ра | различать национальны костюмы; изображения человеческих фигур в египет ском искусстве и в русских народных картинках; | ||||||
16 | 7 | Без пословицы не проживешь. | Сравнение пословиц разных народов мира о терпении, настойчивости, сдержанности в речах, трудолюбии. | нравственные ценности разных народов мира сравнимы и очень близки по своему смыслу | что такое пословица | выявлять скрытый смысл пословиц | ||||||
3 четверть – 9 часов | ||||||||||||
17 | 1 | С кем поведешься, от того и наберешься. | Сравнение традиционного костюма разных народов мира. | взаимный культурный обмен в области материальной культуры разных народов мира | состав русского национального костюма | отличать русский национальный костюм от костюмов других народов мира | ||||||
18 | 2 | Все мы живем на божьей росе, под красным солнышком. | Выявление одинакового уважительного отношения всех народов земли к природе. | у всех народов мира есть много общего | ||||||||
19-24 | 3-8 | Перводан, другодан! | Рассмотрение разных форм ритмической организации рукотворных и нерукотворных произведений. | о содержании понятий ритм, целое, часть-элемент | ||||||||
25 | 9 | Чудо-древо, или «Вслед за солнышком живем!» | Знакомство с последовательностью образов природы и человека в круге Зодиака. Сравнение загадок и легенды о петухе как о существе, жизнедеятельность которого зримо и убедительно связана с ритмом Солнца. | о ритме в жизни Природы и Человека | что такое круг Зодиака | отличать загадку от легенды | ||||||
4 четверть – 8 часов | ||||||||||||
26 | 1 | День и ночь – сутки прочь! | Меры времени по природным ритмам. Сутки. | об образах суточного ритма в народных загадках | что такое сутки | устанавливать закономерности | ||||||
27 | 2 | Древо райское. | Меры времени по природным ритмам. Год. Времена года. Месяцы. Дни. Неделя. | об образах меры времени: год, времена года, месяцы, дни, неделя в народных загадках | единицы измерения времени | |||||||
28 | 3 | Серебряный пастух. | Меры времени по Луне, Лунный месяц. Лунный ритм. | об образах Луны/месяца в загадках, о на-блюдении людей о чередовании фаз Луны | анализировать загадки, сравнивать их | |||||||
29 | 4 | Всему свой черед. | Этапы человечес-кой жизни (детство, зрелость, старость), периоды в сутках (утро, день, вечер) и времена года (весна, лето, осень). | широкие мировоззренческие и художественные возможности древнего взаимо-уподобления Чело-века и Природы | периоды суток, времена года | соотносить этапы человеческой жизни, периоды в сутках и времена года | ||||||
30 | 5 | Зачинается, починается, от начала начинается. | Сопоставление дня рождения человека и «дня рождения мира». Работа с понятиями «начало» и «конец» в круге. | об условности понятий «начало» и «конец» | ||||||||
31 | 6 | Где и как найти «Начало мира»? | Знакомство с разными календарями мира как с универсальным древним явлением человеческой культуры | весеннее и осеннее равноденствия, зимний и летний солнцевороты. | о разнообразии календарей | |||||||
32 33 | 7 8 | Солнце на небе, а число в календаре. | Знакомство со счетом времени по старому и новому стилям (юлианский и григорианский календари). | об условности счета времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Народоведение" (2-3 класс)
Программа разработана мной для занятий в рамках общешкольного направления по этнокультурному русскому компоненту образования....
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...