Классный час "Россия - моя Родина"
классный час (4 класс) по теме

Симакова Татьяна Ивановна

для учащихся 4 класса раскрывается смысл традиционных и государственных символов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Россия – моя Родина»

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Задачи: знакомство учащихся с традиционными и государственными символами России, расширение кругозора учащихся, развитие познавательной активности ребят, воспитание ответственности, патриотизма и гордости за свою страну.

Предлагаемая разработка ориентирована на младший и средний школьный возраст (10-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы (виды России, карта регионов Росии, изображение Андреевского флага, флага вооруженных сил России, портрет президента В.В. Путина и др.). Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями. Требуется компьютер или магнитофон для прослушивания гимна и др. музыки.

Учащихся рассаживают в группы по 4-5 человек.

Ход мероприятия

Учитель: здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего классного часа! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что рядом с нами с самого рождения – о нашей любимой, огромной и славной Родине, о России.

Ученики читают стихи (во время чтения демонстрируются слайды )

1 ученик

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!                                         слайды

2 ученик

Знай же, люд!
Хакас, татарин и якут,
Бурят, тувинец здесь живут!                    слайды

3 ученик

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.                  слайды

Учитель: В далеком 1917 году в России пала царская власть. Это было 95 лет назад. И начало образовываться новое государство. В 1918 году появилось ему и новое название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, сокращенно – РСФСР. С тех пор многое менялось в нашем государстве и вот 12 июня 1990 года на первом съезде народных депутатов было провозглашено о государственном суверенитете ( независимости) РСФСР. А 25 декабря 1991 года принято новое название государства – Российская Федерация, или Россия.

(карта и слайд)

  Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации – Москва и Санкт –Петербург.( слайд) Россия многонациональная страна. В нашей стране более 100 народностей и этнических групп со своим языком и культурой.( слайд). Государственным является русский язык, денежная единица – рубль.(слайд – заставка)

 Сегодня , друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Скажите мне, а что для вас является символом?

(Учащиеся перечисляют - гимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка ,берёза, медведь, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)- на слайде –заставке появляются названные символы

Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.(слайды)

Какой обычай вы знаете с использованием хлеба и соли?

Кого встречают?  Почему именно хлебом и солью? Что означает у русских хлеб-соль?

(Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно ёмкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть кусочек хлеба с солью для счастья. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. Хлебом и солью встречают и провожают русские люди всякого желанного заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому, любимому человеку , которому желают доказать почтение и покорность.)

Учитель: Какое дерево считается символом России? Почему? (слайды)

  1. Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью? Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на легком ветру листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать!
  1. Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление. С березой было связано немало народных примет:
  2. Из березы течет много сока – к дождливому лету.
  3. Когда береза перед ольхой лист пустит –  лето будет сухое.
  4. Когда береза станет распускаться –  сей овес.

Учитель: Вспомните стихи о березе? У кого из поэтов о ней больше всего написано?

(Дети рассказывают 2-3 стихотворения)

Учитель: Есть еще животное , традиционно считающееся символом России. Какое? (слайды)

Учитель: В традиционных ремеслах есть множество изделий, которые очень символичны, сразу говорят о принадлежности их к России, являются традиционными русскими сувенирами. О каком из них вы можете рассказать? (задание группам: балалайка, блины, матрешка, лапти)

Учитель: Действительно, символов России много - это и Кремль, и Красная площадь,и березы, и валенки, и самовар (слайд).

 Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными. (Учащиеся высказываются)

Учитель: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России - бело - сине красный триколор; герб - двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам, что обозначает слово "герб", когда и для чего возникли гербы. Понятие "герб" происходит от немецкого слова "наследство или наследие" и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.(слайд)

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев - "властная сила"; корона - власть, благородство; конный всадник - победа; орел - сила, власть, величие; меч - военная слава, могущество; символы царской власти - твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Учитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации (слайд), давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель: Давайте проверим, верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите - не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации (слайд) - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, нижняя - красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Дети выбирают из строк слова, характеризующие цвета флага, записывают на листочки.

Снежинки так прекрасны и легки, 
Как совершенны у ромашки лепестки, 
Как на доске строка написанная мелом, 
Мы говорим сейчас о цвете : (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды 

Прозрачны и светлы как вечер зимний 
И благородны и просторны неба своды 
Художник их раскрасил в : (синий)

Россия много войн пережила 
И наши деды умирали не напрасно 
И верность Родине их к славе привела 
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство, белый - совершенство, чистота.

Учитель: Задание каждой группе: записать пожелания стране на каждый цвет флага с соответствующим содержанием.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени.

 Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище.(демонстрируется на мультимедиа) Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Сейчас оно очень бережно хранится в музее. А на торжественные мероприятия такие как парад на Красной площади выносят его символ – красное полотнище со звездой  (слайд)

  Второе знамя - это знамя военно-морского флота. (слайд мультимедиа) Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

  1. ( В 1698 году, Петром I был учреждён первый в России орден — орден Святого апостола Андрея Первозванного — для награждения за воинские подвиги и государственную службу. Орден состоял из золотого креста, голубой ленты, серебряной восьмиконечной звезды и золотой цепи. В центре звезды, в розетке, покрытой красной эмалью и золотыми полосками в виде сияния, — двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, на груди орла — косой синий крест. Символика Андреевского флага также была данью памяти Петра I его отцу — царю Алексею Михаиловичу, который впервые учредил специальный флаг для первого военного Российского судна — трёхмачтового фрегата «Орёл».
  2. Став царём, Пётр I уделял много внимания разработке проектов флага. В 1692 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693 и 1695 годах второй проект был включен в некоторые международные атласы как флаг «Московии».
  3. С 1692 по 1712 год Петр I нарисовал ещё восемь проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года.)

Учитель: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. О каком символе я сейчас сказала эти слова?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся,  затем показ слайдов с изображением авторов гимна, датами написания слов и музыки.)

Учитель: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

Прослушивание гимна

Учитель: Какие чувства вы испытывали, слушая музыку и слова гимна? Что представлялось вам?

Учитель: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины - России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим 
И только в единстве сила России.

Звучит песня "Я, ты, он, она - вместе дружная семья" (на песню идут слайды)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя Родина-Россия"

Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю...

Классный час "Моя Родина-Россия"

Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю...

Классный час "Россия -Родина моя" 2 класс

Это разработка классного часа для 2 класса по теме: "Россия - Родина моя"....

Классный час "Россия - Родина моя!"

Цель: познакомить с символикой Российской Федерации...

Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".

Класс: 3    Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...

Классный час "Моя Родина – Мамадыш".

Министерство образования и науки Республики ТатарстанГосударственное бюджетное образовательное учреждение дляобучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мамадышская специал...