Классный час в 4 классе Отечественная война 1812 года.
классный час (4 класс) по теме

Видишева Светлана Васильевна

Отечественная война 1812 года.

Цель: формировать представление о героическом прошлом нашей Родины через осмысление событий Отечественной войны 1812 года.

Задачи: 1. воспитание любви и уважения к защитникам Родины;

     2. расширение словарного запаса;

     3. развитие интереса к историческим деятелям и событиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_cha2.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

4 класс

Отечественная война 1812 года.

Цель: формировать представление о героическом прошлом нашей Родины через осмысление событий Отечественной войны 1812 года.

Задачи: 1. воспитание любви и уважения к защитникам Родины;

     2. расширение словарного запаса;

     3. развитие интереса к историческим деятелям и событиям.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

– Ребята, о каком событии идет речь? А когда оно происходило?

Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род.

– Сегодня мы познакомимся с событиями Отечественной войны 1812 года.

 «Через 3 года я буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил французский полководец Наполеон Бонапарт перед вторжением в Россию.

                

На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. Но он не учел самого главного.

– Как вы думаете чего?

– Русский народ будет сражаться за свою землю, свободу до последней капли крови. Он забыл великую фразу Александра Невского «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

На рассвете 12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. 

Император Александр I предвидя нападение Наполеона разделил русскую армию на 3:

Во главе 1 армии стоял генерал Барклай-де-Толли

Во главе 2 – Багратион вместе с атаманом донских казаков Платовым.

Во главе 3 – Тормасов.

Наполеон своим быстрым вступлением хотел отделить части русских одни от других и разбить их поодиночке, но ему это не удалось, потому что император Александр I заранее назначил каждому из наших генералов, куда отступать в случае нападения неприятеля, если он будет гораздо сильнее.

Обе наши армии отошли к Смоленску. Наполеон очень радовался этому и говорил: «Наконец русские в моих руках». Он был уверен, что непременно победит, когда дойдет до общего сражения, потому что его войско было гораздо многочисленнее нашего.

Однако Барклай-де-Толли поступил мудро, не вступив с Наполеоном в сражение.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Народ и войско не понимали отступления. Ведь Смоленск – защита Москвы, а ежели захватят враги этот город, то и Москва будет в опасности. На беду, еще и фамилия у Барклая-де-Толли была нерусская, поэтому многие стали даже подозревать его в измене. Государь знал, что это неправда, тем не менее, сменил главнокомандующего.

– Как вы думаете, кто им стал?

Александр I выбрал М.И. Кутузова. Все были этим очень довольны. Когда он ехал из Петербурга к войску, народ везде его принимал с радостью.

Тем временем Наполеон продвигался вглубь России. Еще немного и будет Москва.

И старый полководец решил дать генеральное сражение.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

– Кто знает, в каком месте Кутузов решил дать сражение, предопределившее исход войны?

При селе Бородино решился Кутузов сразиться с неприятелем. Крупнейшее сражение состоялось 26 августа 1812.

С раннего утра и до позднего вечера шел кровопролитный бой.

С заходом солнца стала затихать канонада, еще кое-где слышались ружейные выстрелы, но атаковать не было уже сил ни у русских, ни у французов. Ночь накрыла Бородинское поле, усеянное телами солдат. Был смертельно ранен князь Багратион.

Барклай-де-Толли признавался после битвы: «Вчера я искал смерти и не нашел ее...» Бывший главнокомандующий появлялся в таких местах, где орудийный огонь был таким плотным, что поминутно, справа и слева от генерала падали убитые и раненые солдаты и офицеры. Не обращая внимания на свистящие пули, Барклай твердым голосом отдавал приказы...

Перед Кутузовым и всем командованием встал вопрос: предпринимать ли новое сражение. Поэтому вечером 1 сентября в Филях созывается военный совет. Большинство офицеров высказались за сражение, но Кутузов решает отступить и сдать Москву.

– А сейчас я предлагаю вам побыть немного полководцами и в четверках обсудить, почему… и зачем Кутузов оставляет Москву?

Решение сдать Москву нелегко далось фельдмаршалу. С её потерей война еще не проиграна. Надо было сохранить армию.

«Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва, вся Россия будет потеряна! С потерей Москвы не потеряна еще Россия!»

В тот же вечер русские войска молча шли через столицу. Вслед за войском покидало город население. Москва опустела...

Утром 2 сентября Наполеон подъехал к Москве. Французам казалось, что война окончена, и в восторге они кричали: «Москва! Москва!» Прежде, когда Наполеон вступал в столицы завоеванных стран, его встречали депутации именитых граждан, которые преподносили ему ключи от города и просили пощады. Он ждал депутацию из Москвы.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою!

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Наполеону доложили… Москва пуста. Французы мечтали, что в Москве их ждет отдых и мир. Но в пустом городе начались пожары, голод мучил французов. Солдаты, отправляясь за продовольствием, и не возвращались обратно.

– Как вы думаете почему?

Они попадали в руки народных мстителей – партизан. Так французская армия, не давая ни одного сражения, таяла на глазах, чувствуя себя в Москве, как на вулкане.

Наполеон запросил мира, но Кутузов ответил: «Вы желаете закончить войну, а мы ее только начинаем». Наполеону пришлось скрепя сердце уйти из Москвы. А уходить пришлось по той самой Старой Смоленской дороге, по которой армия двигалась на Москву и все разорила вокруг.

Кутузов применил новую тактику: не вступая в генеральное сражение с основными силами Наполеона, русская армия уничтожала его войска по частям.

Впоследствии вспоминая Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

– Предлагаю Вам посмотреть на мужественные, благородные, одухотворенные лица русской армии, многие из которых погибли на поле брани, чтобы наша с вами страна осталась свободною.

Комментарии к фото:

Александр I «Дотоле не положу оружия моего, доколе не сотру с лица земли Русской врага, дерзнувшего войти в ее пределы»

Барклай «Где бы враг ни оказался, нужно повернуться к нему грудью, идти на него и разбить».

Военная философия Кутузова «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».

Багратион Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности.

Платов Хвала, наш вихорь – атаман,

Вождь невредимых, Платов!

Тормасов За Отечественную войну 1812 года единственным кавалером ордена Св. апостола Андрея Первозванного.

Кутайсов С позиций не сниматься, пока неприятель не сядет верхом на пушки.

Ермолов в бородинском сражении помог преодолеть смятенье войск, после ранения командира.

Наполеон сказал о Раевском «Он создан из такого материала, из которого делаются маршалы»

Коновницын Хвала тебе, славян любовь,

Наш Коновницын смелый!

Ничто ему толпы врагов,

Ничто мечи и стрелы.

Тучков-4       Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я видела, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик.

Три сотни побеждало – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли!

Слайд 17

– Кто знает, где находится зал славы героев Отечественной войны 1812 года?

– Скажите, пожалуйста, так зачем же нам нужно изучать события 1812 года? Ведь это было давно?

– Нам с вами нужно помнить и знать историю своей страны, потому что у нации нет будущего, если она не знает своего прошлого.

– Давайте соберем предложение, которое находится у вас на столе, и узнаем что же нужно нам сегодня...

Нам нужен мир, тебе и мне и всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.

Нам нужен мир – прекрасный мир, полученный в наследство.

Нам нужен разноцветный луг и радуга над лугом.

– А что-же такое мир…

Мир – это школьный звонок и школа, в окнах которой – солнце.

Мир – это голос весенних гроз и молчание пушек.

Мир – когда люди сажают деревья и засевают нивы.

И пусть над нашей планетой сияют мирные звезды.

И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Кому мешает этот мир

С цветами на опушке?

Кто в этот мир, чудесный мир,

Прицелился из пушки?

Я буду рад,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

И пушки и снаряды.

Не для того мы рождены,

Чтоб нас война крушила,

«Нет!» – заявляем мы войне,

Всем злым и темным силам.

Должна трава зелёной быть,

А небо синим-синим,

Звенят ручьи,

Поют на ветках птицы.

На замечательной земле

Нам удалось родиться.

Так пусть земля цветёт всегда,

Пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на неё

Влюблёнными глазами.

Возвращаясь к теме сегодняшнего классного часа, мне хочется узнать:

Кто хотел бы узнать о событиях Отечественной войны 1812 года больше – возьмите в руки красную звездочку.

У кого появилось желание посетить Военную галерею в Эрмитаже – возьмите желтую.

Кто впервые сегодня услышал о событиях Отечественной войны 1812 года – возьмите зеленую.

Поднимите, пожалуйста, выбранные вами звездочки вверх,

Ждем, пока дети поднимут руки, а затем говорим:

Пусть поднятые вами звездочки, будут салютом в честь героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, время нашего совместного классного часа подошло к концу. Мне очень приятно было с вами работать. Цените все то, что дарит нам мир. Живите дружно. Берегите друг друга. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Отечественная война 1812 года"

Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". Классный час в 3 классе "Отечественная война 1812 года"

Классный час познакомит детей с основными событиями Отечечтвенной войны 1812 года, поражениями и победами....

Классный час "Отечественная война 1812 года"

Данный классный час знакомит детей с еще одной славной страницей нашей истории, с Отечественной войной 1812 года.  Для прове...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Классный час «Отечественная война 1812 года» для 3 класса

Классный час предназначен для учащихся начальных классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Цели: рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российск...

Классный час «Герои Отечественной войны 1812 года»

Классный час в форме устного журнала «Герои Отечественной войны 1812 года»  для 1 класса....