Классный час в 4 классе Отечественная война 1812 года.
классный час (4 класс) по теме
Отечественная война 1812 года.
Цель: формировать представление о героическом прошлом нашей Родины через осмысление событий Отечественной войны 1812 года.
Задачи: 1. воспитание любви и уважения к защитникам Родины;
2. расширение словарного запаса;
3. развитие интереса к историческим деятелям и событиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_cha2.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
4 класс
Отечественная война 1812 года.
Цель: формировать представление о героическом прошлом нашей Родины через осмысление событий Отечественной войны 1812 года.
Задачи: 1. воспитание любви и уважения к защитникам Родины;
2. расширение словарного запаса;
3. развитие интереса к историческим деятелям и событиям.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Ребята, о каком событии идет речь? А когда оно происходило?
Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род.
– Сегодня мы познакомимся с событиями Отечественной войны 1812 года.
«Через 3 года я буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил французский полководец Наполеон Бонапарт перед вторжением в Россию.
На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. Но он не учел самого главного.
– Как вы думаете чего?
– Русский народ будет сражаться за свою землю, свободу до последней капли крови. Он забыл великую фразу Александра Невского «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
На рассвете 12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман и вторглись в пределы России.
Император Александр I предвидя нападение Наполеона разделил русскую армию на 3:
Во главе 1 армии стоял генерал Барклай-де-Толли
Во главе 2 – Багратион вместе с атаманом донских казаков Платовым.
Во главе 3 – Тормасов.
Наполеон своим быстрым вступлением хотел отделить части русских одни от других и разбить их поодиночке, но ему это не удалось, потому что император Александр I заранее назначил каждому из наших генералов, куда отступать в случае нападения неприятеля, если он будет гораздо сильнее.
Обе наши армии отошли к Смоленску. Наполеон очень радовался этому и говорил: «Наконец русские в моих руках». Он был уверен, что непременно победит, когда дойдет до общего сражения, потому что его войско было гораздо многочисленнее нашего.
Однако Барклай-де-Толли поступил мудро, не вступив с Наполеоном в сражение.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Народ и войско не понимали отступления. Ведь Смоленск – защита Москвы, а ежели захватят враги этот город, то и Москва будет в опасности. На беду, еще и фамилия у Барклая-де-Толли была нерусская, поэтому многие стали даже подозревать его в измене. Государь знал, что это неправда, тем не менее, сменил главнокомандующего.
– Как вы думаете, кто им стал?
Александр I выбрал М.И. Кутузова. Все были этим очень довольны. Когда он ехал из Петербурга к войску, народ везде его принимал с радостью.
Тем временем Наполеон продвигался вглубь России. Еще немного и будет Москва.
И старый полководец решил дать генеральное сражение.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
– Кто знает, в каком месте Кутузов решил дать сражение, предопределившее исход войны?
При селе Бородино решился Кутузов сразиться с неприятелем. Крупнейшее сражение состоялось 26 августа 1812.
С раннего утра и до позднего вечера шел кровопролитный бой.
С заходом солнца стала затихать канонада, еще кое-где слышались ружейные выстрелы, но атаковать не было уже сил ни у русских, ни у французов. Ночь накрыла Бородинское поле, усеянное телами солдат. Был смертельно ранен князь Багратион.
Барклай-де-Толли признавался после битвы: «Вчера я искал смерти и не нашел ее...» Бывший главнокомандующий появлялся в таких местах, где орудийный огонь был таким плотным, что поминутно, справа и слева от генерала падали убитые и раненые солдаты и офицеры. Не обращая внимания на свистящие пули, Барклай твердым голосом отдавал приказы...
Перед Кутузовым и всем командованием встал вопрос: предпринимать ли новое сражение. Поэтому вечером 1 сентября в Филях созывается военный совет. Большинство офицеров высказались за сражение, но Кутузов решает отступить и сдать Москву.
– А сейчас я предлагаю вам побыть немного полководцами и в четверках обсудить, почему… и зачем Кутузов оставляет Москву?
Решение сдать Москву нелегко далось фельдмаршалу. С её потерей война еще не проиграна. Надо было сохранить армию.
«Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва, вся Россия будет потеряна! С потерей Москвы не потеряна еще Россия!»
В тот же вечер русские войска молча шли через столицу. Вслед за войском покидало город население. Москва опустела...
Утром 2 сентября Наполеон подъехал к Москве. Французам казалось, что война окончена, и в восторге они кричали: «Москва! Москва!» Прежде, когда Наполеон вступал в столицы завоеванных стран, его встречали депутации именитых граждан, которые преподносили ему ключи от города и просили пощады. Он ждал депутацию из Москвы.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою!
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Наполеону доложили… Москва пуста. Французы мечтали, что в Москве их ждет отдых и мир. Но в пустом городе начались пожары, голод мучил французов. Солдаты, отправляясь за продовольствием, и не возвращались обратно.
– Как вы думаете почему?
Они попадали в руки народных мстителей – партизан. Так французская армия, не давая ни одного сражения, таяла на глазах, чувствуя себя в Москве, как на вулкане.
Наполеон запросил мира, но Кутузов ответил: «Вы желаете закончить войну, а мы ее только начинаем». Наполеону пришлось скрепя сердце уйти из Москвы. А уходить пришлось по той самой Старой Смоленской дороге, по которой армия двигалась на Москву и все разорила вокруг.
Кутузов применил новую тактику: не вступая в генеральное сражение с основными силами Наполеона, русская армия уничтожала его войска по частям.
Впоследствии вспоминая Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
– Предлагаю Вам посмотреть на мужественные, благородные, одухотворенные лица русской армии, многие из которых погибли на поле брани, чтобы наша с вами страна осталась свободною.
Комментарии к фото:
Александр I «Дотоле не положу оружия моего, доколе не сотру с лица земли Русской врага, дерзнувшего войти в ее пределы»
Барклай «Где бы враг ни оказался, нужно повернуться к нему грудью, идти на него и разбить».
Военная философия Кутузова «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».
Багратион Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности.
Платов Хвала, наш вихорь – атаман,
Вождь невредимых, Платов!
Тормасов За Отечественную войну 1812 года единственным кавалером ордена Св. апостола Андрея Первозванного.
Кутайсов С позиций не сниматься, пока неприятель не сядет верхом на пушки.
Ермолов в бородинском сражении помог преодолеть смятенье войск, после ранения командира.
Наполеон сказал о Раевском «Он создан из такого материала, из которого делаются маршалы»
Коновницын Хвала тебе, славян любовь,
Наш Коновницын смелый!
Ничто ему толпы врагов,
Ничто мечи и стрелы.
Тучков-4 Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.
Три сотни побеждало – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли!
Слайд 17
– Кто знает, где находится зал славы героев Отечественной войны 1812 года?
– Скажите, пожалуйста, так зачем же нам нужно изучать события 1812 года? Ведь это было давно?
– Нам с вами нужно помнить и знать историю своей страны, потому что у нации нет будущего, если она не знает своего прошлого.
– Давайте соберем предложение, которое находится у вас на столе, и узнаем что же нужно нам сегодня...
Нам нужен мир, тебе и мне и всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.
Нам нужен мир – прекрасный мир, полученный в наследство.
Нам нужен разноцветный луг и радуга над лугом.
– А что-же такое мир…
Мир – это школьный звонок и школа, в окнах которой – солнце.
Мир – это голос весенних гроз и молчание пушек.
Мир – когда люди сажают деревья и засевают нивы.
И пусть над нашей планетой сияют мирные звезды.
И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.
Кому мешает этот мир
С цветами на опушке?
Кто в этот мир, чудесный мир,
Прицелился из пушки?
Я буду рад,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
И пушки и снаряды.
Не для того мы рождены,
Чтоб нас война крушила,
«Нет!» – заявляем мы войне,
Всем злым и темным силам.
Должна трава зелёной быть,
А небо синим-синим,
Звенят ручьи,
Поют на ветках птицы.
На замечательной земле
Нам удалось родиться.
Так пусть земля цветёт всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на неё
Влюблёнными глазами.
Возвращаясь к теме сегодняшнего классного часа, мне хочется узнать:
Кто хотел бы узнать о событиях Отечественной войны 1812 года больше – возьмите в руки красную звездочку.
У кого появилось желание посетить Военную галерею в Эрмитаже – возьмите желтую.
Кто впервые сегодня услышал о событиях Отечественной войны 1812 года – возьмите зеленую.
Поднимите, пожалуйста, выбранные вами звездочки вверх,
Ждем, пока дети поднимут руки, а затем говорим:
Пусть поднятые вами звездочки, будут салютом в честь героев Отечественной войны 1812 года.
К сожалению, время нашего совместного классного часа подошло к концу. Мне очень приятно было с вами работать. Цените все то, что дарит нам мир. Живите дружно. Берегите друг друга. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Отечественная война 1812 года"
Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...
Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". Классный час в 3 классе "Отечественная война 1812 года"
Классный час познакомит детей с основными событиями Отечечтвенной войны 1812 года, поражениями и победами....
Классный час "Отечественная война 1812 года"
Данный классный час знакомит детей с еще одной славной страницей нашей истории, с Отечественной войной 1812 года. Для прове...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Классный час «Отечественная война 1812 года» для 3 класса
Классный час предназначен для учащихся начальных классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Цели: рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российск...
Классный час «Герои Отечественной войны 1812 года»
Классный час в форме устного журнала «Герои Отечественной войны 1812 года» для 1 класса....