Воспитательная система класса "Ступеньки к успеху" (1 - 4 кл.)
статья по теме

Смирнова Ирина Анатольевна

Воспитательная система "Ступеньки к успеху" (1-4)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №2»

                       ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА

                                 «Ступеньки к успеху»

                                       Автор: Смирнова

                                            Ирина Анатольевна,

                                                        учитель начальных классов

2009 г.

Воспитательная система называется «Ступеньки к успеху»                                  

      Главный целевой ориентир – содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Достижение цели возможно, если будут решены следующие задачи:

-способность формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;

-внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать её становление;

-пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе (законы нашей семьи):

1.Свято храни честь своей семьи.

2.Люби свою семью и делай её лучше.

3.Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

4.Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам.

5.Подари родителям радость.

6.Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

7.Доброе дело дороже богатства.

8. Жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Воспитательная система рассчитана на четыре  года и состоит четырёх этапов. Предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах.

                                                  1 класс

Цель: изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

Задачи:

          1.Изучить потребности, интересы, склонности каждого ребенка.

          2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3.Выявить воспитательные возможности родителей, вовлеченных в жизнедеятельность класса.

4Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Средства реализации:

           Анкетирование, составление карты интересов и увлечений учащихся.

2.Мастерская общения, классные часы, совместные мероприятия.

3.Различные конкурсы.

4.Устные сочинения «Моя семья».

5.Совместные мероприятия с родителями.

6.Тесты.

7.Экскурсии, походы, поездки.

8.КТД.

Главное дело – творческий проект «Я и моя семья».

                                                      2 класс

Цель: развитие классного сообщества учеников и родителей, формирование традиций класса, правил совместной деятельности.

Задачи:

1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.

2.Определить место и роль класса в воспитательной системе гимназии.

3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающих средств развития личности и формирования классного коллектива.

4.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

Средства реализации:

1.Анкетирование.

2.Организационно-деятельностные игры.

3.Классные часы.

4.Ролевые игры.

5.Конкурсы идей и проектов учащихся. «Класс, в котором хотел бы я учиться».

6.Экскурсии, походы, поездки.

7.КТД.

Главное дело – творческий проект «Мои друзья».

                                                   3 класс

Цель: Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

Задачи:

Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосфере в классе.

Средства реализации:

1.Анкетирование.

2.Совместное планирование мероприятий с учениками, родителями.

3.Праздники.

4.Походы, экскурсии, поездки.

5.Игры, игры-путешествия, различные конкурсы.

6.Творческие проекты.

7. Выпуски стенгазет.

8. КТД.

Главное дело – творческий проект «Мир, в котором я живу».

                                                   4 класс

Цель:

Создание условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности, воспитание конкурентно способной личности.

Задачи:

Сплочение коллектива, воспитание ответственности, развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни, нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость и труд.

Средства реализации:

1.Анкетирование.

2.Совместное планирование мероприятий с учениками, родителями. 3.Совместные мероприятия с родителями.

4.Игры, конкурсы.

5.Поездки, экскурсии.

6.Творческие проекты.

7. Классные часы.

8.Выпуски стенгазет.

9. КТД.

Главное дело – творческий проект «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».

Воспитательная система может эффективно работать только при хорошо отлаженных внутренних и внешних связях. Которые помогают решать вопросы воспитательной адаптации.

Дружба с классами позволяет проводить на высоком уровне КТД, поездки, активно принимать участие в спортивных делах.

     В классе имеются свои законы.

                               Работа строится по направлениям.

              НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и  в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления поблеем в личностном развитии и межличностных отношениях.

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.

                                    Направления воспитательной работы.

УЧЕНИЕ

Цель: развитие познавательной активности.

Задачи:

  • формирование потребности в самообразовании;
  • развитие умений и навыков в учебной деятельности;
  • выявление индивидуальных способностей;
  • развитие самостоятельности мышления;

Формы реализации:

  • викторины;
  • конкурсы;
  • соревнования.

ТВОРЧЕСТВО

Цель : развитие творческой активности.

Задачи:

  • выявление и развитие индивидуальных способностей;
  • развитие умений и навыков в творческой деятельности;
  • развитие творческого воображения.

Формы реализации:

  • конкурсы;
  • выставки;
  • концерты;
  • уроки творчества;
  • театральные постановки;
  • посещение театров и музеев, выставок.

ЗДОРОВЬЕ

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  •  привитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.

Формы реализации:

  • беседы;
  • конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни;
  • спортивные соревнования;
  • ролевые игры.

ОБЩЕНИЕ

Цель: развитие умений и навыков в сфере общения;

Задачи:

  • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  • развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствии, сопереживанию;
  • развитие способности к самопознанию, самоанализу;
  • обучение коммуникативным навыкам.

Формы реализации:

  • тренинги общения;
  • ролевые игры;
  • вечера отдыха;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии, походы, совместный отдых на природе.

КОЛЛЕКТИВ

Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;

Формы реализации:

  • тренинги общения;
  • ролевые игры;
  • вечера отдыха;
  • экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
  • посещение театров, музеев, выставок, КТД.

 

                                         РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • беседы;
  • консультации;
  • родительские собрания;
  • посещение семей;
  • проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

Критерии эффективности воспитательной системы.

1.Коэффициент обученности.

2.Уровень воспитанности.

3.Сформированность коллектива.

4.Уровень включенности во внеурочную деятельность.

5.Ценностные ориентации.

6.Влияние социума.

                 

1-2 раза в год

1 раз в триместр

Каждый месяц

Еженедельно

Ежедневно

Проведение открытого мероприятия.

Оформление классного журнала по итогам триместра.

Педагогические консилиумы с учителями-предметниками.

Проверка дневников учащихся.

Выяснение причин отсутствия ребенка в школе.

Оформление личных дел учащихся.

Учеба классных руководителей.

Встреча с родительским комитетом.

Дежурство по школе.

Организация горячего питания учащихся

Оформление классного журнала.

Анализ выполнения плана работы, коррекция плана воспитательной работы.

Совещание по планированию работы.

Проведение мероприятий и классных часов.

Организация дежурства по классу.

Социальный паспорт класса.

Проведение родительского собрания.

Работа с родителями.

Индивидуальная работа с учащимися.

Оформление сопроводительных карт учащихся.

Анализ и составление плана работы класса.

Работа с одаренными детьми.

Контроль  за внешним видом учеников.

Работа с активом класса.

Подготовка к мероприятиям

       Программа работы классного руководителя.

                             

                                                 Библиография.

1)Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. Сост. Селиванова Н.Л. –М.Знание. 1989.

2)Караковский В.А. воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.,1992

3)Ситуация успеха. Как ее создать. М. 1991

4) Соловейчик С. Воспитание по Иванову . М.,1989.

                              Образ ученика класса.

1.Ответственный.

2.Активный.

3.Успешный во всех делах.

4.Коммуникабельный.

5.Высокий уровень качества обучения.

6.Стремится к ЗОЖ.

7.Высокий уровень воспитанности.

                                   Образ класса.

1.Активный участник и организатор дел в гимназии.

2.Каждый учащийся принимает активное участие в общешкольных делах.

3.Дежурят на «5».

4.Успешны в учёбе и в исследовательской деятельности.

5.Принимают участие в общественно-полезных делах.

6.Не имеют вредных привычек.

Самоанализ

Деятельность

    Классный                   руководитель

Учителя-предметники

Вспомогательные звенья

Самостоятельный

выбор

Родители

      Учащиеся

Направления

Учение

Творчество

Здоровье

Общение

Коллектив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "По дороге успеха" (1-4 классы)

Основание для разработки программы послужила актуальность проблемы формирования целостных ориентаций младшего школьника.         Сегодня никого не надо убеждать...

Воспитательная система класса "Шаги к успеху"

Принимала участие в конкурсе "Классный руководитель"...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

Воспитательная система "Ступеньки успеха"

Краткое содержание воспитательной системы...

«Художественно-эстетическое направление в воспитательной системе класса «Путь к успеху»»

Цель: создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка,    сохранение    его    неповторимости,    раскрытие...