Воспитательная система класса "Ступеньки к успеху" (1 - 4 кл.)
статья по теме
Воспитательная система "Ступеньки к успеху" (1-4)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №2»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА
«Ступеньки к успеху»
Автор: Смирнова
Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
2009 г.
Воспитательная система называется «Ступеньки к успеху»
Главный целевой ориентир – содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Достижение цели возможно, если будут решены следующие задачи:
-способность формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
-внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать её становление;
-пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе (законы нашей семьи):
1.Свято храни честь своей семьи.
2.Люби свою семью и делай её лучше.
3.Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
4.Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам.
5.Подари родителям радость.
6.Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
7.Доброе дело дороже богатства.
8. Жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Воспитательная система рассчитана на четыре года и состоит четырёх этапов. Предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах.
1 класс
Цель: изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.
Задачи:
1.Изучить потребности, интересы, склонности каждого ребенка.
2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
3.Выявить воспитательные возможности родителей, вовлеченных в жизнедеятельность класса.
4Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Средства реализации:
Анкетирование, составление карты интересов и увлечений учащихся.
2.Мастерская общения, классные часы, совместные мероприятия.
3.Различные конкурсы.
4.Устные сочинения «Моя семья».
5.Совместные мероприятия с родителями.
6.Тесты.
7.Экскурсии, походы, поездки.
8.КТД.
Главное дело – творческий проект «Я и моя семья».
2 класс
Цель: развитие классного сообщества учеников и родителей, формирование традиций класса, правил совместной деятельности.
Задачи:
1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.
2.Определить место и роль класса в воспитательной системе гимназии.
3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающих средств развития личности и формирования классного коллектива.
4.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.
Средства реализации:
1.Анкетирование.
2.Организационно-деятельностные игры.
3.Классные часы.
4.Ролевые игры.
5.Конкурсы идей и проектов учащихся. «Класс, в котором хотел бы я учиться».
6.Экскурсии, походы, поездки.
7.КТД.
Главное дело – творческий проект «Мои друзья».
3 класс
Цель: Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.
Задачи:
Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосфере в классе.
Средства реализации:
1.Анкетирование.
2.Совместное планирование мероприятий с учениками, родителями.
3.Праздники.
4.Походы, экскурсии, поездки.
5.Игры, игры-путешествия, различные конкурсы.
6.Творческие проекты.
7. Выпуски стенгазет.
8. КТД.
Главное дело – творческий проект «Мир, в котором я живу».
4 класс
Цель:
Создание условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности, воспитание конкурентно способной личности.
Задачи:
Сплочение коллектива, воспитание ответственности, развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни, нацеливание детей на успех через сотрудничество, настойчивость и труд.
Средства реализации:
1.Анкетирование.
2.Совместное планирование мероприятий с учениками, родителями. 3.Совместные мероприятия с родителями.
4.Игры, конкурсы.
5.Поездки, экскурсии.
6.Творческие проекты.
7. Классные часы.
8.Выпуски стенгазет.
9. КТД.
Главное дело – творческий проект «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».
Воспитательная система может эффективно работать только при хорошо отлаженных внутренних и внешних связях. Которые помогают решать вопросы воспитательной адаптации.
Дружба с классами позволяет проводить на высоком уровне КТД, поездки, активно принимать участие в спортивных делах.
В классе имеются свои законы.
Работа строится по направлениям.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления поблеем в личностном развитии и межличностных отношениях.
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.
Направления воспитательной работы.
УЧЕНИЕ
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
- формирование потребности в самообразовании;
- развитие умений и навыков в учебной деятельности;
- выявление индивидуальных способностей;
- развитие самостоятельности мышления;
Формы реализации:
- викторины;
- конкурсы;
- соревнования.
ТВОРЧЕСТВО
Цель : развитие творческой активности.
Задачи:
- выявление и развитие индивидуальных способностей;
- развитие умений и навыков в творческой деятельности;
- развитие творческого воображения.
Формы реализации:
- конкурсы;
- выставки;
- концерты;
- уроки творчества;
- театральные постановки;
- посещение театров и музеев, выставок.
ЗДОРОВЬЕ
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- привитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Формы реализации:
- беседы;
- конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни;
- спортивные соревнования;
- ролевые игры.
ОБЩЕНИЕ
Цель: развитие умений и навыков в сфере общения;
Задачи:
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
- развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствии, сопереживанию;
- развитие способности к самопознанию, самоанализу;
- обучение коммуникативным навыкам.
Формы реализации:
- тренинги общения;
- ролевые игры;
- вечера отдыха;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии, походы, совместный отдых на природе.
КОЛЛЕКТИВ
Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;
Формы реализации:
- тренинги общения;
- ролевые игры;
- вечера отдыха;
- экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
- посещение театров, музеев, выставок, КТД.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семей;
- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
Критерии эффективности воспитательной системы.
1.Коэффициент обученности.
2.Уровень воспитанности.
3.Сформированность коллектива.
4.Уровень включенности во внеурочную деятельность.
5.Ценностные ориентации.
6.Влияние социума.
1-2 раза в год | 1 раз в триместр | Каждый месяц | Еженедельно | Ежедневно |
Проведение открытого мероприятия. | Оформление классного журнала по итогам триместра. | Педагогические консилиумы с учителями-предметниками. | Проверка дневников учащихся. | Выяснение причин отсутствия ребенка в школе. |
Оформление личных дел учащихся. | Учеба классных руководителей. | Встреча с родительским комитетом. | Дежурство по школе. | Организация горячего питания учащихся |
Оформление классного журнала. | Анализ выполнения плана работы, коррекция плана воспитательной работы. | Совещание по планированию работы. | Проведение мероприятий и классных часов. | Организация дежурства по классу. |
Социальный паспорт класса. | Проведение родительского собрания. | Работа с родителями. | Индивидуальная работа с учащимися. | |
Оформление сопроводительных карт учащихся. | Анализ и составление плана работы класса. | Работа с одаренными детьми. | Контроль за внешним видом учеников. | |
Работа с активом класса. | Подготовка к мероприятиям |
Программа работы классного руководителя.
Библиография.
1)Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. Сост. Селиванова Н.Л. –М.Знание. 1989.
2)Караковский В.А. воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.,1992
3)Ситуация успеха. Как ее создать. М. 1991
4) Соловейчик С. Воспитание по Иванову . М.,1989.
Образ ученика класса.
1.Ответственный.
2.Активный.
3.Успешный во всех делах.
4.Коммуникабельный.
5.Высокий уровень качества обучения.
6.Стремится к ЗОЖ.
7.Высокий уровень воспитанности.
Образ класса.
1.Активный участник и организатор дел в гимназии.
2.Каждый учащийся принимает активное участие в общешкольных делах.
3.Дежурят на «5».
4.Успешны в учёбе и в исследовательской деятельности.
5.Принимают участие в общественно-полезных делах.
6.Не имеют вредных привычек.
Самоанализ
Деятельность
Классный руководитель
Учителя-предметники
Вспомогательные звенья
Самостоятельный
выбор
Родители
Учащиеся
Направления
Учение
Творчество
Здоровье
Общение
Коллектив
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система школы "Путь к успеху"
PUT_K_USPEHU.jpg...
Воспитательная программа "По дороге успеха" (1-4 классы)
Основание для разработки программы послужила актуальность проблемы формирования целостных ориентаций младшего школьника. Сегодня никого не надо убеждать...
Воспитательная система класса "Шаги к успеху"
Принимала участие в конкурсе "Классный руководитель"...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...
Воспитательная система "Ступеньки успеха"
Краткое содержание воспитательной системы...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....
«Художественно-эстетическое направление в воспитательной системе класса «Путь к успеху»»
Цель: создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие...