Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов
по теме

Мешалкина Ольга Павловна

В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.

Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конфликта являются интерактивные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_igry.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мешалкина Ольга Павловна, учитель

начальных классов БОУ г. Омска «Средняя

общеобразовательная школа

№83»

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов

В настоящее время социологи рассматривают конфликты как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями.  

Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обусловливает нарастание негативных тенденций уже на ранних стадиях становления личности ребенка. Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.

По утверждению психологов дошкольное детство – короткий, но очень важный этап в развитии ребенка. В эти годы он приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться отношение к людям, вырабатываются стереотипы правильного поведения, складывается характер.

 Незамеченные вовремя отрицательные качества в поведении детей могут повлиять на дальнейшее формирование личности, помешать полноценному общению с окружающими людьми. Поэтому необходима ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников.

Наблюдения за дошкольниками, посещающими группу кратковременного пребывания, позволили выделить причины возникновения конфликтов в различных игровых действиях. Основные причины:

-недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов со сверстниками;

-отсутствия навыков общения;

-неумения согласовывать свои возможности и стремления с правилами игры, мотивами других игроков.

Эффективным средством обучения детей старшего дошкольного возраста способам конструктивного разрешения конфликтов являются интерактивные игры.

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка  (interactive: inter - между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и  друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к подбору игровых заданий.

  Во время проведения игр необходимо создавать атмосферу доброжелательности, чуткости и уважения ко всем участникам.

           Вначале педагог сам предлагает игры и  активно в них участвует. В дальнейшем дети могут выбирать наиболее понравившиеся им игры. Для участия в интерактивных играх включаются все дети в качестве равноправных партнеров.

            Для более эффективной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста конструктивным способам разрешения конфликтов была разработана система проведения интерактивных игр.

           По приходу детей в группу проводится ритуал приветствия. Такие игры, как «Давайте поздороваемся», «Объятия» помогают снятию напряжения у детей, способствуют созданию непринужденной обстановки атмосферы в группе.

           Основная часть состоит из двух блоков интерактивных игр, которые проводятся  поэтапно во время игрового часа: 1- успокаивающие игры; 2 – игры на сплоченность, сотрудничество.

            Успокаивающие игры помогают детям расслабиться, сконцентрировать свое внимание, создают позитивный фон дальнейшей работы в группе, а также оптимизируют готовность детей к общению. Данный блок включает такие игры, как «Волшебное перо», «Дождь в лесу». Для того, чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры должна звучать спокойная музыка, которая нравится детям.

            Игры на сплоченность, сотрудничество («Паровозик», «Капитан», «Головомяч», «Небоскреб», «Сороконожка») воспитывают дружелюбное отношение детей друг к другу, помогают развитию отношений, построенных на равноправии и готовности конструктивно решать возникшие в ходе игры проблемы.

            Перед проведением данных игр дошкольников знакомят с проблемой, которую надо решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформированы, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие указания.

 По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытывали дошкольники (способ оценки игры может быть различным, например, поднятый вверх большой палец означает, что игра в целом понравилась, поднятые вверх большие пальцы обеих рук свидетельствуют, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты выражают общий восторг; отрицательные впечатления дети могут выразить топотом ног)  и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия принимали участники, каков результат).

 Возможность детям выговориться и послушать других важна уже сама по себе. При этом педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

После подведения итогов выполняется финальное упражнение, которое всегда должно быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и, взявшись за руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый слегка сожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку стоящему рядом ребенку. Движение передается до тех пор, пока все дети не откроют глаза. Можно спеть хором песню, которая нравится детям. А можно коллективно выполнить какие-либо движения.

 Перед уходом дошкольников домой проводится ритуал прощания (игры «Передай улыбку», «Спасибо за прекрасный день»),  который  помогает развитию у детей навыков рефлексии. Во время игр дети учатся оценивать свое настроение в конце занятий, а также наличие или отсутствие желания встретиться со сверстниками вновь.

Итак, интерактивные игры, активно включая всех детей в совместную игровую деятельность, способствуют развитию отношений, построенных на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь ощутить единение с другими;

-учат терпению к недостаткам  других;

-развивают коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.

В настоящее время многие дошкольники не посещают ни детские сады, ни другие детские коллективы. Данная ситуация приводит к проблеме начальной школы – неготовность первоклассника к общению со сверстниками. Одной из причин является  несформированность опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации.

От создания эмоционально-психологического комфорта в школе зависит успешность адаптации ребенка, его физическое состояние, школьная успешность.

Поэтому формирование взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтов является актуальной проблемой уже на ранних стадиях обучения в школе.

Успешная адаптация к коллективу, а следовательно, и полноценное развитие первоклассника формируются в совместной деятельности. На данном этапе у учащихся преобладает игровая деятельность, поэтому целесообразно использовать в работе блок интерактивных игр, направленный на развитее навыков взаимодействия со сверстниками ( «Сороконожка», «На  мостике», «Дракон кусает свой хвост», «Охота на динозавриков»). После проведения игры проводится рефлексия (что не удалось и какие причины). Интерактивные игры используются на уроках физической культуры, а также во время динамической паузы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой –вхождени...

Экспресс-диагностика:"Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1 классов образовательных учреждений".

Материалы для проведения обследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1 классов....

Программа курса " Дошколёнок"по обучению детей старшего дошкольного возраста (предшкольная пора)

В настоящее время в соответствии с условиями жизни и требованиями, которые определены Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, большое внимание уделяется социализации детей старшего...

Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.

В данной диагностической программе  соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...

Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы».

Консультация для воспитателей на тему:«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы»....

Обучение детей старшего дошкольного возраста в игре шахматы

Данная программа предназначена для работы с детьми старших и подготовительных групп детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведени...