Литературная гостиная «Есть на планете уголок, Что мне дороже, чем иные…»
классный час (1 класс) на тему

Попова Светлана Станиславовна

Данная разработка литературной гостиной нацелена на  воспитание   чувства  патриотизма, гордости  и  любви  к  малой  Родине  через  знакомство  учащихся  с  творчеством  учеников  и  преподавателей  МКОУ  Кондинская  СОШ.

Структура  мероприятия:

  • Вступительное  слово  учителя.
  • Немного об истории  посёлка. «И всё  здесь  дышит  стариной…»
  • Выступление  детей  с заученными  наизусть  стихами.
  • Заключение.

Материал подготовлен к 90-летию Кондинского района и участвовал в конкурсе лучших разработок внеклассных мероприятий к 90-летию Кондинского района (http://www.tt-et.ru/science/516.html).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое  общеобразовательное  учреждение

Кондинская  средняя  общеобразовательная  школа

Литературная  гостиная

«Есть  на  планете  уголок,

Что  мне  дороже, чем иные…»

                                                                         Литературную гостиную

                                                                          подготовила и  провела:

                                                                   учитель  начальных  классов

                                           II  кв. категории

                                                       Попова  Светлана  Станиславовна,

                                                                          контактный  телефон:

                                                                                                         21254

г.п. Кондинское

2013 г.

Тема:

«Есть  на  планете  уголок,

Что  мне  дороже, чем иные…»

Форма  проведения: литературная  гостиная.

Цель:

 Воспитывать  чувства  патриотизма, гордости  и  любви  к  малой  Родине  через  знакомство  учащихся  с  творчеством  учеников  и  преподавателей  МКОУ  Кондинская  СОШ.

Задачи:

1. Формирование  нравственных  ценностей  и  ориентиров, становление  мировоззрения  школьников, их  взглядов, убеждений.

2. Совершенствование  умения  учащихся  выразительно  читать  лирические  тексты, выступать  перед  аудиторией.

3. Продолжение  процесса воспитания  бережного, чуткого  отношения  к  слову.

Оборудование и  дополнительные  материалы  к  мероприятию: Компьютер, экран, проектор, сборники  стихов, презентация.

Структура  мероприятия:

  • Вступительное  слово  учителя.
  • Немного об истории  посёлка. «И всё  здесь  дышит  стариной…»
  • Выступление  детей  с заученными  наизусть  стихами.
  • Заключение.

Ход  мероприятия:

I.  Вступительное  слово  учителя.

Есть  на  планете  уголок,

Что  мне  дороже, чем иные,

Где  между  лентами  дорог

Лежат  озёра  голубые…

Так  о  нашем  посёлке  написала поэтесса  Алла  Копьева.

Всё  начинается  с  малой  Родины. Самые  первые  представления  о  добре  и зле,  о  красоте  и  уродстве  мы  выносим  из  неё, и  всю  жизнь  соотносим  с  этим  изначальными  понятиями. Образы  родного  края  отчеканиваются  в  наших  душах  навеки. У  каждого  человека  до  конца  дней  сохраняется  благодарная  любовь  к  тому  месту, откуда  берёт  начало  его  жизнь – к  отчему  краю.

Кондинское, Кондинский  район – является  малой  родиной  для  многих  поэтов, чьи  стихи мы  сегодня  послушаем.

II. Немного  об  истории  посёлка. « И  всё  здесь  дышит  стариной…»

- Ребята, а знаете  ли  вы  историю  происхождения  своего  посёлка?

Сегодня  я  хочу  вас  познакомить  не  только  со  стихами, посвящёнными  нашему  посёлку, но и  рассказать  немного  об  истории  происхождения  нашего  посёлка.

Одно  из  первых  упоминаний  о  Нахрачах (так  назывался  раньше  наш  посёлок) относится  к  1715  году. Так  читаем  у  Григория  Новицкого: «Достигли  жилища  сих  вогулов, называемые  юртами  Нахрачеевыми, по  имени  начальствующего  здесь  Нахрача  Евплаева. Позже в письменных источниках этот населенный пункт упоминается достаточно часто в связи со святыми местами. Здесь находился высокочтимый идол, которого ценили не только Кондинские остяки. «Кумир сей, иссечен был из дерева, одеян одеждою зеленою, зло образное лицо белым железом обложено, на главе его лисица черная. Чтилище все, иначе же седалище, украшено сукном червленым...», - пишет Новицкий.

Святой Филофей, крестивший вогулов и остяков в 1714 году, уничтожил это святилище. Но некоторые уверяют, что вогулы спрятали собственного идола в дальних лесах и предъявили святому просветителю подделку.
Этнограф Инфантьев, проезжая в 1891 году по Конде, написал: «На берегу реки Конды среди бора находится большое село Нахрачи имеющее около 20 дворов, из которых половина русские. Село Нахрачи - довольно важный пункт на Конде, здесь есть священник, псаломщик, писарь и даже фельдшер, единственный по всей округе. Кроме того, в Нахрачах живут русские купцы, снабжающие хлебом и другими товарами всех вогулов, - братья Поповы.

В 1919 году село Нахрачи являлось центром управления Кондинской волостью. По ненаписанному закону незримая черта разделяло село на две половины - «остяцкий конец» и «русский конец». В 17 домах северной части жили манси - Пакины и Иженяковы, в 18 домах южной части - русские - Поповы и Пуртовы. Была церковь, построенная в 1825 году взамен старой, обваливающейся под яр. Церковь стояла на задах жилых домов, вдали от берега, в лесу, образуя небольшую площадь. С двух сторон - севера и востока, стояли дома церковного притча, две волости - Старая и Новая, школа, фельдшерский пункт. С севера, востока и юга село окружал дремучий сосновый лес. Медведь, волк и олень в селе были частыми гостями. А такую дичь как глухарь, косач и тетерев, кондинцы били из ружей прямо с крыльца или отойдя от дома на несколько десятков шагов.

Среди национального населения в Нахрачах зажиточных не было. Даже к маломощным середнякам можно было причислить не более 2-3 дворов. Постройки ветхие, дома небольшие.

После февральской революции население ждало перемен к лучшему. Но все оставалось по-прежнему. Почти все из передовых, революционно настроенных крестьян в 1914 году были мобилизованы: русские в действующую армию, а обрусевшие ханты и манси на строительные работы - в трудовую армию.

Сиротливо чувствовали себя оставшиеся в деревнях семьи и с нетерпением ожидали возвращения солдат с фронта. К нововведениям временного правительства относились недоверчиво и настороженно.

29 августа 1961 года Указом Президиума Верховного совета РСФСР районный центр село Нахрачи переименован в село Кондинское.
5 августа 1963 года районный центр село Кондинское преобразован в рабочий поселок.

В 1995 году было принято решение думы ХМАО (от 26 января) о переводе административного центра из п. Кондинское в п. Междуреченский, но за районом осталось название «Кондинский».

III. Выступление  детей  с заученными  наизусть  стихами.

1. ученик

Когда  впервые  увидала

Кондинских  далей  горизонт,

Я с восхищеньем  озирала

Озёр  бескрайность  и  болот.

Меня  пленил простор широкий

Из  сказок  бабушки  Анне

И шелест речки синеокой,

Кедрач  высокий  на  горе.

Людмила  Нагаева

2 ученик:

Посмотри. Полюбуйся-

Какой  наш  посёлок:

Зелёный, красивый всегда!

В  нём  счастливы все:

И  старик, и  ребёнок.

И часто  его  величают – Конда!

Кошкаров  Влад , 3 класс

3 ученик:

И  вновь  в  наш  край  приходят  холода.

Покрыта жёлтою  листвою вся  дорога.

И  пусть  придёт  свирепая  зима.

Я  всё  равно  люблю  тебя, моя  Конда.

Калымова  Даша, 3  класс

4 ученик:

Над  землёй  моей – Кондой

Осень  пролетела.

Задержалась  на  опушке,

На  деревья  села.

Лёгкой  кисточкой  взмахнула,

Провела  по  веткам,

В  багрец  и  золото  одела

Рябинки – однолетки.

Прошагала  по  селу,

Воробьёв  взъерошила.

Прошуршала  по  листве,

На  дороге  брошенной.

Поиграла  на  волнах

Юконды  любимой.

И  уснула  лишь  в  потьмах,

Развалясь  лениво.

Дикова  Таня  3  класс

 5 ученик:

Там, где  туманы  купаются  в  водах  озёр,

Там, где  ветра  напевают  лесам  о  просторе,

Где  в  колыбельке  качала  меня  моя  мать,

И  напевала  мне  песню  простую.

Там, где  живу я,  и  где  я  учусь,

Там, где  друзья  мои и  все  родные –

Всё  называется Родиной – Русь,

Как  широка  она и  как  красива!

Наш  уголок, где  все  мы  живём,

Спрятан  в  тайге  меж  озёр  и  урманов.

Очень  красиво  в  Кондинском  краю.

Так  сбережём  край  озёр  и  туманов.  

6  ученик:

На  полотне  художника  - зима,

Вся  серебром  окутана  она,

Морозец  всё  вокруг  заколдовал

И  необычность, и загадочность придал,

Берёзы  спят  под  белой  пеленой,

Брусничник  зыбкий  притаился  под сосной.

Аксютич Алёна , 11  класс

7 ученик:

                 Родительский  дом.

Наш  домик  маленький  в  берёзах  утонул,

И  сад  сияет  в  праздничном  уборе.

И мы  с сестрой в  родительском  кругу

Вернёмся  в  детство  в  тихом  разговоре.

                             Кичигаев  Денис, 3 класс

Учитель:

- Стихи  юных  поэтов  очень  напевны, у каждого  стихотворения  своя  мелодия. Ведь  строка  воспринимается  сердцем, чувством, так же, как  и  музыка.

8 ученик:

Речку  снова  ледоходит: уток заждалась!

Рыбака  мечта  изводит – плещется  карась.

Небо  сосны  вертолётит: начался  сезон.

Над  посёлком  и  Кондою ручейковый  звон.

                                      Тищенко Фёдор, 8 класс.

9 ученик:

Немного  синьки  небо  бросило

И  поделился  краской  лес.

Росла  сосна  у  края  озера,

Была  она  чудесней  всех.

Росла  сосна, тянулась  ввысь,

Подруг перерастала.

И вот мечты  её  сбылись –

Она  высокой  стала.

Сверкает  пряная  хвоя

И  строен ствол  её,

По  веткам  катится  смола

Прозрачным  янтарём.

И  каждый  путник  проходя,

Присядет  у  ствола,

И  в  жаркий  день, в  дождливый  час  

Их  приютит  сосна!

                        Филипцова  Оксана, 9 класс.

10 ученик:

Уже  давно  в  посёлке  нашем

Живёт  вся  моя  семья.

Нет  земли  милей  и  краше,

Чем  Кондинская  земля.

Край  кедрачей  и  сосен  великанов,

Край  песен, музыки, стихов.

Край  нефтяных  богатств  и  дикоросов

И этим  славится  моя  Конда.

          Добрынина  Милана, 4  класс.

11 ученик:

Я  люблю  свой  край  Кондинский!

Это  Родина  моя!

Край  озёрный, край  лесистый,

Расскажу  о  нём  вам  я.

Много  разных  есть  животных:

заяц, лось, олень, медведь.

Много  птиц  и  насекомых,

Рыба  в  речках  тоже  есть!

Летом  множество  грибов,

На  опушках  вырастает…

Да  и  ягода  в  лесу,

Друг  за  дружкой  поспевает.

Вот  такой  богатый  край,

Наш  район  Кондинский,

Пусть  он  дольше  процветает,

На  земле  сибирской!

                Новосёлова  Света, 3  класс.

Учитель:

Дух  патриотизма, любви  к  родному  краю  живёт  в  сердцах  педагогов  нашей  школы. Золотые  зёрна  этой  любви  они  сеют  в  души  детей, осуществляя  главное  предназначение  человека – оставить  после  себя  на  родимой  земле  плодоносящую  ниву – живую  и  трепещущую, ласковую  и  обильную, дорогую  сердцу  и  уму.

Сегодня  я  хочу  вас  познакомить  с творчеством  педагога  нашей  школы, учителем  русского  языка  и  литературы, поэтом Людмилой  Михайловной  Долгих.

Мой светлый край – Кондинская земля,

 Берёзы с ниспадающей накидкой,

 Красавцы-кедры, ели, тополя,

 Рассвет с очаровательной улыбкой.

 Мой милый край – заснеженный покой,

 Мороз трескучий искры рассыпает,

 И зимний луч, скользящий над рекой,

 Любовью моё сердце наполняет.

 От той любви светлеют облака,

 Жемчужно пораскинувши узоры,

 И от весеннего лесного ветерка

 В зелёной дымке нежатся просторы.

 В июльский день в прохладу погружусь,

 Взметнув салютом брызги прямо в просинь.

 Я стрекозой над полем покружусь

 И улечу в желтеющую осень.

 Кондинский край, люблю тебя до слёз,

 Вдали я о тебе всегда скучаю.

 Край вдохновенья и счастливых грёз

 Навеки своим внукам завещаю.

IV. Заключение.

Учитель:

- Ребята, для  нашей  литературной  гостиной, посвящённой 90-летию  Кондинского  района, я  тоже  написала  стихотворение, оно  называется

Кондинский край, люблю тебя до слёз.

 Вновь к берегу причалит катерок.

 Его Конда волной своей ласкает.

 Здесь с детства сердцу милый уголок,

 И вся родня на берегу встречает.

 В родной Кондинск вернуться вновь спешишь,

 И в сердце твоём снова нежный трепет,

 Лишь берег показался впереди,

 Ты к детству своему идёшь навстречу.

 Так окрыляет свежий ветерок

 И голова от запахов кружится,

 И босыми ногами по песку

 Бредёшь смотреть, как солнышко садится.

 Кондинский край, люблю тебя до слёз.

 Ты дорог мне с болотами, лесами.

 Живи  Кондинск, и славь Россию – мать

 Щедротами своими и делами.

В  этом  году  нашему  Кондинскому  району  исполняется  90  лет.

Ребята, я  хочу, чтобы  в  подарок  для  нашего  района  вы  нарисовали  рисунки  о  нашем  крае, о  нашем  посёлке.

 

Список  использованной  литературы

  1. Сборник «Светлоокая  Конда»  под  редакцией  Л.М.  Долгих  и  Поповой  С.С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....