Доклад :"Влияние технического творчества на всестороннее развитие глухих детей"
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Слободчукова Наталья Дмитриена

Техническое творчество,отвечаяя интересам и потребностям детей школьного возраста обладает широкими возможностями для умственнного,нравственого,эстетического воспатания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_oblozhka_n.d.docx13.5 КБ
Microsoft Office document icon doklad_vtoraya_chast.fr12.doc76.52 КБ
Microsoft Office document icon doklad_chast_3.doc44.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательная школа-интернат I-II вида

г. Тихорецка Краснодарского края

 Тема: «Влияние технического творчества на

всестороннее развитие глухих детей»

Из опыта работы воспитателя

Слободчуковой Н.Д.

г. Тихорецк

2014 г.



Предварительный просмотр:

Свою работу по техническому творчеству я начала со своими ребятами в 1 классе. Так как в классе было 6 детей: Боднева Полина, Алиева Саша, Варламов Максим,  Бельчик  Никита, Панасенко Серафим, Мошненко Дима ,то упор был сделан на выпиливание, выжигание, бисероплетение и работу с бросовым материалом. У ребят уже достаточно высокий уровень умений, связанных с использованием инструментов (ножницы) и материалов (бумага, картон, клей). Ребята овладели разными способами обработки бумаги: резания ее в разных направлениях, складывания, склеивания, также овладели работой с бисером: нанизывая ее на проволоку. Сначала поделки были небольшие: цветочек, листик, бабочка, с овладением навыков плетения работы детей усложнялись. Работа наша проходила по учебно-тематическому плану с постепенным формированием у детей трудовых умений и навыков в ручном труде. Все те трудовые умения и навыки, приобретенные в 1 классах в бисероплетении, в конструировании, явились той основой, на которой строилось все техническое творчество на протяжении нескольких лет. Очень долго не давалось бисероплетение Диме,Серафиму он не воспринимал, как надо нанизывать бисер, как соединять поделку в единое целое, все время утверждал, что это трудно, но со временем, после года проб и ошибок, он все-таки научился работать с бисером. О сформированности у ребят трудового навыка я могу судить по таким показателям: насколько кто самостоятелен при выполнении порученного дела, как быстро он выполняет (быстрота, ловкость, качество труда). Очень быстро навыками бисероплетения овладела Боднева Полина, Алиева Саша,  Бельчик Никита; сложнее пришлось Мошненко Диме, Панасенко Серафиму. Требования к качеству действий возрастали постепенно, от одного года к другому, если в 1 классе ребята собирали 1 листик за занятие, то к 3 классу за 1 занятие одним ребенком выполнялся целый цветок, состоящий из 5 лепестков, стебля. Или же в 1 классе могли сделать путем оригами один фрагмент поделки, то к 3 классу шедевры: торты, лебедей ( из 400 деталей), цветы. Выпиливать в 1 классе

практически не умели, ломали без конца пилки, ломали фанеру, то к 3классу выпиливали  узоры и собирали это в настоящее произведение.

В начале обучения я могла потребовать от ребят только правильного выполнения действий. Через год я уже предъявила новые программные требования-работать старательно, аккуратно, еще более повысила требования к качеству выполнения действий 2 класса: они должны работать ловко, быстро, легко и красиво. Чтобы побудить ребят к выполнению этих требований  я старалась обратить внимание на качество трудовых действий, совершаемых ими. Но одних наблюдений за трудом педагога мало, я предъявляла аналогичные требования к выполнению заданий ребятам. С Серафимом П., Димой М. приходилось дополнительно работать, чтобы у них сформировались такие качества, как аккуратность, старательность, добросовестность, организованность. Одновременно с овладением навыками бисероплетения, техникой оригами, моделирования из бумаги, повысились у меня требования к самостоятельности труда. Особенно самостоятельна Боднева Полина. Ей можно поручить выполнение определенного задания от начала до конца. Деятельность может быть признана творческой, если созданные        в   процессе  изделия     обладают        признаками    новизны,

оригинальности и самостоятельности. Это новое и оригинальное в изготовлении технических объектов: подъемный кран, грузовая машина, робот, поделки из оригами: лебедь, цветок, торт. Я старалась понять сущность творческой деятельности детей, лишенных слуха, умение верно определить творческие возможности каждого воспитанника. Правда, самостоятельность моих детей первоначально проявлялась в малом ( в цвете, в форме). Сначала Полина, Никита занимались изготовлением простых моделей и макетов по готовым схемам и чертежам, в ходе работы ученики выполняли несложные операции. При этом я воспитывала у глухих привычку планировать свои действия,     предвидеть     их                  положительные    и  отрицательные

последствия  , формировала умение анализировать, обобщать, решать простые задачи на конструирование отдельных узлов и деталей машин и механизмов. В 1 классе ребята собирали машины из готового конструктора. Основным методическим приемом являлся показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка при выполнении данного действия.

Учитывая возрастные возможности детей, я показываю и объясняю весь процесс предстоящей трудовой деятельности. Задание не дробится, не делится на маленькие ступени. Выслушав указания о том, какие действия ребенок должен совершить, как их выполнить, какова последовательность, ребята приступают к реализации задания в целом. В связи с этим каждому предъявляются большие требования в момент объяснения хода выполнения задания: он должен запомнить и отдельные трудовые операции, и их последовательность, увидеть связь между содержанием задания и способом выполнения, а затем воспроизвести его в действии.

Обучая детей приемам изготовления лебедя я рассказала, что на его изготовление требуется 20 листов белой бумаги. Каждый лист разрезать на 20 прямоугольников размером 42x70. Перед детьми схема выполнения лебедя. Очень часто можно видеть, что Полине, Никите, Саше А, легко повторить приемы деятельности, а Дима М., Серафим П. с трудом осваивают их.

При обучении глухих школьников трудовым действиям прежде всего необходимо акцентировать внимание на последовательности, в которой он должен выполнять указанные приемы действий. Так воспитатель объясняет порядок изготовления путем выпиливания книжной полки, раскрывает весь процесс труда :как распилить; вместе с тем он объясняет и

последовательность выполнения операций. Так, надо обратить внимание ребят на то, что после заготовки каждую деталь следует зашкурить, чтобы она была гладкой и красивой, легко поддавалась дальнейшей обработке. А если поделка плохо обработана, остались заусенцы, это мешает хорошо ее



Предварительный просмотр:

покрасить, она будет внешне малопривлекательной. Такие поделки и просто небезопасны в пользовании: можно легко получить царапину, занозу.

Следующий момент - я обращаю внимание на качество выполнения каждой трудовой операции. Это как раз и обеспечивает качество выполнения процесса в целом. Так, если ребята делают торт из бумаги, я обращаю внимание, что вся бумага подбирается по цвету, детали тщательно вставляются друг в друга. Именно такие указания позволяют детям увидеть качество каждого приема работы, к достижению которого он и будет стремиться. Достичь хорошего результата коллективной работы помогает оценка взрослого, даваемая в процессе труда. Словесные указания, советы, даваемые воспитателем в ходе труда также направляют внимание детей на соблюдение определенного способа труда. Направляя усилия детей на совершенствование качества действий, быстроты выполнения задания, важно выяснить, насколько каждый воспитанник способен это сделать. Нельзя допускать, чтобы одни и те же требования к темпу исполнения, ритму в работе предъявлять ко всем детям одинаково - быстрому Максиму, Никите, и медлительным Серафиму, Диме, хорошо владеющим навыками оригами: Никите и Полине, и только осваивающим его. Поэтому так важен индивидуальный подход к ребятам, учет степени овладения навыками, характер активности детей. Когда требования вполне посильны для моих детей, когда они знают, что и как надо делать, хотят сделать хорошо, работают с интересом и видят, что у них все выходит как надо, видят реальные, ощутимые плоды своего труда,-тогда быстрее и лучше образуются трудовые навыки, рождается умение работать. Вырабатывать у детей трудовые навыки тем более важно, что без этого они никогда не научатся быстро и хорошо работать, а следовательно, у них не будет воспитано настоящее трудолюбие.

Воспитатели, педагоги всегда должны помнить об особенностях этого школьного возраста. Наши ребята с удовольствием будут сидеть над выпиливанием рамки или бисероплетением, забывая о паузах, о физкультминутках. А об этом нельзя забывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет. План работы по самообразованию.

Устное народное творчество- неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талантов. Через устное народное творчество ребёно...

Доклад. Особенности психического и речевого развития слабослышащих и глухих детей.

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении....

«Техническая поддержка коррекционной работы по развитию у глухих детей слухового восприятия»

Слуховой анализатор является важным каналом получения информации об окружающей действительности. Однако при глухоте спонтанное развитие и использование имеющего слухового резерва оказывается невозможн...

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Речь является очень сложным психическим процессом, это так же и единственный в своем роде инструмент познания мира. Речь формируется у ребенка в процессе его развития.Каждый возрастной период развития...

Значение технического моделирования для всестороннего развития младших школьников.

Начальное техническое моделирование – первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Оно не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборуд...