Главные вкладки

    Методическая разработка сценария праздника «Деревенские посиделки»
    методическая разработка (4 класс)

    Трусова Ольга Николаевна

    Посиделки в русской деревне были обычным делом, собиралась молодёжь поочередно в избе каждой девушки и каждого парня. При этом девушки приносили с собой прялки, либо шитье или пряльца с вышивкой. На посиделках играли в игры, загадывали загадки, водили хороводы, пели песни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Деревенские посиделки92.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий  мероприятия

    «Деревенские посиделки»


    Оборудование: народные костюмы для ребят, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, деревянные ложки, бубен, ромашка со скороговорками, пряники.

    Гость: Здравствуйте, хозяева, мы к вам пришли. Кто с шитьём, кто с вязаньем, кто с песнями.

    Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, заходите, размещайтесь поудобнее.

    Хозяин: Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

    Хозяйка: Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус, кому песню, кому сказочку, а кому и правду.

    Хозяин: У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.

    Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно.

    Хозяин: В тесноте да не в обиде.

    Учитель:    Посиделки в русской деревне были обычным делом, собиралась молодёжь поочередно в избе каждой девушки и каждого парня. При этом девушки приносили с собой прялки, либо шитье или пряльца с вышивкой. На посиделках играли в игры, загадывали загадки, водили хороводы, пели песни.

    На Руси все наши предки,

    Чтобы время скоротать,

    Собирали посиделки,

    Поиграть и поболтать.

    Народ посмотреть

    И себя показать,

    Хороводы водить,

    Песни  петь,

    Весёлые потешки - небылицы сказывать,

    Загадки хитроумные загадывать.

    Кто отгадает, тот и угощенье получает.

    Учитель: А поскольку мы весной собрались, то и загадки наши о весенних явлениях природы будут.

    (загадываются загадки, за правильный ответ - угощенье).

    1)  По ней кораблики пускают,

          Когда уходят холода.

         Жаль только, мамы отпускают

         Туда побегать не всегда!     (Лужа)

    2)  Подходила – грохотала.

         Стрелы на поле метала.

         Нам казалось – шла с бедой,

         Оказалось – шла с водой.

         Подошла да пролилась –

         Вдоволь пашня напилась!       (Туча)

    3) Над лесами, над рекой

         Семицветный мост дугой.

        Если б мог я встать на мост –

        Я б достал рукой до звёзд!      (Радуга)

    4) Носится, свищет,

        Мечется, рыщет.

        Где пробежит – листик дрожит.

        Где пронесётся – дерево гнётся.         (Ветер)

    5)  Кто – то ночью утащил лес,

         Был он вечером, а утром исчез.

         Не осталось ни пенька, ни куста,

         Только белая кругом пустота.        (Туман)

    6) Эти маленькие бочки

         Распечатает весна,

      А пока в них спят листочки

       И растут во время сна.         (Почки)

    Учитель: А собиралась молодёжь на посиделки не просто так. Девушки парней умных да пригожих присматривали, а парни – работящих девушек.

    Гость:         С шуткой, с песней и весельем

                       И работа спорится

                       Люди сходятся -

                       В хоровод становятся.

    Хоровод под песню « Ой, заинька …»

    Хозяйка: Гости дорогие, где же небылицы? Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.

    Два мальчика в народных костюмах ведут разговор: (Федул и Фома)

    - Федул, что губы надул?
    - Кафтан прожёг.
    - Можно зашить.
    - Да иглы нет.
    - А велика ль дыра?
    - Да один ворот остался?

    - Фома, что из лесу не идёшь?
    - Да медведя поймал.
    - Так веди его сюда.
    - Да он не идёт.
    - Ну, так сам иди.
    - Так он и меня не пускает.

    - Ты пирог съел?
    - Нет, не я!
    - А вкусный был?
    - Очень!

    – Фома, что сегодня делал?
    - Рукавицы искал.
    - Нашёл?
    - Нашёл!
    - Где они были?
    - Да за поясом!

    Хозяйка: Какие же посиделки без веселья, танцев и частушек.

    Выходят ребята и исполняют  весенние частушки или «Веснянку».

    Девочка читает частушки перед исполнением пляски:

    1.   - Эх, топни нога, топни левая,

           Я плясать пойду, как  угорелая!

          - Эх, топни нога, топни правая,

            Я частушки вам спою

            И подружек позову!

    Выходят ещё 4 девочки и поют частушки:

    2.   Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.

          Не одна иду плясать, нас идёт четыре!

    3.   Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

          А гармошка заиграла,

          Я не удержалася.

    4.   По деревне я шла и Ванюшку видела,

          Под кустом сидел и плакал – курица обидела.

    5. Я плясала в 3 ноги, потеряла сапоги.

        Оглянулася назад – сапоги мои лежат.

    6.  Если б не было воды – не было б и кружки.

         Если б не было девчат – кто бы пел частушки.

    Гость:  Танцевали, песни пели,

                  Поиграем на свирели.

    Ребята исполняют русскую народную песню «Во поле берёза стояла»

    Хозяйка: Посмотрите-ка, ребята, в нашем зале выросла ромашка. Она не простая, на её лепестках скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.

    Скороговорка - жанр устного народного творчества. Скороговорка придумывалась для обучения.

    Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребёнок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображённые в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

    Кто хочет разговаривать,
    Тот должен выговаривать
    Всё правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

    1. От топота копыт пыль по полу летит.                                        
    2. Прокоп украл укроп.
    3. Саша шапкой шишки сшиб.
    4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
    5. У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.
    6. Кот Лужок лакал молоко,  да не вылакал.

    Хозяин:

    Добрый день наши друзья!
    Судари, сударыни!
    Кто не верит в чудеса, занимайте-ка места.
    Взрослые и детвора, сказку нам начать пора!

    ТЕРЕМОК

    На опушке под сосной

    Теремок стоял пустой,

    Мимо мышка пробегала,

    Теремочек увидала.

    - Тук-тук-тук, скажите мне,

       Кто хозяин в теремке?

    Тишина, никто не бродит,

    На крылечко не выходит.

    Мышка в теремок зашла

    И спокойно зажила.

    Подмела полы, помыла,

    Печку жарко натопила

    И услышала: снаружи

    Кто-то шлёпает по луже (движение выполняют ребята руками).

    - Тук-тук-тук, скажите мне,

       Кто хозяин в теремке?

    - Я-то – мышка полевая,

       Кто же будешь ты такая?

    - Я - зелёная лягушка,

       Ты пусти меня в избушку.

    - Что ж, иди, вдвоём теснее,

       Но гораздо веселее.

    Сели чай попить за стол,

    Разговор у них зашёл,

    Целый день проговорили,

    О работе позабыли,

    Вот пора уж спать ложиться,

    Только кто – то в дверь стучится.

    - Тук-тук-тук, скажите мне,

       Кто хозяин в теремке?

    - Я-то – мышка полевая,

    - Я – лягушка луговая,

    В теремке вдвоём живём,

    Чай с малиной свежей пьём.

    Кто же будешь ты такой,

    Гость непрошеный ночной?

    - Я – весёлый мальчик – зайчик,

      Попрыгайчик – побегайчик,

      В терем вы меня пустите,

      Чаем гостя напоите.

    - Что ж, иди, втроём теснее,

       Но гораздо веселее.

    Утром звери поднялись,

    За работу принялись.

    Мышка в поле побежала,

    Зёрен спелых натаскала,

    Их лягушка подробила,

    Тесто в кадке замесила,

    Заяц в огород сходил,

    И капусты нарубил.

    Накидали в печку дров,

    Налепили пирогов,

    Лишь за стол стали садиться –

    Слышат: кто-то в дверь стучится.

    - Тук-тук-тук, скажите мне,

       Кто хозяин в теремке?

    - Я-то – мышка полевая,

    - Я – лягушка луговая,

    - Я – весёлый мальчик – зайчик,

      Попрыгайчик-побегайчик,

      Кто же в двери к нам стучится,

      Зверь лесной, иль, может, птица?

    - Я – красавица лисичка,

      Хитроумная  сестричка,

      В теремок меня пустите,

      Пирожками угостите.

    - Что же, вчетвером теснее,

       Но гораздо веселее.

    Пирогов наелись звери,

    Песни весело запели,

    Заяц  балалайку взял

    И на струнах забренчал,

    А лиса пошла плясать

    И давай хвостом вилять (заяц играет на инструменте, а лиса танцует).

    Вдруг зайчишка замолчал –

    Кто-то в двери постучал.

    - Тук-тук-тук, скажите мне,

       Кто хозяин в теремке?

    - Я-то – мышка полевая,

    - Я – лягушка луговая,

    - Я – весёлый мальчик – зайчик,

      Попрыгайчик-побегайчик,

    - Я – красавица лисичка,

      Хитроумная сестричка,

      Кто стоит за дверью там,

      И зачем стучится к нам?

    - Это я – лесной волчок,

      Тёмно-серенький бочок,

      Вы откройте шире двери,

      Добрые соседи звери,

      И пустите в теремок –

      Я под дождиком промок.

    - Что же, впятером теснее,

      Но гораздо веселее.

    Волка чаем напоили,

    Ближе к печке усадили,

    Расспросили о судьбе,

    Рассказали о себе,

    Окна ставнями закрыли

    И ложиться спать решили.

    Рано утром, на зарнице,

    Кто-то в терем стал ломиться,

    Заревел и зарычал,

    Всех зверей перепугал.

    - Тук-тук-тук, скажите мне,

       Кто хозяин в теремке?

    - Я-то – мышка полевая,

    - Я – лягушка луговая,

    - Я – весёлый мальчик – зайчик,

      Попрыгайчик-побегайчик,

    - Я – красавица лисичка,

      Хитроумная сестричка,

    - Ну, а я  - лесной волчок,

      Тёмно-серенький бочок,

      Кто же в гости к нам стучится,

      Так, что терем шевелится? (звук, как шевелится терем)

    - Я – медведь, зовусь Топтыжка,

      Не буян, не шалунишка,

      Я вас, звери, не пугал,

      Пальцем тихо постучал,

      В теремок меня пустите

      Да малиной угостите.

    - Что же, вшестером теснее,

      Но гораздо веселее.

    В дверь медведь залазить стал –

    Только лапу затолкал.

     - В теремок ваш не вхожу,

        Я на крыше посижу.

    Звери в страхе задрожали

    И медведю закричали:

    - Ты без крыши нас оставишь,

      Терем маленький – раздавишь!

     

    Но зверей медведь не слышит,

    А пыхтит и лезет выше.

    Только он на крышу встал.

    Теремочек затрещал, (звук треска теремка)

    На бок сильно накренился

    И на части развалился.

    Еле выпрыгнуть успели

    Перепуганные звери:

    Первой мышка полевая,

    Вслед лягушка луговая,

    И весёлый мальчик – зайчик,

    Попрыгайчик – побегайчик,

    И красавица лисичка,

    Хитроумная сестричка,

    А за ней лесной волчок,

    Тёмно-серенький бочок.

    На поляне все столпились

    И к медведю обратились:

    - Ах ты, мишка косолапый,

      Толстолобый, толстопятый,

      Что ты, глупый, натворил –

      Ты нас крова всех лишил!

      Где мы будем зимовать,

      Дни и ночи коротать?

    Из развалин мишка встал,

    Извинился и сказал:

    - Мы отстроим теремок,

       Чтобы жить в нём каждый мог.

    Закипела тут работа

    До мозолей и до пота.

    Мишка сосенки валил,

    Топором сучки рубил,

    Брёвна волк с лисой пилили,

    На поляну их носили,

    Заяц  мох  натеребил

    И сушиться разложил,

    Мышка в поле побежала

    И соломы натаскала,

    А лягушка щи варила

    И работников кормила.

    Вскоре посреди поляны

    Вырос терем деревянный,

    Двухэтажный и просторный,

    Да с большим крыльцом узорным.

    Даже мишка косолапый,

    Толстолобый, толстопятый,

    В полный рост в избе стоял,

    Потолка не задевал.

    Всем по горнице досталось,

    Да ещё одна осталась,

    Собирались в ней все вместе,

    Пили чай и пели песни.

    И с тех пор в округе всей

    Нет компании дружней.

      Хозяйка: Ну, что ж, делу время, а потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать. А на прощанье всем по пряничку. Да не по простому, а по разгонному.

    Хозяин: Есть такой обычай русский, коли на стол поставят такие прянички – пиру конец. А кто скушал – молодец!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка сценария, посвященного 70-летию начада ВОВ 1941-1945 гг.

    Данный сценарий посвящен теме Великой Отечественной войны. Тема Великой Отечественной войны актуальна и в наши дни, мы не должны забывать все ужасы войны и   мужество нашего народа, кот...

    сценарий праздника " Деревенские посиделки"

    классный час по изучению народного фольклора....

    Сценарий праздника "Деревенские посиделки"

    Праздник является продуктом проектной деятельности учащихся в рамках изучения темы "Устное народное творчество". Подготовка к празднику проходит как на уроках литературного чтения, русского языка, окр...

    Сценарий праздника "Деревенские посиделки"

    Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный ...

    Сценарий праздника "Деревенские посиделки"

    В игровой форме прививать уважение к традициям русского народа....

    Сценарий праздника "Деревенские святочные посиделки"

    В этом сценарии собраны различные колядки, говорится об истории происхождения праздника,  подобраны русские народные песни про блины и чай, текст песни " Уж я сеяла,сеяла ленок" с танцевальными д...