Методическая разработка сценария праздника «Деревенские посиделки»
методическая разработка (4 класс)

Трусова Ольга Николаевна

Посиделки в русской деревне были обычным делом, собиралась молодёжь поочередно в избе каждой девушки и каждого парня. При этом девушки приносили с собой прялки, либо шитье или пряльца с вышивкой. На посиделках играли в игры, загадывали загадки, водили хороводы, пели песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Деревенские посиделки92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  мероприятия

«Деревенские посиделки»


Оборудование: народные костюмы для ребят, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, деревянные ложки, бубен, ромашка со скороговорками, пряники.

Гость: Здравствуйте, хозяева, мы к вам пришли. Кто с шитьём, кто с вязаньем, кто с песнями.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, заходите, размещайтесь поудобнее.

Хозяин: Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяйка: Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус, кому песню, кому сказочку, а кому и правду.

Хозяин: У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно.

Хозяин: В тесноте да не в обиде.

Учитель:    Посиделки в русской деревне были обычным делом, собиралась молодёжь поочередно в избе каждой девушки и каждого парня. При этом девушки приносили с собой прялки, либо шитье или пряльца с вышивкой. На посиделках играли в игры, загадывали загадки, водили хороводы, пели песни.

На Руси все наши предки,

Чтобы время скоротать,

Собирали посиделки,

Поиграть и поболтать.

Народ посмотреть

И себя показать,

Хороводы водить,

Песни  петь,

Весёлые потешки - небылицы сказывать,

Загадки хитроумные загадывать.

Кто отгадает, тот и угощенье получает.

Учитель: А поскольку мы весной собрались, то и загадки наши о весенних явлениях природы будут.

(загадываются загадки, за правильный ответ - угощенье).

1)  По ней кораблики пускают,

      Когда уходят холода.

     Жаль только, мамы отпускают

     Туда побегать не всегда!     (Лужа)

2)  Подходила – грохотала.

     Стрелы на поле метала.

     Нам казалось – шла с бедой,

     Оказалось – шла с водой.

     Подошла да пролилась –

     Вдоволь пашня напилась!       (Туча)

3) Над лесами, над рекой

     Семицветный мост дугой.

    Если б мог я встать на мост –

    Я б достал рукой до звёзд!      (Радуга)

4) Носится, свищет,

    Мечется, рыщет.

    Где пробежит – листик дрожит.

    Где пронесётся – дерево гнётся.         (Ветер)

5)  Кто – то ночью утащил лес,

     Был он вечером, а утром исчез.

     Не осталось ни пенька, ни куста,

     Только белая кругом пустота.        (Туман)

6) Эти маленькие бочки

     Распечатает весна,

  А пока в них спят листочки

   И растут во время сна.         (Почки)

Учитель: А собиралась молодёжь на посиделки не просто так. Девушки парней умных да пригожих присматривали, а парни – работящих девушек.

Гость:         С шуткой, с песней и весельем

                   И работа спорится

                   Люди сходятся -

                   В хоровод становятся.

Хоровод под песню « Ой, заинька …»

Хозяйка: Гости дорогие, где же небылицы? Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.

Два мальчика в народных костюмах ведут разговор: (Федул и Фома)

- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ль дыра?
- Да один ворот остался?

- Фома, что из лесу не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда.
- Да он не идёт.
- Ну, так сам иди.
- Так он и меня не пускает.

- Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень!

– Фома, что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашёл?
- Нашёл!
- Где они были?
- Да за поясом!

Хозяйка: Какие же посиделки без веселья, танцев и частушек.

Выходят ребята и исполняют  весенние частушки или «Веснянку».

Девочка читает частушки перед исполнением пляски:

1.   - Эх, топни нога, топни левая,

       Я плясать пойду, как  угорелая!

      - Эх, топни нога, топни правая,

        Я частушки вам спою

        И подружек позову!

Выходят ещё 4 девочки и поют частушки:

2.   Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.

      Не одна иду плясать, нас идёт четыре!

3.   Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

      А гармошка заиграла,

      Я не удержалася.

4.   По деревне я шла и Ванюшку видела,

      Под кустом сидел и плакал – курица обидела.

5. Я плясала в 3 ноги, потеряла сапоги.

    Оглянулася назад – сапоги мои лежат.

6.  Если б не было воды – не было б и кружки.

     Если б не было девчат – кто бы пел частушки.

Гость:  Танцевали, песни пели,

              Поиграем на свирели.

Ребята исполняют русскую народную песню «Во поле берёза стояла»

Хозяйка: Посмотрите-ка, ребята, в нашем зале выросла ромашка. Она не простая, на её лепестках скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Скороговорка придумывалась для обучения.

Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребёнок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображённые в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

  1. От топота копыт пыль по полу летит.                                        
  2. Прокоп украл укроп.
  3. Саша шапкой шишки сшиб.
  4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
  5. У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.
  6. Кот Лужок лакал молоко,  да не вылакал.

Хозяин:

Добрый день наши друзья!
Судари, сударыни!
Кто не верит в чудеса, занимайте-ка места.
Взрослые и детвора, сказку нам начать пора!

ТЕРЕМОК

На опушке под сосной

Теремок стоял пустой,

Мимо мышка пробегала,

Теремочек увидала.

- Тук-тук-тук, скажите мне,

   Кто хозяин в теремке?

Тишина, никто не бродит,

На крылечко не выходит.

Мышка в теремок зашла

И спокойно зажила.

Подмела полы, помыла,

Печку жарко натопила

И услышала: снаружи

Кто-то шлёпает по луже (движение выполняют ребята руками).

- Тук-тук-тук, скажите мне,

   Кто хозяин в теремке?

- Я-то – мышка полевая,

   Кто же будешь ты такая?

- Я - зелёная лягушка,

   Ты пусти меня в избушку.

- Что ж, иди, вдвоём теснее,

   Но гораздо веселее.

Сели чай попить за стол,

Разговор у них зашёл,

Целый день проговорили,

О работе позабыли,

Вот пора уж спать ложиться,

Только кто – то в дверь стучится.

- Тук-тук-тук, скажите мне,

   Кто хозяин в теремке?

- Я-то – мышка полевая,

- Я – лягушка луговая,

В теремке вдвоём живём,

Чай с малиной свежей пьём.

Кто же будешь ты такой,

Гость непрошеный ночной?

- Я – весёлый мальчик – зайчик,

  Попрыгайчик – побегайчик,

  В терем вы меня пустите,

  Чаем гостя напоите.

- Что ж, иди, втроём теснее,

   Но гораздо веселее.

Утром звери поднялись,

За работу принялись.

Мышка в поле побежала,

Зёрен спелых натаскала,

Их лягушка подробила,

Тесто в кадке замесила,

Заяц в огород сходил,

И капусты нарубил.

Накидали в печку дров,

Налепили пирогов,

Лишь за стол стали садиться –

Слышат: кто-то в дверь стучится.

- Тук-тук-тук, скажите мне,

   Кто хозяин в теремке?

- Я-то – мышка полевая,

- Я – лягушка луговая,

- Я – весёлый мальчик – зайчик,

  Попрыгайчик-побегайчик,

  Кто же в двери к нам стучится,

  Зверь лесной, иль, может, птица?

- Я – красавица лисичка,

  Хитроумная  сестричка,

  В теремок меня пустите,

  Пирожками угостите.

- Что же, вчетвером теснее,

   Но гораздо веселее.

Пирогов наелись звери,

Песни весело запели,

Заяц  балалайку взял

И на струнах забренчал,

А лиса пошла плясать

И давай хвостом вилять (заяц играет на инструменте, а лиса танцует).

Вдруг зайчишка замолчал –

Кто-то в двери постучал.

- Тук-тук-тук, скажите мне,

   Кто хозяин в теремке?

- Я-то – мышка полевая,

- Я – лягушка луговая,

- Я – весёлый мальчик – зайчик,

  Попрыгайчик-побегайчик,

- Я – красавица лисичка,

  Хитроумная сестричка,

  Кто стоит за дверью там,

  И зачем стучится к нам?

- Это я – лесной волчок,

  Тёмно-серенький бочок,

  Вы откройте шире двери,

  Добрые соседи звери,

  И пустите в теремок –

  Я под дождиком промок.

- Что же, впятером теснее,

  Но гораздо веселее.

Волка чаем напоили,

Ближе к печке усадили,

Расспросили о судьбе,

Рассказали о себе,

Окна ставнями закрыли

И ложиться спать решили.

Рано утром, на зарнице,

Кто-то в терем стал ломиться,

Заревел и зарычал,

Всех зверей перепугал.

- Тук-тук-тук, скажите мне,

   Кто хозяин в теремке?

- Я-то – мышка полевая,

- Я – лягушка луговая,

- Я – весёлый мальчик – зайчик,

  Попрыгайчик-побегайчик,

- Я – красавица лисичка,

  Хитроумная сестричка,

- Ну, а я  - лесной волчок,

  Тёмно-серенький бочок,

  Кто же в гости к нам стучится,

  Так, что терем шевелится? (звук, как шевелится терем)

- Я – медведь, зовусь Топтыжка,

  Не буян, не шалунишка,

  Я вас, звери, не пугал,

  Пальцем тихо постучал,

  В теремок меня пустите

  Да малиной угостите.

- Что же, вшестером теснее,

  Но гораздо веселее.

В дверь медведь залазить стал –

Только лапу затолкал.

 - В теремок ваш не вхожу,

    Я на крыше посижу.

Звери в страхе задрожали

И медведю закричали:

- Ты без крыши нас оставишь,

  Терем маленький – раздавишь!

 

Но зверей медведь не слышит,

А пыхтит и лезет выше.

Только он на крышу встал.

Теремочек затрещал, (звук треска теремка)

На бок сильно накренился

И на части развалился.

Еле выпрыгнуть успели

Перепуганные звери:

Первой мышка полевая,

Вслед лягушка луговая,

И весёлый мальчик – зайчик,

Попрыгайчик – побегайчик,

И красавица лисичка,

Хитроумная сестричка,

А за ней лесной волчок,

Тёмно-серенький бочок.

На поляне все столпились

И к медведю обратились:

- Ах ты, мишка косолапый,

  Толстолобый, толстопятый,

  Что ты, глупый, натворил –

  Ты нас крова всех лишил!

  Где мы будем зимовать,

  Дни и ночи коротать?

Из развалин мишка встал,

Извинился и сказал:

- Мы отстроим теремок,

   Чтобы жить в нём каждый мог.

Закипела тут работа

До мозолей и до пота.

Мишка сосенки валил,

Топором сучки рубил,

Брёвна волк с лисой пилили,

На поляну их носили,

Заяц  мох  натеребил

И сушиться разложил,

Мышка в поле побежала

И соломы натаскала,

А лягушка щи варила

И работников кормила.

Вскоре посреди поляны

Вырос терем деревянный,

Двухэтажный и просторный,

Да с большим крыльцом узорным.

Даже мишка косолапый,

Толстолобый, толстопятый,

В полный рост в избе стоял,

Потолка не задевал.

Всем по горнице досталось,

Да ещё одна осталась,

Собирались в ней все вместе,

Пили чай и пели песни.

И с тех пор в округе всей

Нет компании дружней.

  Хозяйка: Ну, что ж, делу время, а потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать. А на прощанье всем по пряничку. Да не по простому, а по разгонному.

Хозяин: Есть такой обычай русский, коли на стол поставят такие прянички – пиру конец. А кто скушал – молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария, посвященного 70-летию начада ВОВ 1941-1945 гг.

Данный сценарий посвящен теме Великой Отечественной войны. Тема Великой Отечественной войны актуальна и в наши дни, мы не должны забывать все ужасы войны и   мужество нашего народа, кот...

сценарий праздника " Деревенские посиделки"

классный час по изучению народного фольклора....

Сценарий праздника "Деревенские посиделки"

Праздник является продуктом проектной деятельности учащихся в рамках изучения темы "Устное народное творчество". Подготовка к празднику проходит как на уроках литературного чтения, русского языка, окр...

Сценарий праздника "Деревенские посиделки"

Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный ...

Сценарий праздника "Деревенские посиделки"

В игровой форме прививать уважение к традициям русского народа....

Сценарий праздника "Деревенские святочные посиделки"

В этом сценарии собраны различные колядки, говорится об истории происхождения праздника,  подобраны русские народные песни про блины и чай, текст песни " Уж я сеяла,сеяла ленок" с танцевальными д...

Методическая разработка командной игры « Осенние посиделки» в 3 классе.

Cценарий к командной игре в 3 классе "Осенние посиделки". Познавательный материал,интересные конкурсы, загадки. Формирование навыка коллективного общения и активности....