Методическая разработка сценария праздника «Деревенские посиделки»
методическая разработка (4 класс)
Посиделки в русской деревне были обычным делом, собиралась молодёжь поочередно в избе каждой девушки и каждого парня. При этом девушки приносили с собой прялки, либо шитье или пряльца с вышивкой. На посиделках играли в игры, загадывали загадки, водили хороводы, пели песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деревенские посиделки | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия
«Деревенские посиделки»
Оборудование: народные костюмы для ребят, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, деревянные ложки, бубен, ромашка со скороговорками, пряники.
Гость: Здравствуйте, хозяева, мы к вам пришли. Кто с шитьём, кто с вязаньем, кто с песнями.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, заходите, размещайтесь поудобнее.
Хозяин: Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяйка: Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус, кому песню, кому сказочку, а кому и правду.
Хозяин: У нас для каждого найдётся тёплое местечко и приветливое словечко.
Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно.
Хозяин: В тесноте да не в обиде.
Учитель: Посиделки в русской деревне были обычным делом, собиралась молодёжь поочередно в избе каждой девушки и каждого парня. При этом девушки приносили с собой прялки, либо шитье или пряльца с вышивкой. На посиделках играли в игры, загадывали загадки, водили хороводы, пели песни.
На Руси все наши предки,
Чтобы время скоротать,
Собирали посиделки,
Поиграть и поболтать.
Народ посмотреть
И себя показать,
Хороводы водить,
Песни петь,
Весёлые потешки - небылицы сказывать,
Загадки хитроумные загадывать.
Кто отгадает, тот и угощенье получает.
Учитель: А поскольку мы весной собрались, то и загадки наши о весенних явлениях природы будут.
(загадываются загадки, за правильный ответ - угощенье).
1) По ней кораблики пускают,
Когда уходят холода.
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда! (Лужа)
2) Подходила – грохотала.
Стрелы на поле метала.
Нам казалось – шла с бедой,
Оказалось – шла с водой.
Подошла да пролилась –
Вдоволь пашня напилась! (Туча)
3) Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост –
Я б достал рукой до звёзд! (Радуга)
4) Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)
5) Кто – то ночью утащил лес,
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота. (Туман)
6) Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в них спят листочки
И растут во время сна. (Почки)
Учитель: А собиралась молодёжь на посиделки не просто так. Девушки парней умных да пригожих присматривали, а парни – работящих девушек.
Гость: С шуткой, с песней и весельем
И работа спорится
Люди сходятся -
В хоровод становятся.
Хоровод под песню « Ой, заинька …»
Хозяйка: Гости дорогие, где же небылицы? Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.
Два мальчика в народных костюмах ведут разговор: (Федул и Фома)
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ль дыра?
- Да один ворот остался?
- Фома, что из лесу не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда.
- Да он не идёт.
- Ну, так сам иди.
- Так он и меня не пускает.
- Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень!
– Фома, что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашёл?
- Нашёл!
- Где они были?
- Да за поясом!
Хозяйка: Какие же посиделки без веселья, танцев и частушек.
Выходят ребята и исполняют весенние частушки или «Веснянку».
Девочка читает частушки перед исполнением пляски:
1. - Эх, топни нога, топни левая,
Я плясать пойду, как угорелая!
- Эх, топни нога, топни правая,
Я частушки вам спою
И подружек позову!
Выходят ещё 4 девочки и поют частушки:
2. Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.
Не одна иду плясать, нас идёт четыре!
3. Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
4. По деревне я шла и Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал – курица обидела.
5. Я плясала в 3 ноги, потеряла сапоги.
Оглянулася назад – сапоги мои лежат.
6. Если б не было воды – не было б и кружки.
Если б не было девчат – кто бы пел частушки.
Гость: Танцевали, песни пели,
Поиграем на свирели.
Ребята исполняют русскую народную песню «Во поле берёза стояла»
Хозяйка: Посмотрите-ка, ребята, в нашем зале выросла ромашка. Она не простая, на её лепестках скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Скороговорка придумывалась для обучения.
Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребёнок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображённые в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- От топота копыт пыль по полу летит.
- Прокоп украл укроп.
- Саша шапкой шишки сшиб.
- Зоиного зайку зовут Зазнайка.
- У Ивана рубашка, у рубашки кармашки.
- Кот Лужок лакал молоко, да не вылакал.
Хозяин:
Добрый день наши друзья!
Судари, сударыни!
Кто не верит в чудеса, занимайте-ка места.
Взрослые и детвора, сказку нам начать пора!
ТЕРЕМОК
На опушке под сосной
Теремок стоял пустой,
Мимо мышка пробегала,
Теремочек увидала.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
Тишина, никто не бродит,
На крылечко не выходит.
Мышка в теремок зашла
И спокойно зажила.
Подмела полы, помыла,
Печку жарко натопила
И услышала: снаружи
Кто-то шлёпает по луже (движение выполняют ребята руками).
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я-то – мышка полевая,
Кто же будешь ты такая?
- Я - зелёная лягушка,
Ты пусти меня в избушку.
- Что ж, иди, вдвоём теснее,
Но гораздо веселее.
Сели чай попить за стол,
Разговор у них зашёл,
Целый день проговорили,
О работе позабыли,
Вот пора уж спать ложиться,
Только кто – то в дверь стучится.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я-то – мышка полевая,
- Я – лягушка луговая,
В теремке вдвоём живём,
Чай с малиной свежей пьём.
Кто же будешь ты такой,
Гость непрошеный ночной?
- Я – весёлый мальчик – зайчик,
Попрыгайчик – побегайчик,
В терем вы меня пустите,
Чаем гостя напоите.
- Что ж, иди, втроём теснее,
Но гораздо веселее.
Утром звери поднялись,
За работу принялись.
Мышка в поле побежала,
Зёрен спелых натаскала,
Их лягушка подробила,
Тесто в кадке замесила,
Заяц в огород сходил,
И капусты нарубил.
Накидали в печку дров,
Налепили пирогов,
Лишь за стол стали садиться –
Слышат: кто-то в дверь стучится.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я-то – мышка полевая,
- Я – лягушка луговая,
- Я – весёлый мальчик – зайчик,
Попрыгайчик-побегайчик,
Кто же в двери к нам стучится,
Зверь лесной, иль, может, птица?
- Я – красавица лисичка,
Хитроумная сестричка,
В теремок меня пустите,
Пирожками угостите.
- Что же, вчетвером теснее,
Но гораздо веселее.
Пирогов наелись звери,
Песни весело запели,
Заяц балалайку взял
И на струнах забренчал,
А лиса пошла плясать
И давай хвостом вилять (заяц играет на инструменте, а лиса танцует).
Вдруг зайчишка замолчал –
Кто-то в двери постучал.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я-то – мышка полевая,
- Я – лягушка луговая,
- Я – весёлый мальчик – зайчик,
Попрыгайчик-побегайчик,
- Я – красавица лисичка,
Хитроумная сестричка,
Кто стоит за дверью там,
И зачем стучится к нам?
- Это я – лесной волчок,
Тёмно-серенький бочок,
Вы откройте шире двери,
Добрые соседи звери,
И пустите в теремок –
Я под дождиком промок.
- Что же, впятером теснее,
Но гораздо веселее.
Волка чаем напоили,
Ближе к печке усадили,
Расспросили о судьбе,
Рассказали о себе,
Окна ставнями закрыли
И ложиться спать решили.
Рано утром, на зарнице,
Кто-то в терем стал ломиться,
Заревел и зарычал,
Всех зверей перепугал.
- Тук-тук-тук, скажите мне,
Кто хозяин в теремке?
- Я-то – мышка полевая,
- Я – лягушка луговая,
- Я – весёлый мальчик – зайчик,
Попрыгайчик-побегайчик,
- Я – красавица лисичка,
Хитроумная сестричка,
- Ну, а я - лесной волчок,
Тёмно-серенький бочок,
Кто же в гости к нам стучится,
Так, что терем шевелится? (звук, как шевелится терем)
- Я – медведь, зовусь Топтыжка,
Не буян, не шалунишка,
Я вас, звери, не пугал,
Пальцем тихо постучал,
В теремок меня пустите
Да малиной угостите.
- Что же, вшестером теснее,
Но гораздо веселее.
В дверь медведь залазить стал –
Только лапу затолкал.
- В теремок ваш не вхожу,
Я на крыше посижу.
Звери в страхе задрожали
И медведю закричали:
- Ты без крыши нас оставишь,
Терем маленький – раздавишь!
Но зверей медведь не слышит,
А пыхтит и лезет выше.
Только он на крышу встал.
Теремочек затрещал, (звук треска теремка)
На бок сильно накренился
И на части развалился.
Еле выпрыгнуть успели
Перепуганные звери:
Первой мышка полевая,
Вслед лягушка луговая,
И весёлый мальчик – зайчик,
Попрыгайчик – побегайчик,
И красавица лисичка,
Хитроумная сестричка,
А за ней лесной волчок,
Тёмно-серенький бочок.
На поляне все столпились
И к медведю обратились:
- Ах ты, мишка косолапый,
Толстолобый, толстопятый,
Что ты, глупый, натворил –
Ты нас крова всех лишил!
Где мы будем зимовать,
Дни и ночи коротать?
Из развалин мишка встал,
Извинился и сказал:
- Мы отстроим теремок,
Чтобы жить в нём каждый мог.
Закипела тут работа
До мозолей и до пота.
Мишка сосенки валил,
Топором сучки рубил,
Брёвна волк с лисой пилили,
На поляну их носили,
Заяц мох натеребил
И сушиться разложил,
Мышка в поле побежала
И соломы натаскала,
А лягушка щи варила
И работников кормила.
Вскоре посреди поляны
Вырос терем деревянный,
Двухэтажный и просторный,
Да с большим крыльцом узорным.
Даже мишка косолапый,
Толстолобый, толстопятый,
В полный рост в избе стоял,
Потолка не задевал.
Всем по горнице досталось,
Да ещё одна осталась,
Собирались в ней все вместе,
Пили чай и пели песни.
И с тех пор в округе всей
Нет компании дружней.
Хозяйка: Ну, что ж, делу время, а потехе час. Пора и нам с вами про дела вспомнить, праздник заканчивать. А на прощанье всем по пряничку. Да не по простому, а по разгонному.
Хозяин: Есть такой обычай русский, коли на стол поставят такие прянички – пиру конец. А кто скушал – молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария, посвященного 70-летию начада ВОВ 1941-1945 гг.
Данный сценарий посвящен теме Великой Отечественной войны. Тема Великой Отечественной войны актуальна и в наши дни, мы не должны забывать все ужасы войны и мужество нашего народа, кот...
сценарий праздника " Деревенские посиделки"
классный час по изучению народного фольклора....
Сценарий праздника "Деревенские посиделки"
Праздник является продуктом проектной деятельности учащихся в рамках изучения темы "Устное народное творчество". Подготовка к празднику проходит как на уроках литературного чтения, русского языка, окр...
Сценарий праздника "Деревенские посиделки"
Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный ...
Сценарий праздника "Деревенские посиделки"
В игровой форме прививать уважение к традициям русского народа....
Сценарий праздника "Деревенские святочные посиделки"
В этом сценарии собраны различные колядки, говорится об истории происхождения праздника, подобраны русские народные песни про блины и чай, текст песни " Уж я сеяла,сеяла ленок" с танцевальными д...
Методическая разработка командной игры « Осенние посиделки» в 3 классе.
Cценарий к командной игре в 3 классе "Осенние посиделки". Познавательный материал,интересные конкурсы, загадки. Формирование навыка коллективного общения и активности....