"С чего начинается Родина?" - встреча в литературной гостиной 4 класс
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Встреча в литературной гостиной "С чего начинается Родина?" направлена на расширение представлений детей о литературных жанрах; воспитание патриотизма через восприятие литературного творчества; содержание встречи позволит учащимся поупражняться в выразительном чтении стихотворений наизусть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение в 4 классе.
С чего начинается Родина?
Встреча в литературной гостиной
Цель: расширение представлений детей о литературных жанрах; воспитание патриотизма через восприятие литературного творчества; упражняться в выразительном чтении стихотворений наизусть.
Оборудование: физическая карта России; выставка рисунков по теме: музыкальное сопровождение М. Бернес «С чего начинается Родина?» А. Пришельца «Мой край»; Конверты с индивидуальными заданиями.
Ход урока:
1. Введение в тему:
- Прочитайте слова на лоске: Россия, Отечество, Отчизна, Родина, Белгород, Чужбина, Москва.
- Из этих слов выбрать лишнее и объяснить свой выбор.
- Из данного списка назвать синонимы.
- Как назвать следующую пару:
Родина - Чужбина (антонимы)
- Почему в данном списке слова Россия, Москва, Белгород?
- Дайте толкование всем остальным словам. (Родина – это место, где ты родился и вырос. Родина – страна, где мы живём.) (показать на карте)
- А что вам вспоминается, если звучит слово «РОДИНА»?
- Просторы Родины велики. Свои детские годы вы проводите в городе с чудесным названием Белгород. А была ли у вас возможность посетить другие места России? Послушаем ваши короткие рассказы и посмотрим, какие фотогазеты вы выпустили в группах.
- Получается, что каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое: дом, школа, класс и т.д. И очень тяжело чувствуешь себя на чужбине. Как вы думаете, почему?
- О любви к родине народ сложил пословицы. Вспомните их.
(Работа групповая – задание в конвертах: рассыпанные слова собрать в пословицы, дать им толкование. Ключ к проверке на доске.)
Родина – мать – умей за неё постоять.
На чужбине родная землица во сне снится.
(При объяснении данной пословицы, в качестве примера привести эпизод из жизни знаменитой поэтессы М. Цветаевой. Дети подрастут и познакомятся с творчеством великой поэтессы Марины Цветаевой. После революции ей пришлось провести вне Родины, во Франции и прожить в этой стране более 13 лет. Там она чувствовала себя всюду чужой, не нужной, ей многое не нравилось, она тосковала по России и вскоре вернулась, хотя на родине её ожидали сплошные несчастья: арестовали её близких, любимых людей. Чуть позже началась война. Но Марина Цветаева ни разу не пожалела, что вернулась домой.)
Своя земля и в горсти мила.
Дружно за мир стоять – войны не бывать.
-Какие ещё пословицы вы можете привести?
Например:
Тот герой, кто за Родину горой.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина любимая – мать родимая.
Человек без Родины, что соловей без песни
Одна у человека мать – одна у него Родина.
Если дружба велика – будет Родина крепка.
Счастье Родины – дороже жизни.
С Родиной разлука – одна мука.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родину, как и родителей на чужбине не найдёшь.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Кто служит Родине, верно, тот долг исполняет примерно.
2. Сообщение темы:
- Сегодня мы приглашаем всех в нашу литературную гостиную на час поэзии «С чего начинается Родина?». Звучать будут стихи А. Пришельца, К. Симонова, И. Абрамова, А. Прокофьева, А. Благова. Думаю, что вы посетите библиотеку и откроете много поэтов близких вашей душе. Главное, постарайтесь понять, что подтолкнуло каждого автора к написанию своего стихотворения. У нас ещё будет возможность поделиться своими мыслями друг с другом.
- Звучит песня «С чего начинается Родина?» в исполнении М.Бернеса.
3.Литературный монтаж.
(Ведущих произносят отрывки из песни М. Бернеса, как тему для разговора; Учащиеся читают стихи, соответствующие заданной теме. В конспекте приведены некоторые образцы стихов.)
- Мне о Родине надо говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносили
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: Россия!
- С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…
- Есть слово, его, как зеницу храним.
Под стягом багряным сроднились мы с ним.
Когда я шагал по дорогам войны,
О нём тосковал я под небом чужим.
В том слове – свершенье заветных надежд,
Горячего сердца немолкнущий стук.
Когда мне «товарищ» друзья говорят,
Уверен, мой шаг и напев мой крылат.
Я в силах свершить ,что троим по плечу,
Я счастлив – других не желаю наград.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт…
- Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изведал и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот, где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годиться,
Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
При жизни никому нельзя отдать.
Идти на смерть… Но эти три берёзы
- Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре.
Студёный сок бежал. как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
И рано-раненько весною
Берёза белая опять
Оделась новую листвою
И стала землю украшать.
И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
«Родную русскую берёзку
В обиду больше не дадим»
А может она начинается
С весёлой запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца..
-У дороги куст калины
Пыльным панцирем оброс-
От шибающих бензином
Мимо мчащихся колёс.
Так, быть может, и недолго
Здесь его тянулся век,
Да случилось. Той дорогой
Ехал добрый человек.
Тихо вышел из кабины,
Приложил немного сил.
И тот чахлый куст калины
Чуть в сторонку отсадил.
И теперь – жара ли, вьюга –
Куст калины не узнать…
Ах, как важно в жизни другу
Руку вовремя подать.
- Сыплет спелые орехи
Мне орешник в кузовок,
Лес рябиновые вехи
Расставляет у дорог.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.
На ветвях танцуют белки,
Лес обветренный молчит.
Солнце в облачные щели
Шлёт раскосые лучи.
У опушки дремлют кони,
Подпирает боком ель.
Снится им, что в поле стонет
Безголосая метель.
Школьный дом одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам бродит важно,
Словно сельский агроном.
Гусь степенный в луже моет
Свой гусиный красный нос…
Всё моё и всё родное,
Чем я жил и где я рос.
4. Отдых.
(музыкальное сопровождение и демонстрация рисунков)
По родному краю дружно мы шагаем
Справа от нас - зелёный луг.
Слева находится лес. (повороты)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам и грибам. (наклоны)
С чего начинается Родина?
С окошек, горячих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что, где-то в шкафу мы нашли…
-Родина! Что это, дедушка значит?
-Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит, не сгорая…
Родина – это глаза моей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина – это закат над полями,
Гор наших синих звонкое эхо.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.
…А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс…
Посмотреть на твои просторы:
Лес гудит,
Громоздятся чары,
Рек не мерена глубина,
Дремлет золото, Скрытое в недрах,
И колышется в струях ветра
Океан золотого льна.
От границы и до границы-
Сколько ты колосишься, пшеница1
Всех полей не окинет взгляд.
Здравствуй, Родина, Гордость наша!
Ты, как полная чаша,
Изобильем радуешь нас.
С чего начинается Родина?
Что любится, чем дышится,
Чем наше сердце полнится,
То в голосе услышится,
То в песенке припомнится.
А мы споём о Родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено,
Хорошего и разного1
Тяжёлое – забудется!
Хорошее останется,
Что с родиною сбудется,
То и с тобою станется.
И сколько с ней ни пройдено,
Усталыми не скажемся
И песню спеть о Родине
С друзьями не откажемся!
- Хоровое исполнение песни «Наш край»
5.Итог урока.
- Какое настроение возникло у вас после посещения литературной гостиной?
- Будет ли связано ближайшее посещение библиотеки с темой сегодняшнего урока?
- Расскажите о ваших впечатлениях.
Хотелось бы закончить нашу встречу словами В. Бокова
«Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде , к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней,-
Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в литературной гостиной. Урок - отчёт посвящённый творчеству А.Л.Барто
Вот уже более 100 лет произведения А.Л.Барто радуют детей и даже взрослых. Спектакли, классные часы, библиотечные уроки посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время, в ...
Литературная композиция "С чего начинается Родина"
Литературная композиция приурочена к году Российской истории....
УМК "Перспектива" 1 класс конспект урока по литературному чтению "С чего начинается общение?"
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Перспектива" 1 класс разработана в соответствии с ФГОС. На уроке используются приёмы технологии критического мышления : опорная схема-коллаж, а...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс: "С чего начинается общение"
Конспект урока по литературному чтению 1 класс ФГОС (технологическая карта)Урок усвоения новых знаний.Технология продуктивного чтенияТема: С чего начинается общение?...
Технологическая карта литературного чтения и презентация , 1 класс, "С чего начинается общение?", умк "Перспектива"
Данная методическая разработка показывает приёмы работы по Технологии критического мышления. На уроке организованы все виды формы работ- фронтальная, индивидуальная, парная, групповая....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "С чего начинается родина…." (А.И. Шамшурина, 4 класс)
Цель урока: формирование нравственности , уважительного отношения к разным светским и духовным традициям народов России. Задачи урокаДидактические:Осознание ценности человеческой жизн...
"С чего начинается Родина" видеоролик от учеников 1 класса г. Зернограда
После окончания 1 (доп) класса, ребята получили задание от учителя -побывать на каникулах в памятных местах нашей страны. Это было начало нашей огромной работы. Вот, что у нас получилось...фильм...