"С чего начинается Родина?" - встреча в литературной гостиной 4 класс
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Встреча в литературной гостиной "С чего начинается Родина?" направлена на  расширение представлений детей о литературных жанрах; воспитание патриотизма через восприятие литературного творчества; содержание встречи позволит учащимся поупражняться в выразительном чтении стихотворений наизусть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение в 4 классе.

С чего начинается Родина?

Встреча в литературной гостиной

Цель: расширение представлений детей о литературных жанрах; воспитание патриотизма через восприятие литературного творчества; упражняться в выразительном чтении стихотворений наизусть.

Оборудование:  физическая карта России; выставка рисунков по теме: музыкальное сопровождение М. Бернес «С чего начинается Родина?» А. Пришельца «Мой край»; Конверты с индивидуальными заданиями.

Ход урока:

1. Введение в тему:

- Прочитайте слова на лоске: Россия, Отечество, Отчизна, Родина, Белгород, Чужбина, Москва.

- Из этих слов выбрать лишнее и объяснить свой выбор.

- Из данного списка назвать синонимы.

- Как назвать следующую пару:

Родина -  Чужбина (антонимы)

- Почему в данном списке слова Россия, Москва, Белгород?

- Дайте толкование всем остальным словам. (Родина – это место, где ты родился и вырос. Родина – страна, где мы живём.) (показать на карте)

- А что вам вспоминается, если звучит слово «РОДИНА»?

- Просторы Родины велики. Свои детские годы вы проводите в городе с чудесным названием Белгород. А была ли у вас возможность посетить другие места России? Послушаем ваши короткие рассказы и посмотрим, какие фотогазеты вы выпустили в группах.

- Получается, что каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое: дом, школа, класс и т.д. И очень тяжело чувствуешь себя на чужбине. Как вы думаете, почему?

- О любви к родине народ сложил пословицы. Вспомните их.

(Работа групповая – задание в конвертах: рассыпанные слова собрать в пословицы, дать им толкование. Ключ к проверке на доске.)

Родина – мать – умей за неё постоять.

На чужбине родная землица во сне снится.

(При объяснении данной пословицы, в качестве примера привести эпизод из жизни знаменитой поэтессы М. Цветаевой. Дети подрастут и познакомятся  с творчеством великой поэтессы Марины Цветаевой. После революции ей пришлось провести вне Родины, во Франции и прожить в этой стране более 13 лет. Там она чувствовала себя всюду чужой, не  нужной, ей многое не нравилось, она тосковала по России и вскоре вернулась, хотя на родине её ожидали сплошные несчастья: арестовали её близких, любимых людей. Чуть позже началась война. Но Марина Цветаева ни разу не пожалела, что вернулась домой.)

Своя земля и в горсти мила.

Дружно за мир стоять – войны не бывать.

-Какие ещё пословицы вы можете привести?

Например:

Тот  герой, кто за Родину горой.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина любимая – мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни

Одна у человека мать – одна у него Родина.

Если дружба велика – будет Родина крепка.

Счастье Родины – дороже жизни.

С Родиной разлука – одна мука.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родину, как и родителей на чужбине не найдёшь.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто служит Родине, верно, тот долг исполняет примерно.

2. Сообщение темы:

- Сегодня  мы приглашаем всех в нашу литературную гостиную на час поэзии «С чего начинается Родина?». Звучать будут стихи А. Пришельца, К. Симонова, И. Абрамова, А. Прокофьева, А. Благова. Думаю, что вы посетите библиотеку и откроете много поэтов близких вашей душе. Главное, постарайтесь понять, что подтолкнуло каждого автора к написанию своего стихотворения. У нас ещё будет возможность поделиться своими мыслями друг с другом.

- Звучит песня «С чего начинается Родина?» в исполнении М.Бернеса.

3.Литературный монтаж.

(Ведущих произносят отрывки из песни М. Бернеса, как тему для разговора; Учащиеся читают стихи, соответствующие  заданной теме. В конспекте приведены некоторые образцы стихов.)

- Мне о Родине надо говорить

Да так, чтоб вслух стихи произносили

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: Россия!

- С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

- Есть слово, его, как зеницу храним.

Под стягом багряным сроднились мы с ним.

Когда я шагал  по дорогам войны,

О нём тосковал  я под небом чужим.

В том слове – свершенье заветных надежд,

Горячего сердца немолкнущий стук.

Когда мне «товарищ» друзья говорят,

Уверен, мой шаг и напев мой крылат.

Я в силах свершить ,что троим по плечу,

Я счастлив – других не желаю наград.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

           С той самой берёзки, что во поле,

          Под ветром склоняясь, растёт…

- Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить  разом надо

Всё, что у нас  осталось вдалеке.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изведал и узнал,

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годиться,

Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

При жизни никому нельзя отдать.

Идти на смерть… Но эти три берёзы

- Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре.

Студёный сок бежал. как слёзы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.

И рано-раненько весною

Берёза белая опять

Оделась новую листвою

И стала землю украшать.

И стой поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

«Родную русскую берёзку

В обиду больше не дадим»

А может она начинается

С весёлой запевки скворца

      И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца..

-У дороги куст калины

Пыльным панцирем оброс-

От шибающих бензином

Мимо мчащихся колёс.

Так, быть  может, и недолго

Здесь его тянулся век,

Да случилось. Той дорогой

Ехал добрый человек.

Тихо вышел из кабины,

Приложил немного сил.

И тот чахлый куст калины

Чуть в сторонку отсадил.

И теперь – жара ли, вьюга –

Куст калины не узнать…

Ах, как важно в жизни другу

Руку вовремя подать.

-  Сыплет спелые орехи

Мне орешник в кузовок,

Лес рябиновые вехи

Расставляет у дорог.

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

На ветвях танцуют белки,

Лес обветренный молчит.

Солнце в облачные щели

Шлёт раскосые лучи.

У опушки дремлют кони,

Подпирает боком ель.

Снится им, что в поле стонет

Безголосая метель.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

Гусь степенный в луже моет

Свой гусиный красный нос…

Всё моё и всё родное,

Чем я жил и где я рос.

4. Отдых.

(музыкальное сопровождение и демонстрация рисунков)

По родному краю дружно  мы шагаем

Справа от нас  - зелёный луг.

 Слева находится лес. (повороты)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)

Мы рады ягодам и грибам. (наклоны)

С чего начинается Родина?

С окошек, горячих вдали,

          Со старой отцовской буденовки,

           Что, где-то в шкафу мы нашли…

-Родина! Что это, дедушка значит?

-Это цветы, что растут в нашем крае.

Это река, что в  горах наших скачет.

Это заря, что горит, не сгорая…

Родина – это глаза моей мамы,

Полные слёз или в искорках смеха.

Родина – это закат над полями,

Гор наших синих  звонкое эхо.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал своё имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдёшь ты с другими.

…А может, она начинается

Со стука вагонных колёс

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс…

Посмотреть на твои просторы:

Лес гудит,

Громоздятся чары,

Рек не мерена глубина,

Дремлет золото, Скрытое в недрах,

И  колышется в струях  ветра

Океан золотого льна.

От границы и до границы-

Сколько ты колосишься, пшеница1

Всех полей не окинет взгляд.

Здравствуй, Родина, Гордость наша!

Ты, как полная чаша,

Изобильем радуешь нас.

С чего начинается Родина?

Что любится, чем дышится,

Чем наше сердце полнится,

       То в голосе услышится,

        То в песенке припомнится.

А мы споём о Родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено,

Хорошего и разного1

                Тяжёлое – забудется!

                Хорошее останется,

                Что с родиною сбудется,

                 То и с тобою станется.

И сколько с ней ни пройдено,

Усталыми не скажемся

И песню спеть о Родине

С друзьями не откажемся!


- Хоровое исполнение песни «Наш край»

5.Итог урока.

- Какое настроение возникло у вас после посещения литературной гостиной?

-  Будет ли связано ближайшее посещение библиотеки с темой сегодняшнего урока?

- Расскажите о ваших впечатлениях.

Хотелось бы закончить нашу встречу словами В. Бокова

«Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде , к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней,-

Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в литературной гостиной. Урок - отчёт посвящённый творчеству А.Л.Барто

Вот уже более 100 лет  произведения А.Л.Барто радуют  детей и даже взрослых.  Спектакли, классные часы, библиотечные уроки посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время, в ...

Литературная композиция "С чего начинается Родина"

Литературная композиция приурочена  к году Российской истории....

УМК "Перспектива" 1 класс конспект урока по литературному чтению "С чего начинается общение?"

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Перспектива" 1 класс разработана в соответствии с ФГОС. На уроке используются приёмы технологии критического мышления : опорная схема-коллаж, а...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс: "С чего начинается общение"

Конспект урока по литературному чтению 1 класс ФГОС (технологическая карта)Урок усвоения новых знаний.Технология продуктивного чтенияТема: С чего начинается общение?...

Технологическая карта литературного чтения и презентация , 1 класс, "С чего начинается общение?", умк "Перспектива"

Данная  методическая разработка показывает приёмы работы по Технологии  критического мышления. На уроке организованы все виды формы работ- фронтальная, индивидуальная, парная, групповая....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "С чего начинается родина…." (А.И. Шамшурина, 4 класс)

Цель урока: формирование  нравственности , уважительного отношения к разным светским и духовным традициям  народов России. Задачи урокаДидактические:Осознание ценности человеческой жизн...

"С чего начинается Родина" видеоролик от учеников 1 класса г. Зернограда

После окончания 1 (доп) класса, ребята получили задание от учителя -побывать  на каникулах в памятных местах нашей страны. Это было начало нашей огромной работы. Вот, что у нас получилось...фильм...