Классный час в 3 «В» классе «Когда чужая боль становится своей» (посвящен 10-летию трагедии в Беслане)
классный час (3 класс) на тему

 

-  рассказать  о  трагических событиях в Беслане;

- вызвать осуждение к террористическим актам;

- развить чувство сострадания и соучастия к жертвам терроризма;

- раскрыть лексическое значение  слов «террор», «терроризм».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_let_beslanu.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ № 1391

Г. Москва , п. Киевский.

Классный час

в 3 «В» классе

«Когда чужая боль становится своей»

 (посвящен 10-летию трагедии в Беслане)

 

 

 Классный руководитель

                                                          Журат Людмила Викторовна.

2014

Цель мероприятия:

-  формирование  у  учащихся  представления о трагедиях, к которым может привести терроризм.

Задачи: 

-  рассказать  о  трагических событиях в Беслане;

- вызвать осуждение к террористическим актам;

- развить чувство сострадания и соучастия к жертвам терроризма;

- раскрыть лексическое значение  слов «террор», «терроризм».

Ход мероприятия:

I. Вступительная беседа (слад 1)

- Ребята, с каким настроением вы идете каждый год в школу 1 сентября?

- А какое настроение у ваших родных в этот день?

- Как вы думаете, почему вы все испытываете похожие чувства в этот день?

- Составьте синквейн на тему «1 Сентября».

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам(слайд 2-3)

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 Прочитайте свои работы.( Школа. Любимая, родная. Читаем,узнаем,мечтаем.  Детская страна )

II. Учитель: Ребёнок. всегда прекрасен. Прекрасны ваши яркие, эмоциональные работы.

-Что страшнее всего на свете?

Смерть... всегда страшна.
Беслан соединил две эти силы. Человечество увидело детскую смерть. 1 сентября 2014 года исполняется 10 лет со дня страшной трагедии в Беслане, трагедии, которая произошла во время торжественной линейки.  Этот ужас  стал символом террора против детей в новейшей истории (Слайд 4-5)

III. Словарная работа.

Давайте обратим внимание на  значения слов, которые мы будем сегодня неоднократно произносить.

“Терроризм”, “террористы”, “террористическая деятельность” – эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации,

Терро́р (лат. terror — страх, ужас) — устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». (Слайд 6)

           То, что весь мир увидел по телевидению с 1 по 3 сентября 2004 года, не поддается никакому описанию. Трагедия и горе. Оно разлито в Беслане на каждом метре.

  Бесла́н  — город в России,  третий по величине город  Северной Осетии. Расположен   в 10 км от границы с Ингушетией. (Слайд 7).

.

(8-19 слайд)1 сентября 2004 года группа вооружённых боевиков подъехала к зданию школы № 1 в Беслане. На площадке рядом со школой в этот момент проходила линейка, посвящённая Дню знаний. Стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1100 человек — детей, их родителей и родственников, а также сотрудников школы. Несколько террористов обошли школу со стороны Школьного переулка, чтобы отрезать людям путь к бегству.  Большинство заложников были загнаны в главный спортзал, тогда как остальные попали в тренажёрный зал, душевые и столовую. Террористы досконально знали план здания, что позволило произвести захват в течение нескольких минут. Загнав заложников в здание, террористы заставили всех сдать фото и видеоаппаратуру, а также мобильные телефоны, которые разбивали. Террористы были вооружены до зубов. Заложникам было приказано говорить только на русском языке, и малейшие отклонения от приказа жестоко пресекались.Когда заложники начинали плакать или шуметь, террористы стреляли в потолок или выдёргивали из толпы заложника, независимо от возраста и пола, угрожая расстрелом.

Террористы начали озвучивать свои требования. Текст первого послания  был таким: «Мы требуем на переговоры президента Республики Дзасохова, Зязикова президента  Ингушетии, Рашайло дет. врача. Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек, если ранят любого из нас, убьём 20 чел, если убьют из нас 5 человек, мы все взорвём. Если отключат свет, связь на минуту, мы расстреляем 10 человек».

Террористы ждали выполнения их требований. Они отказались пускать врача в здание и принимать предложенную им воду и пищу. К тому моменту заложники были вынуждены питаться лепестками принесённых ими цветов и мочить одежду в изредка приносимых помойных вёдрах, высасывая эту жидкость. Но даже при этом до многих вода просто не доходила.

В 16 часов захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, единственный, кому удалось вести переговоры с террористами лицом к лицу. Вот как он описал увиденное: «Когда меня провели в помещение спортзала, то, что я увидел, меня потрясло — весь зал был забит женщинами, детьми, стариками, которые сидели, лежали, стояли, в помещении была жуткая жара, дети были раздеты. По моим прикидкам, в здании школы находилось не менее 1000 заложников».

Через несколько часов после ухода Аушева террористы заметно ожесточились: изначально выпускавшие заложников в туалет и приносившие вёдра с водой в спортзал, боевики отказали и в том, и другом, вынудив заложников пить собственную мочу. На просьбы дать воды террористы отвечали, что она отравлена: выбраться в туалет или душевую удавалось единицам.

К утру третьего дня заложники обессилели до такой степени, что уже плохо реагировали на угрозы террористов. Многие, особенно дети и больные сахарным диабетом, падали в обморок, тогда как другие бредили и испытывали галлюцинации. В зале террористы перемонтировали взрывную цепь и произвели несколько выстрелов из гранатомётов по близлежащей территории. В 13:05 в спортзале последовательно произошли два мощных взрыва с интервалом примерно в полминуты, в результате чего произошло частичное обрушение крыши. Сразу после взрывов террористы открыли огонь по спасателям. После этого заложники начали выпрыгивать через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы открыли по ним огонь, вследствие чего погибли 29 человек.Через пять минут после первых взрывов был отдан приказ приступить к операции по спасению заложников и обезвреживанию террористов. Снайперы открыли прицельный огонь на поражение террористов, прикрывая эвакуацию заложников.  

Прорыв бойцов  ФСБ в здание был осуществлён с трёх  направлений,  но забаррикадированные окна не позволяли им проникнуть в здание более часа. В это время террористы вели по спортзалу автоматный и гранатомётный огонь из столовой, заставив заложников встать на окна в качестве «живого щита», в результате чего многие бойцы были вынуждены жертвовать собственными жизнями для спасения заложников. Операция по ликвидации террористов продлилась почти до полуночи.

В 66 семьях погибло от 2 до 6 человек, а 17 детей остались круглыми сиротами (родственники жертв, скончавшиеся в результате тяжелейшей психологической травмы, в эти цифры не входят).

V. Выходят чтецы. 20 слайд

  1. В сентябрьский день-день мира, знаний
    Трагедия произошла в Беслане.
    В заложники попала тысяча людей,
    Где среди взрослых - большинство детей.
    Народ бандиты в школу затолкали.
    Ни пить, ни есть им не давали,
    Жестоко мучили людей,
    Где среди взрослых - большинство детей.
    А после - взрыв, и штурм начался.
    Кто мог, тот сам из школы выбирался.
    Погибли сотни там людей,
    Где среди взрослых - большинство детей.
    А террористы в спины им стреляли,
    И злой усмешки не скрывали.
    Здесь стон стоял, и плач, и крик людей,
    Где среди взрослых - большинство детей.
  2. Во мрачной тишине Беслана,

Вдруг слышен детский шёпот, пить.

Уж сколько лет всё кровоточит рана,

Взлетели в небо, кому жить, да жить.

В разбитых стенах школьного спортзала,

Вода и свечи тем, кто не дожил.

И рядом души искалечены кошмаром,

Кто этот ад кромешный пережил.

За этот грех, мы все в ответе,

Простые граждане и власть.

Мы довели страну, где даже дети,

Не могут мирно жить, учиться, спать.

Очнитесь люди, что же вы творите.

Сколько ещё вам надобно смертей.

Ведь даже звери, посмотрите,

Не убивают собственных детей…                                 

  1. 21 слайд

    Букеты были не для мёртвых,
    Букеты были для живых, -
    Как факел знаний, память лета,
    Для всех для них, для них, для них!

    Какие страшные мгновенья,
    Какая страшная судьба!
    Цветы, обрызганные кровью,
    На плитах школьного двора.

    Букеты не служили мёртвым,
    Они сгодились для живых;
    Для губ иссохших капли влаги
    Из лепестков, для них, для них!

    Спортивный зал стал погребальным,
    Сгорели яркие цветы,
    Остался пепел горя страшный,
    Мы жизнь сберечь их не смогли.

    Букеты были не для мёртвых,
    Букеты были для живых
    В сердцах родных, друзей, знакомых:
    Для всех для них, для них, для них!

    И не излечит время раны,
    Официоз пройдёт речей,
    А сирота всегда без мамы,
    И не вернуть нам тех детей!

    Цветы нужны ведь не для мёртвых,
    Цветы нужны для всех живых,
    Кто сострадает, любит, помнит:
    Для всех для них, для них, для них!
     

  1. Запомни, живущий, и помни всегда –
    Беслан – это общая наша беда.
    Для разных людей и народов, и стран
    Террор и насилие – это Беслан.
    Отчаянье рубит сердца пополам –
    Боль, стоны и муки – всё это Беслан.
    Все слёзы отцов и отчаянье мам
    Вложились в короткое слово – "Беслан".
    И годы пройдут, там воздвигнется храм,
    И жизнь возвратится обратно в Беслан.
    Пусть время притупит болезненность ран –
    Мы их не забудем, ты слышишь, Беслан?            

Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последний год уже официально именуют “Городом ангелов”. (Слайд 22)

Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.
Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская, где похоронены фрагменты тел, которые не удалось опознать.
Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.
  

На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов” (Слайд  23).

У входа на кладбище – памятник «Древо скорби» (Слайд  24-25).

Семиметровая бронзовая композиция, четыре плачущих женщины и пятьдесят устремленных в небо ангелов, символизирует скорбь, всемирную солидарность с Бесланом и вечную память о жертвах теракта.  

Фигурки ангелочков здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами. (Слайд 26).

В 2011 году на месте заброшенной Первой школы начали строить мемориальный комплекс. (Слайд 27-28) В центр  спортивного зала школы погибшим до сих пор приносят бутылки с водой, поскольку заложники сильно страдали от жажды.

VII. Рефлексия. Активный метод «Клубок»

29 слайд Уважаемые ребята! Я попрошу вас всех выйти к доске и встать в круг. В руке у меня клубок ниток, представим, что это наши с вами эмоции и впечатления, полученные сегодня на классном часе. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.  Высказав их, я прошу, чтобы каждый из вас намотал нитку 1-2 витками себе на палец, а затем, закончив говорить, передал или перебросил клубок своему однокласснику. (Высказывания ребят, передача клубка).

Ребята, посмотрите как  объединило нас горе Беслана в  эмоциях, чувствах, переживаниях…Это так раз тот момент, «Когда чужая боль становится своей».

Благодарю всех участников.

    

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Когда чужая боль становится своей"

-  рассказать  о  трагических событиях в Беслане;- развить чувство сострадания и соучастия к жертвам терроризма...

Отчёт по проведённому классному часу " Трагедия в Беслане"

Отчёт по проведённому классному часу " Трагедия в Беслане"....

Классный час "История книги. Когда чужая боль становится своей (10 лет со дня трагедия в Беслане)".

Данный классный час посвящен истории появления книги на Руси: содержит интересную развивающую информацию по теме, стихотворения, загадки о книге. Во второй подтеме классного часа идет речь о трагедии ...

Классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль».

вспомнить события 1 сентября 2004г. в школе №1 в Беслане; - воспитывать уважение к памяти погибших; - вызвать осуждение к действиям террористов; - сделать соответствующие выводы о безнравственны...

Классный час на тему"Трагедия в Беслане - наша общая боль"

Цель: - вспомнить события 1 сентября 2004г. в школе №1 в Беслане; - воспитывать уважение к памяти погибших; - вызвать осуждение к действиям террористов; - сделать соответствующие в...

Классный час "Трагедия в Беслане"

Сценарий классного часа для 4 - 5 классов...

классный час: Трагедия в Беслане (для учащихся 4 класса)

Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. АнапаЦель: познакомить дете...


 

Комментарии

Пицык Наталья Николаевна

Большое спасибо,за интересную, а главное корректную разработку по данной теме,
столько боли, трагизма, что даже у опытных педагогов происходил ступор, как донести эту тему для детей.
Бесспорно, материала много, но у меня вставал вопрос о том, что взрослые, кто видел этот материал, при подготовке к уроку плакали, а что говорить о детях...особенно о последствиях,но благодаря вашей разработке, я думаю все получится!!!
СПАСИБО!