"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя
статья на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samobrazovaniyu_kak_klassnogo_rukovoditelya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель Тема по самообразованию
Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу

“Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке”

 Ш.М. Амонашвили.

 “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.

 В.А.Сухомлинского:

   Когда ребёнок приходит в школу, его встречает первая учительница. Первый учитель. Как много воспоминаний связано с этим именем. И какими будут эти воспоминания: добрыми, светлыми или тягостными зависит от учителя. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир. Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка.

 Для себя я её сформулировала так: роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребёнка через внеклассную деятельность.

Мною была поставлена цель: через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности. Я считаю, что для реализации этой цели, учитель должен понимать и осознавать, что есть творчество и что такое творческая деятельность, как необходимо руководить творческой деятельностью детей. “Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую “нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество-деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть капелька нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Так же я считаю, что учителю очень важно понимать то, что происходит с автором-ребёнком на ранней стадии творческого процесса. “От учителя требуется большая чуткость, но особенно бережно он должен относится к замыслам, которыми делятся с ним дети” – говорил В.А. Левин.

А вот В. Глоцер рекомендует: “ободрить, поддержать во время работы обязательно. И ни в коем случае не расхолаживать, потому что вслед за слабыми на первый взгляд успехами могут появиться настоящие”. И ещё: “Советовать нужно с большой осторожностью, так как иные рекомендации могут только отрицательно воздействовать на ребёнка и его творчество. Многие советы и замечания превращаются для детей в догмы, которым они стараются строго следовать в своём дальнейшем творчестве”.

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. “Почти” – потому что “произведения” природы возникают как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса, а детские работы: стихи, рисунки, песни, танцы, аппликации, пластилиновые фигурки, постройки из конструкторов или кубиков – следы деятельности, которая, как всякая человеческая деятельность мотивирована. Произведения детей могут многое поведать не только об авторе, но и о нашем мире. Продукты детского творчества могут приобретать художественную ценность, могут подлинно отражать внутренний мир ребёнка только до тех пор, пока это творчество непроизвольно. Выдающийся психолог Б.М.Теплов писал: “Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без неё все другие достоинства теряют значения. Этому условию удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции”. Если же дети начнут петь, танцевать, рисовать, сочинять не ради удовольствия от самого этого занятия, а чтобы, например, выступить на утреннике, их произведения тут же утратят естественность, непосредственность, а значит, и ценность. Очень важно участие взрослого в создании ребёнком творческого продукта. Ребёнку помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и частично – созидателя. Педагог реально участвует в детском творчестве, а следовательно руководит его развитием.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:

  • изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей);
  • изучение и анализ направленности интересов учащихся;
  • взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками;
  • взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими;
  • выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива;
  • формирование паспорта развития личности учащихся;
  • нахождение путей представления детских творческих достижений.

Следующим этапом моей деятельности будет составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Я считаю, что основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

В план-программу войдут следующие разделы:

  • Дневник классного руководителя.

Большое значение в работе классного руководителя имеет его дневник, в котором он фиксирует фактологический материал, касающийся классного коллектива, а также анализ результатов наблюдений за классом, отдельными воспитанниками, их семьями.

  • Планы воспитательной работы в классе.

Продолжением дневника классного руководителя является план воспитательной работы, в котором отражаются цели и задачи воспитательной работы с конкретным детским коллективом; план отражает реальные потребности детского коллектива; учитывает объективные и субъективные возможности воспитательного процесса.

  • Социальный паспорт класса.
  • Паспорт развития личности ребёнка.
  • Работа с родителя.
  • Аналитические материалы.

Сюда вложу: памятку для самоанализа воспитательного мероприятия; памятку для составления психолого-педагогической характеристики детского коллектива; примерная памятку для составления характеристики воспитанника; памятку для составления анализа воспитательной работы.

  • Информационные стенды для школьников в классных комнатах.

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя – создание информационных стендов, в которых отражается жизнь детского коллектива. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список общественных поручений, план мероприятий в классе на текущий месяц, распорядок дня младшего школьника, НОТ младшего школьника “Учись учиться”; стенд по развитию творческих способностей “Твори, выдумывай, развивайся”; стенд (или стена), где будут размещаться лучшие творческие работы детей класса “Мир, в котором я живу”.

  • Педагогический мониторинг.

Это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса. Предметом педагогического мониторинга (отслеживание хода, результатов, перспектив развития педагогического процесса) является воспитанность и творческая активность детей.

  • Нормативно-правовое обеспечение.

Сюда вошли: положение о классном руководителе; положение об организации дежурства по школе; положение о дежурном классе.

  • Понятийно - терминологическая справка.
  • Творческая лаборатория педагога-воспитателя.

Но, прежде чем выстраивать систему работы по формированию творческой личности ребёнка, необходимо изучить его индивидуальные и личностные особенности, его интересы и склонности. На этом этапе работы: совместно с психологом и социологом:

  • мы выявили уровень развития психических процессов учащихся;
  • определили тип темперамента, посредством наблюдения, тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, выявили их личностные особенности;  
  • определили статус каждого ученика в детском коллективе (лидеры, популярные, пренебрегаемые, приспособленцы, замкнутые);
  • Далее необходимо:
  • изучить особенности характера и поведения;
  • исследовать интересы учащихся, их склонности к какому-либо виду деятельности;
  • составить карту направленности интересов учащихся;
  • выявить роль ребёнка в общественной жизни класса (организатор, инициатор, исполнитель);
  • выявить имеющиеся у детей положительные качества, которые следует развивать и отрицательные качества, от которых следует, по возможности, избавиться или преуменьшить.

После получения уже некоторых  результатов, я помогла учащимся определиться с выбором учреждений дополнительного образования. Для этого старалась поддерживать тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещала презентации студий, открытые формы работы, вела индивидуальные личные беседы с педагогами, координировала работу педагогов. Мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Я считаю, что содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время-это, прежде всего единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Ни один ребёнок в моём классе не остался в стороне. Все дети с удовольствием посещали студии и кружки дополнительного образования; Назина Настя  и Жданова Лиана посещают детскую музыкальную школу, Стрельникова Карина — художественную школу;  два человека занимаются иностранным языком в спецшколе; одиннадцать человек посещают спортивные секции дзюдо,  волейбола, плаванья и секцию туризма, десять учащихся танцевальные студии «Очарование», «Славица», а двое танцуют в студии эстрадного танца «Дворца творчества». Когда дети учились в первом классе всем коллективом мы занимались театром при студии «Зеркало». К сожалению, в этом году у нас нет такой возможности, но ребята самостоятельно придумывают спектакли и разыгрывают сценки. Я заинтересована в творческих успехах и достижениях своих учеников, стараюсь прийти к ним на помощь, поддерживаю их инициативу, пытаюсь одобрить выбор или решение детей, тактично указываю на ошибки, надеюсь, не обидев ребёнка.                                                                                                                                                                       Хотя классные часы и не значатся в расписании уроков начальной школы, такие часы общения были нам необходимы. Мы говорили о дружбе, доброте, бескорыстии и благородии, красоте, щедрости, честности, трудолюбии, уважении и заботе, бережливости и многом другом. Очень часто дети были сами инициаторами таких бесед. Вместе с детьми мы решали, какой праздник и когда нам организовать, кто какой вклад внесёт в общее дело. Много было у нас совместных творческих дел: фольклорный праздник “У ворот хоровод” в 1-м классе, праздник Азбуки, экологический проект “Встреча пернатых друзей”, праздник роста первоклассников, игра по ПДД, «Цветная неделя», турнир знатоков литературы , экологическое ассорти, космическое путешествие, … и многое другое, которые способствовали развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

   Особую роль в формировании творческой личности ребёнка  отвожу семье, пытаюсь сделать её своим союзником. Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, в-третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Я проводила индивидуальные беседы с родителями,  консультативные часы, приглашала посещать уроки и внеклассные мероприятия для того, чтобы привлечь их к коллективному сотрудничеству. Совместно с родителя мы проводили различные мероприятия, игры, конкурсы, родительские собрания: “Мамочка моя – самая лучшая” в 1-м классе конкурс, “Школа, дом, друзья – это всё моя семья” родительское собрание во 2-м классе, “Новый год – семейный праздник” и др. Своей целью я считала – донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка; что для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым их дети занимаются; пыталась объяснить родителям, что дети не должны быть созидателями жизни, они могут и должны быть активными её строителями.

   Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет такая совместная деятельность учителя, родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося и ведения паспорта развития личности ребёнка. Опыт ведения портфолио ещё незначителен, но  важно продолжить работу, потому, что творческий портфель (портфолио) – это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Этот портфель формируется ребёнком в 1–4-х классах под руководством учителя с участием родителей, а по мере взросления ребёнка и роста его самостоятельности им самим. Ребёнок по своему желанию вносит в портфель свои творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет свои творческие достижения и победы в виде: грамот, дипломов, благодарственных писем; самостоятельно или с помощью учителя, родителей анализирует свои достижения, даёт им оценку, намечает путь дальнейшего развития. Задача учителя: направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество детей. Паспорт развития личности ребёнка формирует педагог.  В паспорт развития личности заносят следующие показатели развития детей: физическое развитие, психическое развитие, интеллектуальное развитие, интеллектуальные и творческие достижения учащегося, уровень воспитанности, уровень творческой и познавательной активности. Паспорт развития личности ребёнка позволяет отследить уровень его развития, воспитания и обучения, усвоения программного материала с момента поступления в учреждение и до выпуска из него, а также проанализировать его продвижение по собственной шкале развития, выявить причины неудач и откорректировать дальнейшую работу с ребёнком. Важное место в структуре паспорта занимают записи педагогических наблюдений за ребёнком. Кроме характеристики личности, которую составляют воспитатели и педагоги, соответствующие записи могут вносить: психолог, логопед, социолог и медицинские работники. В дальнейшем паспорт развития личности ребёнка передаётся родителям или классному руководителю той школы, куда идёт ребёнок после окончания нашего учреждения.

   Надеюсь, что смогу продолжить работу по намеченному, что  такая организация работы будет эффективной и даст  положительные результаты. Важным для себя считаю проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы. Это позволит мне сделать мои наблюдения и анализ уровня воспитанности; творческой и познавательной активности; успехи и достижения учащихся в познавательной и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.

Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....

Открытое занятие кружка «Занимательный английский» в 1-ом классе «Что я умею делать»? в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему: «Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность».

Внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 1-го класса. Цель занятия - активизация пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мотивации к дальнейшему изучению в пр...

Выступление на научно-практической конференции "Воспитание социально-активной творческой личности школьника через включение в проектную деятельность"

Материал содержит выступление и презентацию на научно-практической конференции педагогов по теме - Проектная деятельность....

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

Стендовый доклад «ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности....