ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПО СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
статья на тему

Жданова Светлана Геннадьевна

В данной статье идёт речь о педагогическом мониторинге учителя в рамках системы ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПО СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

С 1 сентября 2011 в 1-х классах  во всех школах России осуществлен переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО).

               «Цель образования состоит в том, чтобы обеспечить такие условия, которые дадут ребёнку возможность полноценно раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности развития: физические, духовные, интеллектуальные, которыми он обладает.     Предполагается, что человек должен быть предприимчивым, творческим, самостоятельным и ответственным. Он способен видеть и решать вопросы автономно, а также в группах, готов и способен постоянно учиться новому,  как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет  нужную информацию. Эти свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности, именно они называются ключевыми компетентностями.

        Стратегией модернизации российского образования в основу обновлённого содержания положены ключевые компетентности. В нормативных документах сформулировано, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Таким образом, ключевые компетенции – наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в  личной жизни, учебной и профессиональной деятельности в условиях конкурентного общества.

                    Задача – доминанта учителя начальных классов: формирование учебной деятельности, как готовности к образованию в основной школе.

Остановлю свой выбор на трех основных компетенциях[1], которые   формируются в начальной школе и которые решают вопросы преемственности при переходе из школы первой ступени в основную школу.

Задача  всех  участников учебно-воспитательного процесса (учителей, психологической службы школы, социальных педагогов, родителей)  направить свою работу на   формирование  параметров  развития личности  выпускника  начальной школы.

Портрет выпускника начальной школы  является первой составной частью, на  базе которой  созданы портреты  выпускников основной и старшей школы с соблюдением принципа преемственности.

В портрете выделены три основных компетенции: самостроительная, технологическая, социальная.

 Компетенции состоят из следующих параметров.

Самостроительная компетенция предполагает формирование следующих параметров:

  • Сформированность произвольности  психических процессов,
  • Сформированность базовых общеучебных умений и навыков,
  • Умение выявлять причинно - следственные связи между изучаемыми учебными и житейскими явлениями, выделять существенные признаки, обобщать, классифицировать, систематизировать знания,
  • Принимать смысл изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику.
  • Физическое здоровье, как фактор успешного овладения знаниями.

Социальная компетенция:

Соблюдение социальных и этических норм:

  • Развитие чувства гордости, патриотизма к своей семье, Родине, краю, родному городу, школе,
  • Принятие и выполнение школьных норм поведения и общения,
  • Добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно полезном труде;
  • Интерес ко всему новому, неизвестному, любовь к чтению, прекрасному, соблюдение правил здорового образа жизни.

Владение приемами и навыками межличностного общения со сверстниками:

  • Дружеские отношения,
  • Готовность к коллективным формам обучения и внеклассной деятельности; способность к эмоциональной привязанности, дружбе.
  • Уважительное отношение к   взрослым в школе и вне школы.

Параметры технологической компетенции  направлены   на решение  задач школы по ранней профилизации учащихся первой  ступени обучения,  а также  подготовки их к предпрофильному обучению в школе 2   ступени.

В настоящее время технологическая компетенция включает следующие параметры:

1. Сформированный высокий уровень самостоятельности, то есть умение самостоятельно ориентироваться в любой работе,

2. Активная позиция ''Я хочу все сделать – сам'',

3. Осознанность практической (проектной деятельности:

  • - анализ конструкции изделия,
  • -  анализ технологии его изготовления,
  • - сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами,
  • -знание названий используемых материалов и ряда их свойств)
  • владение начальными технологическими  знаниями, умениями и навыками;

4. Соблюдение технологической дисциплины:

  • использование более рациональных приемов работы;
  • соблюдение последовательности  и правил выполнения технологических операций в соответствии с маршрутными или операционными картами;
  • умение организовывать свое рабочее место;
  • соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;
  • умение применять эффективность трудовой деятельности.

5. Владение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений  о мире профессий.

Для отслеживания сформированности компетенций у выпускников начальной школы,  разработан пакет диагностик.

ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ  САМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.  

 1.1. Сформированность произвольности психических процессов.

( отв. психолог)

  • Методика «Логические задачи»    ( А.З.Зак )
  • Опросник «Атрибуция ответственности»  ( Белякова Е.Г.)
  • «Групповой интеллектуальный тест» ( М.К.Акимовой )

1.2. Сформированность базовых общеучебных умений и навыков. 

(отв. учителя1-4 кл.)

  • Индивидуальная карта учеников ________ класса  (обучаемость)

 1.3. Учебно-познавательные умения и навыки       

Ф.И.ученика

Показатели

Умение выделять главное в учебной информации, составлять план

Умение выделить признаки для сравнения процессов, явлений

Умение сопоставлять, сравнивать

Умение использовать полученные знания в новых условиях

Умение в темпе подаваемой учителем информации слушать, соотносить с основами источников знаний, писать

Навыки беглого чтения (по возможности указать скорость чтения)

Умение осуществлять самоконтроль в учебной работе

2 – в полной мере          1 – средне             0 – не проявляется  

(отв. учителя 4 класса) 

  1.4. Карта результатов обучения учащегося ______за 1-4 классы.

Вносятся итоги обучения по годам (своеобразный табель)

  1.5. Мониторинг  учебных возможностей учащихся ___________ класса.

Вносятся результаты проверок выполнения практической части программ (итоги контрольных работ, диктантов, сочинений, изложений и дт.)

  1.6.  Карта личностного развития учащихся. Здоровье.

Фамилия, имя

Класс

Группа здоровья

Хронические заболевания

(да, нет)

Сколько раз болел

Количество дней, пропущенных по болезни

1

2

3

4

5

Учебные четверти

1

2

3

4

1

2

3

4

1

1

2

          ( отв. учителя 1-4 кл, мед.работник)

ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ.  

2.1.Уровень развития социальных качеств учащихся начальной школы

учащихся _____________ класса

Учащиеся

патриотизм

товарищество

уважение к старшим

дисциплинирова-нность

трудолюбие

любознательность

любовь к прекрасному

стремление быть сильным, ловким

2 – в полной мере          1 – средне                0 – не проявляется

( автор Н.И. Монахов)     (отв. учителя 1-4 классов)

ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ.  

3.1. Учебно-исследовательские и проектировочные умения, технологическая дисциплина.

Учебно-исследовательские умения

  • Выполнять инструкции при решении учебных задач
  • Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами
  • Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях)
  • Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу
  • Выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам
  • Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия
  • Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов
  • Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
  • Выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и др.)
  • Соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий
  • Создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу
  • Осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы
  • Решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера
  • Вести поиск информации с использованием простейших запросов
  • Изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере
  • Объяснять роль трудовой деятельности в жизни человека
  • Ориентироваться в распространенных видах профессий (с учетом региональных особенностей)
  • Осознавать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье
  • Определять область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров)
  • Ориентироваться в основных источниках информации
  • Определять назначение основных устройств компьютера
  • Понимать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе компьютером)

2 - усвоил в полной мере   1- усвоил, но не всегда применяет     0- не усвоил

 ( отв. учителя 1-4 кл.)

Диагностические таблицы навыков проектирования по технологии

Вид и характер навыков

Вырабатывать идеи на основе своего опыта

Пояснять свои идеи в процессе обсуждения

Разрабатывать свои идеи в процессе деятельности (посредством придания формы различным материалам, сборки компонентов и т.д.)

Вносить предложения по процессу изготовления

Рассматривать проект-идеи по мере их развития и определять их сильные и слабые стороны

Использовать информационные ресурсы в процессе своей деятельности

Вырабатывать идеи, учитывая назначение изделия и его будущих пользователей

Пояснять свои идеи, разрабатывать критерии для проектирования, предлагать пути реализации своих идей

Принимать во внимание внешний вид, функциональность, безопасность и надежность в процессе разработки предложений

Исследовать, прорабатывать и пояснять различные аспекты своего проекта при помощи моделирования различными способами

Иметь четкое представление о том, каков должен быть результат деятельности, предлагая последовательность действий для его достижения и альтернативные методы изготовления, в случае, если что-то не будет получаться в соответствии с планом

Оценивать свои проект-идеи по мере их развития, учитывая потребителя и назначение разрабатываемого объекта, а также определять пути дальнейшего улучшения своих предложений

2 - усвоил в полной мере   1- усвоил, но не всегда применяет     0- не усвоил

( отв. учителя 1-4 кл.)

3.2.Карта наблюдений (мотивы, интересы, склонности)

( отв. учителя 1-4 кл.)

Проводимая в начальной школе работа, прежде всего,  направлена на создание условий для успешного плавного  некризисного перехода учащихся  из начальной школы на основную ступень обучения и решает вопросы  более тесного сотрудничества учителей начальной и основной школ. При переходе   в среднее звено материал, который помогал учителю начальных классов,  передается классному руководителю 5 класса, как одна из составляющих  Портфолио  класса.


[1] "образовательная компетенция" – уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Что значит качественное освоение – определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы.

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различ...

Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.Каким должен быть выпускник начальной школы,...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы

Данный материал отражает аналитическую деятельность педагога по результатам проведения внешней экспертизы...

Анализ результатов мониторинга уровня сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности выпускников начальной школы

Данный материал представлен анализом результатов обучающихся внешней экспертизы по окружающему миру...

«Портрет выпускника начальной школы. Формирование коммуникативных компетенция у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)»

В материале предствлен опыт работы учителя по формированию коммуникативных компетенций детей с ОВЗ,  через проектную деятельность....