Доклад "Портрет одарённого ребёнка"
учебно-методический материал по теме

Шкуратова Ксения Валерьевна

Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 г., стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей.

На сегодняшний момент общепризнанной является необходимость выявления и развития одаренных детей и талантливой молодежи, т.к. именно их способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_portret_odaryonnogo_rebyonka.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет одарённого ребёнка. 

титул

Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 г., стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей.

На сегодняшний момент общепризнанной является необходимость выявления и развития одаренных детей и талантливой молодежи, т.к. именно их способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности.

Слайд 1

 Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 2.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1.       дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2.     дети с высоким уровнем творческих способностей;

3.     дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;

4.     дети, хорошо обучающиеся в школе;

5.      дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.

Слайд 3

Составим портрет одаренного ребенка.

 Портрет одаренного ребенка:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8.  Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9.  Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Слайд 4

Одаренность может проявляться:

1.      как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2.      как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

3.      как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

 Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной  работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.

 

Слайд 5.

Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий  педагогическое чутье, интуиция и опыт.

 Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося,  благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на  первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего - неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость  усвоения материала свойственны третьим.

 Слайд 6.

В начальных классах нашей школы в рамках плана работы психолого – социальной службы проводится комплексная работа классных руководителей, социального педагога, психолога школы по выявлению талантливых детей. Мы используем результаты психологической диагностики детей, проводимой психологом в подготовительный к школе период, адаптационный период первоклассников, наблюдения родителей, классных руководителей, сведения о посещении обучающимися кружков, музыкальной школы, библиотек (городских и школьной), а также анкетирование и мониторинг, проводимые социальным педагогом и психологом среди детей начальных классов, исходя из того, что специалисты выделяют несколько видов таланта.

 Одаренность бывает:

  1. академической (способность   учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию, но самое главное, такие дети обладают отличительным даром – склонностью к активной познавательной деятельности. Поэтому путем тестирования психолога и опроса классных руководителей выявлено, что эти учащиеся обладают высоким уровнем общего интеллектуального развития и почти все они - отличники. По нашим данным их 17 % общего количества учащихся начальной школы.

2.  интеллектуальной    (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

3.  художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунками лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства, с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.

Если у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Таких детей в начальной школе выявлено 15%. Нужно отметить, что в эту цифру вошли и ученики, посещающие музыкальную школу, то есть имеющие повышенную мотивацию к обучению музыке.

4.  творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

5. психомоторной (спортивной): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто  в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Одаренность в двигательной сфере проявляется в умении владеть своим телом,  высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Таких обучающихся 14% среди их ровесников. Этот талант востребован не только в спорте, хореографии, но и в механике, строительстве, домашнем хозяйстве, любом ручном труде.

6. социальной (лидерской).

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. Социально талантливые люди обладают рядом присущих им характеристик. Одним из проявлений социальной одаренности является лидерская одаренность, которая представляет собой набор умений лидера, позволяющих достичь группе поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. Методом анкетирования обучающихся и проведенной в каждом классе социометрии, мы можем сказать, что так называемым социальным (или межличностным) талантом обладают 16% учеников младших классов.

Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.  Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет   привычное.   Он   часто   критичен   к  результатам   своего   труда,   стремится   к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями.  Они редко попадают впросак.  Из  поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Среди основных задач воспитательно-образовательного процесса школы стоит работа с одаренными детьми, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами.

 

Слайд 7.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. В современной научной литературе представлены две точки зрения на одаренность. Исследователи, придерживающиеся одной из них, считают, что одаренным может стать каждый ребенок, нужно только вовремя заметить способности ребенка и развить их. Сторонники другой точки зрения считают, что одаренность представляет собой довольно редкое явление, присущее лишь незначительному числу людей. Эти разногласия являются следствием споров в научной литературе о преимущественной роли наследственности или воспитания в развитии ребенка. В рамках обоих подходов существует возможность допущения ошибок, когда может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не подтвердит ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, т.к. оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения ребенка, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку или отношение к окружающим.

Способные дети часто не распознаются взрослыми, т.к. оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе

Невозможно выявление талантливых детей исключительно психологом и только с помощью психологических тестов. Так английский ученый Б.Саймон, анализируя содержание тестов, пришел к следующим выводам:

1) тесты не измеряют природный интеллект;

2) в любом случае они являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе, родительском доме;

3) возможно натаскивание на выполнение тестов.

 Методы выявления одаренных детей

1. различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. д.);

2. специальные психодиагностические тренинги;

3. экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

4. проведение "пробных" уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

5. экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

6. организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;

7. проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Слайд 8.

Проблемы одаренных детей

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям.

Таким образом встречаются две крайности. Одни родители восхищаются каждым шагом и словом малыша, усматривая в них проявления неординарности, чуть ли не гениальности, следовательно формируют завышенную самооценку ребенка.

В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами.

Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания. Безразличность к интересам ребёнка, к его успехам погасит творческие идеи, радость у ребенка, а это важное условие творчества.

Проявляя внимание к работам (поделкам, рисункам), сохраняя, сравнивая работы ребенка, его интересы, родители могут получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

Слайд 9.

Следует отметить, что и современное социально-экономическое положение, сложившееся в нашей стране, к сожалению, во многом не способствует расцвету талантов. Появилось большое количество семей, находящихся в крайне сложных материальных условиях. У детей из таких семей нередко ограничен кругозор, речь неправильна, может сопровождаться ненормативной лексикой (если семья имеет и низкий культурный уровень). Учителя в школах зачастую не могут в таких детях разглядеть признаки одаренности, так как их заслоняют встречающиеся трудности и проблемы в развитии. Поэтому психологи при работе с данной категорией школьников рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики одаренных детей:

  • живость и любознательность;
  • независимость в действиях;
  • инициатива, стремление участвовать во всем новом;
  • использование воображения в мышлении;
  • гибкость в подходах к проблемам;
  • разнообразные интересы;
  • сочинение историй;
  • чувство юмора.

     Для таких учащихся может быть характерно отклоняющееся поведение. Они негативно относятся к учителям, одноклассникам, даже собственным успехам. Им трудно ставить перед собой долгосрочные цели. При решении своих проблем могут быть чрезвычайно вспыльчивыми, агрессивными, склонными к насилию. Практика показывает, что при организации обучения, призванного компенсировать недостатки окружения, дети добиваются высоких результатов, в противоположном случае наблюдается резкое снижение интеллектуального уровня, проявление асоциальных форм поведения.

Психологи отмечают, что для талантливых детей большое значение имеет самооценка. Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического развития ребенка. Ряд авторов считают, что талантливые дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка талантливого ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.

Слайд 10.

Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел.

Слайд 11.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им  видов одаренности.
     Одной из важнейших составляющих диагностики детской одаренности является объективное отслеживание уровня интеллектуально-творческого развития детей педагогом. Данное умение является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога, ориентированного на развитие детской одаренности.

Основными особенностями оценки детской одаренности педагогами является ее зависимость от сложившихся субъективных и объективных факторов.


Среди них наиболее значимы:

- уровень собственного интеллектуально-творческого развития педагога;

- субъективное представление педагога о содержании и внешних проявлениях детской одаренности;

- содержание и специализация осуществляемой им педагогической деятельности (специалист по изобразительной, музыкальной театрализованной деятельности, хореографии; учитель начальных классов; воспитатель детского сада);

- опыт педагогической деятельности (в ее тесной взаимосвязи с величиной педагогического стажа);

- продолжительность работы с данными детьми.


      Наиболее объективны педагоги в оценке уровня развития интеллекта и менее точны в оценке творческого развития детей. При этом группа воспитателей детского сада и группа учителей начальных классов («основной» цикл предметов) наиболее адекватно оценивают уровень развития интеллекта, а педагоги - специалисты («художественный» цикл предметов) - уровень развития креативности детей.


     Слайд 12.

Для повышения объективности оценки педагогами уровня развития детской одаренности требуется:

- пристальное внимание к уровню развития интеллекта и креативности будущего педагога, как на этапе поступления в педагогическое образовательное учреждение, так и при приеме специалиста на работу;

- акцентирование внимания педагогов-практиков на теоретических аспектах построения концептуальных моделей детской одаренности, а так же содержательной и процессуальной (методической) сторонах процесса оценивания уровня интеллектуально-творческого развития ребенка;

- наличие специально разработанного, эффективного, информативного, доступного по содержанию и экономичного в обработке методического инструментария;

- создание в образовательных учреждениях системы направленного совершенствования практических умений педагогов в области овладения методами и приемами диагностики одаренности ребенка;

- расширение практики отслеживания уровня интеллектуально-творческого развития ребенка педагогами различных специальностей.

                                                               

Слайд 13.

Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

•         индивидуальный подход на уроках;

•         дополнительные  занятия  с  одаренными  учащимися;

•         участие в школьных и городских олимпиадах;

•         психологические консультации, тренинги, тестирование;

•         конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования:

•         посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

•         использование      современных    средств    информации;

•         создание детских портфолио.

 

 Слайд 14.

Если дети – национальное  достояние любят страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

 

Заключение

Детская талантливость - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению таланта, точек зрения на проблему талантливых детей. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методах работы с детьми с различными видами талантов.

Выявление талантливых детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации талантливого ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика таланливости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Психологи утверждают, что каждый талантлив как минимум в одной области. А способности в любой другой сфере можно и нужно развивать, не ожидая при этом оценок и веря в себя.

Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи.

В настоящее время большинством ученых, занимающихся проблемами выявления одаренных детей, признается необходимость комплексного и длительного процесса диагностики.

Комплексный подход обеспечивается использованием информации, полученной от психологов, учителей, родителей, одноклассников, самого ребенка, данных разностороннего тестового обследования, оценкой конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), учетом результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах. Чем более разнообразные сведения о развитии ребёнка будут использованы, тем более полно и разносторонне может быть определена его одарённость.

Под длительностью диагностики подразумевается периодическое повторение процедуры диагностики на протяжении всего времени наблюдения за ребенком. Данный аспект связан с тем, что одаренность может развиваться во времени, а также с возможностью допущения ошибок в предыдущих обследованиях.

При проведении диагностики ребенка важно также учитывать такие факторы, как социальный, экономический и образовательный статус его семьи, национальную принадлежность, а также влияния среды: климатические, экологические, политические условия, социокультурное окружение. Важными являются также учёт специфики возраста, выявление как реальных, так и потенциальных возможностей, использование качественных и количественных данных.

Также важно помнить, что  оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Е.И. Щебланова отмечает, что важнейшая цель психодиагностики одарённости состоит не в отборе, а в классификации одарённых детей с точки зрения их будущих достижений, а также в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы им максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."

Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...

Методика определения одарённости ребёнка

Данная методика поможет родителям распознать способности ребёнка...

С одарённым ребёнком тоже трудно общаться

Мысли для размышления родителей...

Как надо вести себя родителям с одарённым ребёнком.

О способностях  все наслышаны,о них часто ведут разговор,когда речь идёт о детях и об их будущем.В этих вопросах стараются разобраться не только педагоги,но и родители,бабушки,дедушки.Поэтому оче...

Как не проглядеть одарённого ребёнка?

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей....