Классный час «Права ребёнка в новом веке».
классный час (2 класс) на тему

 

Классный час

«Права ребёнка в новом веке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №3.

Классный час

«Права ребёнка в новом веке».

Провела:

уч. н. к. Лутова Н. Л.

г. Усмань 2014 г.

Цели: Познакомить с основным законом — Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.

Оборудование: рисунки учащихся о Родине; три листа, на каждом из которых написано какое-либо право по Конституции; книга Юрия Яковлева «Ваши права, дети», Конституция России; проектор, слайды, магнитофон кассета с записью гимна.

Ход классного часа.      

Слайд №1  Наш классный час посвящается празднику, который будет проходить 12 декабря. Я думаю, многие знают, какой праздник отмечает наша страна?

(День конституции).                      

Слайд №2  Да, Россия отмечает День Конституции. Мы жители России и обязаны об этом знать. Послушайте стихи о Родине, России.

Что мы Родиной зовём?             Слайд №3

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которым мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом               Слайд №4

И душистый, золотистый хлеб   Слайд №5

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –                  Слайд №6

Звёзды мира над Кремлём

Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!

В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила.                    Слайд №7

Я бы только одно у судьбы попросила –

Чтобы снова враги не пошли на Россию.

О Россия! С нелёгкой судьбою страна.                     Слайд №8

У меня ты, Россия, как сердце, одна.

Я и другу скажу и врагу:

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.           Слайд №9

Почему мы любим всё

Родину Россию?

Потому что нет нигде

Родины красивей.

Потому что нет нигде лучше наших пашен,             Слайд №10

Лучше наших синих рек и полянок наших.

Мы о Родине своей распеваем песни,

Потому что нет нигде Родины чудесней!

Песня о Родине «Звезда Россия…»

(музыка, слова Ю. Тарана)

I.

Хохлома,

Волжский плёс,

Ширь полей,

Плач берёз.

Это ты –

Родина моя.

Это ты –

Россия.

Купала,

Неба высь,

Для тебя,

Наша жизнь,

Это ты –

Родина моя

В мире нет

Красивей!

Припев:

Россия – Россия – ты моя звезда,

Россия, Россия – ты моя судьба.

Россия, Россия повторю я вновь,

Россия, Россия – ты моя любовь.

II.

Журавли,

Тополя,

Хлеб да соль,

Лик Кремля.

Это ты –

Родина моя.

Это ты –

Россия!

Детский смех,

Перепляс,

Доброта

Синих глаз.

Это ты –

Родина моя.

В мире нет

Красивей!

Учитель: Посмотрите на выставку наших рисунков, на тему «Моя Родина – Россия».

Ученик: Чтение стихотворения И. Никитина «Русь».

Под большим шатром                                                         Слайд №11

Голубых небес

Вижу: даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны...

Широко ты, Русь,                                                                   Слайд №12

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася...

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову.

Учитель: Ещё отношение народа к Родине, России выражается в пословицах.

Какие пословицы вы знаете?

1. Велика святорусская земля, а везде солнышко.

2. Всякая птица свое гнездо любит.

З. Всякому мила своя сторона.

4. Где кто родился, там и пригодился.

5. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

6. Дома и стены помогают.

7. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

8. На чужой стороне Родина милей вдвойне.

9. Родина краше солнца, дороже золота.

10. Родина-землица и во сне снится.

11. Всяк чужу сторону хвалит, а сам ни ногой.

 12. На чужой стороне и весна не красна.

13. Человек без Родины — что соловей без песни.

14. Если народ един, он непобедим. И др.

Я тоже приготовила для вас пословицы, давайте их прочтём и запомним.

Пословицы о Родине.                                                                Слайд №13

Родина — мать, умей за нее постоять.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

С родной земли — умри, не сходи.

Своя земля и в горсти мила.

-Наша Родина-Россия! В каждой стране есть столица! Назовите столицу России? (Москва.)                                                                       Слайд №14                                 

В каждой стране есть президент! Назовите президента? (В.В.Путин)                                                                                                               Слайд №15                                                                                                                

- А ещё у каждой страны есть своя символика. Какая? Расскажите?

Ученик: Имеет флаг, и гимн, и герб                                          Слайд №16

                Российская держава

                Как и все символы, они

                Жизнь нашу отражают.

- А как вы думаете, какой символ главный?

О нашем гербе расскажет …

Герб.                                                                                                Слайд №17

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой — двуглавый,

Символизирует страну —

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко —

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами - короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

- Как выглядит Российский флаг?

- Какие на нём цвета?

- Во все времена цвету придавали особое значение. Что эти цвета обозначают расскажет.

Флаг.                                                                                         Слайд №18

А флаг России — триколор,

Полотнище в три цвета.

В нем яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

А также девица красна,

Ведь красный — это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем, почему

У флага есть еще цвета,

Что значат еще цвета два.

Синий — Украины цвет,

Белый — Белоруссии.

Народы их объединились,

Чтобы жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

Учитель. В каждой стране есть одна главная песня в которой воспевается  своя страна. Что это за песня?

Гимн.                                                                                        Слайд №19

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

Россия — любимая наша страна

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

- Напомните слова из куплетов и припева.

1-й куплет:

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твоё достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2-й куплет:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом Родная земля!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3-й куплет:

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

- А теперь послушаем мелодию гимна.

- Что нужно обязательно сделать?

- Как будем слушать гимн?  (Звучит магнитофонная запись.)

О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

-  Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

— Что же это такое — законы? Об этом нам расскажут (Ф. И. учеников).                                                       Слайд №20

Ученик. Законы — это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Ученица. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституции была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.                                                         Слайд №21

2. Знакомство с Конституцией.

Учитель. Итак, Конституция (показывает брошюру) — основной закон, по которому мы с вами живем.

— Что записано в Конституции? Об этом нам расскажут (Ф. И. учеников).                    Слайд №22

Ученик. В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и

другие.                                                                                           Слайд №23, 24

Ученица. Кроме прав у граждан России есть и обязанности,

которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и

беречь природу, защищать Родину.

Учитель. У каждого из вас есть права и обязанности. Право

жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое — право?

Послушаем (Ф. И учеников).

Ученик. Право — это правила, по которым живут люди. Эти

правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Ученица.  Права ребенка надо знать,                                              Слайд №25

                   Не только знать,

                   Но соблюдать,

                   Тогда легко нам будет жить,

                   Играть, дружить и не тужить.

Песня «С нами друг».

слова Н. Соловьёвой, музыка Г. Струве.

1. С нами друг! С нами друг! Вместе! Вместе!

Запевай! Запевай! Песню! Песню!

И тогда, и тогда, солнце, солнце

Улыбнётся нам с высоты.

Припев:

Вместе мы построим дом

Вместе мы посадим сад

Вместе пропоём эту песню.

Вместе нам всегда интересней.

2. Птицы нас! Птицы нас! Звали! Звали!

За собой! За собой! В дали! В дали!

Но тогда, но тогда, кто же, кто же!

Сад посадит и построит дом.

Припев:

Вместе мы построим дом,

Вместе мы посадим сад,

Вместе пропоём эту песню.

Знают все, что вместе нам,

Знают все, что вместе нам,

Вместе нам всегда интересней.

3. Пусть земля! Пусть земля! Кружит! Кружит!

Дети все! Дети все! Дружат! Дружат!

Мы тогда, мы тогда, быстро, быстро

Под грибным дождём подрастём

Мы тогда! Мы тогда! Домом! Домом!

Землю общим домом назовём.

3. «Путешествие» по стране Правознайке.                                     Слайд №26

Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить

их нам поможет народная мудрость — сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Физкультминутка.

Ну, ребята, дружно встанем,

Ручки вверх потянем.

Руки на пояс, наклоны вперед.

1,2,3,4,5.

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

1,2,3,4,5.

Тихо все на место сядем!

И закроем глазки.

Учитель. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Открывайте глазки!

Вопросы учащимся:                                                                Слайд №27

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино» Карабас Барабас.)              Слайд №28                                                    Слайд №29

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)        Слайд №30                                                    Слайд №31

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)     Слайд №32

На доске 3 листа:

1. Право на бесплатное образование.

2. Право на свободный труд, защита от безработицы.

3. Право на неприкосновенность жилища.

Учитель. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:        Слайд №33

  1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ — №3.) Слайд №34

2)     Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ — №2.)                                 Слайд №35

3)      Буратино продал свою азбуку, не воспользовался, каким правом? (Ответ — №1.)

Учитель. Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Юрия Яковлева «Ваши права, дети». (Показ книги.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: («Каждый человек имеет право на образование...».

— Какие же права есть у вас, школьников?

Напомнит нам об этом (Ф. И. ученика).

Ученик. Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.

Учитель. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

— Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Продолжат тему учебы (Ф. И учеников).

1-й ученик. Открыты все пути нас

                     Без края, без преграды,

                     Но школьникам сейчас

                     Пока учиться надо.

2-й ученик. Учеба — очень интересный труд,

                    Нам силу, радость

                    Знания несут.

3 - й ученик. К тому же мы прекрасно понимаем:

                      Кто с детства трудности преодолевает,

                      Судьбой своей тот управляет.

                      И тот, кто учится отлично в школе,

                     Характер закаляет свой и волю.

Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди — взрослые и дети — имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Для детей эти права изображены на знаках — разрешающих или

запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам

сыграть в игру «Разрешается — запрещается».                      Слайд №36

Ребята вам расскажут стихи и покажут знаки, а вы должны их дополнить словами – это запрещается или это разрешается.

Посмотри на этот знак:                          

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Это разрешается!

                                                   

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается!                        

                                                 

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить -  

Это разрешается!

                                                   

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается!

                                               

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел — лечиться.

Это разрешается!

                                                    

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются

В детстве тяжкая работа

Это запрещается!

                                                 

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это разрешается.

                                                   

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

                                                 

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием — назвали все права, о которых  говорили ребята.

На последний знак обратите особое внимание. В декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».

— Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?

Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге.

Учитель. Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:              Слайд №37

* Злой не верит, что есть добрые люди.

* Зла за зло не воздай.

* Доброе слово лечит, а худое калечит.

* Хорошо тому добро делать, кто помнит.

(Ответы детей.)

Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека?

Дети составляют словесные портреты и рисунки на бумаге.

— А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?

Задание: давайте рассмотрим картинки и обсудим изображённые на них ситуации (см. Дидактический материал, с. 154—155 Картинки с изображением плохих поступков и хороших.):

— Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?

— Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)

Учитель.  Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и эле, о хороших и плохих поступках.

— Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать

правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

— умейте выслушивать собеседника, не перебивая;

— умейте признавать, что были не правы;

— помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

— говорите всегда только правду;

— радуйтесь успеху товарища;

— дал слово — держи его, дал обещание — выполни!

Я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека не подвергали никого жестокому обращению.

Помните правило:                                                                           Слайд №38

Худо тому, кто добра не делает никому.

Песня «Доброта»  слова Н. Тулуповой, музыка И. Лученка.

1. Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

2. Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев:

3. Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Припев:

оброта».

4. Заключительная часть.

Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное дню Конституции.  Давайте подведем итог.

— Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России — Конституции.) Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное дню Конституции. Давайте подведем итог.

— Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

— Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)

В заключение нашего классного часа выступят (Ф. И. учеников).

1 - й ученик. Мы знаем о законе мало,

                      Не больше всех иных,

                      Мы знаем, делать нужно то,

                      Что благо для других.

2-й ученик. Человеку много нужно,

                     Чтобы счастливо прожить!

                     Нужен дождь и даже лужи,

                     Нужно с кем-нибудь дружить.

                     Нужен ветер, нужно море.

3-й ученик. Нужно море и леса,

                     Нужно счастье, нужно горе

                     И родные голоса.

                     Невозможно без природы,

                     Без синеющих небес.

 4-й ученик. Хорошо иметь свободу,

                      Мир загадок и чудес.

                      Чтобы жить на белом свете,

                      Чтоб остался рядом друг,

                      Надо главное заметить,

                      Все почувствовать вокруг.

Дети расходятся.

До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему: « Права ребёнка в новом веке».

Разработка поможет учителю познакомить учащихся с основным законом России- Конституцией, сформировать представление о правах и обязанностях школьников....

Права ребёнка в новом веке.

В методической разработке приведены примеры внекласснх занятий по правовому просвящению младших школьников....

Классный час по теме "Права ребёнка в новом свете" для учащихся 2 класса.

Данный материал позволяет познакомить детей с Конституцией России, формировать представление о правах и обязанностях учащихся младшего школьного возраста, почувствовать себя ответственным гражда...

Классный час "Права ребёнка в новом веке"

Цель классного часа: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни, формировать представление о правах и обязанностях младшего школьника....

Права ребёнка в новом веке

Классный час в начальных классах...

"Права ребёнка в новом веке"

Внеурочное  занятие по  курсу «Жить -  добро  творить»(духовно-нравственное  направление)Тема  занятия: "О правах  ребёнка  или  всё...

Классный час "Права ребенка в новом веке"

Цели: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни; формировать представление о правах и обязанностях школьника....