Сценарий внеклассного занятия «200-летию со дня Отечественной войны 1812 года посвящается»
классный час на тему

Палехова Людмила Сергеевна

Сценарий внеклассного занятия "200-летию со дня Отечественной войны 1812 года посвящается"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_zanyatiya_borodino.docx724.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного занятия

«200-летию со дня Отечественной войны 1812 года посвящается»

Автор учитель начальных классов МБОУ «НШДС» д.Новикбож Палехова Людмила Сергеевна

Цель: Показать учащимся 1-4 классов героические страницы истории России, способствуя осмыслению значимости этого события для истории России и мировой истории. 

Задачи:

  1. Расширение исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;
  2. Формирование умений анализировать, выполнять логические задания, развитие творческих способностей;
  3. Воспитание уважения к истории России.

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Проектор.

Участники: учащиеся 1-4 классов, родители учащихся, педагоги.

Внеклассное занятие состоит из двух этапов: теоретической части в виде презентации «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» и практической части в форме игры по станциям «Героический путь».

C:\Users\DiselOK\Desktop\SDC10834.JPG

Ход мероприятия

1.«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

Звучит песня «Скажи-ка, дядя,…»

Слайд1

Есть много героических страниц в истории России, одной из них является Отечественная война 1812 года. Бородинская битва, которая состоялась 26 августа (8 сентября)1812 года, отнесена к дням боевой славы и чествуется с особой торжественностью. Сегодня мы решили пройти дорогой Отечественной войны 1812 года, ещё раз вспомнить о подвигах наших соотечественников.

Слайд 2

В 1812 году император Франции Наполеон Бонапарт двинул свои войска на Россию. До этого он разбил армию немцев и австрийцев, и покорил почти всю Европу. В течение 15 лет армия Наполеона не знала поражений. «Через пять лет я буду господином мира» - хвалился Наполеон: «Остаётся одна Россия». В ночь на 12 (24) июня 1812 года  многотысячная армия императора Франции Наполеона по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России.

Слайд 3

После того как 1 и 2 западные армии Барклая-де-Толли и Багратиона соединились под Смоленском,  был назначен по требованию народа новый национальный командующий.

Им стал  выдающийся полководец - ученик А.Суворова  М.И.Кутузов.

Слайд 4

    Наполеон стремился к генеральному  сражению, надеясь одним ударом уничтожить русскую  армию и закончить войну. Он надеялся на численное превосходство, а

также считал, что его армия качественно превосходит русскую.

Слайд 5

Позиция русской армии находилась от дер. Маслово (на северо-востоке) к деревне Шевардино  (на юго-востоке). Северный рубеж упирался в реку Колочь. Были возведены временные укрепления на небольшом холме у Шевардино.

Слайд 6

Первый этап Бородинской битвы.

Наполеон считал, что Шевардинский редут является ключом к позиции русских, и приказал маршалу Даву  взять его. Бои за Шевардинский редут - это первый этап Бородинской битвы. Потери русской армии-6000 человек, французов 5000 человек. Хотя французы заняли редут, они не выполнили главной задачи - опрокинуть русских.

Слайд 7

Второй  этап Бородинской битвы

Первым подвергся атаке на правом фланге у с. Бородино лейб – гвардейский егерский полк. Он отступил в начале за реку Колоча, а затем  при помощи 1егерского полка  позиция была восстановлена.  Однако это  наступление носило  демонстративный

характер. Главные события развернулись у Багратионовых флешей и у центрального

редута – батареи Раевского.

Слайд 8

Около 10 часов французы начали большую атаку. Вся местность  вокруг укреплений была завалена трупами русских и французов. Русские встретили французов в штыки, был ранен Багратион. По отзывам участников там был ад, эскадроны, полки перемалывались  и исчезали.

Слайд 9

Третий этап Бородинской битвы.

Наиболее ожесточённые бои были на центральном редуте у батареи Раевского,  где французам огромной ценой с 3 раза удалось захватить батарею, уничтожив всех её защитников.

Слайд 10

Русские прочно укрепились на позиции Горки – Старая Смоленская дорога. Видя бесплодность дальнейших атак, Наполеон приказал прекратить их. Бородинский бой закончился.

Слайд 11

В ходе Бородинского сражения французская армия потеряла свыше 50 тыс. чел. (в том числе 49 генералов), русская армия – свыше 44 тыс. чел. (в том числе 29 генералов).

Под Бородино Наполеону не удалось сломить героическое сопротивление русских войск из-за несокрушимого морального духа, героизма и мужества наших солдат и офицеров. Это сражение знаменовало  собой начало катастрофы «великой армии»

Наполеона, кризис его стратегии, надломило моральный дух и уверенность французской армии в победе. Через полтора месяца началось изгнание вражеских войск из   России.

Слайд12

Победу в этом сражении  каждый из противников приписывает себе. Французы  - что они победили в битве при Москве. Русские – что они победили при Бородино. Кто из них прав показала история. Задачи, которые стояли перед французской армией были не выполнены и закономерный итог- река БЕРЕЗИНА, усыпанная трупами.

Учитель: Под влиянием Бородинского сражения Иван Андреевич Крылов написал басню «Волк на псарне» Ловчий - охотник, который управлял у помещика охотой с собаками. Здесь под ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов. Волк - Наполеон, который, вступив в 1812 году в Москву, скоро понял, что проиграл войну, и запросил мира.  Крылов собственной рукой переписал басню и отдал ее княгине Екатерине Ильиничне, жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме мужу. Кутузов читал басню после сражения под Красным. Подчеркивая ум, мудрость Кутузова, Крылов опирался на общее мнение и устные рассказы современников. Кроме того, до баснописца доходили и собственные слова Кутузова о его способностях. Так, перед отъездом в армию один из родственников полководца спросил его: "Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?" Кутузов ответил: "Нет! А обмануть надеюсь". Почти теми же словами он выразился в Тарутинском лагере: "Разбить меня может Наполеон, а обмануть — никогда".

Учащиеся. Чтение по ролям. 

ВОЛК НА ПСАРНЕ

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! — кричат, — огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я ..." — "Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Слайд13

Русский алфавит,  написанный в честь императора Александра I по окончании Отечественной войны  1812 года: 

 «Александр Благословенный, Высотою Гения Державы Европейские Жестоких Зол Избавивший, Короны Лишивший Мучителя Наполеона, Оградивший Пределы России Союзами Твердыни, Увенчавший Франции Христианнейших Царей Честию, Шествует, Щастие  Югу  Явив».

Слайд14 

Значение и последствия войны 1812 года.

Наполеоновское нашествие было огромным бедствием для России. Были полностью разрушены многие города, в огне московского пожара навеки исчезли многие драгоценные реликвии прошлого. Громадный ущерб был нанесен промышленности и сельскому хозяйству. Впоследствии Московская губерния быстро оправилась от опустошения, а в Смоленской и Псковской численность населения была меньше, чем в 1811 году вплоть до середины века.

Слайд15 

Жертвенная роль, выпавшая на долю Москвы в драматических событиях 1812 года, еще более возвысила ее значен6ие как духовного центра России. Наоборот, сановный Санкт-Петербург, двор, официальное правительство оказались на втором плане событий. О них в тот грозный год как бы почти забыли. Александру 1 так и не удалось сблизиться с народом. И потому, наверное, он так не любил Кутузова, что не мог, не в пример старому фельдмаршалу, запросто попить с крестьянами чай.

Слайд16 

Война произвела очень сильное впечатление на современников. “Мы дети двенадцатого года”-говорили о себе декабристы. “Гроза двенадцатого года” наложила неизгладимый отпечаток на творчество А.С. Пушкина. На  преданиях  войны выросли А.П. Герцен и Н.П. Огарев. Она не прошла бесследно.

Слайд17 

После наполеоновского нашествия возникло длительное отчуждение между Россией и Францией. Лишь к концу 19-го века отношения улучшились, а затем началось сближение. В 1912 году в России широко отмечалось 100-летие Отечественной войны. На Бородинском поле состоялся парад. Были возложены венки к памятнику на батарее Раевского, на могилу Багратиона. У деревни Горки, где находился командный пункт русских войск, был открыт памятник Кутузову. В торжествах участвовала французская военная делегация. На холме у села Шевардина, откуда руководил сражением Наполеон, был установлен обелиск в память о французских солдатах и офицерах, павших на полях России. Так, через сто лет, произошло примирение. Ибо не могут и не должны народы вечно хранить обиду друг на друга.

C:\Users\DiselOK\Desktop\SDC10835.JPG

2 этап игра по станциям «Героический путь»

Станции:

  1.  Курганная батарея (логические задания).
  2. Бородинское поле (спортивные состязания).
  3.  Семёновские флеши (тесты).
  4. Совет в Филях (литературные задания).
  5. Шевардинский редут (найди соответствия).

Курганная батарея 

(логические задания для 1-4 классов)

1. Вставьте слово из трёх букв, синоним слова «БИТВА», которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

РАЗ        (  .     .     . )        КОТ

2.Какая буква пропущена?

  ____   Н И Д О Р О Б

4.Решите шараду

В начале — слово из трех букв:

Оно под нашими ногами, друг.

Потом союз, что ходит в гости.

Все вместе — часть большого войска.____________

5.Вставьте пропущенное слово

ПОРА         ( П  О  Л  Е )         ЛЕТО

ДУМА        ( .    .    .    .  )            ЛОТО

6.Если читать слева-направо – получится след от раны, если читать справа-налево, получится военная музыкальная композиция. Напишите эти два слова

.    .    .    .  ----------  .    .    .    .

7. Сабля относится к ножнам, как очки к

_______________________________________________

8.Решите ребус

загруженноезагруженное (1)А

Курганная батарея 

ОТВЕТЫ

1.РАЗБОЙ-БОЙКОТ

2.О

3.В

4.полк

5.дуло

6.шрам-марш

7.футляр

8. дорога


Семёновские флеши

(тесты для 1-4 классов)

1. Вторжение наполеоновской армии в Россию началось

А. зимой 1812

Б. весной 1812

В. летом 1812

Г. осенью 1812

 2. Русской армии в Бородинском сражении руководил

А. Жуков Г.

Б. Кутузов М.

В. Наполеон Б.

Г. Суворов А.

3. Название реки, переправой через которую можно сказать началась и закончилась Отечественная война

А. Амазонка

Б. Миссисипи

В. Неман

Г.  Нил

4. Поэт, написавший стихотворение, начинающееся следующими строчками

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»

А.Лермонтов.

Б. Пушкин

В. Державин

Семёновские флеши

ОТВЕТЫ

  1. В
  2. Б
  3. В
  4. Б

                                                 

Совет в Филях 

(литературные задания для 1- 4 классов)

1.Прочитайте фрагмент из стихотворения «Бородино»
и вставьте пропущенные слова.

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

        Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся ___________

        Про день Бородина!

– Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

        Богатыри – не вы!

Плохая им досталась ____________:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то ______________________,

        Не отдали б Москвы!

СЛОВА: ДОЛЯ, НЕ БОЖЬЯ ВОЛЯ, РОССИЯ

2.Кто автор этого стихотворения?_________________________________

3.Какая историческая личность подразумевается автором под именем «француза»? ________________________________

Совет в Филях 

ОТВЕТЫ

1.Россия, доля, не божья воля.

2. А.С. Пушкин

3.Наполеон.

Шевардинский редут

(найди соответствия – задание для 1-4 классов)

1. pic05              2.     мортира          3.   гусар

4.партизаны                 5. Современный вид Храма Христа Спасителя                6. Картинка 9 из 1218

7.06                8.   

Шевардинский редут

ОТВЕТЫ (1-4 классы)

ОРДЕН КУТУЗОВА

КИВЕРЫ

ПАРТИЗАНЫ

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

МОРТИРА

ГУСАР

БАРАБАН

КАНОНИР

8

6

4

5

2

3

1

7

Подсчёт набранных баллов, подведение итогов, награждение.

Список использованной литературы

  1. БСЭ  «Советская энциклопедия», 1971 г.
  2. П.Н. Зырянов «История России»- Москва: «Просвещение», 1994 г.
  3. В.О. Пунский, А.Я. Юдовская «Новая история»- Москва: «Просвещение», 1994 г.
  4. «Сто великих битв» под ред. Аграшенкова А.В. - Москва : «Вече», 1998г.
  5. http://www.1812panorama.ru 
  6. http://www.hrono.info 
  7. http://www.borodino.ru 
  8. http://www.museum.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация авторских стихотворений "200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года посвящается"

Презентация включает в себя 2 авторских стихотворения, написанных для детей младшего школьного возраста, с использованием соответствующих фотографий (ссылки - на последнем слайде).Оба стихотворения - ...

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»Можно использовать как на уроках Окружающего мира ( УМК "Школа России"),  так и во внеур...

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

Сценарий тематического урока, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года.

План урока с презентацией разработан для учащихся 4 класса по теме "Отечественная война 1812 года"...

День погружения «Недаром помнит вся Россия» ( к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года)

Основными задачами были : вспомнить основные события Отечественнной войны 1812 года, воспитывать уважительное отношение к защитникам родины, участвующих в боевых действиях, к памятникам войны 1812 год...

Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.

Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...