Диалог культур на занятиях по курсу История и культура Санкт- Петербурга
статья на тему

Красильникова Марина Николаевна

Статья посвящена формированию и становлению творческой личности. Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему духовного развития личности через диалог культур. Петербург создает среду диалога культур, а предмет «История и культура Санкт-Петербурга» позволяет рассмотреть разные виды диалога в процессе их взаимодействия. В данном материале находится информация о том, как организовать работу, чтобы дети с удовольствием ходили в музеи и на экскурсии.

        Данная статья может быть полезна учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема статьи: «Диалог культур на занятиях

 по курсу « История и культура  Санкт- Петербурга»

Автор: Красильникова Марина Николаевна, учитель начальных классов

                                            Аннотация

       Статья посвящена формированию и становлению творческой личности. Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему духовного развития личности через диалог культур. Петербург создает среду диалога культур, а предмет «История и культура Санкт-Петербурга» позволяет рассмотреть разные виды диалога в процессе их взаимодействия. В данном материале находится информация о том, как организовать работу, чтобы дети с удовольствием ходили в музеи и на экскурсии.

        Данная статья может быть полезна учителям начальной школы.


     В 21 веке становится востребованным не только «человек делающий» и «человек мыслящий», но и «человек творческий». Как же современное образование откликнулось на потребности дня сегодняшнего? Благодаря ученым и педагогам все большую роль в школах стало играть развивающее обучение. Ведь самое важное, что школа может дать детям,- это научить   мыслить творчески, жить в постоянно меняющемся мире, выходить из сложных жизненных ситуаций с наименьшими для себя потерями, приобщить к культуре.

      Идея диалога как метода изучения культуры сегодня особенно актуальна. После окончания советского периода российской истории, когда русские европейские связи вступили в новый этап своего развития, и  мы стали свидетелями и участниками их оживления,  плодотворным и важным  стало возобновление диалога культур.

      Концепция диалога культур не декларируется в работе с детьми впрямую, но направляет в определении темы, выборе памятников, анализе произведений искусства, учете возрастных особенностей и психологии восприятия искусства школьниками. Диалог культур становится средством формирования у детей диалогического сознания, когда он сам становится ареной диалога. Осмысление одной культуры в контексте другой - это всегда процесс творчества, в ходе его совершается развитие личности.

       Ход развития диалога можно представить следующим образом. Диалог - это взаимодействие, когда обе культуры осознают себя  как равнозначащие, а их взаимодействие  сопровождается взаимным обогащением, духовным ростом. Черты диалога могут проявляться в подражании и ученичестве. Диалог - это не полное слияние, это может быть и взаимное отталкивание. Русская культура развивается в процессе постоянного взаимодействия с другими культурами. Исторически это взаимодействие принимало разные формы: ученичество(Византия и Древняя Русь), подражание (Россия и Голландия, Россия и Франция), вызов(Московская Русь и Россия Петра | ).

       Осуществить диалог культур помогает предмет из внеурочной деятельности  «История и культура Санкт- Петербурга». Этот предмет вводит детей через образ и слово в историю, этнографию, архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу. От культуры города к культуре страны, а затем к мировой культуре - таков путь школьника в современной школе. Вхождение в мир города начинается с дома и улицы, где живет ребенок. Улица, район, город - этапы познания окружающего мира. Хорошо знакомый город - это мир, где легче жить. Человек становится раскованным, чувствует себя свободно и уверенно. Он существует среди знакомых вещей. Попадая в незнакомый мир, человек становится замкнутым.

      Кроме диалога культур присутствует и диалог учителя и ученика. Они выступают в роли сотрудников, где преподаватель организует работу так, чтобы ученик сам сделал или захотел сделать открытие. Через интерес к городу, в котором он живет. Через весь спектр чувств - от негодования до гордости - происходит внедрение маленького человека в структуру большого города. Чем глубже корни, которыми прорастает ребенок в историю и культуру, тем тверже позиция жителя города - гражданина.

     Главной целью такой работы становится создание оптимальных культурных условий развития личности в процессе образования. Чтобы добиться поставленной цели и получить положительные результаты, необходима система работы, а не отдельные уроки, игры, экскурсии.

      Из опыта работы может быть предложена система, которая схематически выглядит следующим образом:  

ПЗ                  ИУ                 ПкЭ                 ВЗ                 ОиСЗ

ПЗ            - первичное (заочное) знакомство с изучаемым объектом

ИУ           - информация учителя

ПкЭ        - подготовка к экскурсии

ВЗ          - вторичное (очное) знакомство с изучаемым объектом

ОиСЗ    - обобщение и систематизация знаний, подведение итогов

 ПЗ       Первоначально дети знакомятся с объектом (музеем, залами музея, отдельными экспонатами и т.д.) заочно. Учатся рассматривать иллюстрации, задавать вопросы, высказывать предположения. От односложных ответов до связных рассказов - таков путь ребенка в диалоге культур.

 ИУ      Дети слушают рассказ учителя, который сопровождается   использованием опорных схем, символов, ключевых слов, презентаций, помогающих более полно воспринимать информацию и запоминать ее.

  ПкЭ       Чтобы подготовить к экскурсии, нужно создать у учащихся потребность увидеть определенный объект, заинтересовать ребенка. В зависимости от ситуации и имеющейся информации для этого используются различные приемы.

  1. «Вопрос экскурсоводу»   Большое внимание уделяется  формированию у  детей умения задавать вопросы. Сначала учитель сам ставит вопросы, ответы на которые можно получить только на экскурсии. Например, при подготовке к экскурсии в Эрмитаж «Диковинки Эрмитажа» задается вопрос: « Где расположен циферблат на часах «Павлин»?» Дети хотят узнать ответ на этот вопрос, ждут экскурсию, эмоционально настроены на ее восприятие. Потом и сами ученики начинают задавать вопросы учителю. На некоторые из них они получают ответы. Другие же остаются без ответа. С этими вопросами можно обратиться к экскурсоводу. Встреча с музеем становится ожидаемой.
  2. «Рассказ без конца»   Рассказывая о событии, которое связано с каким- либо объектом, учитель в кульминационный момент останавливает повествование. А что произошло дальше или каков конец истории, узнать можно на экскурсии. Например, при подготовке к экскурсии в Павловске учитель рассказывает о стремительном наступлении фашистов в годы Великой Отечественной войны на этот город, о том, что экспонаты музея не успели эвакуировать. Но они сохранены. Как? Об этом можно узнать на экскурсии и увидеть эти экспонаты.
  3. «Настрой на удивление»  Можно настроить детей на удивление. Собираемся в Малахитовый зал Эрмитажа: «Вазы и колонны там выполнены удивительным способом. Разглядывая их, никто из вас, наверное, не догадается, в чем их    секрет».  При посещении Малой столовой: «Обратите внимание на работу всех часов в музее. И вы обязательно удивитесь, когда увидите часы в Малой столовой». Пусть попробуют   ответить на вопрос: «В чем их секрет?»
  4. «Легенды и мифы»    Учитель рассказывает легенду, миф, предание, привлекая материалы книг Н.А. Синдаловского «Легенды и мифы Санкт -Петербурга», «История Санкт - Петербурга в преданиях и легендах» и  «Петербург. От дома к дому…  От легенды к легенде…»

ВЗ           После занятий в школе вторичное знакомство с изучаемым объектом происходит уже на экскурсии, где другой человек на ином эмоциональном уровне, обладающий более глубокой и обширной  информацией, знакомит детей с объектом, отвечает на вопросы. Дети рассматривают объект «вживую».

ОиСЗ      На этапе обобщения и систематизации знаний осуществляется «соединительная работа», когда соединяется вся информация, полученная дома, в школе, на экскурсии.

  1. «Творческие работы»  Дома дети выполняют различные творческие работы: пишут сочинения, рисуют увиденное, делают макеты, поделки. В классе ученик «защищает» свою работу.  Все остальные  ребята  делятся  на две группы. Одна из них  задает вопросы по сообщению. Другая - помогает отвечающему, дополняет, указывает наиболее удачные детали ответа. А учитель предлагает план обсуждения. Это помогает систематизировать знания детей.
  2.  «Проверка знаний»   На этапе подведения итогов происходит проверка знаний учащихся в форме игры. Это могут быть лото, викторины и т.д. Например, можно использовать игру « Мозаика». Нужно собрать из разрезанной картинки объект, который видели на экскурсии. После каждого удачного ответа на поставленный вопрос,  дети получают одну часть картинки. Если учащиеся правильно отвечают  на вопросы викторины, то объект из мозаики складывается  быстро и узнается легко. Если у детей есть  ответы не на все вопросы, то догадаться сложнее. Тогда на помощь приходит учитель. Он добавляет части мозаики, сопровождая рассказом о том, о чем дети забыли.

      Через диалог дети из пассивных слушателей   превращаются в  активных и деятельных. Исторические и культурные объекты становятся  местом для изучения и общения и местом «нескучного» пребывания, дающим материал для изучения и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по ОРК и СЭ по теме: "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия"

Итоговый урок по ОРК и СЭ Цель: формирование духовно-нравственных качеств, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, приобщение к общечеловеческим ценностям, как усл...

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии.

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии. .         ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКАИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКИнтегрированный урок технол...

Диалог культур. Проект.

Работа ученика 4-Г класса ГБОУ лицея №590 города Санкт-Петербурга Светлолобова Антона в рамках проекта "Диалог культур". Руководитель проекта: учитель начальных классов, Тарасова Людмила Алексеевна....

"Организация кружка "Диалог культур народов мира" в рамках реализации ФГОС НОО.

Организация работы кружка "Диалог культур народов мира" в рамках внеурочной деятельности в школе с презентацией....

Конспект занятия по курсу "Диалог культур" в 3 классе

Знакомство учеников с разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию....

Диалог культур при изучении пословиц в начальной школе

Современная система образования ориентирована на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и дейст...

Проект «Диалог культур через диалог детей»

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...