Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
статья на тему

Ерзикова Нина Валентиновна

 

Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konferentsiyu.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ерзикова Нина Валентиновна 

Колотева Елена Юрьевна

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5

 городского округа г.Михайловка Волгоградской  области»

e-mail:ekoloteva@ya.ru

Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Аннотация. Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков

Ключевые слова: коммуникативные навыки, общение, ФГОС

Аннотация.The authors of this article, for example, experience with the students, class 1, shows the necessity of formation of communicative skills

Index terms: interpersonal skills, communication, GEF

Мы живем в  современном мире, где дети чаще «общаются» с компьютером или мобильным телефоном, где родители заняты работой и собой, не имея возможности, сил и желания общаться со своими детьми и научить их общаться с взрослыми и  ровесниками. Поэтому многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера.

Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников  - чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности  данных  умений  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но  и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  Умения  формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  умения  формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на  уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности. 

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  предлагает  формировать  коммуникативные  универсальные  учебные  действия  для  адаптации  ребенка  в  социуме.

“Развивающемуся обществу, - подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способные к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать другого человека, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Коммуникативные действия мы разделяем  на три группы:

  • коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
  • коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
  • коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

        Считаем, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Наши наблюдения за первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого. Так результаты входящей диагностики показали, что по стилю общения первоклассники делятся на три типа:

  • эгоцентрический тип (18% от общего числа);
  • дружелюбный тип (50%);
  • неуверенный тип (32%).

         Анализ полученных данных и изучение научно-педагогических публикаций по данной теме позволили выявить следующие противоречия:

а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков, повышенной конфликтностью  младших школьников;

б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах формирования коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью;

в) между необходимостью использования учителем диагностики уровня имеющихся УУД,  динамики их формирования и недостаточной  разработанностью  диагностических методик для оценки коммуникативных навыков младших школьников.                 

Проведенные исследования выявили следующие группы детей с коммуникативными трудностями:

  1. Учащиеся с эмоционально-личностными нарушениями: они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе, их энергоресурсы снижены.
  2. Отмечается тенденция роста детей с вербализмом. При диагностике готовности к школе выделяются дошкольники с резким преобладанием вербальной сферы (устной речи, словесной памяти) над другими сторонами психического развития; в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития их мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это нередко приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением.
  3. Учащиеся с индивидуально-типологическми свойствами: низкой общительностью, застенчивостью, интровертированностью (генетические предпосылки и семейная характеристика).

              Можно отметить, что из-за наличия разнородных групп детей (по происхождению и видам их трудностей в коммуникации) работа по формированию коммуникативных навыков (и соответственно, коммуникативных УУД), является достаточно сложной. Следовательно, помимо целенаправленных усилий педагога по формированию коммуникативных навыков, необходима и реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мер у младших школьников.

Именно поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий через проведение внеурочной деятельности, стало целью нашей совместной с педагогом-психологом работы.

За основу была взята программа «Приключения весёлых человечков»./ Алексеенко О./, направленная на развитие и формирование коммуникативных навыков у первоклассников. Данная программа была дополнена  разработанными нами занятиями и рассчитана на весь учебный год. Она рассчитана на всех обучающихся первоклассников, как имеющих трудности в общении, так и достаточно коммуникабельных.

Целью данной работы явилась адаптация и развитие коммуникативных навыков первоклассников.

Задачи:

  1. Развитие общительности у детей с помощью выдуманного героя – нарисованного и сделанного человечка.
  2. Развитие внимательности и уверенности.
  3. Отработка навыка умения формулировать просьбы и собственные мысли, рефлексии происходящего.

Наши занятия строились таким образом, что каждый ребенок «проживал» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого. Так, каждый узнавал себя как партнера по общению, открывал в себе самые разнообразные стороны личности: и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.

В зависимости от целей, поставленных  нами перед проведением занятий, в классе получилось создать дружескую атмосферу, ребята работали в коллективе, в парах.  Даже те ребята, которые на обычных уроках никак себя не проявляли, молчали, ничем не интересовались, становились активными и не отказывались от участия занятиях. Дети учились коллективно решать поставленные задачи, совместно вырабатывать решение, вносить свои предложения. Формировать умение устанавливать контакт со всеми членами группы, что способствовало возникновению ощущения принадлежности к группе. Развивали фантазию, умения чувствовать состояние других людей, чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости. Выясняли, что помогает, а что мешает каждому в общении с другими людьми. Развивали чувство сплоченности, умение договариваться, находить общий язык, отстаивать свое мнение, умение оказывать и принимать помощь.

При  постоянном  использовании  этой программы у  учащихся  успешно  формируются  и  закрепляются  коммуникативные  универсальные  учебные  действия.

В целом работа с ребятами понравилась, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же  ребята оказались творческими личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (формирование коммуникативности), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными и с умеют общаться и со сверстниками и со взрослыми.

Литература

Алексеенко О. Приключения весёлых человечков. // Школьный психолог. 2000. № 48.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

 Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В.Сытенко //Школьные технологии, 2006.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника – М.: Знание, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Эффективность внеурочной деятельности в формировании УУД младших школьников....