Нетрадиционные формы получения "обратной связи" от обучающихся
статья на тему

В материале рассказывается опыт  "обратной связи" от обучающихся после или во ремя проведения воспитательных мероприятий во внеурочное и внешкольное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЗАНЯТИЙ

КАК СРЕДСТВО ПОЛУЧЕНИЯ

«ОБРАТНОЙ СВЯЗИ» ОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Каждое занятие с детьми, особенно в рамках внеурочной и внешкольной деятельности достаточно трудно оценить. Не всегда возможно выставить принятую или понятную оценку деятельности ребёнка и, тем более, точно понять на сколько удалось проведённое мероприятие. Многолетняя практика позволила накопить опыт нетрадиционных методик оценки занятий для получения обратной связи от обучающихся.

        Рассмотрим некоторые из них:

«Цветная радуга»

Каждый участник мероприятия приклеивает на бесцветную нарисованную радугу цветной самоклеющейся квадрат (полоску) или разукрашивает кусочек на дуге радуги, соответствующей его настроению после занятия (прожитого дня, проведённого мероприятия и т.д.).

Пример распределения цветов:

  • красный – я счастлив, что многое сделал с друзьями и с пользой для себя;
  • оранжевый – я многое узнал, но очень устал;
  • жёлтый – я преодолел себя и открыл в себе новые грани моих возможностей;
  • зелёный – я нашёл друга;
  • голубой – я получил много информации, но мало что запомнил;
  • синий – мне грустно, мне кажется, что я здесь лишний;
  • фиолетовый – я раздражён и хочу домой.

Цвета на радуге помечены.

Методика ориентирована на формирование у детей навыков самооценки личного участия в общем деле. Педагогу методика показывает степень усвоения и уровень понимания материала каждым, желание и готовность к созидательному труду, приоритеты межличностного общения и индивидуальной деятельности.

«Почта»

В почтовый ящик каждый участник мероприятия опускает письмо, жетон определённого цвета или открытку с пожеланиями организаторам, группе и т.д. (в зависимости от того, что необходимо определить организаторам диагностики).

Методика позволяет сделать выводы об успешности занятия (мероприятия, дела, задания и др.), необходимости исключения указанных негативных сторон деятельности, показывает общее настроение группы (класса, отряда, членов команды и др.)

«Хрюшка – не хочушка»

        Каждый участник мероприятия пишет на листочке (или прямо на приготовленном организаторами рисунке – рожице смешного поросёнка) свои желания, просьбы, ожидания, предложения и приклеивает на нарисованного поросёнка (надувного поросёнка). Но есть одно условие, он должен написать продолжение фразы: «Я не хочу чтобы …»

        Методика направляет педагога на выбор предпочитаемых и нежелательных форм работы, приоритетных и принимаемых детьми способов общения, ранжирует полюбившиеся и не принимаемые методы взаимодействия в процессе деятельности.

«Узелки на память»

        Каждый участник берёт нить определённого цвета, цвет соответствует настроению после занятия (прожитого дня, проведённого мероприятия и т.д.) и привязывает на импровизированное или настоящее дерево (сухую ветку дерева).

Пример распределения цветов:

  • красный – я сегодня поработал на славу;
  • жёлтый – я узнал много нового;
  • зелёный – я начал понимать своего педагога;
  • синий – мне хочется повторить то, что происходило;
  • чёрный – я ничему не рад.

Методика успешно применяется для формирования навыков самооценки обучающихся, рекомендована для выявления авторитетности педагога для конкретных детей, указывает на частоту повторяемости негативных настроений и их количество в группе.

«Письмо в будущее»

        Каждый ребёнок пишет письмо своему сверстнику из будущего, призывая к чему-либо (соответственно теме занятия, мероприятия).

Методика указывает на приоритет мотивов и интересов ребёнка, важность и значимость для него лично выбранной темы (проблемы) адресованной кому-то, степень заинтересованности и осведомлённости в ней.

«Солнышко»

        На лучах большого нарисованного солнца каждый участник мероприятия пишет о своём настроении сегодня, пожелания, предложения, благодарит за что-то и т.д.

        Методика направлена на профилактику накапливания негативных впечатлений, формирует навык анализа отношения к деятельности и друг к другу, вырабатывает навык позитивного отношения к окружающей действительности.

«Человечки»

        На большом листе нарисованы человечки, у них разные позы. Необходимо найти того человечка, который, по мнению ребёнка, соответствует именно ему, и раскрасить его.

Человечки рисуются смешные: кто стоит и смотрит вверх, кто лежит на ветке дерева и мечтает, кто вообще летает в облаках, кто нашёл друга, кто усиленно познаёт мир книг, кто с увеличительным стеклом изучает растения, кто стоит на вершине горы руки в бока, кто спит под деревом и т.д.

        Методика даёт возможность оценить степень вовлечённости в дело (занятие, тему, проблему, мероприятие и др.), его заинтересованность и желание работать дальше, активность к деятельности, учит анализировать способности к труду и общению.

«Рожицы»

        А. Каждый ребёнок на большом листе бумаги сам рисует рожицу, которая соответствует его настроению.

Б. Из трёх – пяти рожиц ребёнок отмечает (раскрашивает) ту, которая соответствует его настроению.

Методика позволяет оценить мотивацию и желание заниматься данным видом деятельности и проверить периодичность пессимистических настроений, сделать выводы, отметить необходимость индивидуального общения с ребёнком.

«От песчаной россыпи до гранита»

На столе стоят банки с песком, большим камнем, глиной, галькой, каждый участник бросает бумажку в банку, чтобы оценить, как сегодня работала группа – определяет степень её сплочённости в различных видах. Но ещё интереснее, когда в пустые банки дети опускают из приготовленных рядом коробок песок, камень, глину или гальку.

Пример распределения цветов:

  • песок – каждый из нас что-то внёс в общее дело;
  • большой камень – мы были сплочённой командой, монолитом, поэтому у нас всё получалось;
  • глина – мы старались быть командой, но мало слушали мнения друг друга;
  • галька – каждый был сам по себе.

        Методика указывает на степень сплочённости группы, уровень готовности к командному взаимодействию, возможности решать проблемы коллегиально с учётом мнения каждого.

«График»

        На одном большом графике по оси Х дети пишут букву своего имени, а по стороне Y – написаны необходимые значения. Каждый ребёнок от своей буквы на оси Х, ведёт прямую линию до соответствующего значения. Детям желательно использовать маркеры разных цветов, тогда плакат-диагностика получиться ещё и красивым.

Варианты значений оси Y:

  • мне всё понравилось;
  • мне хочется, чтобы мне уделяли больше внимания;
  • мне всё понятно, я готов перейти к действиям;
  • мне нужна помощь в решении проблем;
  • мне хочется самому помогать другим и т.д.

Методика сразу наглядно показывает степень готовности ребёнка к реализации обсуждаемых тем (заданий, проблем и др.), позволяет оценить на каком уровне вовлечённости в деятельность находится каждый ребёнок (репродуктивный, эвристический, творческий).

«Забор дружбы»

        На каждого участника рисуется и красочно оформляется часть забора – штакетника, указывается имя и фамилия ребёнка. Все штакетники вывешиваются в один большой забор. В течение занятия (мероприятия, дня и др.) каждый может написать друг другу пожелания и слова благодарности, в том числе можно сделать красивые резные ворота, на которых написаны имена педагогов.

        Методика позволяет повысить самооценку, создаёт атмосферу единства и командного духа, указывает педагогу на внутренние группировки, степень выраженности доверительных и враждебных настроений между детьми.

«Чёрный ящик»

        Каждый участник пишет всё, что ему не понравилось сегодня и опускает в чёрный ящик.

        Методика даёт возможность оценить степень увлечения занятием (мероприятием, игрой, делом и т.д.), показывает эффективность проведения, выделяет отрицательные аспекты, которые необходимо учесть при проведении следующего занятия.

«Горящий факел»

        Рисуется большой огонь с тремя языками пламени:

  • маленькими – я не сильно старался, да и настроения у меня не было;
  • средними – я старался, но у меня не всё получалось;
  • большими – я много трудился, сделал всё что смог, и думаю что это мой успех.

Каждый участник оставляет свою роспись на том уровне пламени, на котором, как он считает, он отдавал себя работе в группе.

Методика направляет педагога на распознание умений ребёнка к самоанализу и взаимоанализу, его удовлетворённости и оценке собственных возможностей.

«Ладошка»

Каждый ребёнок обводит на листке свою ладонь, вырезает и посередине на пальчиках вписывают имена тех ребят, которые как ему кажется:

  • на большом – кто сегодня заслуживает самой главной похвалы;
  • на указательном – с кого сегодня на занятии я хочу взять пример;
  • на среднем – кто старался быть командиром, и брал на себя ответственность;
  • на безымянном – кого за всё занятие я даже не заметил, потому он был слишком скромен;
  • на мизинце – кто сегодня мало работал, хотя мог и знал, как всем помочь.

Все ладошки вывешиваются для всеобщего обозрения и обсуждаются.

Методика повышает самооценку, даёт возможность оценить себя и своих друзей (одноклассников, членов группы, отряда и т.д.), вырабатывая навыки самоанализа  и взаимоанализа. Методика может показать личные симпатии и антипатии в группе детей.

«Чемодан в дорогу»

        В конце работы на занятии дети рисуют чемоданы.

Далее педагог говорит следующий текст: «Наша работа подходит к концу. Мы провели здесь много времени и многое узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас соберем «чемодан» - соберем качества и особенности, которые проявлялись на наших занятиях. Каждый из нас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества мы ему соберем в дорогу: одно качество, которое нам понравилось, из тех, что уже есть у участника и одно качество, которое нам хотелось бы, чтобы он в себе изменил или улучшил. Выбирать качества будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих выборов. Кто хочет выйти первым давайте нам свой чемодан (который нарисовали ранее)?».

Методика позволяет педагогу формировать у детей правильное отношение к поступкам других людей, способствует развитию эмпатии и толерантности, позволяет каждому ребёнку соотнести своё мнение и мнение окружающих о нём.

«Копилка хороших поступков»

Дети делятся на пары. Каждый должен вспомнить, над чем его напарник особенно потрудился на этом занятии (на этой неделе). Например, выполнил сложное домашнее задание, помог педагогу убрать комнату, накрывал в столовой столы и т.д. Выберите три поступка, которыми бы он мог гордиться, и напишите их на трёх листах бумаги. Педагог ставит большую копилку перед аудиторией. Дети выходят по очереди горят о своём напарнике и бросают в копилку все написанные хорошие поступки. (Методика может быть дана для оценки самого себя).

Дети, как и взрослые, иногда не ценят свои успехи и достижения, сосредоточившись лишь на ошибках и неудачах. Эта методика помогает им закончить день или школьную неделю приятными переживаниями. Методика помогает детям самостоятельно оценивать поступки других и свои, выделяя среди них хорошие, что формирует положительный микроклимат в группе и между детьми.

«Похвальная грамота»

Каждому ребёнку выдаётся красивая похвальная грамота, где необходимо дописать начатое предложение: «Я ценю в тебе….», «Мне нравится, как ты…» Грамота подписывается, чья она и лист передаётся по кругу, который все дополняют.

Методика формирует положительное отношение к межличностному общению, даёт позитивный аспект к дальнейшему сотрудничеству и помогает снять возможные негативные антипатии среди детей.

«Подарки»

Материалы: каждому участнику набор листов в количестве, карандаши, фломастеры, маркеры.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. За тем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок.

Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, дети делают сами или их резюмирует педагог.

        Методика направлена на развитие межличностного общения, позволяет педагогу оценивать ситуацию личных симпатий и антипатий, что необходимо учитывать в повседневной работе, способствует безконфликтному общению, сплочению коллектива и выработке коммуникативных навыков.

        Каждая из представленных методик диагностики позволяет педагогу узнать о некоторых особенностях обучающихся, их взаимопонимании, отношении к деятельности, к педагогу, друг к другу.

        Эффективность данных методик подтверждается её практической нетрадиционностью и презентабельностью, что способствует привлечению внимания и мотивации обучающихся. Предложенные методики могут быть использованы в системе общего и дополнительного образования, во внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС, в воспитательной работе загородных и летних оздоровительных лагерей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Нетрадиционные формы уроков математики для обучающихся с ОВЗ"

Статья: "Нетрадиционные формы уроков математики для обучающихся с ОВЗ". Возраст детей: от  8- до 12 лет....

Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп

Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...

УРОК С ПОЗИЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО. ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА. ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА

В настоящее время российская образовательная система в целом и начальной школы, в частности, постоянно претерпевает изменения, которые, прежде всего, связаны с реализацией Федерального государственног...

Нетрадиционные формы работы с обучающимися во внеурочной деятельности с использованием ИКТ

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Нетрадиционные формы работы с обучающимисяво внеурочной деятельности с использованием ИКТ"...