Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня
статья (3 класс) по теме

Положенцева Лариса Викторовна

Статья посвящена  применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_sovremennye_tekhnologii.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

               Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ГПД

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».  Б.Шоу

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. Образовательные учреждения, работающие с детьми младшего школьного возраста, должны формировать уровень здоровья будущего гражданина. Это очень важная и актуальная для нашего времени задача.

Не секрет, что в последние годы возрос процент детей с отклонениями в здоровье. Все меньше ребят приходит в школу с первой группой здоровья, и, как ни грустно отмечать, их количество по мере взросления только уменьшается. Прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями.

Ухудшение здоровья школьников обусловлено различными факторами. Это и плохая экологическая обстановка, и низкий социально-экономический уровень жизни многих семей, что отрицательно сказывается на качестве питания детей, их отдыхе и физическом развитии, и кризис семьи, отражающийся на психологическом здоровье. Также рост заболеваемости детей напрямую связан и с неправильным образом жизни взрослых, который они повседневно наблюдают (дома, на улице, в телепередачах) и перенимают.

Для  воспитателя очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случаи можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способности.

Воспитатель группы продленного дня обязательно должен использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, они помогут ему вести учет индивидуальных особенностей учащихся.

Каждый ребенок – ключевая фигура воспитательного пространства.

Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.

Главная задача педагога – создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками сформированности детского коллектива.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

В своей повседневной  работе  при организации деятельности я использую различные современные образовательные технологии:

  • Технология здоровьесбережения;
  • Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского;
  • Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова;
  • Игровые технологии;
  • ИКТ.

Все они являются здоровьесберегающими, т.к. обеспечивают:

  • сохранение здоровья детей через получение положительных эмоций, обеспечивают, в достаточной мере, двигательную активность учащихся.
  • они личностно-ориентированные и, позволяя ученику работать в зоне ближайшего развития и давая ему право выбора и - дифференцированный подход в обучении и воспитании, эти технологии способствуют эффективному развитию способностей и возможностей каждого ученика.

Выбранные и применяемые мной технологии помогают оптимизировать воспитательный процесс и делают его увлекательным и интересным. А это очень важно в наше время, когда информационное пространство сегодня настолько возросло, что требует эффективных средств воспитания и воспитатель вынужден искать такие средства воспитания, которые помогут  сделать его увлекательным и интересным для ученика. 

Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся.

Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной. Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные направления:

  • создание условий для личностного развития воспитанников;
  • создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной);
  • создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру:

Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам, коллективно-творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения.

Для воспитателя очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случаи можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способности.

Игровую технологию, как ведущую для младшего школьника, органично внедряю во все направления работы. Игра, вечный спутник детства. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому в ежедневный план работы включаю различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам.

Большое значение в воспитании подрастающего поколения имеет и трудовое воспитание.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя. Вся моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Постоянно обсуждаю с родителями вопросы, связанные с воспитанием, учебным процессом, организацией досуга.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. Цель любой образовательной технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение – это основное условие любой образовательной технологии.

.

Новое качество образования не может быть достигнуто без создания благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Знание здоровьесберегающих  технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога.

Список литературы:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] /В.И. Ковалько. – М. 2004.
  2. Харисова А.М. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников [Текст]/А.М. Харисова // Начальная школа. – 2004. – № 7. – с. 92-94. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  3. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.
  5. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ГПД и учителя начальных классов"

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателя ГПД и учителя начальных классов"...

«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД»

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя ГПД.Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в режиме ГПД – задач...

Игровые технологии в работе воспитателя ГПД

Игровые технологии в работе воспитателя ГПД...