Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы
статья на тему

Алексеева Татьяна Викторовна

В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при соблюдении правил. В статье раскрыты особенности организации игровой деятельности младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publ_gpd_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №457

с углублённым изучением английского языка

Выборгского района Санкт-Петербурга

Тема статьи: Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы

Автор: Алексеева Татьяна Викторовна,

воспитатель группы продлённого дня

           В игре ребёнок и познаёт, и развивается, и воспитывается. Игровая деятельность является важной частью жизни младшего школьника. Наряду с ведущей учебной игровая деятельность содействует успешной адаптации ребёнка к школе, даёт возможности для самовыражения, развития творческого потенциала личности, коммуникативных способностей.

          В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь, моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания.

          Популярными среди детей являются игры, описанные ниже, в которые при правильной организации и повторении дети через какое-то время начинают играть без активной помощи воспитателя группы продлённого дня.

 

«Что нового?»

        Один ребёнок выходит за дверь и меняет там что-то в своём внешнем виде (например, засучивает рукава блузки, снимает одну серёжку), возвращается, и все отгадывают, что в его одежде изменилось.

«Узнай по голосу»

       Среди играющих детей выбирается два водящих. Первый водящий  встаёт спиной к остальным детям. Его задача – узнать по голосу ребёнка, которого коснётся второй водящий. Этот ребёнок произносит имя первого водящего. Первый водящий угадывает произносившего по голосу (может быть несколько попыток), затем первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.

«Комплимент»

       Дети встают (садятся) в круг. Один выходит в центр, а другие говорят ему комплимент – хвалят его.

Либо в кругу дети делают комплимент соседу справа, затем соседу слева.

Не придумал комплимент – выбывай. Выигрывает тот, кто дольше продержится.

Пантомима

         «Гость» показывает, какой «подарок» он принёс, другие отгадывают, что это. Кто отгадал, становится «гостем».

«Узнай по описанию»

           Среди играющих выбирается два водящих. Первый водящий  встаёт спиной к остальным детям. Его задача – угадать ребёнка по описанию его внешнего вида (глаза, волосы, одежда, обувь и т.п.). Второй водящий описывает кого-либо из детей. После угадывания первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.

«Что изменилось?»

          Перед детьми несколько предметов (например, 7 игрушек). По сигналу дети закрывают глаза, а водящий что-то меняет (например, меняет местами какие-либо две игрушки, убирает (добавляет) какую-то игрушку). Дети угадывают, что изменилось.

Указанные игры позволяют развивать внимание, память, стимулируют мыслительную активность, творчество.

           В начальной школе широкое применение имеют дидактические (обучающие) игры. Их цель: создание условий для расширения, углубления, закрепления знаний и умений.  

Интерес детей вызывают игры-соревнования по группам. Для проведения подобных игр воспитатель группы продлённого дня готовит заранее и оформляет вопросы или задания, на которые предстоит ответить, например, используя книгу, материалы стенгазет, журналы и т.п.

           Так, в рамках проекта «Растения и животные России» в группе продлённого дня была организована игра с использованием тематических сборников, выполненных детьми. Дети делились на 4 команды, искали материал в сборниках и записывали ответы в маршрутный лист.

           После прохождения 4 станций организуется взаимопроверка выполнения заданий и подсчёт баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем.

Задания игры «Деревья и млекопитающие России»:

№1

1. Какой образ жизни в основном ведёт горностай?

2. Кто был предком домашних коров?

№2

1. Чем питается бурый медведь?

2. Где тюлень проводит большую часть времени?

№3

1. Какова средняя продолжительность жизни ели?

2. Если клён «заплакал», то скоро будет …  .

№4

1. Буква Л. Какой мёд считается одним из самых лучших?

2. Сколько лет может прожить ольха?

          Ответы на задания игры «Деревья и млекопитающие России»:

№1.

1. Ночной

2. Дикий бык – тур

№2.

1. Всеяден (питается растениями, насекомыми, другими животными)

2. В воде

№3.

1. 250-300 лет

2. дождь

№4.

1. Липовый

2. 150 лет

           Возможно проведение игр-соревнований без использования дополнительных источников информации. Например, можно предлагать задания-задачи, ребусы, кроссворды. Работая по теме «Экология» во 2 классе, ребятам предлагались экологические задачи. Например:

1) Несколько белок обитало у лесного озера, которое загрязняли туристы. Когда экологи очистили от мусора берег озера, у белок родилось 9 бельчат, и их тогда стало 16. Сколько белок жило у озера до работы экологов?

Ответ: 7 белок.

2) От лесного пожара люди спасли 17 животных. Из них было 6 зайцев, 7 белок, а остальные – лисицы. Сколько лисиц спасли люди?

Ответ: 4 лисицы.

3) Завод сбрасывал отходы в реку. В 1-ый месяц из-за этого погибло 30 кг рыбы, а во 2-ой столько же, да еще 15 кг. Сколько всего килограммов рыбы погибло за эти 2 месяца, до того, как завод закрыли?

Ответ: 75 кг.

4)  На участке посеяли травянистые растения для создания красивого газона. Вскоре ростки взошли. Когда стебельки стали высотой 1 дм, их постригли на высоту 5 см. Сколько сантиметров стебля срезали во время скашивания?

Ответ: 5 см.

5) На пришкольной аллее посажено 20 липок, но вскоре 3 из них были поломаны. Сколько липок осталось на аллее?

Ответ: 17 липок.

6) После вырубки лесов посадили 20 берёзок, ёлочек на 5 больше, чем берёз, а дубков на 10 меньше, чем берёзок. Сколько всего саженцев посадили?

Ответ: 55 саженцев.

         Детям очень нравится игра по типу «Крестики-нолики». Все участники делятся на 2 команды: команда «Крестики» и команда «Нолики». Игровое поле разделено на 9 клеток, каждая из которых имеет свой номер, своё название. Каждая клетка закрыта. Команды по очереди выбирают номер игровой клетки. В открытой клетке  находится задание. Ведущий объясняет  правила выполнения задания. Победившая команда в этой клетке ставит свой знак – «крестик» или «нолик». Выигрывает команда, выставившая больше своих знаков.

Представляю материалы игры «Здорово быть здоровым!», проведённой в форме «Крестики-нолики» среди второклассников.

№1. Верю – не верю!

Верите ли вы, что …

1) Пульс – это ритмическое расширение стенок кровеносных сосудов (артерий), вызываемое сокращениями сердца? (Да)

2) Для зрения особенно полезен витамин С. (Нет, витамин А)

3) Курение может быть причиной рака лёгких. (Да)

4) Алкоголь разрушает мозг. (Да)

№2. «Эрудиты».

К какому врачу нужно обратиться?

1) Детский врач. (Педиатр)

2) …когда болит ухо, горло или гнойные выделения из носа. (Лор – отоларинголог)

3) … если у человека нервное перенапряжение. (Невролог)

4) Специалист по зрению. (Окулист – офтальмолог)

5) …когда болит зуб. (Стоматолог)

6) Специалист, который лечит многие болезни и выполняет операции. (Хирург)

№3. Мультфильм «Смешарики. Азбука здоровья». Серия «Быть здоровым – здорово».

Вопросы после просмотра мультфильма:

1) Назовите три основы здорового образа жизни. (Правильное питание, гигиена, спорт)

2) Кого нужно в себе победить для своего же здоровья? (Обжору, грязнулю, лентяя)

№4. «Соберите словечко!»

Каждой команде даются буквы, из которых нужно составить слово, связанное с темой «Здоровье».

1) Буквы: з, а, р, я, д, к, а

2) Буквы: з, а к, а, л, к, а

№5. «Знатоки английского».

Детям каждой команды выдаются карточки с английскими словами, дети переводят. Например: ball (мяч), football (футбол), baseball (бейсбол), health (здоровье).

№6. «Спортивная станция».

В командах по 6 чел. Передача мяча в колонне снизу, под ногами, в конец колонны и над головами в начало колонны. Задача – сделать это быстро, не уронив мяч. Если мяч уронили, поднять его и продолжить с того места, где произошло падение.

№7. «Чёрный ящик».

Дети задают вопросы о содержимом в ящике, на которые учитель отвечает «Да» или «Нет».

В ящике – яблоко.

Какие продукты считаются наиболее полезными? (Овощи и фрукты)

№8. «Музыкальная станция».

Исполнение частушек о правилах дорожного движения: по 3 человека от каждой команды. Текст частушек написан на листах бумаги.

№9. Зарядка. Выполнение зарядки под музыку.

           Не менее привлекательны для детей игры-путешествия, придающие познавательному содержанию необычность. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, ребусы и т.д. Например, игра «Путешествие по Лингвинии» может включать станции: «Лес потерянных букв», «Поляна арифметики», «Река слов», «Поляна анаграмм», «Поляна шуток», «Замок загадок».

            Игровая деятельность, организованная в группе продлённого дня,  объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при соблюдении правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность в группе продлённого дня.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил....

Игровая деятельность в группе продлённого дня

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности....

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня

Статья про организацию игровой деятельности в группе продленного дня...

Статья по теме "Игровая деятельность в группе продлённого дня. Из опыта работы."

Статья посвящена игровой деятельности в группе проднённого дня. Из опыта работы воспитателя ГПД....

Организация досуга в группе продлённого дня начальной школы

Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитани...

Организация игровой деятельности на уроках математики в начальной школе

Методическая статья,  и разработка урока по математике, которые могут быть использованы как для заседания МО, педагогического совета, так и для проведения урока по математике в 1 классе....

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...