Классный час на тему Русские посиделки на поляне. "Загадочная русская душа"
классный час (4 класс) по теме

Самсонова Людмила Владимировна

Вместе с ребятами пытались разобраться в поняти "Загадочная русская душа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

Русские посиделки на поляне. "Загадочная русская душа"

4 класс, классный руководитель Самсонова Л.В.

Цели:

  • изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, традициям, обычаям;
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ;
  • способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
  • воспитание любви к месту, где ты родился.

Задачи:

  • прививать интерес к русской народной культуре.
  • усиление патриотических качеств личности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение интереса к истории Отечества;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • развитие памяти, речи учащихся;
  • привитие чувства любви к своей Родине;
  • воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.

Оборудование:

  • Ноутбук и мультимедиа доска для просмотра презентации;
  • рисунки с изображением сказочных героев, карта “Страна Сказок”
  • лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии;
  • выставка детских поделок по прикладному искусству;
  • иллюстрации детей по теме классного часа.

Ход классного часа

1 ведущий.

-Проходите, гости дорогие, пожалуйста!

2 ведущий.

-Веселья вам да радости!

1 ведущий.

- Давно мы вас ждём, поджидаем, вечер без вас не начинаем.

2 ведущий.

- У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

1 ведущий.

- Нам зачинать досталась роль.

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

2 ведущий.

-Жива традиция, жива-

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

1 ведущий.

-И потому принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Низко кланяются, вручают хлеб-соль, пускают его по кругу и каждый отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

Учитель.

- Дорогие мои красны девицы и добры молодцы, посмотрите какая чудесная погода, весна, тепло. Давайте представим, что мы собрались на поляне, для того чтобы пообщаться, обменяться мнением. Продолжить наш разговор о загадочной русской душе.

Это словосочетание можно услышать в разных уголках мира. Почему именно про русскую душу так говорят? Что такого в русской душе?

Попытаемся разобраться в этих вопросах.

- Как вы думаете, какая она, русская душа?

Ответы детей

- Русская душа, наверное, прежде всего, простая.

- Русская душа терпелива, щедрая и  великодушная,

- Человек с русской душой – это прежде всего тот, кто проявляет любовь  к Родине.

Учитель.

Давайте подведём итог нашим путешествиям за 4 года. Где были? Что видели? Как во всём этом проявляется русская душа.

Все путешествия можно разделить на несколько тем.

Начнём с тех мест, где познакомились с русскими народными промыслами.

- Велика Россия наша, многообразны и её промыслы. Они являются гордостью России. В народе говорили:

«Что ни ремесло, то промысел».

Что же мы имеем в виду, говоря «промысел»?

Ответы детей:

- Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Появлялись народные промыслы.

Учитель.

- Какой материал использовали люди. (показываю поделки детей).

Ответы детей.

- Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо - все становилось предметом творчества. Все делалось руками.

-В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства.

Учитель.

- Знакомство с народными промыслами мы начали ещё в 1 классе и продолжаем по сей день.

Какие промыслы мы видели?

Ответы детей.

- Поездка и роспись матрёшки в Сергиевом посаде.

- Куклы обереги из льна в Великом Устюге.

- Филимоновские свистульки в Туле.

- Жостовские подносы в Мытищах.

- Мышки из льна в г.Мышкине.

- Северная чернь в Великом Устюге

- Золотое производство в Костроме. Теперь я знаю почему Кострома является золотой столицей России.

Учитель.

-Давайте подведём итог. Русские  народные промыслы.

Мы не везде ещё были, но я надеюсь, что всё что вы видели, всё что сделали своими руками оставило след в вашей душе. И вы поняли, как надо сохранять и передавать новым поколениям народное достояние.

-Продолжим наше путешествие.

Русская душа раскрывается и в поэзии и в художественном искусстве. Поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих не только красоту нашей русской природы, но и широту души.

Какой из художественных музеев произвёл на вас большее впечатление?

Ответы детей.

Учитель.

Почему?

Ответы детей.

Учитель.

- Да и сам музей напоминает терем. Его спроектировал сам художник.

А вспомните, какие слова первыми пришли на ум, когда мы вошли в этот терем.

Ответы детей.

-Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.

А какие картины запомнились?

Ответы детей.

Учитель.

А не засиделись ли ребятушки? Не пора ли нам сплясать. Ведь на посиделках и спеть могли и сплясать.

ФИЗМИНУТКА

Учитель.

- Ох, устали, отдышаться надо.

-А теперь продолжим путешествие.

- Где ещё мы с вами побывали?

Дети:

-город Мышкин – в гостях у Мышиного Короля,

-Переславль Залесский - Царь Берендей со своими помощницами, были мы и в Тридевятом царстве, где встречали нас Василиса Премудрая да сказочные герои.

-В Костроме у Снегурочки.

-Великий Устюг – Дед Мороз.

Учитель.

А дед Мороз то настоящий?

-Все эти места связаны со сказочными героями. А вы знаете, что в 2008 году была создана сказочная карта России.

Пока сказочная география ограничивается десятком адресов. В основном это города Центральной России.

Несмотря на обширный вакантный список "героев", города уже спорят друг с другом по поводу родства с волшебными существами. Так, Ульяновск недавно заявил свои права на Чебурашку. Местные краеведы утверждают, что неопознанный зверь родом из их губернии. В волжском наречии есть слово "чебурашка", которое означает "поплавок". Дескать, автор книги Эдуард Успенский где-то услышал странное словечко и использовал его в творчестве. Однако Москва, где сейчас базируется Музей Чебурашки, с этой теорией категорически не согласна.

Однако самой обустроенной для туристов сказочной областью является Ярославская. Здесь нашли пристанище Алеша Попович, Курочка Ряба, Щука и Емеля, Баба-Яга. 

-А что бы вспомнить где мы с вами уже побывали давайте пригласим на помощи Василису Премудрую.

Василиса Премудрая.

- В Тридевятом царстве в Тридесятом государстве чудеса в решете водятся, песни льются рекой, хороводы кружатся, да сказки сказываются. Городок дивный стоит, а в нем сказочные герои живут. И стар, и млад рад встрече с доброй сказкой и мудростью народной.

Как войдешь в ворота Тридевятого царства камень увидишь. А на нем надпись: «Налево пойдешь – пузо набьешь, направо пойдешь – праздник найдешь, а прямо пойдешь – в сказку попадешь!»

Василиса Прекрасная делит класс на команды.

- На доске карта «Страна Сказок”.

-Чтобы отпереть ворота в эту Страну, нужно правильно сложить картинки.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Учитель.

И это – правда, однако, значение сказки одним только воспитательным моментом отнюдь не ограничивается. Сказка для любого народа – это еще и воплощение многовековой народной мудрости. К какой бы национальности не принадлежал человек, он обязательно хранит в своем сознании сказки, которые ему рассказывали в детстве, и это не случайно.

Пройдя через столетия, вобрав культурный опыт нации, сказка вобрала в себя все самое существенное, что есть в национальном характере.

Игра «Где были и что узнали»

Василиса Прекрасная.

А где мы с вами уже побывали?

Василиса Прекрасная.

- А кто же к нам приближается?! Какая-то очень странная личность с сомнительной репутацией…

Сценка.

- На поляне чья-то избушка, очень знакомая. Кто же здесь живет? А что мы должны сказать, чтобы попасть в избушку?

Появляется Баба – Яга.

Баба - Яга:

Здравствуйте, путнички! Давненько в наши края не забредали. По делу пришли, али для здоровья гуляете?

Василиса Прекрасная.

Пригласили нас в гости наши друзья, сказочные герои. Ты их часом не встречала?

Баба – Яга:

Ну… Как бы поточнее… Ой, что-то мне домой захотелось… Будете в наших краях – заходите, не стесняйтесь…Пока!

Василиса Прекрасная.

 Стой, стой, стой! Бабуля! Не хитри. А ну-ка, отвечай, где наши друзья?

Баба – Яга:

Каки - таки друзья? Не знаю, не знаю…Старая я стала, не помню ничего. У меня этот…Как его?! А! Сколиоз. Нет, как-то не так. Склероз…

Василиса Прекрасная.

Вот как закружим твою избушку в хороводе, сразу склероз исчезнет!

Баба - Яга:

Ой, ой, не надо! Ладно уж, освобожу я ваших героев. На ужин берегла, да ладно. Для хороших людей ничего не жалко… Но с уговором! Отгадаете, кто у меня на ужин…то есть, я хотела сказать, в гостях – отпущу, не отгадаете – сами обедом станете!

Василиса Прекрасная: Согласны!

Командам по очереди зачитываются загадки. По мере того, как ребята отгадывают загадки, Баба – Яга достает из мешка игрушки, изображающие сказочных героев или картинки.

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? – Вот вопрос.

(Золотой ключик. Буратино.)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

Это …

(Снегурочка).

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

(Соловей-разбойник.)

Что разбила мышка –

Серая малышка?

(Яичко.)

У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

То дурак, а звать - ...

(Иван.)

В ступе летаю,

Следы заметаю

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.

(Баба Яга.) 

-Ай, да молодцы.

-Ваша взяла! Забирайте своих друзей да уходите поскорей, пока я не передумала.

Учитель.

- А не съездить ли нам на родину Бабы Яги в Село Кукобой (Ярославская обл.)

Василиса Прекрасная:

- А разве Баба Яга всегда была такая вредная.

Дети. - Нет.

Василиса Прекрасная: А что вы узнали о ней нового в музее сказок.

Ответы детей.

-Баба Яга - очень сильная ведьма. Живёт исключительно в лесу, причём в чаще, где её очень трудно найти.

-Обязательно в избушке на курьих ножках, которая повинуется заклинанию: "Избушка-избушка, стань ко мне передом, к лесу - задом!"

-Иногда избушка бабы Яги окружена частоколом.

-Баба Яга частенько отлучается из дома. Летает она в ступе, погоняет метлой и заметает за собой следы помелом.

-Бабе Яге повинуются все лесные звери, а служат ей лягушки, змеи, вороны, чёрные коты, среди которых и Кот Баюн.

-Среди слуг бабы Яги встречаются и гуси-лебеди. Правда, они не очень надёжные слуги и могут изменить своё намерение подчиняться колдунье.

-Может баба Яга, не выходя из своей избушки, видеть то, что происходит в данный момент в мире. Приспособление для этого у неё самое простое. Яблочко на тарелочке или котёл с кипящим снадобьем.

Василиса Прекрасная.

- Есть два мнения по поводу имени этой колдуньи.

Ответы детей:

Следуя одному, сравнивают слово "яга" со словом "йога". "Йога" - это путь к самосовершенствованию. "Яга" - переводится дословно "я иду".

Был глагол ягать – то есть звать. Ягали роженицы.

-В сочетании со словом "баба", которое всегда было почётно на Руси и применялось по отношению к опытной, мудрой женщине, "баба Яга" обозначало жрицу, владеющую тайнами древних учений.

Согласно второму мнению, "Яга" - изменённое и огрублённое слово от Ящур, Пращур", что означает " великая Прародительница, Великая Матерь Мира".

-Можно вспомнить, что у наших предков женщина почиталась как родоначальница племени. К ней приходили за советами. Она совершала все необходимые ритуалы и обряды своего племени.

Василиса Прекрасная.

Какое мнение верное? Может, никакое, а может какое-то из них.

Но вот действует она по-разному. Иногда баба Яга одержима желанием непременно украсть какого-нибудь ребёнка и зажарить его в своей печке себе на обед или на ужин. Крадёт детей, уносит в свою избушку, откуда им удаётся сбежать. Частенько баба Яга и добрых молодцев, которые к ней пожаловали, в печку засунуть пытается, но те хитростью саму Ягу в печку заталкивают, но колдунье такие тепловые процедуры вреда особого не наносят.

Дети:

- Желание бабы Яги испечь ребёнка в печке - это отголосок древнего обряда. Когда рождался слабый, болезненный ребёнок, его заворачивали в тесто и ставили в тёплую печку, но не запекали, а опекали. Отсюда и произошло слово "опека" - забота. Потом вынимали ребёнка из печки, и он как будто заново рождался и обретал новую судьбу. Таким образом знахарка вылечила маленького Сашу, который впоследствии стал великим полководцем Суворовым.

- В других случаях перед нами предстаёт баба Яга, к которой герой идёт за советом или за нужной вещицей. Эта бабушка уже не пытается молодца в печку засунуть и даже не намекает об этом, хотя сердится, что её побеспокоили, но когда узнаёт, откуда про неё стало известно, то привечает гостя, кормит, поит, в баньке с дальней дороги парит и даёт нужное. А волшебных вещиц и существ у неё большой выбор: огнедышащие кони, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, гусли-самогуды, меч-самосек, волшебный клубочек, который дорогу показывает.

-И кстати, выпросить у бабы Яги что-то из её сокровищ, на мой взгляд, значительно проще, чем что-то выпросить у дракона. Находчивость, смелость и вежливость - и баба Яга отдаёт требуемое.

Баба Яга

-А подарю ка я Вам свои буклетики, что бы вы добрым словом вспоминали меня. И жду вас всех в гости.

Василиса Прекрасная.

До свидания, бабушка. Не поминай лихом! А нам надо дальше идти…

Подведение итогов. Рефлексия.

Клубок-рефлексия

Учитель.

- У меня в руке клубок ниток, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, сделайте виток ниткой у запясья своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)

- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?

(Высказывания детей)

Верно, нить объединила нас, сплотила. Вот одна из разгадок загадочной русской души. Русский Человек всегда помогает всем. Открыт для общения. Старается жить в мире и согласии. И только тогда наша страна будет славиться и процветать!

Итог.

Много вы сегодня услышали и узнали о загадочной Русской душе, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь.

1 ведущий.

Принимать вас не забота,

Но теперь нас ждёт работа:

Пряжу прясть, коров доить,

Деткам санки починить.

2 ведущий.

А по сердцу вам придётся-

Огонёчек вновь зажжётся!

В наш уютный уголок

Вновь зайдите на часок!

Вот и подошли к концу наши посиделки.

А заканчивались они чаем и угощением.

А мы к столу всех приглашаем

Пирогами угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему "В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души"

Классный час разработан для учащихся 3-4 классов.      Подобранный материал раскрывает смысл таких нравственных понятий как "доброта",   "милосердие"; показывает нео...

Классный час на тему: «Деревенские посиделки»

Классный час проходит в форме устного журнала. Дети знакомятся  с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях,  с детским фольклором...

Классный час на тему: "Семья вместе - душа на месте".

Разработка классного часа на тему: "Семья вместе - душа на месте"....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Классный час на тему "Поморские посиделки" для учеников 2-4 классов

Данная разработка содержит материал,. расширяющий представления детей о жизни и быте народов Поморья....

Классный час на тему: «Витаминкины посиделки»

Данный метериал способствует формированию у обучающихся представлений о правильном питании весной, о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку в это время года....