Развитие литературно-творческих способностей на уроках литературного чтения
материал на тему

Яковлева Анна Михайловна

Работа по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_na_uroke_chteniya.docx55.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.2 ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.3 ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 В современном обществе люди начали мыслить шире, для творческого развития видны большие перспективы (появляется множество материала для творчества, электронные технологии и т.д.) актуальными и престижными являются специальности связанные с творчеством... [6, с.4]. Творческие люди – двигатель прогресса, т.к. само по себе творчество – это создание нового. Искусство высоко ценилось во все времена. Создавая новое, творческие люди создают и культуру своей страны, от них зависит, на какой уровень культурного развития поднимется государство.

В настоящее время, перед начальной школой стоит задача формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и незаурядно при любых обстоятельствах. Особенность творческой личности – высокоразвитое воображение, умение создавать новые оригинальные образы и их детали. Л.В. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека “существом, обращённым в будущее” (?).

Период младшего школьного детства имеет широкие возможности для развития творческого воображения детей связанных с формированием таких новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения. Для формирования творческого воображения необходимо формирование его предпосылок – личный опыт, потребности, интересы, мотивы, образное видение действительности, комбинаторные способности, владение техникой воплощения продукта воображения во внешнюю форму, традиции, т.е. образцы творчества и окружающая среда (? – Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко).

Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т.к. именно здесь формируется полноценная личность ребенка.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений, которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения и развитие ассоциативного мышления. Не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью! Личностью – самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.

В  учебном процессе традиционно относят к предметам, направленным на развитие творческих способностей уроки изобразительной деятельности и технологии, а так же ряд внешкольных кружков и клубов. Но и уроки литературного чтения могут развивать творческие способности. Еще  Л.Н. Толстой выявил, что никакая другая отрасль знания не в силах  раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература.

Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у школьников не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельностей младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.

Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы. С одной стороны, это трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельности, с другой – наличие потребности в выражении своей позиции, а также сознанием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтении художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи.

Интерпретация прочитанного художественного произведения предполагает, с одной стороны, раскрытие читателями смысла данного произведения с различных точек зрения: ведение авторской позиции, отношения и связи в образной системе, назначения изобразительных средств языка; понимания подтекста в раскрытии замысла; с другой – истолкование этого смысла через эмоциональное сопереживание и выбор собственной позиции по отношению к прочитанному произведению.

Таким образом, на наш взгляд, уроки литературного чтения наиболее подходят для развития творческого воображения и литературно-творческих способностей у младших школьников. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образцов памяти, чувство языка, богатую фантазию.

В наше время, политическая система страны дает все возможности для воспитания талантов. Для реализации данных идей необходимо дидактическое обновление образовательного процесса, создание качественно новой системы развития творческой личности. "Погружение в творчество" должно быть обеспечено грамотным сочетанием и чередованием форм, методов и приёмов организации творческой деятельности детей на каждой ступени образования с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения принципов доступности. Таким образом, актуальность диктует вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения [15, с.44].

Изучением данной проблемы занимались такие психологи, как А.В. Запорожец,  А.М. Матюшкина, М.В. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.; педагоги и методисты – Г.Н. Кудина, М.Р. Львов, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко и другие.

Проблема исследования условия развития творческих  способностей у младших школьников на уроке литературного чтения.

Цель исследования – определить условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предметом исследования являются условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза: Развитию творческих способностей у младших школьников на уроке литературного чтения будут способствовать следующие условия:

  1. Учитывать особенности развития творческих способностей у младшего школьника, в частности, литературно-творческих (Назвать три из них!!!).
  2. Обогащать лексический словарь учащихся начальной школы (назвать три вида словарной работы!!!).
  3. Особое внимание уделять стилистическому анализу произведения в процессе анализа образов места и времени действия, образа-персонажа (три приема!!!).
  4. Применять письменные творческие виды работ (три вида!!!).

Задачи исследования:

1.        Изучить литературу по данной проблеме с целью уточнения ключевых понятий исследования «творчество», «творческие способности», «литературно-творческие способности» и др.

2.        Изучить особенности развития творческих способностей у младших школьников.

3.        Изучить существующие подходы к развитию творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства [4, с.17].

Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества – "взаимодействие, ведущее к развитию". Каково Ваше личное отношение к этому определению? Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности [4, с.7].

Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. "К творчеству призван всякий человек", – утверждает Н.А. Бердяев. "Творчество, – считает В. Энгельгард, – самый высокий дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его развития, наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья". В философском понимании творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который "приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество – есть творчество из ничего" [4, с. 20].

В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность". Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. В трудах ученых "Павловской школы" (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, В.В. Савич, А.А. Ухтомский и др.) творческая деятельность определялась с рефлексологической точки зрения. Творческую ситуацию они трактовали как раздражитель, понимая творческую деятельность как реакцию на такой раздражитель. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю-проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения – доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность [7, с.7].

Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что креативные люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества (Н.М. Гнатко, А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин, В.А. Просецкий, П.А. Рудик и др.) [8, с.17].

В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них:

-        зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;

-        способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними;

-        способность к видению (постановке) проблем;

-        оригинальность мышления;

-        диалектичность мышления;

-        гибкость мышления;

-        антиконформизм мышления;

-        критичность мышления;

-        легкость ассоциирования и воображения;

-        способность генерирования идей (умение развивать их);

-        способность к оценочным действиям и выбору [8, с.17];

-        готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.

Далее подробно будет рассматриваться оригинальность мышления, а также легкость ассоциирования и воображения.

Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Дети через творческую работу, самосозидание включаются в процесс жизнетворения и получают от этого удовольствие и моральное удовлетворение.

С течением времени экологические факторы все более влияют на здоровье населения.70% населения нашего города живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который разрушает приспособительные и компенсаторные механизмы. Это ведет к увеличению психических заболеваний, росту реактивных психозов и неврозов, депрессий, алкоголизма и наркомании [1, с.4].

Креативность человека как творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе здоровьетворения – деятельности, мотивированной духовными потребностями в самосозидании и созидании вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.

Творчество и здоровье как "норма жизни" находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и д. р.) – выступает "нормой жизни". В то же время здоровье является своеобразным показателем творчества личности, её созидательных устремлений. Отсюда возможна и обратная связь – с помощью творчества приобщать человека к здоровому образу жизни [14, с.43].

Физическое развитие. Такая творческая деятельность, как театральная, влияет на преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, формирование осанки, постановки голоса, дикции. При рисовании развивается мелкая моторика рук, что способствует выработке красивого почерка.

Психоэмоциональное развитие. Формируется культура чувств детей: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества.

Главное направление развития эмоциональной сферы – это проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребёнок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение "волевое", что означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора собственного поведения [4, с.22]. Таким образом, осуществляется и нравственное воспитание.

Интеллектуальное развитие. Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия сценической деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей: генерация идей, воображение, фантазия. Главным фактором, определяющим творческие возможности ребёнка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. А отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческих способностей младших школьников. Для того, чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать учебные задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них литературоведческого кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять. Фантазия – источник творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. Фантазия помогает пережить периоды деприваций (лишений чего-либо). К тому же это один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире [7, 23].

По мнению Л.С. Выготского, воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими [15, с.7].

Социальное развитие. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры [14, с.46].

Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу – психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими – управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы [15, с.4]. 

Обществу необходимы творческие люди, так как идет научно- технический прогресс. Все быстро меняется, а значит, людям надо приспосабливаться к различным новым технологиям и нововведениям. Кто как не творческая личность сможет быстро адаптироваться к выше приведенным условиям. И все это потому, что такие  люди обладают оригинальным мышлением, способностью генерирования идей.

Творческие способности необходимо развивать уже с дошкольного возраста, а так же продолжать развивать их и в школе, так как именно в этот период можно развить у детей интеллектуально – эвристические способности, воображение, мыслительные процессы, мышление.

Большинство авторов (…,…,…) или …

Критерии оценки уровня развития творческих способностей (Кто автор?):

  1. "Чувство новизны" – умение и стремление к познанию.

2. Способность преобразовать структуру объекта.

3. Направленность на творчество

4. Критичность

А это что? Параметры или критерии? Источник?

- Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях

- Стремление к реализации своих способностей

- Развитость чувства прекрасного. Обладание способностью к рефлексии (способность к оценке и самооценке результатов своей деятельности)

Принято считать, что целью уроков ИЗО и технологии является –развитие творческих способностей учащихся. Но мы вслед за рядом современных педагогов и методистов (З.Н. Новлянская, Т.В. Рыжкова и др.) считаем, что этому служат и  уроки литературного чтения. Уроки ИЗО и технологии позволяют наиболее расширять кругозор, развивать чувство прекрасного и творческие способности. Уроки же литературного чтения позволяют расширить круг развиваемых творческих способностей школьников – это творческое воображение, литературно-творческие способности, литературно-ассоциативное мышление и др.

Что понимают под «литературно-творческие способности»?

Представляется, что если бы урокам литературного чтения выделялось больше часов, то было бы гораздо больше творчески развитых людей, умеющих выразить свои мысли и чувства.

Каков переход к следующему параграфу? К каким выводам пришли и что будете рассматривать в следующем параграфе?

1.2 ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 

Процесс чтения сам по себе является творческим, поскольку требует не просто процесс раскодировки графической информации в звуки, слова и предложения, а включает процесс воображения, ассоциативного мышления, рассуждения, создания в своем воображении времени, места действия описываемых событий, внешнего и внутреннего мира персонажей и т.п. Иначе говоря, предполагает сотворчества с автором произведения…

В литературном образовании младших школьников выделяются два взаимосвязанных направления: формирование квалифицированного читателя, обучение анализу художественного произведения с эстетических позиций и воспитание “маленького писателя”, обучение эстетическому восприятию действительности и развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове.

Л. Н. Толстой обращал внимание на такую способность детей, как нравственное совершенствование в процессе чтения хороших книг.

Главная задача уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому сознательному чтению, состоит в развитии детей средствами художественной литературы, в формировании их художественного вкуса. Никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература.

Развитие личности на уроках по «Азбуке Льва Толстого» предполагает множество аспектов, одним из которых является выработка потребности в самостоятельной творческой деятельности, так как «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» (Л. Н. Толстой).

Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.

Крупный педагог Д. Д. Семенов писал, что эти книги – «верх совершенства, как в психологическом, так и в художественном отношении. Какая картинность в изображении, и притом картинность чисто русская, народная, наша собственная!»

Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей.

Художественному творчеству детей на уроках этого курса отводится большое внимание, так как оно нужно, прежде всего, самому ребенку для овладения речью как средством передачи чувств, мыслей, внутреннего мира человека, развития его воображения. С психологической точки зрения именно художественное творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю» [8, с.5].

Согласно исследованиям М.Р. Львова существует два уровня восприятия художественного произведения, характерных для младших и старших дошкольников.

Младшие дошкольники не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: ''страшно'', ''смешно''; читатель шести-восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.

Старшие дошкольники уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Как читатели они проявляют себя уже на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства.

У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора. Они могут без посторонней помощи уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные приемы. Таким образом, учащиеся могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы. В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится для себя логически уяснить читаемое (?).

Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.А.Зимняя, М.П. Воюшина, Н.Г. Морозова и другие. Механизм этого процесса тесным образом связан, на наш взгляд, с процессом развития литературно-творческих способностей учащихся начальной школы.

М.П. Воюшиной вслед за О.И. Никифоровой, И.А.Зимней, Н.Д. Молдавской были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Так, противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней. Однако младший школьник еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова – довольно трудоемкая операция, которая часто затмевает все остальные действия, и чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения.

Л.Н. Рожина писала, что ''полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена (?).

Психологи считают, что дошкольники проявляю два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения –эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается, как и своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и, прежде всего, эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, – степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении (?).

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям м автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития (?).

О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений (?).

Б.Д. Прайсманом, Е.Н. Гопфенгаузом выделены основные этапы понимания учащимися младших классов мотивов поведения литературных героев (?). Каковы они? В чем заключается их суть? Каким образом это связано с процессом развития литературно-творческих способностей младших школьников? Почему ни слова не сказано о таких литературно-творческих способностях, как творческое воображение высокий уровень лексического запаса и интерес к его пополнению и уточнению, желание и претворение в жизнь попыток создания различных литературных сочинений?

В современном обучении литературе по традиционным программам задача развития творческих  художественных способностей школьников заявлена лишь декларативно и чаще всего не решается. Но, во-первых, задача эта с особой остротой встает в связи с перестройкой всего школьного обучения и необходимостью воспитания гармонически развитой личности, способной не только к репродуктивной, но и продуктивной деятельности. Во-вторых, опыт собственного литературного творчества необходим и для развития читателя, способного к полному и глубокому восприятию литературного произведения, к «восхождению» через художественную форму к авторским смыслам и оценкам. Это положение, кратко зафиксированное  М.А.Рыбниковой еще в 30-е гг. в формуле «от маленького писателя к большому читателю», общеизвестно и никем не отрицается.

Каковы выводы относительно того, что литература действительно может выступать средством развития литературно-творческих способностей (развитие эмоционального отклика на прочитанное, сопереживание, обогащение словарного запаса, развития процесса восприятия литературного произведения и восприятия его как произведения искусства и …)?

Каким образом можно превратить произведения художественной литературы в средство развития литературно-творческих способностей в рамках урока литературного творчества?

1.3 СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

        Необходимо добавить вступление относительно того, по какой причине идет речь о подходах к развитию литературно-творческих способностей у младших школьников именно на уроках литературного чтения, а не на математике или русского языка?

Особое внимание необходимо отвести словарной работе как строительного материала для создания высказывания или текста. Привести примеры приемов и видов работы с текстом, которые способствуют не только обогащению лексического запаса учащихся, но и развитию интереса к истории слова.

Далее обратиться к построению урока литературного чтения относительно процесса восприятия художественного литературного произведения (см. Львова или Рыжкову). Особо обратить внимание на стилистический анализ произведения в процессе анализа образов места и времени действия, образа-персонажа.

Немного вернуться в историю методики обучения чтению в России относительно того, что процессу развития творческих способностей, применяя виды творческих работ.

Творческая деятельность ученика – центральное звено в обучении. Включение детей в творческую деятельность - основной путь их развития. Ведь творчество – это именно то, без чего ребёнок не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальность. Задача учителя состоит в том, чтобы направить свою творческую мысль на поиск и применение таких приёмов и методов педагогического воздействия, которые опирались бы на наиболее сильные стороны формирующейся личности современных детей; на широкий круг их знаний и интересов, на неуемную их энергию, жизнерадостность, возросшую самостоятельность и творческую активность. Только при этих условиях можно добиться желаемого результата и управлять сложным и противоречивым процессом становления развитой творческой личности подрастающего поколения.

Творческая деятельность характеризуется тем, что это деятельность в нестандартных условиях, когда учащиеся не располагают ориентировочной основой, ее необходимо предварительно найти, а затем использовать для достижения целей. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя – не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. На уроках чтения посредством творческих заданий решаются следующие задачи:

- формировать умение подбирать информацию для составления текста повествовательного характера с элементами описания (по картине, о случае из жизни, об экскурсиях, наблюдениях);

- формировать умение озаглавливать текст;

- формировать умение составлять план (картинный, схематичный, цитатный) [8, с.5].

В процессе работы по «Азбуке Льва Толстого» дети обучались развернутым  и кратким пересказам, рассуждению на основе прочитанного, соотнесению собственного жизненного опыта с новыми социальными ситуациями, словесному рисованию, художественной интерпретации, инсценированию и иллюстрированию текстов (?).

В знаменитой книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть глава, которая называется «Что такое начальная школа». В ней великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребенка зубрежке…

Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире, наблюдали, думали, рассуждали, творили красоту и радость для людей и находили в этом творении счастье» (?).

М. А. Рыбникова советовала предварять чтение «живыми впечатлениями» самих учеников. Тогда возникает личностная основа читательского восприятия. Можно считать, что оживление личных впечатлений – это своеобразный прием «ввода»  в текст, благодаря которому личный опыт учащихся мобилизуется для чтения и анализа произведения (прием частичного погружения) (?).

Добавить переход к следующему материалу – почему понадобился анализ современных учебно-методических комплектов?

Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы Л.В. Занкова. Методический аппарат учебника "Литературное чтение" (Авторы?) представляет собой систему заданий и вопросов, которые нацелены на формирование мыслительной деятельности как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизведению полученных знаний. Поэтому, решая задачу речевого развития  младших школьников, автор стремится привлечь школьника в соавторы и сотворцы, пробуждая в нём фантазию, укрепляя присущую возрасту творческую свободу [16, с.41].

Но для начала пути к творчеству необходимо глубокое творческое осмысление произведения, этому способствуют приемы анализа и прочтения произведений, активизирующие воображение и сотворчество читателя. Это такие приемы как досказывание, пересказ или же рассказывание.

Пересказывание и художественное рассказывание чрезвычайно многое дают для эмоционального образного постижения произведений писателя. Творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.). подобное рассказывание развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри.

В.Г. Маранцман указывает, что творческий пересказ обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения.

И выразительное чтение, и рассказывание, как указывает В.Г. Маранцман, требуют от учеников активного переживания прочитанного, творческого отклика личности на изученное произведение(?).

В.А. Никольский  считает, что творческое продолжение истории героя в разумных мерах допустимо. При этом он видит его ценность в том, что данный прием способствует активизации творческого воображения учащихся, развитию стремления к творчеству, «максимальной активизации творческой способности школьника, который при этом с особенным вниманием вчитывается в строки писателя». Итак, во всех случаях досказывание произведения писателя должно помогать более глубокому его постижению, развивать творческие способности учащихся, способствовать развитию читательского интереса.

Определяя сущность пересказывания, В.А. Никольский определил его как недословную передачу произведения или его части. Пересказ всегда носит творческий характер, так как при пересказывании проявляется личное отношение учащегося к произведению, собственная манера повествования. «Пересказывающий, – говорил В.А. Никольский, – вдумывается в строки писателя, улавливает их общий смысл и на основе этого создает своего рода сокращенный вариант их» (?).

На сегодняшний день учеными и методистами разработаны различные методы, приемы, направленные  на развитие творческих способностей учащихся младших классов. Стоит сказать о сочинительской деятельности, которая «красной нитью» проходит через все формы работ на уроках «Литературы как предмета эстетического цикла», разработанных Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. С первых уроков дети знакомятся с «секретами», которые автор «прячет» в своем произведении. Разгадывая эти «секреты», дети сами учатся работать в позиции «автора», то есть творить, сочинять, придумывать.

Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и собственное авторское творчество. В современном обучении чтению и литературе реализуется лозунг, выдвинутый известным методистом М.А. Рыбниковой: "От маленького писателя к большому читателю" [8, с.5].

Программа "Литературное чтение" В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой содержит блок "Обогащение и развитие творческой деятельности, опыта, направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности" (?).

Обычно рекомендуется такие приёмы, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация, сочинения, придумай свою концовку к произведению, придумай задание для одноклассников по изучаемому произведению, составь «Интервью», слушание музыкального произведения и сравнение его с настроением, возникшим после прочтения произведения, подбери музыку, соответствующую данному произведению.

Уроки изучения устного народного творчества предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий: разыгрывание мини-сценок на основе изучаемых произведений, сочинение загадок, сказок, дразнилок, колыбельных песен, закличек и так далее, организация конкурсов на придумывание самых сложных скороговорок, самых смешных потешек.

Важно вместе с детьми выявить и обсудить те критерии, по которым будет определяться успешность выполненного задания, его художественная ценность. В.А. Левин считает необходимым формировать у ребёнка ориентацию на читательское восприятие окружающих. Критерием самооценки литературного творчества становится реакция слушателей: интересно ли им? Есть ли в нём что-нибудь новое для слушателей? Результатом может стать альманах детских произведений, куда будут помещаться тексты, признанные удачными при коллективном обсуждении в классе [8, с.5].

На уроке по чтению при изучении фольклорного материала можно использовать пальчиковый театр – такая работа способствует развитию выразительности речи. Совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. Прекрасным средством для развития творчества учащихся является проведение уроков литературного чтения вне здания школы. Ведь важным условием развития воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту и наслаждаться ею. Очень нравятся ученикам такие уроки соприкосновения с природой, где можно в непринуждённой обстановке поговорить и о литературном произведении, и о своих чувствах, и о своих фантазиях, и можно просто молча помечтать. Можно понаблюдать за небом, облаками, окружающей природой, воздухом и составить рассказ "Наш школьный двор осенью". На практике наблюдается тот факт, что детям очень трудно даётся навык чтения, умение высказывать, выражать свои чувства [16, с.46].

Анализируя учебники какие (программа, авторы?), мы обратили внимание на работу детей со стихотворениями: они не просто читают их, заучивают и выразительно читают, а придумывают им продолжение или рисуют картину.

Работая с  текстом и читая его по ролям, детям предлагается инсценировать его.

Если же дети работают со сказками, то им предлагают сочинить свою сказку.

Все эти приемы хорошо подходят для развития творческих способностей у младших школьников.

Творческие работы на уроке:

графическое иллюстрирование;

словесное рисование;

творческий пересказ;

чтение по ролям;

драматизация.

Учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приёмов театральной педагогики: сочинительство, сказкотворчество, этюды и пантомимы, театральные упражнения и игры, кукольный театр на основе содержания прочитанных произведений [10, с.118].

Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования приблизить ребёнка к образам, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления [10, с.119].

Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями:

добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

изменить грамматическое время глаголов;

придумать, как могли разворачиваться события дальше и т.д.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им [10, с.119].

Виды театральной педагогики: пантомима – помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения; живая картина –- даёт возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определённое состояние каждого героя [16, с.46].

Таким образом, все названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Творческие задания, возможно, применять на уроках чтения независимо от выбранной программы. Такие задания отвечают требованиям всестороннего развития личности школьника. Творческие задания вполне приемлемы на уроках чтения, способны обогатить урок, сделать его интересным, в тоже время, отвечая требованиям и содержанию различных обучающих программ. Специальных знаний от учителя не требуют, поэтому не должны вызвать трудности в их организации и реализации.

Д.Б. Эльконин в своём исследовании методов развития творческого воображения выяснил, в какой мере в данной деятельности младший школьник следует логике реальной жизни и на сколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предположение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами её воплощения – это создаёт необходимость дополнить недостающие элементы ситуации образами воображения [8, с.16].

Театрализация является творческой формой изучения учебного материала. Сейчас театр всё чаще и многофункциональнее используется в школьном пространстве: театр – как средство психического развития, диагностики особенностей сенсорики и индивидуальной одарённости; театр как метод самопознания, естественное средство психокоррекции и способ накопления поведенческого опыта. Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия [16, с.46].

Театрализация – одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Повышается авторитет учителя и среди коллег. Театральная педагогика обладает большим потенциалом более тесного сотрудничества с родителями и привлечения их к данному виду искусства.

Драматизация учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театральные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.

Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: придумывают сценарий, исполняют роли, клеят, рисуют декорации, шьют костюмы. Во время таких занятий ребёнок учиться общаться. Театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании у подрастающего поколения духовной культуры – системы ценностей, мотивов поведения, отражённых в мировоззрении, идейной позиции [8, с.17].

Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т.д.). Такие задания повысят интерес к литературе.

Пантомима имеет также и оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую моторику рук; со стороны психологического здоровья – помогает преодолеть стеснительность [12, с.47]. Возможен такой вариант: дети пытаются изобразить события, ну например, басни. Остальные учащиеся угадывают, кто угадал, показывает другую сценку и так далее. Это своего рода игра, а дети любят играть.

Широко используется графическое иллюстрирование. Специфическое значение детской изобразительной деятельности для расширения и обогащения опыта ребёнка неоспоримо. Следует особо подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка. Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. Из всех видов познавательных способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности [2,c.104].

Можно делать зарисовки по мере прочтения произведений, составляя целые циклы иллюстраций, по котором в последующем можно воспроизвести прочитанное. Возможно изображение чувств, образов, возникающих у читателя, можно показать в красках отношение к тому или иному герою и т.д.

Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребёнка, для творчества, как для создания нового. К тому же это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формированию коммуникативных умений и навыков. Не требует специальной подготовки со стороны учителя.

Для творческого пересказа подходят все литературные жанры. Идея творческого пересказа заключается в создании нового на основе оригинального произведения: изменив какое-либо событие, изложенное в прочитанном, или рассказав историю от лица одного из героев, продолжить рассказ своими предположениями о том, что могло произойти дальше или, наоборот, в прошлом и т.д. [10,c.119].

Чтение по ролям осуществимо полноценно в том случае, когда дети владеют читательскими навыками. Оно предполагает не только чтение реплик, но и передачу эмоций героя, его характера и отдельных характеристик, от того, как представляется ученику данный герой.

Словесное рисование картин основано на умениях логически выстраивать предложения, пользоваться эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. средствами выразительности, воплощать образы в рассказе. Красота изложения таких работ зависит также от лексического словарного запаса. Целесообразно последовательно обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа с текстом также служит развитию творческих способностей, ведь ребёнок выстраивает свои предположения о том, что будет изложено в произведении, создаётся "продукт" связанный монологический рассказ.

Успех выполнения творческих работ зависит от эмоций. По мнению А.В. Запорожца в ходе развития творческого потенциала ребёнка проявляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов: эмоции развиваясь, интеллектуализируются, становятся "умными", обобщёнными, предвосхищающими, а процессы познавательные, функционируя в данной системе, приобретают аффективными характер и начинают выполнять особую роль смыслоразличения и смыслообразования [9, c.21]. Создание эмоциональной атмосферы задача учителя. В помощь можно избрать музыку, собственные эмоциональные переживания, анализ критики данного произведения.

Можно сделать вывод о том, что творческие работы приемлемы на уроках чтения и должны способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка. А также несут оздоровительную, воспитывающую функции. Вовлекают детей в читательскую самостоятельность и развивают угасающий в современном мире интерес к книге.

Анализируя комплект учебников О.В. Кубасовой, мы выявили достаточно большое количество заданий творческого характера, которые начинаются уже с первого класса. В них присутствуют рассказы юмористического характера, игры для чтения по ролям, есть работа с картинками после прочтения текста. Много заданий уделяется работе со скороговорками, пословицами.

Далее есть задания типа «продолжи рассказ», перескажи сказку по картинкам, разыгрываются сценки, придумай мелодию, спой песню. Есть большое количество игр: угадай слово и др.

Комплект этих учебников насыщен заданиями творческого характера, от простых к более сложным.

Так же мы рассмотрели комплект учебников  Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой, в котором кроме учебников есть еще и рабочая тетрадь, в которой большое количество заданий выше перечисленных.

Для формирования у школьников творческого подхода к решению учебных задач нужна система специальных упражнений творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения. И задача учителя – показать учащимся, что существует множество способов решения и нетрадиционных подходов. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие минутки дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету - он активнее работает после таких занятий [2, с.140].

Творческие задания, как, например, пересказ истории лягушки путешественницы от лица прутика, за который она держалась в полёте, формируют чувство юмора. Исследования формирования чувства комического у детей показали, что его возникновение также как и возникновение эстетического чувства, связанно с положительной нравственной оценкой изображаемых событий. Чувство юмора играет решающую роль во всём развитии ребёнка. Велика роль чувства юмора в развитии оптимизма и жизнерадостности, в разрешении конфликтов, преодолении страхов, что поможет в преодолении психоэмоционального стресса, о котором говорилось выше [4, с.24].

Кроме позитивного влияния творческих упражнений на развитие ребёнка, подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения. Одним из условий повышения воспитывающей роли урока в начальных классах является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы психики.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Наличие методической литературы и исследование реального состояния проблемы, посредством анализа уроков чтения в школе доказывают, что проблема существует. Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.

Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувств. Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у читателя сопереживание, захватывают его. В процессе чтения у читателя может возникнуть ощущение, что он также переживал и чувствовал как герой произведения. Он начинает осознавать себя, свои чувства. Таким образом, художественная литература (чужой опыт) делается на время личным опытом читателя, обогащает его чувства. Все особенности восприятия и понимания произведений художественной литературы присущи и младшим школьникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"

В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

В этой работе прибоводятся некоторые примеры по развитию творческих способностей учащихся....