Семья как источник социализации ребёнка
статья на тему

Менщикова Анна Сергеевна

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».

Вильгельм Гумбольдт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_kak_istochnik_sotsializatsii_rebyonka1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как источник социализации ребёнка

 «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».

Вильгельм Гумбольдт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.

С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Прав был замечательный отечественный психолог Л.С. Выготский, когда подчёркивал, что вопреки существующим теориям, младенец – «существо максимально социальное». Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.

Первый опыт социального общения человек осваивает ещё до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

Процесс социализации может осуществляться в различных социальных институтах. Но важнейшим институтом социализации личности является семья.

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

Процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей. И именно школа открывает огромные просторы для совместной деятельности ребёнка, родителей и общества.

  Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.

Школа расширяет возможности ребёнка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

По своему статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Таковой является функция школы в процессе социализации ребёнка.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного процесса социализации, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Задача школы – заложить в ребёнке понимание того, что школа – определённая социальная ступень. Процесс социализации в школе должен продолжать процесс, начатый в семье. А это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.

В моей деятельности мне помогают все средства урока и внеурочной деятельности, которые направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. А формирование этих механизмов не возможно без нравственного воспитания.

Нравственное воспитание учащихся должно быть системным и продуманным, а также с участием в нём родителей.

Принцип системности мне помогает соблюдать, программа Г.К. Селевко «Начало этики». Программа разработана для 1 – 4 классов. Основная форма занятий – классные часы. В программе дана тематика классных часов. Учителями нашей школы была собрана папка – копилка с разработанными классными часами по предложенным темам.

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, я уделяю серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи. На родительском собрании мы совместно с родителями формулируем эти законы и стараемся придерживаться их.

Законы семьи.

  1. Каждый ребёнок должен быть любим.
  2. Ребёнку необходимо жить в атмосфере искренности и доброты.
  3. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
  4. Традиции и обычаи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
  5. Демонстрация родителями своим детям собственной работоспособности и блага, связанные с ней.
  6. Культивирования в семье положительных привычек.
  7. Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.

Как же происходит реализация некоторых законов в нашей школьной жизни.

Считаю, что большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет тогда, когда педагог будет давать возможность проявить инициативу родителям и поддержит их во всех делах класса и школы. В своей работе я использую разнообразные формы взаимодействия с семьёй.

Но наиболее эффективной  формой работы, которая  не противоречит нашим законам, считаю:  коллективные дела. Ведь процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей. И именно школа открывает огромные просторы для совместной деятельности ребёнка, родителей и учителя.

В первый год обучения мы проводим замечательный праздник «Моя семья», на котором знакомимся с семьями учащихся и их традициями. Дети и родители подходят к подготовке этого праздника очень ответственно. Придумывают символику своей семьи: это и герб, и флаг, а иногда и гимн. Готовят презентацию своей семьи. На празднике мы знакомимся с традициями каждой семьи, с творчеством и самое главное воспитываем чувства ребёнка.

Есть в нашей копилке и такое мероприятие, как семья и спорт, который поддерживает закон культивирования в семье положительных привычек, в том числе  и занятие спортом. Мы все вместе готовим команды, подбираем название, девиз, эмблему и, конечно же, песню. Для детей, которые не участвуют, есть не менее важная роль – болельщики. Они тоже приобретают определённый социальный опыт.

Одной из самых успешных форм работ считаю работу над проектами. Наши проекты: «История создания улиц посёлка Рябково», «Музей хлеба», «Гордость семьи», «Книга рецептов», «Судьба семьи в судьбе страны». По ходу работы над проектами дети встречаются с разными людьми, которые с удовольствием делятся  своим социальным опытом. А если этот человек является ещё и членом семьи, то гордость переполняет душу ребёнка. Ещё Л.Н. Толстой писал, что стать личностью ребёнок может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка

Школа – образовательный институт, одной из главных функций которого является обучение (дать знания о мире, научить применять их на практике, чтобы ребёнок после окончания...

Семья – источник воспитания ребёнка

Семья – источник воспитания ребёнка ...

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СЕМЬИ, КАК ОСНОВНОГО УСЛОВИЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Из опыта работы педагога дефектолога о формировании адекватной позиции семьи как основного условия последующей социализации ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития...

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребёнка

Для успешного прохождения процесса обучения и формирования личности необходим благоприятный микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом, ко...

Семья как фактор социализации ребёнка с ОВЗ

Проблема социальной адаптации в обществе имеет большое значение не только для детей, имеющих разные проблемы со здоровьем, но и для членов семьи, в которой они воспитываются. ...