Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
материал (3 класс) на тему

Мамчур Кристина Михайловна

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

 

Цель воспитательной программы:

создание условий для формирования «счастливого человека» и воспитание необходимых для этого качеств, через отношения в семье.

 

Задачи:

· создание условий для самовыражения учащихся;

· развивать инициативу и творческую активность школьников;

· мониторинг детско-родительских отношений для формирования в родители необходимых качеств;

· формирование нравственных качеств: как доброта, сопереживание, взаимопомощь;

· формирование потребности в общении между родителями и ребёнком (жить вместе с ним, а не отдельно от него);

· формировать в родителе «счастливую родительскую позицию».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаяя записка

Слайд 1 и Слайд 2

В чем смысл современной концепции воспитательной системы класса?

Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка?

Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Как сделать ребёнка счастливым?

Эти и многие другие вопросы обсуждаются учителями уже много лет. И каждый педагог старается найти своё решение этих вопросов для достижения лучших результатов в развитии личности ребёнка.

Так какой должна быть воспитательная система сегодня?

На мой взгляд, это воспитательная система, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные понятия, где происходит единство доброты и взаимопонимания между детьми и родителями. Как создать такую систему, когда вокруг меняются взгляды на жизнь в семье и школе. Каждый родитель старается заработать больше денег, забывая о своих обязанностях родителя. Дети в большей степени воспитываются улицей. Как же сделать так, чтобы родители не потеряли интереса в общении с ребёнком, чтобы они стали своему ребёнку другом?

Ответы на эти вопросы я и хочу получить, выстраивая свою воспитательную деятельность в начальной школе.

 

Слайд 3

Идея – взаимодействие педагога и родителя с целью развития личности ребёнка. На это взаимодействие я направляю всю свою воспитательную работу.

Программа воспитания:

В основу  воспитательной программы я включила следующие педагогические идеи:

 Слайд 4

 

«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

 

                                                                                          В.А. Сухомлинский

Обращение Сухомлинского к теме семьи, на мой взгляд, является актуальным и сегодня. Ребёнок является «зеркалом семьи». А что такое семья? В словаре русского языка С.И.Ожегова слово «семья» рассматривается в двух значениях: как группа живущих вместе людей, как объединение людей, сплочённых общими интересами.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. Воздействие семьи на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к нему лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Главное в семье – достижение душевного единства, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

 

Слайд 5

 

Тогда каким должен быть родитель?

«В детях отражается нравственная чистота матери и отца». В современном мире родители постепенно забывают об этом. Они перестают следить за своими поступками. В общении всё чаще появляется нецензурная речь. Они забывают о том, что ребёнок поступает так же, как они.

«Современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий».

                                                                                           Ю.А.Конаржевский

 

Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Следовательно, родители должны сами быть нравственно воспитанными и главной их задачей является – дать ребёнку «счастье».

 

Что такое счастье? Кто такой счастливый человек?

По мнению родителей моего класса,

счастье – это:

… «Когда есть семья. В семье любимый муж и любимые дети. Чтобы в семье царили доверие и взаимопонимание, каждый друг к другу был внимателен. И для каждого из нас, семья должна быть опорой».

 

…«Когда все твои близкие и любимые люди здоровы. Когда между всеми людьми в семье царит духовное взаимопонимание».

 

А счастливый человек – это:

«Счастливый ребёнок тот, у которого есть семья. Семья, в которой есть любовь, уважение и взаимопонимание».

 

… «Ребёнок счастлив в семье полноценной. Где создаётся комфорт и уют между родителями, будет всё и для ребёнка».

 

Следовательно, счастливый ребёнок - тот, у которого есть семья, в которой он находит поддержку и понимание. Счастье ребёнка ещё в способности «самовыражения», быть «творцом», уметь создавать «красоту для других». Счастье родителя – в умении любить ребёнка и растить в нём настоящего человека.

Поэтому родители должны понимать, что влияние семьи на ребёнка в начальной школе сильнее, чем влияние улицы, средств массовой информации. А значит, вместе с учителем родители должны создать нужные для развития ребёнка условия, адаптируя его к современной жизни и культивируя в нём общечеловеческие качества.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовать совместно с учащимися и родителями, а возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

На мой взгляд, учителю в ребенке наиболее интересна – это его человеческая позиция. И родитель для учителя  тоже прежде всего человек. Всё это можно представить в виде схемы:

 

Слайд 6

РЕБЁНОК

ПЕДАГОГ + РОДИТЕЛЬ

Главное – это ребёнок. Тот маленький пока человечек, который заходит в класс и полностью доверяет себя учителю. А от того, как учитель поведёт себя, как он научит, зависит будущая жизнь ученика. Но самому учителю нужен помощник – родитель.

Учитель и родитель – это то основание, на которое опирается ребёнок и с помощью него он развивается «постигая себя». Родитель в данном случае ведёт ребёнка по жизни вместе с учителем. Учитель и родитель – единое целое, которое необходимо для развития и воспитания ребёнка, для того чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым человеком.

Отсюда и название моей воспитательной программы «Единство».

 

Слайд 7

Цель воспитательной программы:

создание условий для формирования «счастливого человека» и воспитание необходимых для этого качеств, через отношения в семье.

 

Слайд 8

Данная цель предусматривает следующие задачи:

· создание условий для самовыражения учащихся;

· развивать инициативу и творческую активность школьников;

· мониторинг детско-родительских отношений для формирования в родители необходимых качеств;

· формирование нравственных качеств: как доброта, сопереживание, взаимопомощь;

· формирование потребности в общении между родителями и ребёнком (жить вместе с ним, а не отдельно от него);

· формировать в родителе «счастливую родительскую позицию».

 

 Опираясь на идеи Сухомлинского, я выделила главное слово, которое, на мой взгляд, ориентирует меня в воспитательном процессе. Это слово – «единство». Единство между ребёнком и родителем, ребёнком и учителем, между учениками.

 

Слайд 9

Еди́нство — взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия.

«Единство» - это сущностное понятие моей воспитательной программы, являющееся синтезом основных качеств, которые мы (учитель+родитель) взращиваем в ребенке.

 

 

 

 

Слайд 10

Е – Естественность, Ежесекундная готовность прийти на помощь.

Д – Дисциплинированность, добродушность, доброжелательность, дружелюбность.

И – Инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность.

Н – Нравственность, находчивость, надежность, настойчивость.

С – Самостоятельность, самоконтроль, серьезность, совестливость, сострадание, спокойствие и смирение.

Т – Трудолюбие, требовательность к самому себе, терпение, творчество.

В – Вежливость, внимательность, великодушие.

О – Ответственность, организованность, отважность, опрятность, отзывчивость, обязательность, обходительность.

                                                     

 

 

Характеристика класса

В классе 24 человека, из них 10 девочек и 14 мальчиков.

В этом учебном году в класс пришли трое новых ребят. Ребята влились в наш коллектив и вместе со всеми участвуют в жизни класса. Коллектив работоспособный, учащиеся интересуются общественными делами и с удовольствием выполняют общественные поручения.

В классе введены органы самоуправления, но действуют они пока под руководством учителя. Ученики стремятся к общению, отношения между мальчиками и девочками доброжелательные.

В данном классе 7 неполных семей, что составляет 30,4 %. В этих семьях дети воспитываются только одним родителем, а также бабушками и дедушками. Многодетных семей – 3. Большая часть родителей работает в торговле.

Взаимоотношения в коллективе:

Наша классная воспитательная система формирует образ жизни такого классного коллектива, который требует определенных норм и ценностей, так как ставит ребенка в ситуации, когда он должен участвововать в жизни класса и школы, предлагает ему определенный набор видов деятельности, способствует установлению и развитию внешних связей класса с другими классами внутри школы.

Формы работы с детьми:

Мы выезжаем с детьми и родителями на различные экскурсии (Это и экскурсии в лес, в музей, в библиотеку, конный клуб. В ближайшем будущем мы планируем посетить хлебозавод  г. Нарьян-Мара); социальные проекты, разнообразные проекты, организация выставок (совместная деятельность родителей и детей); организация праздников; беседы, игры нравственного характера и духовно-нравственного содержания и прочее.

 

Таким образом, родители постоянно общаются с детьми в классе и их родителями.

Поэтому наш классный коллектив – это дети, родители и я.

 

В классе выявляется несколько лидеров. Между собой они не конфликтуют, а наоборот, выстраивают деловые отношения. В системе самоуправления роль старосты и помощников старосты отдана лидерам. Исследуя взаимоотношения детей в классе, мною были сделаны следующие выводы.

Для 65%  детей классный коллектив является очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью их удовлетворяет. Они дорожат взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.

26%  детей хорошо адаптированы в коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для них комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для них.

9% детей имеют нейтральное отношение к коллективу. Это ребята, у которых возникают проблемы в отношениях с детьми или они чувствуют себя внутри коллектива некомфортно. Один из этих ребят пришел в наш класс в этом году. Мальчик общительный, легко идет на контакт с детьми, но общается в основном с отдельной группой ребят. Другой ребенок  - очень активный. Учится в моем классе с первого. Он не всегда может контролировать свои действия, может обидеть ребенка, который слабее. В классе общается со всеми, но поддерживает отношения только с отдельными ребятами.

Таким образом, в классе 91% ребят чувствуют себя комфортно. У них не возникает проблем с общением между собой.

Ребятам была предложена анкета, цель которой – выявить  отношения ребят внутри коллектива. Проанализировав результаты, я убедилась в том, что отношения внутри класса сложились. Выявились ребята, с которыми в классе не до конца сложились отношения. Их немного, но каждый из них страется выстроить отношения в классе, естественно с помощью учителя. Опираясь на эти исследования, я определила для себя задачу – развитие межличностных отношений внутри коллектива.

 

Слайд11

Результатами моей работы за два с половиной года с этими детьми можно считать:

· родительские собрания посещают все родители;

· достигнуто взаимопонимание между родителями и мною;

· повысился уровень знаний учащихся;

· ребята стали активными, участвуют во всех мероприятиях;

· модель самоуправления помогает организовать ребят, научить их самостоятельности и ответственности;

· большинство родителей побывали с нами на экскурсиях;

· родители помогают в организации учебного и воспитательного процесса;

Слайд 12

Вывод:

Если сложить все эти качества, которые вы видите на экране, то мы получим модель выпускника. Именно этими качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt830.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательная система класса «Единство» Учитель начальных классов: Мамчур Кристина Михайловна

Слайд 2

В чем смысл современной концепции воспитательной системы класса? Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка? Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Как сделать ребёнка счастливым?

Слайд 3

Главная идея воспитательной системы - взаимодействие педагога и родителя с целью развития личности ребёнка.

Слайд 4

«Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». В.А. Сухомлинский

Слайд 5

«В детях отражается нравственная чистота матери и отца». «Современные родители – чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий». Ю.А.Конаржевский

Слайд 6

РЕБЁНОК ПЕДАГОГ + РОДИТЕЛЬ

Слайд 7

Цель: создание условий для формирования «счастливого человека» и воспитание необходимых для этого качеств, через отношения в семье.

Слайд 8

Задачи : · создание условий для самовыражения учащихся; · развивать инициативу и творческую активность школьников; · мониторинг детско-родительских отношений для формирования в родители необходимых качеств; · формирование нравственных качеств: как доброта, сопереживание, взаимопомощь; · формирование потребности в общении между родителями и ребёнком (жить вместе с ним, а не отдельно от него); · формировать в родителе «счастливую родительскую позицию».

Слайд 9

Еди́нство ( др.-греч. μονάς, лат. Unitas ) — взаимосвязь определенных предметов, процессов, которая образует целостную систему взаимодействия.

Слайд 10

Е – Естественность, Ежесекундная готовность прийти на помощь. Д – Дисциплинированность, добродушность, доброжелательность, дружелюбность. И – Инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность. Н – Нравственность, находчивость, надежность, настойчивость. С – Самостоятельность, самоконтроль, серьезность, совестливость, сострадание, спокойствие и смирение. Т – Трудолюбие, требовательность к самому себе, терпение, творчество. В – Вежливость, внимательность, великодушие. О – Ответственность, организованность, отважность, опрятность, отзывчивость, обязательность, обходительность.

Слайд 11

Результаты работы · родительские собрания посещают все родители; · достигнуто взаимопонимание между родителями и мною; · повысился уровень знаний учащихся; · ребята стали активными, участвуют во всех мероприятиях; · модель самоуправления помогает организовать ребят, научить их самостоятельности и ответственности; · большинство родителей побывали с нами на экскурсиях; · родители помогают в организации учебного и воспитательного процесса;

Слайд 12

Е – Естественность, Ежесекундная готовность прийти на помощь. Д – Дисциплинированность, добродушность, доброжелательность, дружелюбность. И – Инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность. Н – Нравственность, находчивость, надежность, настойчивость. С – Самостоятельность, самоконтроль, серьезность, совестливость, сострадание, спокойствие и смирение. Т – Трудолюбие, требовательность к самому себе, терпение, творчество. В – Вежливость, внимательность, великодушие. О – Ответственность, организованность, отважность, опрятность, отзывчивость, обязательность, обходительность.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»

«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации  Программы «Воспитательной компоненты»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...

ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

      Чтобы вырастить полноценного человека, творческую и социальную зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Школа ставит перед собой мног...