Патриотическое воспитание в начальной школе (статья)
статья по теме

Еронина Лариса Александровна

Представлена система внеклассой работы учителя по воспитанию патриотизма у учеников начальной школы. Дана тематика классных часов историко-краеведческого направления, краткое описание опыта работы над проектом Государственные символы России, гражданско-патриотическое направление "Моя Родина-Россия". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников

Автор :Еронина Л.А.

Учитель МБОУ СОШ№2

Сегодня, как и во все  судьбоносные времена российской истории, патриотизм является важнейшим  фактором мобилизации страны, необходимым для ее сохранения и возрождения. В период трудностей и испытаний идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности и брать судьбу страны в собственные руки.

Как никогда прежде, актуальным становится освоение духовного наследия России с целью выявления в обществе условий, которые способны возродить героические традиции, воплотить их в  современном образовании.

Глубинный смысл обращения к духовному опыту  Российского народа - возрождение патриотизма.

То такое патриотизм?

Большой энциклопедический словарь

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes - соотечественник, patris - родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Политический словарь

( гр. patrisродина, отечество) - любовь к родине, преданность своему отечеству.

Политический словарь

— любовь к отечеству, преданность ему, стремление действиям служить его интересам.

Социологический словарь

— любовь к Родине (большой и малой), одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств.

Социологический словарь

(от греч. patris - родина, отечество) - англ. patriotism; нем. Patriotismus. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины (Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - М.,2003.С.9)

   Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам  какого-нибудь  дела, глубоко привязанный к  чему-нибудь.                                                                                      

 Мы хотим жить в процветающей, богатой  стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан.                                                      

 Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Провожу следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это экскурсии в краеведческие музеи нашего города и области, по местам боевой славы. Это и встречи с ветеранами ВОВ, просмотр фильмов по истории и природоведению с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины. Работаю совместно с детьми,  родителями и учителями над проектами, содержащими элементы исследовательской деятельности патриотического содержания.                                                                                                         

 Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в  такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы заставляем  каждого ученика изучать историю страны и узнать, какой вклад принесла его семья в развитие города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной.  

Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь  к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать  окружающих их людей, товарищей, одноклассников,  не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя».

Этому способствует  утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально – литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.                                                                        

Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе и  ведется на протяжении всех четырех лет обучения в начальных классах по нескольким направлениям.

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы»:

  • Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе,районе.
  • Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Хочется описать более тщательно наиболее удачно реализующиеся в нашем классе направления работы:

Гражданско-патриотическое направление "Моя Родина - Россия".

Цель: выработка у детей понимания социально значимых гражданских смыслов жизни, национального самосознания человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного стать на защиту государственных интересов.

Задачи:

  • Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
  • Изучение национальной культуры, народного искусства.
  • Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.
  • Воспитание гордости за свою родину, народных героев.

Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения, формирование чувства общеевразийского этнокультурного пространства.

Тематическое содержание. 

  1.  Беседы "Я - россиянин".
  2. Изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа, через экскурсии в краеведческие музеи городов Михайловки (1-4класс), Серафимовича (2-3класс), Волгограда (4класс)
  3. Знакомство с памятниками культуры, отражающими духовное наследие России. Экскурсии в Серафимовический монастырь
  4. Знакомство с календарно- обрядовыми фольклорными праздниками.
  5. Изучение материальной культуры русского народа(народный костюм и прикладное творчество).
  6. Знакомство с символикой России.
  7.  Беседы "Ваши права и обязанности".
  8.  Классные часы на тему: "Войной опаленные строки".
  9.  Встреча с ветеранами ВОВ, воинами - интернационалистами в подростковом клубе «Одуванчик» - "Герои живут среди нас".
  10. Предметные недели, конкурсы рисунков на асфальте, чтецов стихов,  праздники посвященные 23 февраля и 8 марта, посвященные памятным датам.

Историко-краеведческое направление "Мы – Михайловцы, жители Волгоградской области".

Цель: воспитание у учащихся начальных классов любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  • Воспитание потребности в изучении истории Волгоградской области.
  • Расширение знаний о природе и достопримечательностях Волгоградской области,
  • Воспитание гордости за ее историческое и культурное наследие. (Особый акцент на тему: Мы наследники защитников Сталинградской битвы)
  • Изучение культурных традиций казачества и искусства региона.
  • Формирование экологического поведения.

Тематическое содержание. 

  1. История Волгоградской области и г.Волгограда, г.Михайловки
  2. Природа Волгоградской области .
  3. Где мне интересно? (достопримечательности)
  4. Мой край богатый (ознакомление с производственными отраслями региона)
  5. Волгоград - культурный (творческое наследие края и современное искусство)
  6. Посещение музеев, театров и другие экскурсии, конкурсы, предметные недели, праздники,
  7. Посвященные знаменательным датам Волгоградской области и др., встречи с интересными людьми.

Особое место в воспитательной  системе начального обучения отводится классному руководителю.

Функции  классного руководителя: 

  1. Изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся.
  2. Изучение традиций, обычаев, культуры   народов, религий, семьи, школы
  3. Разработка программы воспитательной работы .
  4. Ведение классных часов, игр, тренингов, тематических мероприятий, направленных на воспитание социально-активной личности с активной гражданской позицией.
  5. Руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся и их родителей.

 Описание опыта работы над проектом Государственные символы России.

Предистория.

Несколько лет назад проводя классный час на тему символов Российской Федерации, я с удивлением обнаружила, что более 50% учеников 3-го класса не знают флага России, затрудняются выбрать герб своей страны и не знают  слов гимна и как себя вести во время его звучания. А что уж говорить о флаге и гербе своего города. Это и определило дальнейшую внеклассную работу на целый год. Мы стали работать над проектом Символы России.

Проект Символы России.

Этапы работы:

1. Деление на группы по месту жительства и поиск материала:

       1) Гимн России (слова, музыка) разучивание.

       2) Герб России (история его создания).

      3) Флаг России (организация выставки поделок государственные Символы Российской Федерации).

2.Подготовка материала о современных военных флагах различных войск  России и представили в виде презентации ученикам школы.  

3.  По этому докладу в классе проведение конкурса – Конкурс рисунка на асфальте «Военные флаги».

4. Составление презентации и сообщение на классном часе информации о Гербе Российской Федерации и  истории создания.

В рамках проекта были проведены мероприятия:

  • Классные часы на темы: Флаг, Герб, Гимн Российской Федерации(знакомство с статьями конституции).
  • История герба Царицына-Сталинграда-Волгограда.
  • Символика городов Волгоградской области.
  • Библиотечный час: Михайловка -  мой дом родной (где школьный библиотекарь показала и рассказала о  флаге, гербе города Михайловки).
  • Проведены экскурсии в Михайловский краеведческий музей по теме: «История города Михайловки», краеведческий «Музей казачьего быта» города Серафимовича  Волгоградской области.

Итогом проекта стали следующие результаты: 99% уч-ся знают флаг РФ (показало проведенное тестирование), могут его изобразить и найти среди других, большинство учащихся класса умеют себя вести во время исполнения гимна и знают его слова, узнают гербы  РФ, Михайловки и Волгоградской области.

Заключение

И в конце хочется привести высказывания  патриарха Алексия II:

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

Если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то  с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе  можно и нужно начинать воспитывать патриотов своей страны.

Литература. 

  1. Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания. //Начальная школа плюс до и после.-2003. -№5.-с.1-5.
  2. Захарова О.В., Гринь О.В., Бодренкова М.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе. //Начальная школа плюс до и после.-2002.-№4.-с.30-34.
  3. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе. //Начальная школа. - 2007.-№7.-с.29-33.
  4. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. //Начальная школа.- 2007.-№7.-с.21-29.
  5. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. //Начальная школа.-2008.- №5.-с.3-18.
  6. Плотникова Е.Б. К вопросу о воспитании в начальной школе. //Начальная школа плюс до и после.-2002.-№12.-с.15-22.
  7. Тимошенко Л.Г. Воспитание национального самосознания через приобщение к народным традициям.//Начальная школа плюс до и после.-2008.-№6.-с.91-93.
  8. Шитякова Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников. //Начальная школа плюс до и после.-2007.-№11.-с.1-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Статья на тему "Патриотическое воспитание в начальной школе в условиях реализации ФГОС".

В статье раскрываются основные этапы работы в начальной школе по формированию патриоического воспитания в начальной школе"...

Статья "Гражданско - патриотическое воспитание в начальной школе"

В современном обществе особенно остро стоит проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но, как бы не менялось общество, мы не должны переставать ...

Статья:"Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе"

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания школьников, актуальность посвященная 75-летию победы советского народа в Великой отечественной войне. Ключевые слова: ценности, патриотизм, ...

Статья "Патриотическое воспитание в начальной школе".

Патриотическое воспитание младших школьников...

Статья "Инновации и традиции в системе патриотического воспитания в начальной школе"

Духовно - нравственное развитие и патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе является одной из сложнейших задач обучения и воспитания в условиях современного образовательного процесса. Фу...

Статья "Патриотическое воспитание в начальной школе"

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать....