Развитие познавательной активности младших школьников в процессе внеклассной работы.
классный час (1 класс) на тему

Потапенко Ирина Викторовна

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznovatelnoy_aktivnosti.docx6.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности младших школьников

в процессе внеклассной работы.

Учитель начальных классов.

 ГБОУ школа № 543.

Потапенко И. В.  

«:замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков»
.


В.А.Сухомлинский

   Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.

   Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

   Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

   Работа учителя с учащимися начальных классов имеет своеобразный характер.

Он всецело отвечает и за учебный процесс,  и за всю воспитательную работу с учащимися.

     Для детей, впервые переступивших порог школы, учитель становится главным наставником,  самым близким человеком,  который вводит их  в мир науки,  помогает разобраться  в сложных явлениях окружающей жизни,  учит жить и трудиться в новом для них коллективе,  является организатором внеклассной деятельности учащихся.

   Если деятельность учителя на уроке регламентируется едиными и обязательными учебными программами, то во внеклассной работе отношения между учителем и учащимися свободные.

     Именно во внеклассной работе, кроме деловых отношений,  в силу вступают и отношения личностные.

   Наиболее распространённой и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения.

   Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или

взрослые, передают свой опыт младшим.  

   Особенно важен этот опыт первоклассникам, когда воспитательная работа в 1 полугодии направлена прежде всего на сплочение коллектива, налаживание дружеских отношений  между детьми.

   В этом поиске проведения работы необходим творческий подход учителя начальных классов. Совместно с классным руководителем подготовить и провести классный

час могут старшие учащиеся.

 

   Например, игра – викторина «По сказкам» с использованием

информационных технологий, помогает вовлечь первоклассников в игру, сплотить их,

постараться создать микроколлектив.  

   К Дню матери ученики 5 класса подготовили презентацию «Мама – первое слово» и провели конкурс рисунков.

   Вызвать наибольший интерес у детей сможет созданный проект учениками старшего класса на тему «Будь здоров!», где ребята расскажут о видах спорта, которыми они занимаются,продемонстрируют спортивную форму и награды. Ответят на вопросы первоклассников.  На таком занятии происходит развитие информационных компетенций младшего школьника, что вызывает желание заниматься спортом, прививает навыки здорового образа жизни.

   Подготовка к тематическим праздникам и совместное проведение их активизирует не только познавательные интересы первоклассников, но и формирует коммуникативные качества учащихся, создают условия для развития каждого ребенка в избранной сфере внеклассной деятельности.

   Примером может быть игра по станциям «Посвящение в первоклассники», в заключении которой, ученики 5 класса поздравляют и дарят памятные медали первоклассникам. А ученики 1 класса готовят и рассказывают стихи о зиме на совместном празднике «Новый год спешит к нам на встречу», обмениваются подарками и дружеским настроением.

  Такое сотрудничество в процессе внеклассной работы развивает у младших школьников

мотивации к познанию и творчеству, содействует их адаптации к школьной жизни.

Литература

Е. Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение эффективности.- М. : Просвещение, 2011.