Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для учащихся 3-4 классов.
классный час (3 класс) на тему
Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова, проводилось для учащихся 3-4 классов. Дети ознакомились с биографией поэта и его творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект внеклассного мероприятия. | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
для учащихся 3-4 классов.
Цель: ознакомление учащихся с биографией и творчеством писателя;воспитание чувства гордости за великих людей России.
Задачи:
-образовательные:обучать выразительному чтению лирических произведений.
-развивающие:развивать творческую деятельность учащихся, интерес к литературе и чтению,
эстетический вкус.
-воспитательные: формировать дружеские отношения между учащимися; навыки публичного выступления.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды, выставка книг, портрет писателя, информационные буклеты.
Ход мероприятия.
Учитель: 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти. (Слайд 1)
Звучит музыка (Полонез Огинского). Раздаётся звук выстрела.
Чтец:“Смерть поэта” (отрывок).
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Учитель.27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен А.С. Пушкин. К моменту смерти А.С. Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки М.Ю. Лермонтова:“Погиб поэт, невольник чести…”Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов. (Слайд 2)
І ведущий. Детство Михаила Лермонтова прошло в Тарханах, имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука. (Слайд 3)
2 ведущий. Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.
3 ведущий. Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать… Да об отце ли он думает?! Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки. (Слайд 4)
4 ведущий. Миша много думал об отце, ни слова не говоря о нем с бабушкой. С какой радостью кидался он к отцу в его редкие приезды. Знал, что отец тяжко страдает от разлуки с ним, своим единственным сыном. И как ни скрывал он это свое страдание, сын чувствовал его по глазам, по голосу…
Учитель. Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. После тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.
Чтец.«Люблю тебя Москва».
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и - обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
І ведущий. Московский университетский пансион сохранял с прежних времен литературное направление. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи.
В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов. Им было написано более 60 стихотворений и несколько поэм. (Слайд 5)
Чтец.«Нет, я не Байрон, я другой»
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей как в океане
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!
2 ведущий. Однажды в руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он прочитал все стихи и сказал:
- У тебя талант… Это дар Божий… береги его.
Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он своему сыну в его мечтах о поэзии.
3 ведущий. Весной 1832 г. в судьбе Лермонтова наступил решительный перелом: при переходе на следующий курс университета он не сдал экзамен. Произошла история, обычная для творческих натур: студент много знал сверх программы, но не мог ответить на элементарные вопросы. Его не отчислили прямо, но, посоветовали уйти, как было записано в протоколе. По настоянию родни Лермонтов поступил в военную школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, находившееся в Петербурге. В школе гвардейских подпрапорщиков Лермонтов проведет два года и назовет их «страшными».Единственный отрадой будут стихи.
(Слайд 6)
Чтец."Парус"
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит;
Увы! - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
4 ведущий. В письме Лермонтов писал: «До сих пор я предназначал себя для литературного поприща, и вдруг становлюсь военным. Быть может, это кратчайший путь, и если он не приведет меня к моей первоначальной цели, то, возможно, приведет к конечной цели всего существующего. Умереть с пулей в груди стоит медленной агонии старца; поэтому, если начнется война, клянусь вам Богом, что везде буду впереди».
В 1834 г. Лермонтов окончил школу гвардейских подпрапорщиков и стал офицером привилегированного лейб-гвардии Гусарского полка.
Учитель. Тем временем неумолимо приближался январь 1937 года… на дуэли с Дантесом смертельно ранен Пушкин. . К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок...
Лермонтовская лира зазвучала, как набат, в день народной беды. Стихотворение, явившееся «криком возмущения и совести», принесло его автору горькую, непростую славу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о непозволительных стихах» сослан на Кавказ.
1 ведущий. В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск. На Кавказе шла война. В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость. (Слайд 7)
2 ведущий. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта.
3 ведущий. Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах. Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова-одаренного живописца.В изображении Кавказа Лермонтов показал край синих гор и мужественных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы.
Чтец. "Эллада"
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор.
Все небо юга да утесы гор.
Над детской головой моей венцом
Свивались облака твои седые;
Когда по ним, гремя, катался гром,
И пробудясь от сна, как часовые,
Пещеры откликалися кругом,
Я понимал их звуки роковые,
Я в край надзвездный пылкою душой
Летал на колеснице громовой!..
1 ведущий.Ссылка продлилась до октября 1837. С апреля 1838 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку в Петербурге, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским. Публикация стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта.
Чтец. "Бородино"(отрывок) (Слайд 8)
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Учитель.Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата, простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!».
2 ведущий.Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Оно заметно и в раннем творчестве, но особенную силу приобретает в последние четыре года жизни. В раннем творчестве проявляется прежде всего любовь к родной природе. Поэт с детства был окружен ее красотой, и его стихи наполнены красками, звуками, чарующей прелестью окружающего мира. Мысли о родине неизбежно рождают у него мысль о свободе.
Чтец."Прекрасны вы, поля земли родной..." (Слайд 9)
Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми ее народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы.
Чтец." Когда волнуется желтеющая нива"
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой.
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой...
Тогда смиряется души моей тревога.
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
3 ведущий.В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
4 ведущий.В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Вапреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд гениальных стихотворений.
Чтец. "Утёс"
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
1 ведущий.В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. (Слайд 10)
2 ведущий.В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.
Учитель. Поэт был похоронен в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом.
Через всю жизнь мы проносим в душе образ Лермонтова – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это. (Слайд 11)
Звучит романс "Белеет парус одинокий " (С. Лемешев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательcкая конференция,посвященная 100 летию со дня рождения С.В.Михалкова
Мероприятие посвящено юбилейной дате, 100 летию писателя- С.В.Михалкова с обучающимися 3 класса....
Классный час к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова для 2-4 классов.
Данный материал поможет учителю не только провести классный час, но также для проведения любого праздника, урока, посвящённого творчеству М.Ю.Лермонтова....
Литературная викторина «Любимые детские стихи», посвященная 110-летию со дня рождения А.Л.Барто, для учеников 1-4 классов
Вопросы викторины составлены по произведениям А.Барто. Можно использовать как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий...
Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина
Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...
Театрализованное представление «Путешествие по сказкам Андерсена» (К 210- летию со дня рождения Г.Х. Андерсена) Для учащихся 1-4 классов.
данный материал был использован в начальных классах для проведения внеклассного мероприятия к юбилею Г.Х.Андерсена....
Литературная викторина, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. (3-4 классы)
Литературную викторину по творчеству Н.А.Некрасова можно провести на литературном чтении, для закрепления или на внеурочной деятельности "Книжкино царство"....
Конспект урока " Литературная гостинная, посвященная 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого" 3 класс
Конспект урока " Литературная гостинная, посвященная 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого" 3 класс...