Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для учащихся 3-4 классов.
классный час (3 класс) на тему

Чилингарян Элла Александровна

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству М.Ю. Лермонтова, проводилось для учащихся 3-4 классов. Дети ознакомились с биографией поэта и его творчеством. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный  вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

для учащихся 3-4 классов.

Цель:   ознакомление учащихся с биографией и творчеством писателя;воспитание чувства гордости за великих людей России.

Задачи:

-образовательные:обучать выразительному чтению лирических произведений.

-развивающие:развивать творческую деятельность учащихся, интерес к литературе и чтению,

эстетический вкус.

-воспитательные: формировать дружеские отношения между учащимися; навыки публичного выступления.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические  слайды, выставка книг, портрет писателя, информационные буклеты.

Ход мероприятия.

Учитель:  15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти. (Слайд 1)

Звучит музыка (Полонез Огинского). Раздаётся звук выстрела.

Чтец:“Смерть поэта” (отрывок).

     Погиб поэт! — невольник чести —

     Пал, оклеветанный молвой,

     С свинцом в груди и жаждой мести,

     Поникнув гордой головой!..

     Не вынесла душа поэта

     Позора мелочных обид,

     Восстал он против мнений света

     Один, как прежде... и убит!

Учитель.27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен А.С. Пушкин. К моменту смерти А.С. Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки М.Ю. Лермонтова:“Погиб поэт, невольник чести…”Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов. (Слайд 2)

І ведущий. Детство Михаила Лермонтова прошло в Тарханах, имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Для бабушки ее ненаглядный внучек Мишенька был самым дорогим человеком на свете.  Елизавета Алексеевна пережила большую трагедию, похоронив еще совсем молодую единственную дочь, мать Миши. С тех пор она живет ради внука. (Слайд 3)

2 ведущий. Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.

3 ведущий. Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать… Да об отце ли он думает?! Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки. (Слайд 4)

4 ведущий. Миша много думал об отце, ни слова не говоря о нем с бабушкой. С какой радостью кидался он к отцу в его редкие приезды.  Знал, что отец тяжко страдает от разлуки с ним, своим единственным сыном. И как ни скрывал он это свое страдание, сын чувствовал его по глазам, по голосу…

Учитель. Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. После тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.

Чтец.«Люблю тебя Москва».

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

 Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

 Люблю священный блеск твоих седин

 И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

 Напрасно думал чуждый властелин

 С тобой, столетним русским великаном,

 Померяться главою и - обманом

 Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

 Тебя пришлец: ты вздрогнул - он упал!

 Вселенная замолкла... Величавый,

 Один ты жив, наследник нашей славы.

І ведущий. Московский университетский пансион сохранял с прежних времен литературное направление. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи.

  В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов. Им было написано более 60 стихотворений и несколько поэм.  (Слайд 5)

Чтец.«Нет, я не Байрон, я другой»

Нет, я не Байрон, я другой,

 Еще неведомый избранник,

 Как он гонимый миром странник,

 Но только с русскою душой.

 Я раньше начал, кончу ране,

 Мой ум немного совершит;

 В душе моей как в океане

 Надежд разбитых груз лежит.

 Кто может, океан угрюмый,

 Твои изведать тайны? кто

 Толпе мои расскажет думы?

 Я - или бог - или никто!

2 ведущий. Однажды в руках Юрия Петровича оказалась Мишина тетрадь со стихами. Он прочитал все стихи и сказал:

- У тебя талант… Это дар Божий… береги его.

Это и было главное. Отец и не подозревал, какую волшебную опору дал он своему сыну в его мечтах о поэзии.

3 ведущий.  Весной 1832 г. в судьбе Лермонтова наступил решительный перелом: при переходе на следующий курс университета он не сдал экзамен. Произошла история, обычная для творческих натур: студент много знал сверх программы, но не мог ответить на элементарные вопросы. Его не отчислили прямо, но, посоветовали уйти, как было записано в протоколе. По настоянию родни Лермонтов поступил в военную школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, находившееся в Петербурге. В школе гвардейских подпрапорщиков Лермонтов проведет два года и назовет их «страшными».Единственный отрадой  будут стихи.

(Слайд 6)

Чтец."Парус"

Белеет парус одинокой

 В тумане моря голубом.

 Что ищет он в стране далекой?

 Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

 И мачта гнется и скрипит;

 Увы! - он счастия не ищет

 И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

 Над ним луч солнца золотой:

 А он, мятежный, просит бури,

 Как будто в бурях есть покой!

4 ведущий. В письме Лермонтов писал: «До сих пор я предназначал себя для литературного поприща, и вдруг становлюсь военным. Быть может, это кратчайший путь, и если он не приведет меня к моей первоначальной цели, то, возможно, приведет к конечной цели всего существующего. Умереть с пулей в груди стоит медленной агонии старца; поэтому, если начнется война, клянусь вам Богом, что везде буду впереди».

В 1834 г. Лермонтов  окончил  школу гвардейских подпрапорщиков и стал офицером привилегированного лейб-гвардии Гусарского полка.

Учитель. Тем временем неумолимо приближался январь 1937 года… на дуэли с Дантесом смертельно ранен Пушкин. . К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок...

Лермонтовская лира зазвучала, как набат, в день народной беды. Стихотворение,  явившееся «криком возмущения и совести», принесло его автору горькую, непростую славу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о непозволительных стихах» сослан на Кавказ.

1 ведущий.  В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск. На Кавказе шла война.  В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость. (Слайд 7)

2 ведущий. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта.

3 ведущий. Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах. Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова-одаренного живописца.В  изображении  Кавказа Лермонтов показал край синих гор и мужественных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы.

Чтец. "Эллада"

 Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

 Они меня в младенчестве носили

 И к небесам пустыни приучили.

 И долго мне мечталось с этих пор.

 Все небо юга да утесы гор.

 Над детской головой моей венцом

 Свивались облака твои седые;

 Когда по ним, гремя, катался гром,

 И пробудясь от сна, как часовые,

 Пещеры откликалися кругом,

 Я понимал их звуки роковые,

 Я в край надзвездный пылкою душой

 Летал на колеснице громовой!..

1 ведущий.Ссылка продлилась до октября 1837.  С апреля 1838 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку в Петербурге, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским. Публикация  стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта.

Чтец. "Бородино"(отрывок) (Слайд 8)

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

 Москва, спаленная пожаром,

       Французу отдана?

 Ведь были ж схватки боевые,

 Да, говорят, еще какие!

 Недаром помнит вся Россия

       Про день Бородина!

 - Да, были люди в наше время,

 Не то, что нынешнее племя:

       Богатыри - не вы!

 Плохая им досталась доля:

 Немногие вернулись с поля...

 Не будь на то господня воля,

       Не отдали б Москвы!

Учитель.Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата, простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!».

2 ведущий.Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Оно заметно и в раннем творчестве, но особенную силу приобретает в последние четыре года жизни. В раннем творчестве проявляется прежде всего любовь к родной природе. Поэт с детства был окружен ее красотой, и его стихи наполнены красками, звуками, чарующей прелестью окружающего мира. Мысли о родине неизбежно рождают у него мысль о свободе.

Чтец."Прекрасны вы, поля земли родной..." (Слайд 9)

Прекрасны вы, поля земли родной,

 Еще прекрасней ваши непогоды;

 Зима сходна в ней с первою зимой,

 Как с первыми людьми ее народы!..

Туман здесь одевает неба своды!

 И степь раскинулась лиловой пеленой,

 И так она свежа, и так родня с душой,

 Как будто создана лишь для свободы.

Чтец." Когда волнуется желтеющая нива"

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой.

 Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой...

Тогда смиряется души моей тревога.

Тогда расходятся морщины на челе,—

 И счастье я могу постигнуть на земле,

 И в небесах я вижу Бога...

3 ведущий.В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

4 ведущий.В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Вапреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд гениальных стихотворений.

Чтец. "Утёс"

Ночевала тучка золотая

 На груди утеса-великана;

 Утром в путь она умчалась рано,

 По лазури весело играя;

 Но остался влажный след в морщине

 Старого утеса. Одиноко

 Он стоит, задумался глубоко,

 И тихонько плачет он в пустыне.

1 ведущий.В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. (Слайд 10)

2 ведущий.В ту секунду, как упал Лермонтов, сраженный наповал, черная туча, медленно поднимавшаяся над горизонтом, разразилась страшной грозой, пошел проливной дождь. Сама природа оплакивала великого поэта.

Учитель. Поэт был похоронен в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом.

Через всю жизнь мы проносим в душе образ Лермонтова – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это. (Слайд 11)

Звучит романс "Белеет парус одинокий " (С. Лемешев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательcкая конференция,посвященная 100 летию со дня рождения С.В.Михалкова

Мероприятие посвящено юбилейной дате, 100 летию писателя- С.В.Михалкова с обучающимися 3 класса....

Классный час к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова для 2-4 классов.

Данный материал поможет учителю не только провести классный час, но также для проведения любого праздника, урока, посвящённого творчеству М.Ю.Лермонтова....

Литературная викторина «Любимые детские стихи», посвященная 110-летию со дня рождения А.Л.Барто, для учеников 1-4 классов

Вопросы викторины составлены по произведениям А.Барто. Можно использовать как на уроках, так и  при проведении внеклассных мероприятий...

Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...

Театрализованное представление «Путешествие по сказкам Андерсена» (К 210- летию со дня рождения Г.Х. Андерсена) Для учащихся 1-4 классов.

данный материал был использован в начальных классах для проведения внеклассного мероприятия к юбилею Г.Х.Андерсена....

Литературная викторина, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. (3-4 классы)

Литературную викторину по творчеству Н.А.Некрасова можно провести на литературном чтении, для закрепления или на внеурочной деятельности "Книжкино царство"....

Конспект урока " Литературная гостинная, посвященная 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого" 3 класс

Конспект урока " Литературная гостинная, посвященная 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого" 3 класс...