Метод проектов на уроках в начальной школе
проект на тему

Гильманшина Гелуза Галимовна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках в начальной школе

Гильманшина Гелуза Галимовна

Современная школа чутко реагирует на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни нашей республики. И учителя давно уже не могут быть только трансляторами знаний предыдущих поколений, они должны научить детей самостоятельно учиться.

 Это требование диктуется объективной реальностью: какие бы знания, и в каком бы объеме ни получали учащиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо сформировать и развить у школьников умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, применять их в своей повседневной жизни.

Лучше всего, по моему мнению, с поставленной задачей справляется метод проектов. Этот метод не является открытием нашего времени: он возник еще в начале XX столетия в США [1].

Метод проектов никак не противоречит нашим способом обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду, проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

  Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, экспозиций, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)  [2]

 Работу по проектному методу я организую по следующему плану:

  1. выбор темы;
  2. постановка цели и задач;
  3. изучение вопроса, объекта исследования;
  4. сбор материала;
  5. обработка материала, получение результата, анализ;
  6. отчёт о проделанной работе (презентация).

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

Уже в 1-2 классе  учащиеся с большим интересом работают над проектами «Веселый алфавит», «Хлеб всему голова», «История моей фамилии», «Древо профессий моей семьи», «Древо профессий моего класса».

Проект «Веселый алфавит» приурочили к празднику «Прощание с Азбукой». После изучения всех букв каждый учащийся выбрал те, которые будет презентовать. Дети проявили фантазию, буквы делали из разного материала (делали аппликации, рисовали, сшили с родителями мягкие буквы-подушки, слепили из пластилина и т.д.). Подбирали стихи, загадки, частушки к буквам; узнали, как они назывались в старом алфавите. Продукт проекта - буквы сохранили для будущих первоклассников.

Проект «Хлеб всему голова» мы провели, после того как обратили внимание на небрежное отношение к хлебу в школьной столовой.

Проблемным был вопрос: « Почему говорят, что хлеб всему голова?» Дети высказывали свое мнение.

Разделились на группы:

  • 1 группа  «Корреспонденты». Дети брали интервью у своих родителей-механизаторов.
  • 2 группа «Исследователи». Собирали пословицы, стихи, сказки и т.д. о хлебе.
  • 3 группа «Художники». Выполнили рисунок-схему «Как  хлеб на стол пришел.

На праздник пригласили родителей.  Дети испытали гордость за представленные результаты своего труда. Им была дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями. Обсудили, чему научились во время подготовки к проекту. Важным было то, что во время работы над этим проектом дети стали по другому относиться к хлебу, к труду хлеборобов.

Во 2-м классе реализованы проекты на темы «Моя родословная». Казахский народ всегда очень трепетно относились к своим корням, о чем говорит и традиция о знании своих предков до 7 колена, поэтому это задание было воспринято на ура. Школьники говорили со своими родителями, бабушками и дедушками. Одна моя ученица после разговора с бабушкой смогла предоставить свою родословную на 96 человек. Каждый проект был оформлен в виде родословного дерева рисунка или схемы и защищен перед классом.

Большим успехом также пользовался проект «История моей фамилии», на котором учащиеся исследовали истоки происхождения своей фамилии. Результатом проекта стало оформление книжек-малышек по данной теме.

На проектах «Древо профессий моей семьи» и «Древо профессий моего класса» учащиеся работали со своими родителями, родней чтобы узнать название профессий семьи и суть их работы. Результатом труда стали книжки-малышки «Древо профессий моей семьи»/«Наша трудовая династия» и схема «Древо профессий моего класса», куда включились профессии, которыми занимаются родители школьников.

На межпредметных проектах часто совмещаю литературное чтение и трудовое обучение, используя технику оригами. Обсуждая литературное произведение, предлагаю обсудить, что мы можем сделать в известной нам технике оригами и какую композицию мы можем составить, какие детали композиции можно собрать еще, видоизменив уже известные нам и ранее выполненные поделки. В результате такой деятельности дети создают интересные, красочные работы, подбирают добрые сюжеты для своих персонажей, используют яркие краски.

Каждый день я вижу результаты метода проектов. У моих детей отмечаю рост школьной мотивации. Веду отслеживание успехов учащихся и отмечаю рост качества знаний у отдельных учащихся. Дети 3-4-х классов умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.  Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.    

Литература:

  1. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. – № 1. – С.17–27.
  2. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...

«Метод проектов на уроках в начальной школе»

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.Проект– это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс дей...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Основные требования к проекту.Классификация проектов по продолжительности....

Метод проектов на уроках в начальной школе.

Материал представлен для выступления на МО учителей начальных классов. В данной работе представлены основные требования к проектам, виды проектов, презентация проектов, а также отмечены особенности ос...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Презентация "Использование метода проектов на уроках в начальной школе"

1. http://lmb.sosh.ru/art.asp?id=61 2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.3. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/1448-2012-07-25-15-...

«Метод проектов на уроках в начальной школе»

учебно -методический материал, включающий опыт работы по данной теме...