Главные вкладки

    Устный журнал: «ДЕТИ ВОЙНЫ»
    учебно-методический материал на тему

    Ярцева Людмила Николаевна

    Разработка "Устный журнал: «ДЕТИ ВОЙНЫ»"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deti_voyny.docx33.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ярцева Л.Н., воспитатель

    Устный журнал: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

    СТРАНИЦА 1

    «НА ВЕКИ ВОСЕМНАДЦАТИЛЕТНИЕ»

    Вед: Когда говорят о героическом прошлом России, то в первую очередь вспоминают о Победе нашей страны в самой кровопролитном войне во всей человеческой истории - в Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.

    Не мы ее начинали, она была нам навязана и принесла нашему народу много горя. Война разорила тысячи городов и сел, лишила миллионы детей их родителей.

    Но советские люди победили, потому что до конца были преданы своей Родине, потому что проявили настоящее мужество, героизм и отвагу.

    Вместе с взрослыми свой вклад в Победу над фашистами внесли и дети, у которых война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Есть поговорка: « На войне детей не бывает». Те дети,

    Которые пережили войну, расстались с детством НАВЕЧНО!

    Они встретили войну в разном возрасте .Кто-то был совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Война застала их дома, в гостях, в пионерском лагере. Они рано и быстро повзрослели. Не детская эта тяжесть - война, а они хлебнули ее в полной мере.

    Давайте же вместе перелистаем страницы нашей «Книги памяти» и вспомним тех, кто отдал свою жизнь за счастье всего народа.

    /Звучит музыка, ведущий зажигает свечу и открывает «Книгу памяти»/

    Вед: Год 1941. ЛЕТО. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня. Четыре часа утра.

    Девочка: / с куклой./Шло лето, поспела клубника,

    И день обещал тишину. И было нелепо и дико, Что вдруг объявили войну.

    /Музыка «Священная война» /

    Ребенок:        Уходили мальчики - на плечах шинели,

    Уходили мальчики - храбро песни пели, Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики НАШЕГО народа.

    Песня «До свиданья, мальчики» 1 куплет.

    /Выходят 2 мальчика-солдата и встают у центральной стены/

    Страница 2

    «БЛОКАДА. ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ»

    В соответствии с немецким планом «Барбаросса», предполагалось захватить город Ленинград и уничтожить Балтийский флот. В одном из документов немецкого генерального штаба говорилось: «Сначала мы блокируем Ленинград, затем разрушим город авиацией и артиллерией. Когда разруха и голод сделают свое дело, мы проникнем в город и вывезем все, что есть ценного и важного в глубь России. После этого сравняем Ленинград с землей.»

    Город лишился электричества, тепла, водоснабжения. Фашистам удалось разгромить продовольственные склады. ГОЛОД становился все страшнее.

    Вед: 8 сентября 1941 года фашисты окружили город блокадным кольцом. Не удалось немецким войскам взять город сразу и тогда Гитлер решил покорить его голодом, взять Ленинград голыми руками, а оставшихся жителей превратить в рабов. Запасы продовольствия в городе быстро таяли. Жители Ленинграда сначала получали по 300 граммов хлеба вдень, затем по 250,200 и, наконец, по 125 граммов в сутки.

    Из дрожжей готовили суп, и одна тарелка была единственным блюдом на целый день.

    Из шкур животных варили студень. В Ленинграде съели всех собак, кошек, ели даже КРЫС. Для выпечки хлеба использовали опилки, рисовую пыль, жмых. Весной и летом варили суп из травы и коры деревьев. Люди падали от голода прямо на улицах. Покойники были страшными: кости, обтянутые кожей, открытые рты и глаза.

    Самыми первыми умирали маленькие детишки, затем подростки, потом взрослые. Школьники умирали в школе, во время уроков.

    Стихотворение «Блокада»

    Блокада.... Как это слово далеко от наших мирных, светлых дней.

    Произношу его и вижу снова голодных, умирающих детей.

    Как опустели целые кварталы,

    И как трамваи мерзли на пути.

    И матерей, которые не в силах,

    Своих детей на кладбище нести.

    Я не напрасно беспокоюсь,

    Что вдруг забудется война:

    Ведь эта память - наша совесть,

    Она, как воздух, НАМ нужна.

    СЦЕНКА «В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ»

    Действующие лица: Бабушка, внучка.

    Внучка: Меня зовут Настя. Папа воюет на фронте, а мама с сестренкой погибли от голода. Остались я и бабушка. У нас кончились дрова, и очень холодно. И я хожу по дворам и собираю дровишки и разные щепочки. Бабушка мне не разрешает, потому что в этих дворах бегают огромные крысы .Они нападают на людей и , особенно, на детей. /Собирает дрова./

    Сил нет, но надо идти. Бабушка ждет.

    Бабушка: /садится на стул в платке/

    Настенька, я получила блокадный паек , 125 граммов, на весь день. Давай его съедим. Внучка: Давай. Бабушка

    Бабушка: Ведь, если немцы нас разбомбят, мы голодные так и умрем.!

    /Бабушка гладит внучку по голове/

    Внучка берет кусочек хлеба у бабушки, прижимает его к сердцу, делает шаг к зрителям и протягивает его на вытянутых руках.

    Бабушка: Я помню хлеб, он черен был и липок,

    Ржаной муки был грубоват помол

    Он вяз в зубах, приклеивался к деснам,

    Его мы отдирали языком.

    Блокада Ленинграда длилась почти 2.5 года. Погибли сотни тысяч людей...

    Страница 3

    «ХАТЫНЬ»

    В 50 км от города Минска, столицы Белоруссии, в красивейшем, тихом месте, стояла небольшая деревенька-Хатынь. Днем , 22 марта, 1943 года ее окружил карательный батальон особого назначения войск. С С.Они знали только одно - сеять смерть.

    Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним в их жизни. Мучительной смертью погибли 75 детей. Только троим удалось уцелеть. Вот что вспоминает один из оставшиеся в живых: « Всякий раз, когда я вспоминаю о Хатыни. Сердце кровью обливается. Среди белого дня нагрянули фашисты. Жителей согнали в сарай. В нем становилось все теснее и теснее. Дети плакали и кричали, матери старались успокоить их, но предчувствуя что- то страшное, сами не могли сдержать слез.

    Люди сначала не догадывались о своей участи и надеялись на лучшее. Ведь надежда умирает последней. Они не видели, что сарай обложили соломой, облили бензином и подожгли. Страшная

    догадка обожгла сознание жителей деревни - их собираются сжечь ЗАЖИВО! Многие пытались вырваться, но эсэсовцы хладнокровно, без промаха. Расстреливали их из автоматов.

    И этот звон болит во мне

    Перед симфонией печали.

    Молчу и плачу в этот миг,

    Как дети в пламени кричали.

    И до сих пор не смолк их крик,

    Над белой тишиной Хатыни,

    Колокола, как голоса, ТЕХ,

    Что ушли в огне и дыме - НА НЕБЕСА!

    Вед: Немецко - фашистские оккупанты уничтожили в Белоруссии еще 186 деревень вместе с их жителями. 2 млн. 230 тыс. граждан Белоруссии были расстреляны. Замучены и повешены. Около 380 тыс. были вывезены на каторжные работы в Германию. В годы. ВОВ погиб каждый четвертый житель Белоруссии.

    СТИХОТВОРЕНИЕ.

    Я недавно смотрел старый фильм о войне,

    И не знаю, кого мне спросить?

     Почему нашим людям в нашей стране

    столько горя пришлось пережить?

     Дети детство узнали в военной беде,

    Эту память вовек не УБИТЬ! ПОМНИТЕ!

    ЧеРЕз века, через года, ПОМНИТЕ!

    О тех, кто уже не придет никогда

    ПОМНИТЕ! ЛЮДИ!

    Покуда сердца стучатся - ПОМНИТЕ!

    Какой ценой завоевано счастье ПОМНИТЕ!

    СТРАНИЦА 4

    «Сын полка»

    В числе героев, которые были удостоены высшими наградами нашей Родины, были мальчишки и девчонки, бывшие школьники. Они воевали, совершали подвиги, погибали и прошагали вместе с нашими войсками до Берлина. До самой Победы.

    СЫНЫ ПОЛКА,,, Их приводили голодных и замерзших в штабные землянки. Солдаты кормили их горячей похлебкой и убеждали отправиться домой. Но многим из них некуда было идти- война отняла у них родителей, дом, семью.

    Вот что рассказывает один из этих мальчишек:

    « Отец погиб на фронте. Маму расстреляли фашисты.Бабушка и маленькая сестричка умерли с голоду. Деревню заняли немцы и потом сожгли ее. Я остался СИРОТОЙ.

    Стал искать своих, чтобы отомстить за смерть родных. Меня подобрали наши солдаты и зачислили в разведку. Все называли меня «Сын полка».

    Вед: Даже девочки прибавляли себе года и уходили на фронт.

    Я ушла из детства, в грязную теплушку,

    В эшелон пехоты, в санитарный взвод

    Дальние разрывы слушал и не слушал

    Ко всему привычный 41 год.

    Вед. Предлагает посмотреть фрагмент фильма «Сыны полка».

    Вед: Не все эти дети дожили до Победы, до мая 1945 года. Некоторые погибли, а некоторые попали в плен, испытали все пытки и ужасы фашистских концлагерей.

    СТРАНИЦА 5

    ЛАГЕРЯ СМЕРТИ

    Вед: Лагеря смерти. Это были не просто лагеря- это был конечный пункт жизни . Конец всему.

    Ребенок: Каждому нормальному человеку ясно-дети- это дети. Они не воюют, они беззащитны и никакой опасности не представляют.Однако фашисты их зверски уничтожали Гитлер знал, что дети - это будущее страны, поэтому говорил:»Я намерен истребить всех детей этой страны» Лагеря смерти. Их было 1.100 по всей Европе. В лагерях, созданных гитлеровцами, совершались различные истязания над людьми, особенно над детьми.

    1

    Например, комендант Янковского лагеря, чтобы доставить удовольствие своей дочери, заставлял подбрасывать в воздух 2х и4х месячных детей и расстреливал их из автомата. Его дочь хлопала в ладоши и кричала» Еще, еще» .

    2

    В Майданике над детьми проводились медицинские опыты, выкачивали из них всю кровь, а потом сжигали заживо в печах.

    3

    В Бухенвальде из человеческих тел делали МЫЛО. Оно было особенно нежным и ароматным, с        

    4

    А однажды сотрудник гестапо поспорил, что он одним ударом разрубит мальчика пополам топором. Он поймал 10- летнего малыша, поставил еге на колени, примерился и одним ударом разрубил его пополам.

    5

    Известны случаи, когда зимой замораживали детей в бочках с водой, плоскозубцами вырывали ногти, протыкали тело железными прутьями и оставляли умирать.

    Фашисты называли это- операция «Малютка»

    Стихотворение.

    Он ходит, сторожа мою тюрьму,

    Две буквы»Э» блестят на рукавах,

    Мне в сердце словно забивает гвоздь,

    Его тяжелый, равномерный шаг.

    Предсмертный вздох людской- его еда,

    Захочет пить- он кровь и слезы пьет,

    Сердца несчастных узников клюет,

    Стервятник- только тем живет.

    Вед: Это стихотворение написал 12- летний мальчик.Имя его не известно- он погиб. Только на стене барака обнаружили этот стих, нацарапанный чем- то острым.

    Девочка: Почти три года я была узницей лагеря смерти- Дахау. Я испытала и страх и ужас .В плену пршло мое детство. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на на уничтожение в газовую печь. Но я выжила чудом.

    Стихотворение.

    Бараков цепи. И песок ползучий. Колючкой огорожены кругом. Как будто мы жуки в навозной куче здесь копошимся

    Здесь мы и живем.

    Чужое солнце всходит над холмами

    Но почему нахмурилось оно?

    Не греет, не ласкает нас лучами

    Безжизненное, бледное пятно.

    Вед: Миллионы и миллионы людей разных национальностей погибли. Но невозможно простому человеку представить даже малой частицы огромного горя, что видели дети в лагерях смерти.

    Страница 6

    ЮННЫЕ МСТИТЕЛИ

    Вед: В числе героев войны были и юные партизаны и подпольщики. Ребенок: Вспомним всех поименно, С горем вспомним своим. Это нужно не мертвым, Это нужно живым!

    Немецкий солдат записал в своем дневнике:» Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают»

    Перекличка / с портретами героев/

    1. Валя Котик

    Вед: Валя Котик, 14 лет, юный партизан, погиб 17 февраля 1941 года при охране складов с боеприпасами

    1. Галя Комлева

    Галя Комлева, 13 лет, связная партизанского отряда, после страшных пыток расстреляна фашистами

    Л- Шура Кобер

    Шура Кобер казнен 5 декабря 1942 года в г. Николаеве

    1. Лора Михеенко

    Лара Михеенко, 14 лет, связная партизанского отряда, расстреляна фашистами в деревне Игнатово.

    1. Зина Портнова

    Зина Портнова погибла осенью 1943 года в г. Полоцке

    Перед войной, летом, Зина уехала на каникулы из г. Ленинграда в деревню к бабушке. А вернуться не успела- деревню заняли фашисты .Зина видела каждый день как они грабили мирных жителей, обрекая их на голодную смерть, видела, что сотни и тысячи

    людей угоняли в германию в рабство, видела, как расстреливают ни в чем не повинных людей. И в ее сердце возникло стремление мстить врагам за все несчастья, горе и страдание.

    Такие же молодые люди ,как и она, создали тайную подпольную организацию и назвали ее «Юные мстители». Зина была очень активной участницей, и ей доверяли самую опасную работу.

    СЦЕНКА

    Вед: Стоял декабрь 1943 года. По заданию партизан, Зина , переодевшись в лохмотья, ходила по деревням и разведывала. Где и как расставлены часовые, где находится охрана объектов, какие немецкие машины движутся по дорогам, какие поезда и с каким грузом приходят на станцию .Очень часто Зине приходилось разбрасывать листовки, чтобы люди читали их и не сломились перед врагом.

    В деревне Мостище ее выдал предатель. Он долго наблюдал за Зиной и сообщил немецкому офицеру. Фашисты схватили юную партизанку. Они жестоко пытали ее .Через несколько суток мучений ее привели на допрос.

    /Допрос Зины /

    Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть. Во время одного из допросов, храбрая девочка схватила пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Зина пыталась бежать, но немцы все- таки схватили ее. Отважная подпольщица была расстреляна.

    Родина посмертно наградила ее и присвоила звание- ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Во время 2 мировой войны погибло на Земле 13 млн. детей

    Каждый день погибало 14.104 детей.

    Каждый час погибало 588 детей.

    Каждую минуту - 10 детей.

    Каждые 6 секунд - 1 жизнь.

    Сегодня мы с вами узнали много нового о войне, беседовали, читали стихи, смотрели фильмы .

    Но и в дальнейшем, еще много будем узнавать о подвигах людей,

    гордиться ими, ценить и помнить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час. «По страницам Великой Отечественной войны». (Устный журнал)

    Цели : воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости  за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны ....

    Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"

    3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...

    Дети и война: устный журнал

    Внеклассное мероприятие о пионерах - героях....

    Устный Журнал "Давным-давно была война"

    Давным-давно была война...(устный журнал)Цели и задачи: 1) Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, познакомить их с  воспоминаниями детей-очевидцев страшных  событи...

    Сценарий устного журнала "Их детство прервала война…"

    Методическая разработка устного журнала о пионерах - героях...

    Устный журнал "Дети и война"

    Устный журнал  рассказывает детям о таком страшном явлении в жизни любого общества, которое приносит боль, разрушение, страдания и гибель людей. При проведении мероприятия дети выполняют творческ...