Главные вкладки

    Великая Отечественная война в истории моей семьи и истории моего посёлка
    классный час на тему

    классный час, посвящённый 70-летию победы в Великой Отечественной войне

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    Грибановская  СОШ № 2

     Великая Отечественная война в истории моей семьи и истории моего посёлка


    (классный час, посвящённый 70-летию победы

    в Великой Отечественной войне)

    подготовила

    учитель начальных классов

    Золотухина

    Татьяна Николаевна

    Грибановский - 2015

    Цель: 

    воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, любви к своей малой родине, к прошлому наших родных и близких.


    Задачи:

    1. Познакомить младших школьников с жизнью Грибановского района в годы Великой Отечественной войны, с памятниками, установленными на территории района.
    2. Формировать историческую память у школьников на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в войне родных и близких.
    3. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и  близких, отстоявших независимость нашей Родины.
    4.  Развивать творческие способности детей, умение вести поисковую работу, связанную с историей своего посёлка, историей родных и близких, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.

    Подготовительная работа:

    - сбор информации о родственниках, которые во время войны были детьми или воевали на фронте;

    - сбор информации о памятниках, установленных на территории района бывшим защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны;

    -разучивание стихов и песен;
    - конкурс
    рисунков на тему: «Нам нужен мир».

    Оборудование: 

    - проектор, компьютер, мультимедийная презентация;

    - записи сообщений на радио, метронома;

    -фонограммы песен: «Священная война»; «День победы», «Солнечный круг»,

    - плакаты «1941 – 1945», «Никто не забыт, ничто не забыто»;

    -  выставка рисунков на тему: «Нам нужен мир»;

    -  выставка детских книг о войне.

    Форма проведения: час общения

    Боль войны - неподъёмная кладь.
    И большая людская беда!
    Эту память у нас не отнять:
    Никому! Ни за что! Никогда!

    1.Организационный момент.

    2. Определение темы классного часа. Целеполагание.

    Учитель: - Ребята, посмотрите на тему нашего классного часа.

    (На доске  тема и эпиграф  классного часа) (слайд 1)

    - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

    (предположения детей)

    - Давайте все вместе прочитаем тему классного часа:

    «Великая Отечественная война

     в истории моей семьи и истории моего посёлка».

    Учитель: - Попробуем определить цели нашего классного часа,  используя опорные слова:

    Узнаем ………

    Познакомимся …….

    Научимся ……..

    Поразмышляем…….

    Вспомним……

    3.Актуализация знаний.

    Ученик (читает стихотворение):

    Страна росла,

    Трудилась неустанно,

    Сил набиралась мирная страна.

    И вдруг –

    Тревожный голос Левитана:

    - Внимание, товарищи, война!

    Война!…Война!

    В ушах гремели взрывы.

    Полнеба дым пожарищ закрывал.

    И в полный рост, строги и молчаливы

    Все встали на борьбу и стар, и мал.

    На землю нашу грозно враг ломился

    Под орудийный грозовой раскат…

    И пионер солдатом становился

    И воевал бесстрашно, как солдат.

    Звучит фонограмма записи сообщения о начале войны  (слайд 2)

            Учитель: Назовите время начала и окончания Великой Отечественной войны? Какую юбилейную дату мы отмечаем в этом году?

    (ответы детей)

            Учитель: - Да, ребята, ровно 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Почему войну 1941-1945 гг. называют Отечественной?

    (На защиту страны, отчего дома поднялся весь народ. В борьбе против захватчиков участвовали не только регулярная армия, флот, партизанские отряды, но и всё трудоспособное население, даже старики и дети. Огромная тяжесть легла на плечи женщин.) (слайд 3)

            Учитель: Да, 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением  фашистской Германии. Великая Отечественная война ворвалась в жизнь мирного народа. Она стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Люди не жалели жизней и шли в смертельный бой. (фонограмма песни «Священная война)

    -Что так преданно они защищали?

     (Ответы детей: дом, семью, детей, город,  Родину)

    Учитель: Что значит для вас Родина?

    (ответы детей)

    Учитель: Говорят, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать. А разве можно не любить маму? Разве можно бросить ее в беде?  Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, растят хлеб, учат детей. Здесь безграничны поля и необъятны равнины. Все это, наверное, и создало русский характер. В нем широта души и долготерпение. Здесь всегда жили люди, которые мыслями, чувствами, делами всей своей жизни утверждали Добро, Красоту, Правду. Поэтому и встали все как  один на защиту своей земли.  В сердце каждого закипала ненависть к врагу.

    Ученик:

    Что мы Родиной зовём?
            Дом, где мы с тобой живём,
            И берёзки, вдоль которых
            Рядом с мамой мы идём.
            Что мы Родиной зовём?
            Поле с тонким колоском,
            Наши праздники и песни,
            Тёплый вечер за окном.
            Что мы Родиной зовём?
            Всё, что в сердце бережём,
            И под небом синим-синим
            Флаг России над Кремлём.

    Учитель:  На территории Грибановского района военных действий не было. Наш район был в тылу. Наиболее близко линия фронта проходила в 1942-1943 годах. Она находилась в 200-х километрах. На территории нашего областного центра, города Воронежа,  шли бои. (слайд 4)

     Но жители нашего района также встали на защиту Родины. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 22812 уроженцев Грибановской земли сражалось на фронтах, защищая Отечество. 20 грибановцев стали Героями Советского Союза, 5 – полными кавалерами орденов Славы.

    В память о них, 5 лет назад, к 65-летию победы, в центре посёлка был  открыт мемориал, где высечены имена грибановцев, сражавшихся с врагом.

    (слайды 5-6)

    Ученик:

    Нет в России семьи такой,-

    Где б не памятен был свой герой.

    И глаза молодых солдат

    С фотографий увядших глядят.

    Этот взгляд словно высший суд,

    Для ребят, что сейчас растут.

    Учитель: Послушаем рассказы учеников нашего класса о своих родственниках, которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищая нашу Родину.

    Васин Андрей:

    Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой. У нас тоже сохранились эти письма - “треугольники”, которые присылал мой прапрадедушка Красиков Иван Семёнович. (слайды 7-8)

    Прапрадедушка погиб при защите деревни Опухлики, Калининской области. Похоронен в братской могиле: Калининская область, Невельский район, д. Опухлики. На стеле, установленной на могиле, среди других фамилий  высечена и фамилия моего прапрадедушки. После окончания войны  с места захоронения детям Красикова И.С. приходили открытки с поздравлениями  с Днем победы от учащихся Опухликовской школы, которые ухаживают за могилой. (слайд 9)

    А сын моего прапрадедушки, Красиков Владимир Иванович, ушёл на войну добровольцем, когда ему было всего лишь 17 лет. Он прибавил себе годы, чтобы его взяли на войну защищать Родину. Погиб в 18 лет, за полтора месяца до окончания войны. Похоронен в  братской могиле в  Калининградская области, Черняховском районе, п. Калужское.

    (слайды 10-11)

    На мраморной плите  мемориального комплекса, в п. Калужское Калининградской обл., высечена его фамилия: Красиков В. И.  (слайды 12)

    Рыбалкин Семён:

    Мой прапрадедушка Смагин Михаил Иванович родился и жил в Грибановке. На момент начала войны был женат. У него было двое детей. Был призван на фронт Грибановским военкоматом, погиб в бою за село Карманово  Смоленской области.  (слайд 13)

    Прапрадедушка похоронен в братской могиле вместе с десятками других солдат. В настоящее время на месте этого сражения открыт мемориал. На гранитных плитах высечены имена воинов, погибших за освобождение села. Там есть фамилия и моего прапрадедушки. Каждый год  9 мая в День победы там проходит митинг и возложение венков и цветов к мемориалу.  В прошлом году мой дедушка ездил на такое возложение, чтобы почтить память своего деда и всех тех, кто погиб, защищая нашу Родину. (слайд 14)

    Другой мой прапрадедушка, Чёшев Андрей Иванович, тоже воевал. Защищая Родину, он дошёл до столицы Австрии города Вены. Вернулся домой живым. Был награждён медалями. Умер в 1982 году. (слайд 15)

    Имена моих прапрадедушек также высечены на плитах мемориала в центре нашего посёлка, который был открыт 5 лет назад, к 65-летию победы.

    Мешкова Аня, Мешкова Яна:

    Наш прадедушка Зубарёв Георгий Иванович в годы войны защищал свою Родину. В 1942 году пропал без вести на территории Белоруссии.

    (слайд 16)

    А прабабушка, Липницкая Татьяна Ивановна, прошла всю войну. На войне она была санитаркой поезда, который перевозил в госпиталь раненых солдат. Прабабушка была ранена, но осталась жива. Умерла уже после войны в 1987 году. (слайд 17)

    Учитель: Давайте почтим минутой молчания память тех, кто погиб, защищая свою Родину, или умер уже после окончания войны.

    Минута молчания (звучит метроном)  (слайд 18)

    Учитель:  Оставшиеся в тылу  жители района -  это старики, женщины и дети, не покладая рук, трудились на полях и промышленных предприятиях, снабжая армию продовольствием и оборудованием.  (слайд 19)

    Так, например, у станков лесзавода стояли женщины и подростки. Они изготавливали из дерева для фронта лыжи, винтовочные приклады, волокуши для пулемётов.  (слайд 20)

    К сожалению, совсем мало осталось  тех, кто воевал, прошёл всю войну, вынес на своих плечах все её тяготы. Но живы дети войны – свидетели тех страшных лет.  У них война отняла детство. “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. Немало выпало испытаний на долю детей. Тысячи мальчишек и девчонок рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы, заботились о раненых, помогали красноармейцам, трудились в тылу врага наравне с взрослыми. Тяжело было, но дети своим трудом приближали победу.

    - Что они помнят о войне, дети того времени?

    Ученик:

    Дети детство узнали в руинах домов,

    Эту память вовек не убить,

    Лебеда – их еда, а землянка – их кров,

    А мечта до Победы дожить.

            Учитель: Послушаем рассказы учеников нашего класса о своих родственниках, свидетелях той страшной войны, которые тогда были детьми.

    Жидких Данила:

            Моей бабушке, Никулиной Тамаре Григорьевне, в начале войны было 7 лет. Её мама рано умерла,  папу призвали на фронт, на защиту Родины. А бабушку отправили в детский дом. Там было много других детей, у которых родители воевали или погибли на фронте. Война была далеко от их детского дома, но дети учились и помогали взрослым. Моя бабушка вспоминает: «Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков. Было очень тяжело, но все ждали окончания войны и верили в победу наших солдат». Сейчас бабушке 80 лет. Она живёт вместе с нами.  (слайд 21)

    Рыбалкин Семён:

    Моя прабабушка  Гордеева Мария Романовна родилась в селе Берёзовка Аннинского района Воронежской обл. На момент начала войны бабушке было 11 лет. Ф когда в 1942 году немцы подступили к г. Воронежу, то жителей Берёзовки направили рыть окопы. С ними была и моя бабушка. На тот момент ей было всего лишь 12 лет. Бабушка рассказывала, что ей было очень страшно и тяжело. Но она вместе с взрослыми трудилась для того, чтобы приблизить победу. Бабушка не дожила до празднования 70-летия победы. Она умерла в прошлом году.  (слайд 22)

            Учитель: Что больше всего вас поразило в этих воспоминаниях, в рассказах ваших родных?

    (Обсуждение учащимися детских  воспоминаний о войне их родственников)

            Учитель: Как уже отмечалось, на территории нашего посёлка не было военных действий. Но в Грибановской средней школе №1 (район сахзавода) размещался эвакогоспиталь №1911, где раненые солдаты проходили лечение.

    (слайд 23)

    Ученик:

    Военный госпиталь, больные
    В тоске проводят вечера,
    Их далеко края родные,
    А рядом только медсестра.
    Она на радость грусть меняет,
    Подобно солнечным лучам,
    Чужие жизни охраняет,
    Не спит, дежурит по ночам.
    И вновь солдат заснет довольным,
    Он знает, что опять с утра,
    Разбудит голосом спокойным,
    Пусть не родная, но сестра.

            Учитель: В госпитале выхаживали раненых, но не все из них выживали. Их хоронили на кладбище, а когда построили в 1965 году скульптурный памятник из железобетона воинам, умершим от ран в годы Великой Отечественной войны, в парке около Дома культуры «Мир», то некоторых перезахоронили там. На памятнике высечено 32 фамилии. На двухступенчатой площадке на постаменте высотой 1,5 метра установлена фигура солдата в плащ-палатке, каске и с автоматом в руке. (слайд 24)

            Учитель: Недалеко от нашей родной Грибановской СОШ №2 находится ещё одна братская могила. В привокзальном скверике стоит скромное металлическое надгробье с фотографией человека в военной форме и мемориальной надписью. Здесь был захоронен в 1943 году Василий Иванович Рыбаков. В 1943 году по станции Грибановка проходил воинский эшелон с ранеными и делал здесь остановку. В пути один раненый скончался от ран. И чтобы тело не везти дальше, его сняли с эшелона и похоронили рядом с железнодорожным вокзалом. На месте захоронения был насыпан земельный холмик и сколочен деревянный крест. Некоторое  время  о могиле почти забыли. Но учащиеся нашей Грибановской школы №2 провели поисковую работу и установили личность погибшего. Им оказался летчик Рыбаков Василий Иванович, ефрейтор, уроженец Калининской области. Также разыскали родственников погибшего. По инициативе школьников был изготовлен новый памятник рабочими инструментального цеха машиностроительного завода. По приглашению ребят в 1966 году на могилу Рыбакова В. И. приезжали жена и дочь. В настоящее время учащиеся нашей школы ухаживают за могилой Рыбакова.  (слайды 25-26)

            Учитель: Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев. Но он настал этот день – 9 мая 1945 года.

            Звучит фонограмма записи сообщения об  окончании войны  и песня «День победы) (слайд 27)

            Учитель: Мы с вами обязаны своей жизнью тем людям, которые отстояли победу. Мы должны быть достойны их памяти.

            Чем сейчас мы можем помочь тем, кто помнит войну и ещё жив, как вернуть наш долг?  (слайд 28)

    (ответы детей)

    Ученик:

    Задохнулись канонады.
    В мире – тишина.
    На большой земле однажды
    Кончилась война.
    Будем жить, встречать рассветы,
    Верить и любить.
    Только не забыть бы это!
    Лишь бы не забыть,
    Как всходило Солнце в гари,
    И кружилась мгла,
    А в реке – меж берегами –
    Кровушка текла.
    Были чёрными берёзы
    Долгие года,
    Были выплаканы слёзы
    Вдовьи – навсегда.
    Эта память – верьте, люди,
    Всей земле нужна.
    Если мы войну забудем,

    Вновь придет война.

    В заключение  классного часа дети исполняют песню  «Солнечный круг». (слайд 29)

    4. Рефлексия.

    1. Рефлексия деятельности.

    Давайте вспомним, какие цели мы ставили в самом начале нашего занятия.

    -Что нового вы узнали?

    -Чему научились?

    -О чём размышляли?

    2. Рефлексия настроения «Солнышко и тучка». 

    -У вас на столе листы бумаги и карандаши. Вам нужно нарисовать солнышко и тучку.

    - Если занятие понравилось, и всё было понятно, то вы рисуете яркое солнышко;

    - если кое-что было непонятно или не всё понравилось, то вы рисуете солнышко наполовину закрытое тучкой;

    - если ничего не понравилось,  и ничего не было понятно, то солнышко всё спряталось за тучку.

    - Каких рисунков больше?

    - Что понравились, и что  запомнилось  больше всего?

    - Спасибо за работу.

                                        Использованная литература

    1. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2005. – 185 с.
    2. Газета «Знамя труда»  №107 от 19 августа 2008г., №111 от 28 августа 2008г.
    3. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно – методическое пособие/ сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Изд - во «Экзамен», 2009. –318 с.
    4. Интернет – ресурсы:

    http://воронежский-край.рф/wiki/g/5470/

    http://admingribanovka.e-gov36.ru/

    http://www.turizm36.ru/history/43-43

    gribschool3.url.ph/

    http://fotoproekt22.ucoz.ru/publ/quot_stranicy_nashej_istorii_quot/stati/voinskie_zakhoronenija_po_voronezhskoj_oblasti/2-1-0-579

    Приложение: мультимедийная презентация


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа. Тема: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

    Эту работу написала ученица 2 класса. Цель её работы - узнать как можко больше от жизни ее родных во время войны....

    НПК "Первые шаги - 2018" Найденков Данила 4 класс Великая Отечественная война в истории моей семьи

    Республиканская научно-практическая конференция "Первые шаги" 2018. Найденков Данила ученик 4 класса...

    Проект на тему:«Великая Отечественная война в истории моей семьи».

    Выбранная  тема очень актуальна, так как война коснулась каждой семьи. Все от мала до велика встали на защиту своего Отечества. На этом занятии мне хотелось показать вклад людей разных возрастов ...

    «След Великой Отечественной войны в истории моей семьи»

    Узнать больше о Великой Отечественной войне, узнать историю судьбы моей семьи в годы Великой Отечественной войны, записать воспоминания, иначе они исчезнут, не оставив нужного следа в истории....

    исследовательский проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

    В годовщину 75-летия Победы в ВОВ учащиеся провели поисково-исследовательскую работу по теме "Великая Отечественная война в истории моей семьи". Данный материал можно использовать на классны...

    Великая Отечественная война в истории моей семьи

    На момент начала Великой Отечественной войны мои прадедушка и прабабушка с тремя детьми проживали в городе Ленинграде....

    Великая Отечественная война в истории моей семьи

    У меня есть три любимые прабабушки. Одну из них зовут Таня, другую Римма и Валя (сестра Риммы). Детство моих прабабушек выпало на войну. Это было страшное время. На войне они потеряли отцов, пережили ...