Внеклассное мероприятие. Музыкально-литературная композиция "Война: взгляд через детство".
методическая разработка (2 класс) по теме

Тихомирова Марина Александровна

Материал посвящён 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне . 2 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-muz_kompozitsiya_vov.docx26.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Война: взгляд через детство».

ВСТУПЛЕНИЕ

- 70 лет со дня Победы. Почти 75 лет со дня начала той войны – Великой Отечественной.  Вспомним те года вместе с поэтами, пережившими войну.

  Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков, партизанскими связными и разведчиками, неутомимо работали  в цехах  заводов, на фабриках и на колхозных полях, приближали Победу, не жалея сил и самой жизни.

   В те дни мальчишки и девчонки, ваши ровесники, рано взрослели. Они не играли в войну, а жили по её суровым законам. Дети делали всё, что могли: дежурили на крышах домов, гася зажигательные бомбы, оказывали помощь тем, кому она была нужна, помогали в госпиталях и выступали там перед ранеными бойцами, разбирали и разносили почту, собирали лекарственные травы, изготавливали подарки для воинов фронта.

   1418 дней и ночей длилась война, почти 4 года. Огромными были людские потери. Страна потеряла почти 27 миллионов человек, из них  18 млн. – мирные люди. Разрушено более 1700 городов, 70 тысяч сёл и деревень.

   9 мая 1945 года – первый мирный день. В этот день ежегодно у нас в стране отмечается всенародный праздник – День Победы.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют победе, что в Берлине

Огнём попрала мощь огня!

Салют её большим и малым

Творцам, что шли путём прямым,

Её бойцам и генералам,

Героям мёртвым и живым!

Салют!                                                          А.Т.Твардовский «9 мая»

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Звучит «Довоенный вальс» (сл. Ф.Лаубе, муз.П.Аедоницкого)

Май – начало июня 1941 года. Заканчивается учебный год в школах. Ученики сдают экзамены. Родители задумываются о летнем отдыхе детей. Лето сулит только радость.

В том мае мы ещё смеялись,

Любили зелень и огни.

Ни голос скрипок, ни рояли

Нам не пророчили войны.

Мы не догадывались, споря,

(Нам было тесно на земле),

Какие годы и просторы

Нам суждено  преодолеть.                            Н. Овсянников

Мирное небо над крепостью Бреста,

В тесных квартирах весёлые лица.

Вальс… Политрук приглашает невесту,

Новый кубик блестит на петлицах.

А за окном красота новолунья,

Шепчутся с Бугом плакучие ивы.

Год сорок первый, начало июня …

Все ещё живы… Все ещё живы…

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И тёплой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Страна росла, трудилась неустанно

Сил набиралась мирная страна,

И вдруг тревожный голос Левитана:

Внимание, товарищи, война!

Звучит песня «Священная война»(сл. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова)

   Война!.. Это страшное слово – война. Оно вошло в каждую семью. Дети, сыновья и дочери тех, кто ушёл на войну, они наравне со взрослыми несли все тяготы военного времени. Пока их родители воевали, они терпели голод, нужду, прятались от бомбёжек в бомбоубежищах, страдали от боли и унижения в оккупированных фашистами городах и мечтали тоже воевать.

   А как много детей осталось в годы войны сиротами!

У войны было горя много,

И никто никогда не сочтёт,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

В эти годы порой казалось

Что мир детства навек опустел,

Что уже не вернётся радость

В города, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война.

А седины ребячьих чёлок –

Разве этому есть цена?                          П.А. Синявский

   Пока матери работали на заводах и фабриках, дети с самых ранних лет брали на себя домашние заботы. Так пришлось им испытать все трудности быта военного времени.

Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне

Как следует мужчине.

Мать вечно  на работе.

Квартира опустела.

Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

Слежу я за братишкой,

В порядке ли одёжка.

Варю обед: в мундире

Горячая картошка.

Полны водою вёдра.

Подметена квартира.

Посуду мыть несложно –

На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе.

Кормилец и добытчик.

Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,

Что стал отцу заменой.

   И всех ни на минуту не покидала тревога за судьбу близких: отцов, матерей, детей, братьев, сестёр…

Исполняется  песня «Землянка»

 -  Дети рано взрослели в эти военные годы. И всё же они оставались детьми.

Да, мне жилось не сладко,

Да, мне хотелось сладкого.

Батька? На фронте батька…

Мамку свезли на братское…

Сахар, какой он – сахар?

Наверное, очень пахнет,

И пахнет не лебедой.

А чем-то большим, настоящим.

Я думал: куда он исчез?

Я в небо глаза таращил,

Глазами я в небо лез.

В отцовской худой рубахе

Я выбегал на морозы.

Я ждал, но не падал сахар,

А падали только слёзы.                                         Б. Примеров

Дети не только наравне со взрослыми терпели  голод и нужду, они мечтали попасть на фронт. Стремились помочь своим кто чем мог, и часто им удавалось то, чего не смогли бы сделать взрослые.

…Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр.

И вдруг к машине  подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, она вон там , в саду…

- Да где же, где? ..- А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж , бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…                             А. Твардовский

   Юные партизаны, разведчики, сыны полков. Разными путями они попадали на войну. Потерявшие близких, осиротевшие, освобождённые из плена…. Много ли было на фронте таких героев?

Горнили "К бою" трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, на левый фланг

В солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать.

Но все равно в боях они умели

Не отставать, не отступать

И побеждать.

В войне победа даром не дается,

Дорога к ней длинна и нелегка.

Но шел вперед на запад Ваня Солнцев

Шел на Берлин Отчизны сын

И сын полка.

Тянули связь военные мальчишки,

Катили в бой на танковой броне.

Валились с ног в минуту передышки

И в час ночной неслись домой

В коротком сне.    

Исполняется песня «До свидания, мальчики»

По данным Центрального архива Министерства обороны СССР, сынов полков и дочерей полков на фронте было 3500 человек.

Но эти данные считают неполными. Кроме того, в это число не вошли юные подпольщики и партизаны.

Разве можно забыть эти дни,

Когда в детстве мы взрослыми стали,

Партизанские тропы страны,

Где хороших друзей потеряли.

Разве можно забыть седину

На рассвете в неполных пятнадцать,

Зверства немцев, концлагерь, войну

И бомбёжки, что ужасом снятся.

Разве можно забыть нам обстрел,

Когда сердце сжималось от боли,

Холод, голод – привычный удел –

И, как праздник, - щепоточку соли…                    Э. Шаврова

- Фашисты наступали, подходили к Москве. Уезжали семьи от войны вглубь страны, в эвакуацию. А навстречу им ехали войска на фронт.

Эвакуировались и военные заводы на Урал. Но рабочих рук не хватало, ведь все мужчины были на фронте. К станкам встали женщины и дети-подростки.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла? –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.                  В. Радкевич

   Дети наравне со взрослыми дежурили на крышах домов. Во время бомбёжек фашисты сбрасывали зажигательные бомбы. Их надо было успеть потушить, чтобы не случилось пожара.

Я песни пел,

Осколки собирал,

В орлянку меж тревогами играл.

А если неожиданный налёт,

А если в расписанье мой черёд,

То, с кона взяв поставленный пятак,

Я шёл с противогазом на чердак.

А было мне всего тринадцать лет,

Я даже не дружинник,

Просто - шкет,

Но «зажигалку» я щипцами мог

Схватить за хвост

И окунуть в песок.                           О. Шестинский

   Дети помогали семьям фронтовиков, собирали посылки на фронт, юные артисты выступали перед ранеными в госпиталях.

Исполняется песня «Синий платочек»

ТАНЕЦ

   В силу различных обстоятельств многие люди оказались на оккупированной фашистами территории, среди них были и дети. Немцы устанавливали свои порядки на этих землях. Местных жителей, женщин, стариков и детей, расстреливали, угоняли в германию, отправляли в концентрационные лагеря. За годы войны через фашистские лагеря смерти прошли 18 млн. человек, две трети из них были замучены, среди них более 3-х млн. детей.   С убитых людей фашисты снимали всё, что считали нужным: одежду, украшения. Об этом стихотворение Сергея Михалкова «Детский ботинок», оно было написано в 1944 году.

Занесённый в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый.»

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок с заплатой…»

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги.

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?..

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам» ( сл. М. Львова, муз. А. Пахмутовой)

  Никогда не забыть этих лет тем, кто в это время жил. Но и нам не надо забывать, что всё это было в истории нашей страны, что страдали и умирали дети. Мы склоняем голову перед их мужеством и стойкостью. Пусть такое никогда больше не повторится.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек,

Перед вами вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век,

Боль и гнев тому причиной –

Благодарность вечная вам всем –

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Называют детство золотым.

Может быть, оно и золотое.

Только помню я его другим,

Детство, опалённое войною.

Проносились по гудящим рельсам

Эшелоны в дальние края:

К Волге, Сталинграду и Одессе,

Где гудела в пламени земля.

Слёзы материнские глубоки.

Горше их, наверное, и нет.

Похоронки траурные строки,

Как проклятье страшное войне.

Верили в великую победу,

Знали, что на фронте всех трудней.

На работу рано поднимались

По призыву наших матерей.

Исходили босыми ногами

Все тропинки, веря в чудеса.

Прокалились солнцем и дождями,

Радовались птичьим голосам.

Нас земные запахи манили,

И поля, и леса тишина.

Мы всегда друг другу говорили:

- Хоть скорей бы кончилась война.

Исполняется песня «Парад Победы»

И пришла победа в сорок пятом.

Радость встреч  гремела над страной.

Никогда мы не забудем детство,

Детство, опалённое войной.

Ты нарисуешь яркое солнце,

Я нарисую синее небо,

Он нарисует свет в оконце,

Она нарисует колосья хлеба,

Мы нарисуем осенние листья, школу, друзей, ручей беспокойный.

И зачеркнём нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Исполняется песня «Солнечный круг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Любовь с первого взгляда"

День святого Валентина в начальных классах....

внеклассное мероприятие "Когда лень-всё идёт через пень"

данное мероприятие направлено показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными...

Внеклассное мероприятие «Взгляд на площадь с высоты аэростата»

Внеклассное мероприятие «Взгляд на площадь с высоты аэростата» связано с историей родного города и его достопримечательностями....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 1 -4 классе «С детства дружбой дорожи»

На сегодняшний день проблема дружбы между детьми очень актуальна. Она приобретает межличностный характер и в этом его острота. В ходе педагогических наблюдений за поведением детей класса сделан вывод ...

Внеклассное мероприятие по теме: "Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья".

Мероприятие направлено на изучение основных заповедей здорового образа жизни, которым должны следовать дети и их родители....

Сценарий внеклассного мероприятия " Музыкально - литературная гостиная, посвященная полному освобождению города Ленинграда от блокады "НЕПОКОРЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД"

 ... Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря герои...