Развитие творческих способностей учащихся в условиях ГПД
опыты и эксперименты на тему

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo.docx573.06 КБ

Предварительный просмотр:

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Учебная деятельность требует от ребенка определенной степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении.

Но исторически сложилось так, что не всегда присутствовало в обществе именно такое понимание проблемы адаптации ребенка к новой социальной среде.

Жан Жак Руссо был одним из первых, кто заговорил о самоценности детского мира. В его педагогических сочинениях главенствует один важный принцип: ребенок – это не взрослый, и взрослым не следует обращаться с ним по-взрослому.  Руссо считал, что ребенка нужно воспитывать вдали от влияния других людей и книг, дабы сохранить собственное чистое, незамутненное восприятие ребенка. И он, и впоследствии Шиллер пишут о том, что нужно стремиться к наивному детскому восприятию, чтобы добиться гармонии с окружающим миром. Шиллер огромное внимание уделял игре, поскольку игра – наиболее очевидный признак детства, который продолжает иметь важное значение в жизни всякого взрослого человека, особенно когда речь заходит о его отношениях с искусством.

Постепенно детство приобрело самостоятельную ценность в культуре. Стало общепризнанным, что ребенок, прежде чем вступить в мир взрослых, нуждается в специальном режиме. Большое внимание уделялось воспитанию, и не только в школе, но и в семье.

С конца 19 века идет признание ребенка субъектом духовной, культурной, нравственной и социальной жизни. Это заставило обратить внимание на ребенка как на активного, творческого человека. Открылась эстетическая ценность детского творчества. Психологическая наука, педагогическая практика заговорили о детском творчестве как о формирующей и развивающей способности ребенка осваивать мир средствами творчества.

Ребенок творит и развивает свою фантазию. Ф. Карлгрен в книге «Восприятие к свободе» говорит, что творческая фантазия – одна из важнейших внутренних способностей. Фантазия играет важную роль как в жизни ребенка, так и взрослого человека. Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенок отображает то, что его волнует, что для него важно. Как особую черту детского творчества Л. Выготский отмечает синкретичность. Рисунок, драма, литература в детском творчестве идут бок о бок. Например, принимаясь рассказывать какую-нибудь историю, ребенок тут же начинает изображать, драматизировать ее.

Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве. «Ребенок без устали наблюдает, накапливает запасы образов и сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать»(30). Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых лишь только сбивает их с толку и запутывает еще больше.

Искусство, творчество соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.

Многие исследователи (Д.Эльконин, Л. Выготский, С. Левин и др.) отмечают игровое начало детской деятельности. Игра, согласно В. Зеньковскому, это «средство телесного и психического выражения чувства» Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, «психический простор» и «психическую свободу», необходимую для того, чтобы «могли оформиться все силы, все дремлющие в душе потенциалы».  Творчество тоже включается в этот процесс игры. Первые ассоциативные образы, созданные детьми младшего школьного возраста, являются для ребенка как бы «живыми» и легко включаются им в ситуацию игры. Ребенок может испугаться своего страшного рисунка или радоваться веселому изображению, веселой музыке.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития.

Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс. «Отражая жизнь, ребенок не задумывается о зрителях и слушателях, в этом коренное отличие его от актера и художника»(39)

В своей работе с детьми я особенно много внимания уделяю творчеству: рисованию, игре, музыке, сказке, поэзии.  Остановлюсь подробнее на разных видах творческой активности детей моей группы.

Рисование (изобразительное творчество). Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями ( зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

К счастью в расписание занятий нашей гимназии включены уроки изобразительного искусства, которые ведет талантливый педагог, и наше рисование в группе продленного дня дополняет эти уроки, наполняя сам процесс рисования иным смыслом, нежели создание произведений детского искусства. Наше рисование служит инструментом для    --изучения чувств: ( например : на «Уроке доброты»дети изображали такие чувства как обида, радость и это им великолепно удалось. Передача изобразительными средствами эмоций увлекла не только детей,  но и педагоги,  посетившие наш урок не остались в стороне  от творчества и тоже изображали эмоции на бумаге);

-идей:  (проект «Для чего нужна школа» заставил детей  3 класса задуматься , провести определенный анализ, сделать выводы, изобразить на бумаге результат своей умственной деятельности.  Получилась великолепная стенная газета,  сделанная  детьми самостоятельно);

-событий: (дети с удовольствием изображают  в своих рисунках уроки флейты, хора, ритмики и др. Эти рисунки попадают на наш классный стенд в стенгазеты, посвященные определенным событиям, например, Дню Учителя.);

C:\Users\MT\Desktop\Новая папка\treytwedfdf.jpg

 -для развития межличностных навыков и отношений (к тематическим урокам дети с энтузиазмом готовят свои рисунки, например к экологическому уроку ,посвященному здоровому образу жизни.

                                                           C:\Users\MT\Desktop\Новая папка\IM 75cr 6thg critykrf.j ghk mb gfdthtj dffgfrt55G.jpg

-укрепления самооценки и уверенности в себе .

Итак, можно сделать вывод, что изобразительное творчество – это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.

Для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром в своей работе я использую обращение к сказке.

Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. Сказки дают ребенку (и взрослому) возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знание о мире, о человеческих взаимоотношениях. Самое большое, что может «позволить себе « жанр сказки, - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Я постоянно в своей работе с детским коллективом обращаюсь к сказке, применяя различные формы работы с ней в зависимости от поставленных целей и достижения желаемого результата. Особенно часто сочетаю сказку с игрой. Отсюда рождаются наши спектакли. Я переделываю сюжеты известных сказок, адаптируя их под определенные события в жизни нашего коллектива, гимназии, устанавливая новые, актуальные для моих детей причинно-следственные связи, и дети с огромным удовольствием вливаются как в процесс подготовки спектакля :

-оформление,(например: выпуск книги по сказке Дж. Родари «Пропавший нос» к юбилею писателя, творческие работы по сказке);

-изображение героев сказки,(рисунки детей служили фоном при показе сказки «Василиса Прекрасная»;

-придумывание костюмов,(образы  русалок в сказке «Змей Горыныч и царевна»вдохновили девочек на создание эскизов костюмов;

-рисунки (дети создавали иллюстрации к юбилею Маршака по его произведению «Разноцветные страницы» и др.);

-подбор музыки,( Саша Кузнецова выразила желание самостоятельно подобрать музыку и  создать танец шута к сказке «Белоснежка и семь гномов»и это ей великолепно удалось, в сказке «Волк и семеро козлят»Петросова Вероника придумала сценическое воплощение образа Козы и подсказала мотив Моцарта для «кода-ключа»;

-изготовление костюмов,(совместно с родителями дети готовили костюмы ко всем нашим спектаклям, проявляя огромный интерес к творчеству и неистощимый энтузиазм. Например,  к  классному мероприятию -  празднику «Хеллоуин»);

-элементарных декораций,(в сцене во дворце «Белоснежка и семь гномов» кресла короля и королевы выполняли сами дети под моим руководством и др.);

                                        C:\Users\MT\Desktop\Новая папка\IMGjo b'hvfhifdguosyrsutrf89pe57edoicksiufyvi.jpg

-обсуждение поведения и мотивов действий персонажей;

Отдельно хочу остановиться на литературном (поэтическом) творчестве. В своей работе я стараюсь использовать комплексный подход к творчеству, т.е. в одной работе задействовать сразу несколько разновидностей творческой активности детей. Так, в рамках мероприятий, посвященных  Олимпиаде в Сочи, при оформлении стенда и при подготовке к школьной мини-Олимпиаде,  дети сочиняли «кричалки».

C:\Users\MT\Desktop\Новая папка\ioutdcjhgdkyfdjys.jpg

 Получились ,на мой взгляд, маленькие шедевры. Дети так воодушевились творчеством и, в сочетании с патриотической идеей, сочинили хорошие стихи, посвященные нашим олимпийцам. Вот несколько из них:

Гимн Российским фигуристам:

Кататься может каждый, кататься могут все.

А чтоб еще вращаться и даже кувыркаться,

При этом улыбаться, неся медаль стране…

Конечно же – не все!

Это может только он – наш Российский чемпион!

Гимн Российским хоккеистам:

Вы смелые ребята, вы на коньках, друзья!

На матче вы серьезны – серьезная игра.

Забьете все вы шайбы, побед достойны вы!

Ведь золото удачи и вы стране нужны!

( Александра Кузнецова)

C:\Users\MT\Desktop\Новая папка\'a;sldkljkfdsghpqeiour.z.z.z.z,x,x,x,x,x,x,x,x.jpg

Впереди Олимпиада в нашей родине – стране.

Знают взрослые и дети: состоится в феврале.

Всей страной болеть мы будем за медали и успех,

Ведь Российские спортсмены несомненно лучше всех!

(Артур Золотарев)

Игра. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышать самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения. А.Фрейд с успехом применял игровые методы в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны. Опыт этой работы обобщен в его книге «Дети и война». Во-первых, игра помогает быстрее установить с ребенком эмоциональный контакт. Во-вторых, выражая во время игры свои переживания, ребенок может освободиться от страха перед психотравмирующими событиями ( в нашем случае мы не говорим о глобальных событиях. В школьной жизни у младших школьников и особенно у первоклассников достаточно таких событий) и тем самым избежать формирования серьезных нервно-психических нагрузок. Возможности игры распространяются и на коррекцию поведенческих проблем и на развитие творческого потенциала.

Поговорим о более близком лично мне творчестве – о музыке. Универсальность музыки заключается в том, что она существовала, существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Музыка семантична. С древних времен она несет информацию о намерениях объекта по отношению к человеку, взывает к ответной реакции, ответному действию. В моих постановках много музыки. Благодаря нашим великолепным педагогам по флейте,  хору,  музыке,  ритмике, наши дети полностью готовы ко всесторонней работе с музыкой: к ее восприятию, к идентификации эмоциональной стороны ; к воплощению ее в движении, в звучании голоса.( во всех без исключениях спектаклях, которые мы с детьми выносили на публику присутствуют музыкальные номера: пение(хоровое и индивидуальное), танцы и даже пантомима (в сказке «Белоснежка» -танец шута).

Таким образом, совокупность всех перечисленных видов творчества, используемых  мной в работе с детьми ежедневно, решает целый комплекс задач по развитию гармоничной социализированной личности, помогает ребенку почувствовать уверенность в себе, свою самоценность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ариес Ф. Возрасты жизни// Философия и методология истории. М., 1977
  2. Арнхейм Дж. Ландшафт детской души. СПб.: Диалог 1997.
  3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга 1999.
  4.  Дальто Ф. На стороне ребенка. СПб.; М.,1997.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  6. Каттанарх Э. Игровая терапия. М., 1995.
  7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Изд. Речь. Санкт-Петербург, 2006.
  8. Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье детей. СПб,: Питер 2005.
  9. Ленц Ф. Образный язык народных сказок. М. 1998.
  10. Менджерицкая Д.В. О детском творчестве// Детское творчество. М.: 1970.
  11. Материалы семинара ОМЦ ЦАО на тему: Продленка – образовательно-воспитательная система. Москва – 2010.
  12. Материалы семинара ОМЦ ЦАО на тему: Технологии диагностики способностей на дошкольной и начальной школьной ступенях в мыслительном подходе.  Москва – 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

"Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности" Отчёт по теме самообразования

«Создание оптимальных условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся в различных видах деятельности»...

Выступление на районном методическом объединении по теме самообразования:" Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода "

Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность станов...

Развитие творческих способностей учащихся в условиях ФГОС

Эту работу вы можете использовать на выступлении МО....