Главные вкладки

    «Дорожная карта» работы годичной творческой группы по разработке и реализации программы преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО на 2014/2015 учебный год в МБОУ СОШ №29
    проект (4 класс) на тему

    Переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dorozhnaya_karta_fgos_preemstvennost_klyushkina.docx35.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Составила Клюшкина А.С.

    «Дорожная карта» работы годичной творческой группы по разработке и реализации программы преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО на 2014/2015 учебный год в МБОУ СОШ №29

    Перевод из младшей школы в основную – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

    Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

    Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

    Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

    Не следует забывать, что пятиклассники – очень эмоциональны. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

    Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:

    • рассогласованные требования учителей;
    • педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
    • ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;
    • отсутствие индивидуального подхода к  учащимся.

    Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца. В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.

    Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по направлениям:

    1. совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене:
    • образовательные программы;
    • организация учебного процесса;
    • единые требования к учащимся;
    • структура уроков.
    1. работа с учащимися;
    2. работа с родителями.

    Цель проекта: создать систему обеспечения преемственности в обучении и воспитании между начальным и средним звеном.

    Задачи:

    • Создание  условий для развития учащихся
    • Повышение ответственности учителей за результаты обучения в среднем звене
    • Формирование единых требований к ЗУН и их соблюдение
    • Обеспечение  обратной связи: школа - родители
    • Повышение  мотивации учащихся к обучению в среднем звене

     Направление мероприятий

    Мероприятия

    1.Создание нормативного обеспечения по преемственности начального и основного общего образования

    Приказ по школе о создании рабочей группы.

    Разработка плана работы по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    Издание приказа по школе об утверждении плана работы по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    Рассмотрение плана работы по разработке и реализации плана работы преемственности начального и основного общего образования на совещании рабочей группы.

    2.Психолого-педагогическое сопровождение

    Диагностика учебной мотивации учащихся 4-ых, 5-х классов.

    Диагностика школьной тревожности учащихся 4-ых, 5-х классов.

    Диагностика эмоционально-психологического климата в 4-х, 5-х классах.

    Адаптационная игра для учащихся 4-х классов «Впереди у нас 5-ый класс».

    Организация работы с родителями по вопросам адаптации учащихся 5-х классов.

    Тренинги общения в 5-х классах

    Групповые коррекционно-развивающие занятия с тревожными учащимися 5-х классов.

    3.Работа классных руководителей 5-х классов

    Классные часы.

    Совместные родительские собрания в 4-х и 5-х классах.

    Анкетирование учащихся на предмет выявления трудностей в обучении.

    Отслеживать и фиксировать достижения учащихся (разные формы: учитель фиксирует в своем журнале, портфолио, БАРС).

    Дни вежливости в классе.

    4.Аналитическая работа

    Итоговые диагностические   работы в 4-х классах.

    Входные диагностические работы в 5-х классах.

    Классно-обобщающий контроль в 5-х классах.

    Консультативная помощь учащимся 5-х классов.

    Анализ деятельности рабочей группы по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    5.Организационная и методическая работа

    Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей – предметников в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    Посещение уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения администрацией, учителями-предметниками основной школы, классным руководителем будущих 5-х классов.

    Проведение уроков в 4-х классах учителями-предметниками.

    Посещение уроков в условиях реализации ФГОС второго поколения 5-х классов учителями начальных классов.

    Участие в работе городских семинаров по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    Использование ресурсов площадок в рамках сетевого сообщества педагогов автономного округа "Школлеги".

    Участие в работе видеоконференций по распространению опыта педагогов по преемственности, имеющих высокие результаты в течение нескольких лет.

    План  работы годичной творческой группы по разработке и реализации программы преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС на 2014/2015 учебный год.

    Наименование направлений/мероприятий программы

    Ответственные

    Сроки реализации

    Выход

    Отметка о выполнении

    1. Создание нормативного обеспечения по преемственности начального и основного общего образования

    1.1.

    Приказ по школе о создании рабочей группы

    Директор МБОУ СОШ №29

    Ноябрь, 2014г.

    Приказ по школе № 771 от 24.11.14

    1.2.

    Разработка плана работы по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    Руководитель проекта

    4-я неделя ноября-

    1-я неделя декабря

    Приказ по школе № 771 от 24.11.14

    1.3.

    Издание приказа по школе об утверждении плана работы по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    Директор МБОУ СОШ №29

    Декабрь, 2014г.

    Приказ по школе

    1.4.

    Рассмотрение плана работы по разработке и реализации плана работы преемственности начального и основного общего образования на совещании рабочей группы.

    Рабочая группа

    Декабрь, 2014

    План работы

    2. Психолого-педагогическое сопровождение

    2.1.

    Диагностика учебной мотивации учащихся 4-ых, 5-х классов.

    Школьный психолог

    Март, октябрь

    2015

    Справка о результатах диагностики

    2.2.

    Диагностика школьной тревожности учащихся 4-ых, 5-х классов.

    Школьный психолог

    Март, октябрь

    2015

    Справка о результатах диагностики

    2.3.

    Диагностика эмоционально-психологического климата в 4-х, 5-х классах.

    Школьный психолог

    Март, октябрь

    2015

    Справка о результатах диагностики

    2.4.

    Адаптационная игра для учащихся 4-х классов «Впереди у нас 5-ый класс»

    Школьный психолог

    Май,

    2015г.

    Справка о результатах диагностики

    2.5.

    Организация работы с родителями по вопросам адаптации учащихся 5-х классов.

    Школьный психолог

    Сентябрь-октябрь, 2015г.

    Справка о результатах диагностики

    2.6.

    Тренинги общения в 5-х классах

    Школьный психолог

    В течение года

    Справка о результатах диагностики

    2.7.

    Групповые коррекционно-развивающие занятия с тревожными учащимися 5-х классов.

    Школьный психолог

    Ноябрь-февраль

    Аналитическая справка

    3.Работа классных руководителей 5-х классов

    3.1.

    Классные часы

    Классный руководитель

    Сентябрь-октябрь, 2015г.

    Буклеты, памятки для учащихся о правилах поведения в школе, с товарищами,  на дороге.

    3.2.

    Совместные родительские собрания в 4-х и 5-х классах.

    Классные руководители 4-х и 5-х классов

    Май,

    Сентябрь, октябрь, 2015г.

    Протоколы

    3.3.

    Анкетирование учащихся на предмет выявления трудностей в обучении

    Классный руководитель

    Сентябрь-октябрь, 2015г.

    Диагностика, мониторинг

    3.4.

    Портфолио каждого учащегося (БАРС)

    Классный руководитель

    Сентябрь-октябрь, 2015г.

    Работа с БАРСом: составление характеристики на каждого учащегося, достижения учащегося (грамоты, дипломы).

    3.5.

    Дни вежливости в классе

    Классный руководитель

    Сентябрь-октябрь, 2015г.

    Открытки-поздравления друг другу.

    4. Аналитическая работа

    4.1.

    Итоговые диагностические   работы в 4-х классах.

    Учителя-предметники, руководители МО начальной и основной школы

    Май,

    2015г.

    Протоколы мероприятий. Анализ работ на совещании при директоре. Коррекция знаний учащихся. Подготовка к совещанию по 4-му классу.

    4.2.

    Входные диагностические работы в 5-х классах.

    Учителя-предметники, руководители МО начальной и основной школы

    Сентябрь, 2015г.

    Аналитическая справка

    4.3.

    Классно-обобщающий контроль в 5-х классах.

    Классные руководители, учителя-предметники

    Октябрь,

    2015г.

    Заседание педагогического консилиума

    4.4.

    Консультативная помощь учащимся 5-х классов

    Классные руководители, учителя-предметники, школьный психолог

    Ноябрь-декабрь, 2015г.

    Протокол

    4.5.

    Анализ деятельности рабочей группы по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    Куратор рабочей группы

    Декабрь, 2015г.

    Аналитическая справка

    5.Организационная и методическая работа

    5.1.

    Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей –предметников в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    И.В.Батракова (основная образовательная программа)

    Е.Д.Халтурина (рабочая программа)

    Январь, 2015г.

    Консультативная помощь, презентация основной образовательной и рабочей программы

    5.2.

    Посещение уроков в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения администрацией, учителями-предметниками основной школы, классным руководителем будущих 5-х классов.

    Администрация, учителя-предметники, классные руководители

    Декабрь-апрель

    Анализ посещенных уроков на совместных методических объединениях (Круглый стол: февраль и апрель)

    5.3.

    Проведение уроков в 4-х классах учителями-предметниками.

    Учителя-предметники

    Март-апрель, 2015г.

    Самоанализ работы по итогам проведенных уроков в начальной школе.

    5.4.

    Посещение уроков в условиях реализации ФГОС второго поколения 5-х классов учителями начальных классов.

    Учителя начальных классов

    Сентябрь, октябрь

    Анализ уроков на совместных методических объединениях (Круглый стол: ноябрь)

    5.5.

    Участие в работе городских семинаров по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС второго поколения в ООО.

    Учителя начальных классов, учителя-предметники

    В течение года

    Обмен опытом по преемственности начального и основного общего образования (ПДС)

    5.6.

    Использование ресурсов площадок в рамках сетевого сообщества педагогов автономного округа "Школлеги".

    Учителя начальных классов, учителя-предметники

    В течение года

    Обмен опытом по преемственности начального и основного общего образования (ПДС)

    5.7.

    Участие в работе видеоконференций по распространению опыта педагогов по преемственности, имеющих высокие результаты в течение нескольких лет.

    Е.А.Бутырская

    В течение года

    Аналитическая справка

    Список литературы

    1.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.  Володарская и др., под. ред. А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2011.

    2.     Формирование универсальных учебных действий в основной школе:: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.  Володарская и др., под. ред. А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2010.

    3.     Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой - М.: Просвещение, 2011.

    4.     Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под. ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой– М.: Просвещение, 2010.

    5.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов– М.: Просвещение, 2011.

    6.     Начальная школа: переход в среднее звено: тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы / авт.-сост. И.А Лазуткина, Г.В. Шакина. – Волгоград: Учитель, 2010.

     Состав годичной творческой группы по разработке и реализации плана работы по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС:

    Куратор годичной творческой группы- Батракова И.В., заместитель директора по УВР

    Руководитель группы- Клюшкина А.С., методист школы

    Участники группы: Звада Л.В., Сирачитдинова Л.М., Ильчибаева В.Н., Бутырская Е.А., Алиева А.Б., Савенкова С.В., Троцкая Н.В., Осьмак Е.Н., Радченко Е.В., Асаинова Г.Ф., Нафикова Г.И., Савенков П.В., Павлова С.П., Петрова А.В.,Нугманова З.С.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №29

    Рассмотрено                                                                                                                                                              Утверждаю

    на заседании методического совета                                                                                                                        Директор МБОУ СОШ №29

    протокол № ______                                                                                                                                                    ______________ М.Б.Светлова

    от «   » ___________ 2014 г                                                                                                                                       «_____»__________2014 г.

    Председатель методического совета

    ____________С.К.Лазар

    «Дорожная карта» работы годичной творческой группы по разработке и реализации плана работы по преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

     на 2014/2015 учебный год в МБОУ СОШ №29

    г. Сургут


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

    Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...

    «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

    В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

    Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

    Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.  Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...

    «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».

    Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Преемственность – это последовательна...

    Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

    Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

    Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...