Нравственные и этические ценности в воспитании учащихся.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Буряк Татьяна Николаевна

Выступление на городском МО по теме "Нравственные и этические ценности в воспитании учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственные и этические ценности в воспитании учащихся.

( Выступление на городском заседании методического объединения учителей начальных классов )

                                Подготовила:

учитель первой квалификационной категории

Буряк Т.Н.

г.  Нижневартовск, 2011 год

Нравственные и этические ценности в воспитании учащихся.

Точка, точка, запятая …                                                  

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик –

Получился человечек.

Что увидят эти точки,

Что построят эти ручки,

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это все в ответе,

Мы его нарисовали – только и всего …   ( Из детской песенки )

Если бы всё было так просто …

Первоклассники приходят к нам наивными, но они готовы впитывать всё новое. Психологи отмечают уникальность этого возраста: именно в это время у детей активно формируются важнейшие высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление. Крайне важно не упустить это благоприятное время, суметь пробудить в детях те задатки, те «спящие почки», которые заложены в них самой природой.

        И то, что мы сумеем сейчас заложить в ребёнка, остаётся с ним на всю жизнь, поможет ему достойно жить.

        Я представляю себе человечка в виде импровизированного кроссворда и попытаюсь заполнить его буквами.

        И так, первое, что необходимо – научить его мыслить. Вот и запишу в первую строку слово МЫШЛЕНИЕ.  Говоря о мышлении, я, имею в виду и развитие способностей мыслить не стандартно, решать нетрадиционные задачи. Ещё должна научить детей обосновывать свои выводы, заложить начала абстрактного мышления. Вот и запишу в следующую строку – ЛОГИКА.

        А в следующую строчку я бы хотела записать слово ЧУВСТВА. Это и чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, это ещё и сочувствие и сострадание. Мне лично удаётся развивать у детей чувство прекрасного, сочувствие и сострадание.

Следующую часть кроссворда мы оставим для средней школы. Она добавит ребятам ОПЫТА, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСТВА И ТРУДОЛЮБИЯ. Но за всем этим важно не растерять доброты, отзывчивости, душевной мягкости. Вот и впишем последней буквой нашего кроссворда   « Ь ».

И вот он предстаёт перед нами, выпускник. Мы его нарисовали. Мы стоим перед своим творением и, подобно художнику, оцениваем его. Но если художник видит перед собой окончательный, застывший результат своей работы и, неудовлетворённый им, может просто сжечь неудавшийся эскиз, то педагог такой возможности лишён. Его творение уходит от него и живёт своей независимой жизнью. Не только удачи педагога, но его ошибки остаются жить в вечности.

Необходима система этического воспитания, предполагающая тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности учащихся.

        Такая система включает в себя следующие логические взаимосвязанные компоненты:

  1. методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся КУРС ЗАНЯТИЙ (спец предмет) ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА.
  2. Методика «ЭТИЧЕСКОГО ЗАРЯДА».
  3. Внеклассная деятельность «ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ».

Назрела необходимость специальных уроков человечности, на которых ребёнок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

        С учётом возрастных особенностей учащихся курс знаний по ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ в своём классе я провожу с ориентацией ребят на творческий процесс познания норм поведения с использованием разнообразных методических форм: диалога, игры, деятельности, анализа и обыгрывания ситуаций, эксперимента и творчества.

        В этом курсе выделила 4 раздела:

1. Воспитанность  как этическая норма общения.

2. Этическая сущность этикета.

3. Нормы этики в отношениях с окружающими.

4. Этика отношений в коллективе.

        Занятия устраиваю так, чтобы ребята без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевали этическими знаниями и умением их применять в своей жизни, общении с окружающими.

        Уроки этики тесно связываю с повседневной деятельностью детей, в процессе которой существенное значение имеет методика «ЭТИЧЕСКОГО ЗАРЯДА».

В чём сущность этического разряда?

        Это специальный методический приём: начиная день, высказывать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций.

        Высказывая свои напутствия я и сама настраиваюсь на доброжелательную волну понимания и расположения к детям, что само по себе чрезвычайно важно и является основой построения нравственных отношений педагога с детьми.

Как избежать конфликтов?

              Бывает, что из обычного разговора, не предвещающего ссору, вдруг получается конфликт. Чтобы такого не случилось, надо, чтобы участники разговора хотели понять друг друга, пытались подстроиться друг к другу.

            Примером идеального бесконфликтного общения являются взаимоотношения матери и грудного ребенка. Малыш еще не умеет разговаривать — и мама гукает и тютюкает с ним вперемежку со словами, а сам ребенок старается принять такое же выражение лица, как у мамы: мама улыбается — дитя тоже, мама нахмурилась — и малыш готов заплакать.

            Первое, чем вы можете показать собеседнику, что вы готовы понять его, — это улыбка. Поэтому, чтобы избежать ссоры, почаще улыбайтесь. «Поделись улыбкою своей — и она к тебе не раз еще вернется».

            Помните эти слова? Давайте споем песню В. Шаинского и М. Пляцковского про улыбку. (Поем или слушаем песню.)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу...

Улыбнитесь друг другу!

Приятного вам учебного дня!

Вперед чужой беде не смейся  

           Однажды на уроке Коля ошибся, рассказывая правило. Некоторые ребята засмеялись, а громче всех — Вася. Он раскачивался от смеха и пальцем показывал на Колю. На следующем уроке Васю вызвали к доске решать задачу. Он путался в задаче, ребята ему подсказывали, но мальчик делал все не так. Ребята опять смеялись, а пуще всех— Коля. Обиделся Вася. На перемене подошел он к Коле и стал ему выговаривать. А Коля ему: «Ты на прошлом уроке так смеялся надо мной, что чуть со стула не упал, а теперь обижаешься?»

          Обсуждая с учащимися эту ситуацию предлагаю им обменяться мнениями. После чего следует единственно возможный вывод: если хочешь, чтобы к тебе относились с пониманием, сам не осуждай людей за мелкие ошибки. Ошибаться может каждый. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Всегда ли понятно, где добро, а где зло

        На заключительном этапе работы над произведением Николая Носова  «Заплатка»  зачитываю коротенький рассказ Валентины Осеевой «Злая мать и добрая тётя».

         У Дашеньки были мама и тетя. Обе они очень любили девочку, но любили по-разному. Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила ее шить, вышивать, не бояться любой работы. А тетя ничего не заставляла девочку делать, решала за нее задачи и отпускала на целый день гулять с подругами.

          «У меня злая мать и добрая тетя», — говорила Дашенька.

Прошли годы. Даша выросла, поступила на работу. Не нахвалятся на нее люди — за что ни возьмется, быстрее всех сделает.

«Кто же научил тебя так работать?»— спросят, бывало, женщины. «Учила меня мама, спасибо ей», — говорила Даша. А о доброй тете она никогда не говорила.

            Почему в детстве Дашенька считала свою маму злой, а став взрослой, была ей благодарна?

           После обсуждения услышанного приходим к выводу: значит, для пользы дела надо  слушаться маму и следовать её советам.

В таком же ключе и заканчивается день. Перед тем, как отпустить детей домой, провожу этическую пятиминутку, посвящённую анализу прошедших конфликтов. Но не с целью морализирования, наказания или приклеивания ярлыков. Учу детей на этой пятиминутке поиску путей выхода из конфликта, предотвращения его. Дети с моей помощью пытаются разобраться, как можно было бы избежать возникшего конфликта, а если он уже произошёл, как сделать так,  чтобы  конфликтующие стороны помирились, и никто не ушёл домой обиженным. Что очень важно, дети с удовольствием участвуют в подобном анализе, находя способ решения конфликта, и испытывают глубокое удовлетворение от результатов своих моральных усилий.

        Таким образом, постепенно формируется привычка моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу. Накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственно решения уже происшедших конфликтов, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера взаимоотношений. И что очень важно, данный методический приём дисциплинирует и самого учителя, развивает у него стремление к нравственному самоконтролю.

        Работая над курсом занятий по «Этической грамматике» приятно осознавать, что ребята стали доброжелательнее, вежливее, воспитаннее.

Нам не дано предугадать,

И мы обязаны творить,

Как наше слово отзовётся.

Презрев все тяготы мирские,

Посеять в душах благодать,

Чтоб истин светлых заложить

Увы, не всякий раз даётся.

Зачатки в души молодые,

Но мы обязаны мечтать

Чтоб верный путь им указать,

О дивном времени, о веке,

Помочь в толпе не раствориться…

Когда цветком прекрасным стать

Нам не дано предугадать,

Сумеет личность человека.

Но мы обязаны трудиться.

Фёдор Тютчев.

Первый  год  обучения

Программа занятий

  1. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ.

  1. Вежливо – невежливо.
  2. Будильник (тик – так).
  3. Кто опрятен, тот приятен.
  4. Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг.

  1. ЭТИКЕТ.        

  1. Когда я ем...
  2. Хочу, не хочу и надо.
  3. Мальчишки – девчонки.
  4. Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг.

  1. НОРМЫ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ.

  1. Главное правило.
  2. От чего зависит настроение.
  3. Пусть всегда будет мама.
  4. Голоса природы.
  5. Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг.

  1. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

  1. О тех, кто рядом.
  2. Когда все вместе.
  3. Чтобы всем было весело.
  4. Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг.                

Второй год  обучения

Программа занятий

  1. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ.

  1. Доброе слово, что ясный день.
  2. Ежели вы вежливы.
  3. Да здравствует мыло душистое.
  4. Когда идёшь по улице.
  5. Узнай себя.
  6. Нам счастье не сулит обида чья – то.
  7. Подарок коллективу.

  1. ЭТИКЕТ.        

  1. Простые правила этикета.
  2. Повседневный этикет.
  3. Весёлые правила хорошего тона.
  4. Сказка об этикете.
  5. Продолжение сказки об этикете.
  6. Путешествие в страну этикета.
  7. Просим к столу. (Новогодний праздник).

  1. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ

  1. Путешествие в волшебную сказку.
  2. Я могу быть волшебником.
  3. Маленькое дело лучше большого безделья.
  4. Любимый уголок родной Отчизны.
  5. У каждого народа свои герои.
  6. Мы соберём большой хоровод.
  7. Я люблю маму милую мою.
  8. Поздравление наших мам.
  9. Люби всё живое.

  1. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

  1. Если радость на всех одна.
  2. Мой класс – мои друзья.
  3. Самолюб никому не люб.
  4. Поиграем и подумаем.
  5. О дружбе мальчиков и девочек.
  6. Путешествие в мир мудрых мыслей.
  7. Доброта что солнце (итоговое занятие).                 

Третий  год  обучения

КУРС ЭТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ.

I.  ЭТИКА ОБЩЕНИЯ.

  1. Если Песни петь, с ними веселей …
  2. Добрым жить на белом свете веселей.
  3. Добро творить – себя веселить.
  4. Подумай о других.
  5. Подарок коллективу.
  6. Делу – время, потехе – час.
  7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

II. ЭТИКЕТ.        

  1. По правилам этикета.
  2. Приглашение к столу.
  3. Вот школа, дом, где мы живём.
  4. Вот магазин, куда идём.
  5. Дорога, транспорт, пеший путь.
  6. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
  7. В гостях у Вежи.

III. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩИМИ.

  1. Подари другому радость.
  2. От чего зависит настроение.
  3. Не стесняйтесь доброты своей.
  4. Мой дом – моя семья.
  5. В труде человек хорошеет.
  6. Все на белом свете солнышкины дети.
  7. Поздравляем наших мам.
  8. Со взрослыми и сверстниками.
  9. Цени доверие других.

IV. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

  1. Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
  2. Советуем друг другу.
  3. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
  4. Поговорил  бы кто со мной.
  5. Подарок коллективу.
  6. Делаем газету.

Четвёртый  год  обучения

Программа занятий

I.  ЭТИКА ОБЩЕНИЯ.

  1. Здравствуйте все!
  2. Будем беречь друг друга.
  3. Дружим с добрыми словами.
  4. Любим добрые поступки.
  5. Подари учителю дело и слово доброе.
  6. Умеем общаться.
  7. Каждый интересен.
  8. Подарок коллективу.

 

II. ЭТИКЕТ.        

  1. Премудрости дедушки Этикета.
  2. За столом с дедушкой Этикетом.
  3. Школьные правила этикета.
  4. Когда рядом много людей.
  5. Как решать семейные проблемы.
  6. Чистый ручеёк нашей речи.
  7. Встречаем Новый год.

III. ЭТИКА  ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕЙ.

  1. Душа – это наше творение.
  2. Отворите волшебные двери добра и доверия.
  3. Хорошие песни к добру ведут.
  4. Вглядись в себя, сравни с другими.
  5. Помоги понять себя.
  6. О настоящем и поддельном.
  7. Тепло родного дома.
  8. Поздравляем наших мам.
  9. Цветы, цветы – в них Родины душа!

10. Когда солнце тебе улыбается (итоговый урок – праздник весны и песни).

IV. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

  1. Чтобы быть коллективом.
  2. Коллектив начинается с меня.
  3. Подарок коллективу.
  4. Секретные советы девочкам и мальчикам.
  5. Скажи себе сам.
  6. Вот и стали добрей и умней.
  7. Школе посвящается (заключительный праздник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников

Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Образовательный процесс должен строиться так, чтоб...

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Проблема нравственного воспитания и духовного разв...

План мероприятий по духовно–нравственному развитию в 1 классе МОУ «СОШ №4» (воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые).

Данный материал составлен для классного руководителя 1 класса по теме: "Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки"....

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников

Уже в начальных классах очень важно, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления не только на уроках, но во внеурочной деятельности. Данная статья о внеурочной деятельности ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...