Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
рабочая программа на тему

Мишина Алла Анатольевна

Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Пояснительная записка

      Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.  

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

      Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения

Возраст детей 6-11 лет

Тематическое планирование

1 класс, 36 часов

Количество

часов

Тема

Материалы

I. Аппликация и моделирование (16часов)

1-4

Аппликация из природных материалов на картоне.

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

5-8

Аппликация из геометрических фигур.

Цветная бумага, картон

9-11

Аппликация из пуговиц.

Пуговицы, картон

12-13

Аппликация из салфеток.

Салфетки, картон

14-18

Объёмная аппликация.

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

II. Работа с пластическими материалами (10 часов)

19-22

Рисование пластилином.

Пластилин, картон

23-26

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

27-29

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

III. Аппликация из деталей оригами

(6 часов)

30-32

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

Цветная бумага, картон

33-36

Коллективные композиции в технике оригами.

Цветная бумага, картон

Ожидаемые результаты:

Результаты обучения:

 - дети будут знать виды материалов для творчества (природные, бумага, тонкий картон, ткань), их свойства и названия.

Результаты развития:

-формирование художественного вкуса,

- развитие фантазии и творческого потенциала.

Результаты воспитания:

-воспитание уважительного отношения к людям разных профессий,

-бережное отношение к результату своего труда и труда других людей.

2 класс, 36 часов

Количество часов

Тема

Материалы

I. Аппликация и моделирование (12 часов)

1-4

Аппликация из листьев и цветов.

Засушенные цветы, листья

5-8

Аппликация из птичьих перьев.

Птичьи перья, картон

9-12

Аппликация из соломы.

Солома, картон

II. Работа с пластическими материалами (8 часов)

13-15

Разрезание смешанного пластилина.

Пластилин, тонкая проволока, картон

16-17

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

18-19

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага

10-22

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

III. Поделки из гофрированной бумаги

(4 часа)

23-26

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага, картон

IV. Модульное оригами (10 часов)

27-28

Треугольный модуль оригами.

Цветная бумага

29-31

Замыкание модулей в кольцо.

Цветная бумага

32-36

Объёмные фигуры на основе формы «чаша».

Цветная бумага

Ожидаемые результаты:

Результаты обучения:

 -усвоят технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,

-умение ориентироваться в специальной терминологии.

Результаты развития:

-развитие образного мышления и воображения.

Результаты воспитания:

-умение действовать в коллективе,

                                                              3 класс, 36 часов

Количество часов

Тема

Материалы

I. Работа с природными материалами

(4 часа)

1-4

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

5-10

 Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

Гофрированная бумага, картон

11-14

Мозаика из ватных комочков.

Вата, картон

15-19

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

Картон, цветная бумага

20-23

Многослойная аппликация.

Открытки, картинки, картон

III. Работа с пластическими материалами (6 часов)

24-27

Мозаичная аппликация на стекле.

Пластилин, стекло

28-30

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

IV. Модульное оригами (6 часов)

31-36

Игрушки объёмной формы.

Цветная бумага

Ожидаемые результаты:

Результаты обучения:

 - освоение правил работы с пластичными материалами, создания объёмных композиций.

Результаты развития:

-формирование эстетического восприятия окружающего мира.

Результаты воспитания:

-уметь аргументировать свою точку зрения,

-уважать чужое мнение.

4 класс, 36 часов

Количество часов

Тема

Материалы

I. Работа с природными материалами

(4 часа)

1-4

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки

II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)

5-6

Многослойные аппликации.

Открытки, картинки, картон

7-10

Мозаика из квадратных модулей.

Картон, цветная бумага

11-13

Элементы квиллинга.

Картон, цветная бумага

14-19

Аппликации в технике квиллинг.

Картон, цветная бумага

20-23

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

Картон, цветные нитки

24-30

Аппликации в технике изонить.

Картон, цветные нитки

III.Поделки на основе нитяного кокона

 (6 часов)

31-36

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

Нитки, напальчник, цветная бумага

Ожидаемые результаты:

Результаты обучения:

- дети будут знать виды текстильных материалов для творчества, их свойства и названия,

-усвоение правил работы с текстильными материалами и необходимыми для этого инструментами.

 

Результаты развития:

- умение самостоятельно выбирать материалы для изделия,

-умение работать с информацией.

Результаты воспитания:

- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

 «Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

                                       

                                          Ресурсное обеспечение:

  1. О.Валюх, А.Валюх «Модульное оригами» ООО «Клуб Семейного досуга»

Г. Белгород,2013

      2.  И.Жукова  «Забавные самоделки в технике «модульное оригами». Донецк,  

             «Издательство «СКИФ», 2013

      3.  В.В.Выгонов «Ажурные изделия» Издательство «Экзамен» Москва, 2014

      4. Джефри Руделл «Цветы и букеты из бумаги» Харьков «Клуб Семейного Досуга»,

            2014

       5. Выгонов «Оригами» Москва Издательский дом МСП, 2006

       6. Т.А.Николкина «Уроки труда в начальной школе» Волгоград Издательство

           «Учитель», 2006

       7. Н.Р.Белова, Т.П.Кононович «Энциклопедия рукоделия» Издательский дом        

            «РИПОЛ КЛАССИК», 2002

        8.  Сайт Страна Мастеров

              http://stranamasterov.ru

        9. Сайт Всё для детей

               http://allforchildren.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"

    Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа  «Умелые ручки»  предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...

Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет«Умелые ручки»...