Поликультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей.
статья на тему

Фомина Ольга Николаевна

Формирование духовно – нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребенок. И этот процесс имеет тесную связь с культурой народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomina_o.n.polikulturn.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


                                                                                   О.Н.Фомина, учитель начальных классов

                                                                  МБОУ «СОШ №7», г. Рузаевка                                                  

                                           

Поликультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей

                               

                                                                                       В каждой культуре прошлого заложены

  огромные смысловые возможности,

                                            остались нераскрытыми, не осознанными

                                                                                          и не использованными на протяжении

        всей истории жизни данной культуры.

                                                                                                                                   М.М. Бахтин

      Все лучшее в человеке формируется благодаря воспитанию. Высшей целью образования является национальный воспитательный идеал. Русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Не возникает сомнений, что этническая культура любого народа содержит огромный нравственный потенциал и оказывает влияние на развитие личностных качеств учащихся (патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения). Поэтому современные школы активно вводят поликультурные компоненты в содержание образования.

      В школе №7 города Рузаевки реализуются многие методы работы в данном направлении. Важную роль в поликультурном образовании учащихся играют следующие дисциплины:

  • Мировая художественная культура
  • Краеведение
  • История и культура мордовского края
  • Мордовский язык

     На уроках МХК учащиеся знакомятся с разными культурами, традициями и обычаями стран в различные эпохи, учатся уважать и принимать иные точки зрения, сопереживать некоторым явлениям жизни.

     В 2008 году был введен новый предмет «Краеведение», на уроках которого применяются  различные формы и методы работы, используется местный краеведческий материал. В результате у детей формируются глубокие и прочные знания о своей Родине.

      История Мордовии интересна событиями, которые имеют тесную связь с историей России. Поэтому обращение к истории родного края значительно расширяет познания учащихся.

      Этнокультурные и общечеловеческие ценности можно привить детям и на уроках мордовского языка. Изучение языка помогает сохранять и развивать духовную и нравственную культуру мордовского народа. Проведение недели мордовского языка  давно стало школьной традицией. Ребята представляют творческие проекты, читают стихи, поют песни, инсценируют произведения мордовских писателей и поэтов. Мои ученики – активные участники конкурсов недели мордовского языка.

       В системе обучения и воспитания подрастающего поколения литература как учебный предмет занимает особое место. Именно на уроках литературы наиболее интенсивно формируются нравственные и эстетические идеалы школьников.

       Информацию всех без исключения разделов учебника по литературе можно дополнить сведениями, которые раскрывают богатство, многообразие культуры Мордовии.

        Наиболее эффективной образовательной и воспитательной работой на уроках является сопоставление произведений русских и мордовских писателей. Так, изучая с детьми произведения о летних путешествиях и приключениях, предлагаю им познакомиться с рассказом Н. Эркая «Алешка». Делая акценты на определенных художественных образах, устанавливая в памяти детей связи между изученными, прочитанными произведениями, можно вызвать в сознании учащихся целую систему впечатлений, эмоций, мыслей имеющих целью развить у них интерес к мордовской культуре.

Большое воспитательное значение имеет изучение биографий писателей,  поэтов, деятелей культуры Мордовии. Материалы, представленные на таких уроках, мы используем для написания сочинений, изложений, составления кроссвордов и тестовых заданий.

В учебниках по русскому языку имеются тексты о широко известных местах нашей Родины, в связи с использованием которых привлекаю дополнительный материал. Например, предлагаю учащимся для составления предложений или для написания сочинений-миниатюр следующие темы: «Мой край Поволжье», «Мой город», «Осень в нашем крае». Можно использовать краеведческий материал о Республике Мордовия, о Саранске, стихи мордовских поэтов о родном крае (Н. Эркая, С. Кинякина.)

Программой предусмотрено немало сочинений по картинам. На таких уроках провожу беседы о художественной культуре республики, знакомлю с картинами самобытных мордовских художников Ф.В.Сычкова, В.А.Попкова. Данная работа поможет учащимся заинтересоваться  культурой родного края, увидеть красоту нашей родины, открыть ее для себя, полюбить.

Может с успехом служить использование на уроках развития связной речи материалов периодической печати, радио, телевидения, рассказывающих о деятелях культуры, искусства. События, представленные в том или ином материале, должны стать исходным, отправным материалом для составления сочинений – рассуждений о духовной красоте наших современников.  

Уроки русского языка и литературы позволяют влиять на чувства детей эмоциональном текстом, задушевным словом учителя, взволнованным сочинением, отзывом о кинофильме, спектакле или прочитанной книге.  Дети обязательно должны почувствовать неразделимую связь с родной землей.

        Ежегодно в нашей школе проходит научно – практическая конференция «Шаг в будущее». Готовиться к ней ребята начинают еще с сентября месяца. Вот уже девятый год для многих учеников конец апреля – не только время подведения итогов кропотливой работы по интересующим вопросам, но и праздник знаний. Приятно осознавать, что выбранные ребятами направления исследований касаются истории, культуры нашей малой Родины. Темы разнообразны:

       «Традиции мордовского народа».

       «Сравнительная характеристика поэм Н.А.Некрасова и Д.И.Морского».

       «Анализ творчества А.И.Полежаева».

       «Тема Великой Отечественной войны в рассказах Ф.К.Андрианова».

       «Россия и Мордовия: истоки единения».

       Учащиеся  школы посещают элективные курсы:

       «Народные промыслы Мордовии».

       «Своеобразие литературы Мордовии».

       «Республика Мордовия».

       «Современное экономическое развитие Мордовии».

       «Изучение экономико-географического положения территории» (на    примере Республики Мордовия).

      В течение трех лет  в школе функционировал временный научно- исследовательский коллектив (ВНИК) «Развитие информационно-образовательной среды школы». Одно из направлений его  работы – формирование поликультурного мировоззрения. Учащиеся, творческие коллективы учителей успешно участвовали в  интернет – конкурсах:

  •  Муниципальный конкурс педагогических научно – исследовательских проектов  «Информационные и коммуникативные технологии в этнокультурном образовании»  (Творческий коллектив учителей: Лоскутова Л.И., Фомина О.Н.,  Кузнецова И.В., 1 место).
  • Муниципальный конкурс профессионального мастерства « Лучший мастер – класс на родном языке» (Лоскутова Л.И., 3 место).
  • Республиканский конкурс фоторабот «Мы дружбою сильны: образ моего народа». (Скворцов Д., грамота).
  • Республиканская научно – практическая конференция «Многоликая Мордовия». (Бурчак О., грамота).

      Формирование духовно – нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребенок. И этот процесс имеет тесную связь с культурой народа.

      Нельзя не согласиться с мнением М.М. Бахтина, что «в каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, остались нераскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей истории жизни данной культуры».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту «Предшкола нового поколения»

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту«Предшкола нового поколения»Составитель: Учитель предшкольного класса МОУ Цнинской СОШ№2Сарапула Н.Г.Проблема д...

Роль народной педагогики в духовно- нравственном воспитании детей.

Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания младших школьников

статья содержит метды и приёмы работы с детьми в начальных классах по воспитанию детей в этнокультурных традициях....

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

    Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, ж...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...