Воспитание интереса к мордовской культуре на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
статья на тему

Фомина Ольга Николаевна

Прививая детям интерес к мордовской культуре, мы углубляем, развиваем у них чувство патриотизма, понятие о том, как должна быть дорога каждому человеку Родина, как ее надо беречь, укреплять, защищать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_milyy_kray.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Воспитание интереса к мордовской культуре на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

                                                           О.Н.Фомина, учитель

                                                                       русского языка и литературы

                                                                                    МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                           школа №7», г.Рузаевка

                                

                                                                                         

                                                                                           Мой милый край! Мордовия родная!

                                                                                           Разливы рек, бескрайние поля.

                                                                                          И я не знаю лучше в мире края,

                                                                                         Чем наша славная мордовская земля.

                                                                                                                                         

                                                                                                                    В.В. Зуботыкина

Мордовский край красив, богат. В нем жили и живут, творили и творят умные и талантливые люди. Созданные ими произведения искусства должны представлять для каждого из нас особую ценность, поскольку причастны к мордовской земле, нашей Родине.

Уроки русского языка и литературы имеют большие возможности для того, чтобы воспитывать у учащихся интерес, уважение к истории и культуре родного края. Отсюда основные культурологические задачи уроков:

-обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся.

- воспитать культуру общения, культуру поведения учащихся.

- обогатить словарный запас школьников.

-расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей.

   На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:

- иметь представление о языке как культурно-исторической среде.

- уметь анализировать окружающую речевую среду.

- уметь связно излагать свои мысли на региональные темы.

- уметь анализировать (в том числе производить языковой анализ) художественных произведений местных писателей.

В системе обучения и воспитания подрастающего поколения литература как учебный предмет занимает особое место. Именно на уроках литературы наиболее интенсивно формируются нравственные и эстетические идеалы школьников.

Информацию всех без исключения разделов учебника по литературе можно дополнить сведениями, которые раскрывают богатство, многообразие культуры Мордовии.

Наиболее эффективной образовательной и воспитательной работой на уроках является сопоставление произведений русских и мордовских писателей. Например, тема природы и человека может рассматриваться на примере произведений В.Астафьева «Царь – рыба» и Н.Эркая «Митяевы мечтания», проблемы подрастающего поколения на текстовом материале в произведениях В.Тендрякова «Расплата» и Н.Тремасова «Нежность волчицы»

Делая акценты на определенных художественных образах, устанавливая в памяти детей связи между изученными, прочитанными произведениями, можно вызвать в сознании учащихся целую систему впечатлений, эмоций, мыслей имеющих целью развить у них интерес к мордовской культуре.

Большое воспитательное значение имеет изучение биографий писателей,  поэтов, деятелей культуры Мордовии. Материалы, представленные на таких уроках, мы используем для написания сочинений, изложений, составления кроссвордов и тестовых заданий.

В учебниках по русскому языку имеются тексты о широко известных местах нашей Родины: «Урал», «Сахалин», «Байкал». В связи с использованием этих текстов привлекаю дополнительный материал. Например, предлагаю учащимся для составления предложений или для написания сочинений-миниатюр следующие темы: «Мой край Поволжье», «Мой город», «Осень в нашем крае». Можно использовать краеведческий материал о Республике Мордовия, о Саранске, стихи мордовских поэтов о родном крае (Н. Эркая, С. Кинякина.)

Программой предусмотрено немало сочинений по картинам. На таких уроках провожу беседы о художественной культуре республики, знакомлю с картинами самобытных мордовских художников Ф.В.Сычкова, В.А.Попкова. Данная работа поможет учащимся заинтересоваться  культурой родного края, увидеть красоту нашей родины, открыть ее для себя, полюбить.

Может с успехом служить использование на уроках развития связной речи материалов периодической печати, радио, телевидения, рассказывающих о деятелях культуры, искусства. События, представленные в том или ином материале, должны стать исходным, отправным материалом для составления сочинений – рассуждений о духовной красоте наших современников.

Уроки русского языка и литературы позволяют влиять на чувства детей эмоциональном текстом, задушевным словом учителя, взволнованным сочинением, отзывом о кинофильме, спектакле или прочитанной книге.  Дети обязательно должны почувствовать неразделимую связь с родной землей.

 Методическую помощь при составлении нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий можно найти в учебном пособии А.П.Алукаевой, И.О.Кочеваткиной «Введение регионального компонента в учебный процесс».

Работа, открывающая детям многообразие, богатство мордовской культуры, продолжается и во внеурочное время.

Ребята принимали участие в городском конкурсе сочинений, посвященном 375–летию со дня основания города (Кузнецов И., Арбузова Е.); в муниципальном празднике мордовской поэзии «У мордвы и русских корни перевиты». В номинации «Юные чтецы» Арбузова Екатерина заняла первое место. В городском конкурсе сочинений, посвященном 80-летию Рузаевского района, Бакаев Максим, Порошина Оксана заняли первое и второе места.

Не менее интересны и школьные мероприятия. Это встречи с писателями, поэтами Рузаевки, литературные конкурсы, викторины.

        Ежегодно в нашей школе проходит научно – практическая конференция «Шаг в будущее». Готовиться к ней ребята начинают еще с сентября месяца. Проведение подобных мероприятий стало школьной традицией. Для многих старшеклассников конец апреля – не только время подведения итогов кропотливой работы по интересующим вопросам, но и праздник знаний. Приятно осознавать, что выбранные ребятами направления исследований касаются литературы Мордовии. Темы разнообразны:

«Сравнительная характеристика поэм Н.А.Некрасова и Д.И.Морского».

«Анализ творчества А.И.Полежаева».

«Тема Великой Отечественной войны в рассказах Ф.К.Андрианова».

В 2003 году большим событием в культурной жизни Рузаевки стало создание Литературного салона, цель которого – развить интерес у молодого поколения к литературе, объединить рузаевских литераторов. В.В.Зуботыкина, бывший учитель нашей школы, является основателем и бессменным председателем салона при Центральной библиотеке. Активисты салона часто выступают перед учащимися школ города и района с лекциями, докладами, знакомят с творчеством рузаевских поэтов, чьи стихи печатаются в «Рузаевской лире», «Ковчеге»,  «Рузаевской газете». Ребята с удовольствием участвуют в мероприятиях, проводимых Литературным салоном. Хочется отметить большой интерес к детскому творчеству организаторов и руководителей Литературного салона. Они помогают детям реализовать себя в качестве начинающих поэтов. Стихи Арбузовой Екатерины не раз печатались в литературном журнале «Ковчег». Одно из стихотворений, прочитанное ученицей на городском празднике мордовской поэзии  «У мордвы и русских корни перевиты», было высоко отмечено жюри.

 Прививая детям интерес к мордовской культуре, мы углубляем, развиваем у них чувство патриотизма, понятие о том, как должна быть дорога каждому человеку Родина, как ее надо беречь, укреплять, защищать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

«Формирование орфографического навыка на уроках русского языка и литературы»

       До сегодняшнего дня в нашей стране одним из «больших» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина кроется не только в трудностях русск...

Педагогическая лекция "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературы".

Педагогическая  лекция была представлена на Муниципальном конкурсе педагогических лекций в рамках областного фестиваля "За чистоту русского языка", 2013г....

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

    Статья дает понять, что воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Что, именно в начальных классах дети должны понять, как это важно любить свой...

«Роль уроков русского языка и литературы в воспитании толерантного сознания и поведения учащихся»

Данная статья - примеры  работы по воспитанию толерантного сознания и поведения учащихся на уроках русского языка и литературы....