Доклад «Воспитательная система класса как основа системно-деятельностного подхода в процессе гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы»
статья (3 класс) на тему

Кошеварова Людмила Юрьевна

Обобщение опыта по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_doklad_koshevarova_l.yu_.docx75.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85»

Сормовского района города Нижнего Новгорода

Доклад «Воспитательная система класса как основа системно-деятельностного подхода в процессе гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы»

 Автор: Кошеварова

Людмила Юрьевна

учитель начальных классов

телефон: 89063529647

г. Нижний Новгород

2015-2016 уч. год

                                   «Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»

                                                                                                         А.С.Макаренко                                                                                                                               Миссия классного руководителя - нести гражданскую ответственность за воспитание нравственного, инициативного, компетентного гражданина, ответственного за будущее Отечества.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Процесс воспитания — это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.

Реализация воспитательных задач, зафиксированных новыми стандартами, возможна, если классный руководитель становится координатором системы социальных взаимодействий, направленных на духовно-нравственное развитие обучающихся, их полноценную социализацию.

Следовательно, необходимо создание воспитательной системы, обеспечивающей создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающей интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

9 мая 2015 года - великая дата в истории нашего Отечества — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. Готовясь к знаменательному событию, необходимо, чтобы все проводимые с детьми мероприятия не стали эпизодическим сбором, беседой, походом к памятнику или в музей, а были объединены в единый комплекс. Им и стала наша воспитательная система класса «Дорогами ПОБЕДЫ».

Целью которой является:

Создание благоприятных  условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной к самореализации и гражданскому самосовершенствованию, ориентированной на базовые национальные ценности и семейные традиции.

Для реализации цели нами определены следующие задачи:

  1. Формировать у учащихся гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать их к общечеловеческим ценностям через освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.
  2. Создавать условия для воспитания у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции.
  3. Развивать потребности учащихся в познании культурно-исторических национальных ценностей, стимулировать их творческую и познавательную активность, создавая условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка.
  4. Развивать лидерские качества учащихся, коллективно-творческую деятельность, самостоятельность, создавая условия для самореализации личности, повышая роль самоуправления.
  5. Развивать и упрочнять связь семьи и школы как основу социальной адаптации.
  6. Повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей, их компетентность в воспитании детей на основе всеобуча.

   Механизм реализации целей и задач

Все члены классного детско-родительского коллектива объединены в команду экспедиции для путешествия по «Дорогам ПОБЕДЫ», продвигаясь от коллективных побед к личным победам и достижениям.

ПУТЕШЕСТВИЕ осуществляется по шести дорогам (направлениям):

 П

«При солнце тепло, при матери - добро»

семейное, духовно-нравственное направления

О

«Один в поле не воин»

гражданско-патриотическое направление

Б

«Без песен мир тесен»

досуговое и творческое направления

Е

«Если хочешь быть здоров»

спортивно-оздоровительное направление

Д

«Душу и сердце в работу вложи»

трудовое направление

А

«Азбука - к мудрости ступенька»

учебно-познавательное направление

Мы определили шесть ДОРОГ, названием  каждой взяли народную мудрость (пословицу), НАПРИМЕР гражданско-патриотическое направление представлено дорогой  «Один в поле не воин». Все названия дорог вместе составили ключевое слово ПОБЕДА.

В путешествии по         Дороге  « При солнце - тепло, при матери – добро»

Моими ориентирами являются;

Воспитание ценностного отношения к своей семье, формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим  и младшим, знакомство с профессиями  своих родителей.

У детей формируются следующие ценности: семейная культура, традиции, здоровая семья, уважение и забота о старших, взаимопонимание, взаимоуважение, гармония семейных отношений.

В своей работе использую следующие формы :  классные часы, выставки семейного творчества, семейные конкурсы, презентации, семейные праздники,  театральные постановки.

Путешествуя по Дороге« Один в поле не воин»

у детей формируются следующие Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, гражданское общество, закон и правопорядок, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ориентиры классного руководителя 

Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, достойного гражданина своей страны. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, с героическими страницами истории  Сормова, жизнью замечательных людей. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности.

Формы работы: экскурсии по историческим и памятным местам, сюжетно - ролевые игры, встречи с интересными людьми,  творческие конкурсы, уроки Мужества, классные часы.

Сейчас мы с классом занимаемся исследовательской деятельностью по теме «Ветеран в моей семье», собираем материал для книги памяти, ведем поисковую работу в рамках районной акции «Бессмертный батальон». Дети вместе с родителями готовят различные творческие работы (презентации, мини-проекты, поздравительные открытки для ветеранов войны).

Путешествуя по Дороге  «Без песен мир тесен»

активно участвуем в выставках декоративно-прикладного творчества.

Ориентиры классного руководителя:

Развитие творческих способностей детей; выявление и развитие индивидуальных способностей; развитие креативности мышления; создание условий для самовыражения детей, проявление инициативы, самостоятельности; развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться из-за чужих неудач.

Ценности: успешность, созидание, радость, труд, сострадание, готовность оказать помощь

Формы работы: творческие мастерские, занятия по интересам, спектакли, концерты, выставки поделок, конкурсы рисунков, игра. 

Дорога « Если хочешь быть здоров»- это традиционное направление.

Одной из удачных форм работы стал традиционный Спортивный забег вокруг Светлоярского озера вместе с родителями «Беги ради жизни».  

Ориентиры классного руководителя:

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни. Практическое освоение методов и форм физической культуры и здоровьесбережения.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно – психическое и социально – психологическое.

Формы работы: конкурсы плакатов и газет, сюжетно - ролевые игры, цикл бесед, спортивные соревнования, акции, театральные постановки, эко-десанты, фотоколлажи.

Путешествуя по Дороге  « Душу и сердце в работу вложи»

Мои ориентиры:

Формирование  отношения к труду,  как к высшей ценности жизни; развитие у учащихся потребности в творческом труде; практическое освоение навыков самообслуживания; воспитание ответственности за порученное дело.

 И очень приятно, что дети проявили желание ухаживать за аллеей елочек, посаженных у школы осенью к 30 летнему юбилею.

Родители нашего класса стали инициаторами акции «Подари книгу школьной библиотеке».

  Ценности:  труд, трудолюбие, творчество, ответственность, настойчивость, целеустремленность.

Формы работы: дежурство по классу, в столовой, трудовой десант, трудовые акции.

На Дороге «Азбука - к мудрости ступенька» интересной формой работы стало участие детей в научном обществе учащихся начальной школы. Во 2 классе дети перенимали опыт, были активными слушателями. В этом году мы готовимся принять участие в различных  предметных секциях.

Также нестандартно проходят предметные недели, в рамках которых проводим интеллектуальный конкурс «Умники и умницы», КВНы.

 Мои ориентиры:

Развитие познавательной активности, формирование культуры интеллектуального самосовершенствования; приобретение умений и навыков в учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельного мышления;  формирование культуры умственного труда.

Ценности: приобретение знаний, культура умственного труда, практический интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

Формы работы: конкурсы по развитию внимания, памяти, мышлении, интеллектуальные марафоны, олимпиады по предметам, НОУ, тематические КВНы, викторины, мозговые штурмы, предметные недели.

   Воспитательная система не будет функционировать эффективно, если не будет управляема. Дети учатся в управлении.

Поэтому нами разработана система соуправления , а также определены основные направления и формы работы с родителями учащихся.

 Дети входят в мобильные творческие группы, в которых есть свои командиры. Командиры мобильных творческих групп являются моими непосредственными помощниками и входят в Совет командиров.

Совет командиров вместе со мной и  координаторами (родителями) составляют Штаб путешествия.

Дежурный командир координирует деятельность членов Совета командиров и входит в состав школьного самоуправления.

Координаторы организуют и проводят познавательные дела в классном коллективе и ведут учет достижений на общей карте «Салют ПОБЕДА».А все вместе мы- Общий сбор путешественников. СХЕМА СОУПРАВЛЕНИЯ        

Механизм отслеживания результатов деятельности по программе

Для отслеживания достижений каждой творческой группы на карте «Салют, ПОБЕДА!» прикрепляются символы наших направлений. Можно наблюдать за тем, как на каждой «Дороге» зажигаются разноцветные «Звезды».  

У каждого ребенка имеется «Дневник путешественника», в котором  обозначены дороги. При прохождении  по  « Дорогам  Победы» -    символы разного цвета -  «Звездочки» - дети получают  на классном часе, при подведении итогов в конце недели.

Дорога  «Один в поле не воин» - Звезды оранжевые

Критерии оценки: вручается за гражданскую позицию, знание истории своей страны, своего города, района, бережное отношение к природе.

Дорога «Душу и сердце в работу вложи» - Звезды  голубого цвета

Критерии оценки: вручается за участие в трудовых десантах, акциях, дежурство по классу, дежурство в столовой.

Дорога «Азбука -  к мудрости ступенька» - Звезды синие

Критерии оценки: прилежное отношение к учебе, помощь товарищам в учении, умение учиться, умение определять область своего знания и незнания.

Дорога «Если хочешь быть здоров» - Звезды  зеленого цвета

Критерии оценки: вручается за соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, участие в спортивных соревнованиях.  

Дорога «Без песен мир тесен» - Звезды  желтые

Критерии оценки: вручается за выполнение творческих работ, за активное участие в КТД , за участие в конкурсах различного уровня.

Дорога «При солнце – тепло, при матери- добро» - Звезды красного цвета

Критерии оценки: вручается за ценностное отношение к своей семье, её традициям, обычаям, законам.

Дети с интересом включились в путешествие, им нравится  участвовать в заседании Штаба, планировать свою деятельность, вести учет личных побед и достижений. Когда собираются творческие группы, мы используем игровые атрибуты (пилотки, шарфы).

Эффективность воспитательной системы зависит от системной работы классного руководителя с родителями учащихся. Я  бы хотела выделить три основных направления и формы работы:

-психолого-педагогическое просвещение родителей(родительские собрания, конференции, индивидуальные и тематические консультации)

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс(дни творчества, открытые уроки и внеклассные мероприятия, шефская помощь)

-участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом(участие в работе совета школы и родительского комитета).

Системно-деятельностный подход постепенно способствует  приближению  ожидаемого результата воспитательной системы. Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

  • Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В результате реализации воспитательной системы  мы предполагаем не только достижение детьми

  1. воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений – знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний;  опыта ценностного постижения, присвоения ценности);  но и получение
  2. воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов – формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности.)

Воспитательная система позволяет классу обрести свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива и его воспитанников. Не менее значимо и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, пообщаться, не перестают удивлять и удивляться.

Для реализации системно - деятельностного подхода педагогам необходимо владеть наиболее продуктивными воспитательными  технологиями, такие как: технология моделирования воспитательной системы класса, технология совместного планирования жизнедеятельности в классе; технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа; технология ценностно-смыслового диалога; игровые и коммуникативные технологии; технологии психолого-педагогической диагностики.

        Ш. Амоношвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду».

Таким образом, ВСК решает вопросы системно-деятельностного подхода и работает на портрет выпускника начальной школы.

         

Литература:

1.Закон  РФ « Об образовании» ( с изменениями от 20.04.2008 года);

2.Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Под редакцией Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. Москва, 2010.        

3. Асмолов А. Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

4. Осин А. К., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» - Системно-деятельностный подход в воспитании.

5.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося. Цель воспитательной программы:создание условий для формирования «счастливого человека» и ...

Проектирование урока окружающего мира во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гра...

Инновационный образовательный проект "Формирование навыков здорового питания у обущающихся 1-4 классов на основе системно- деятельностного подхода"

Цель проекта - формирование у детей 1-4 классов навыков здорового питания  в результате освоения ими знаний о здоровой сбалансированной пище и применения  их на практике....

Стендовый доклад. Роль и место игры в экологическом воспитании учащихся начальной школы. декабрь 2017

Роль и место игры в экологическом воспитании учащихся   начальной школы. деабрь 2017...