Классный час "Я и другие"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Семенова Юлия Викторовна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_drugie.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия в 2 классе

Тема: Я и ДРУГИЕ

Ключевые слова: Я, Другой, Другой - не значит плохой

Генеральная идея мероприятия:  каждый человек по – своему уникален.

Цель: формирование личностных УУД,  актуализация социальной активности обучающихся.

 Задачи:

 1. Образовательные: научить обучающихся работать над содержанием текста; обучение общению с помощью разных видов речевой деятельности; привитие навыков грамотного, убедительного, вежливого высказывания.

2. Воспитательные: воспитание гуманного отношения к человеку, так как каждый человек по – своему уникален; создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающихся.

Форма проведения: дискуссия на основе анализа  текста, фрагментов мультфильма.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

 Материалы:  текст сказки М. Дуриковой «Первоклассник», видеофрагмент из мультфильма студии Уолта Диснея «Тарзан»; набор для рисования по ткани: ткань 25Х40 см, кисти, краски, непроливайки, клеенка, очки, сделанные из бумаги. 

План мероприятия:

  1. Чтение и анализ  сказки М. Дуриковой «Первоклассник»
  2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Тарзан» с последующим обсуждением по теме урока.
  3. Завершающая беседа, выводы.
  4. Творческий проект «Покрывало Мира»- ленты  из ткани с рисунками обучающихся .

Краткий конспект  мероприятия

1.  Организационный момент, эмоциональный настрой  

Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».  Детям предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева,   посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

  1. Целеполагание

Учитель:  Для разминки  предлагаю Вам угадать, слово,  которое  я сейчас напишу в  воздухе.  Упражнение «Письмо «по воздуху»». Повернуться к детям спиной, поднять повыше руку и указательным пальцем крупно в воздухе написать слово «Первоклассник».

         Молодцы угадали!!! История, которую я хочу Вам предложить , называется      «Первоклассник».  Эту сказку написала Мария Дурикова, известная словацкая писательница.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте?

(О первокласснике; о мальчике, который пришёл в школу впервые; и т.д.)

  1. Основной этап
  • Чтение  текста со «стопами» (с остановками).
  • После «стопов» обучающимся предлагается прогнозировать дальнейшее развитие действий, они предполагают, прогнозируют.

Мария Дурикова

Первоклассник

В один прекрасный день в начале учебного года в школу пришёл отец и прямо направился в кабинет директора. (Стоп)

- Зачем?

- «Вы примете моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому поводу в шесть школ, но туда его не приняли».

- «А почему его не приняли? В чём дело?»  – спросил директор. (Стоп)

- Как вы думаете, почему не приняли его сына в других школах? В чём причина?

- «Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе».

- «Так он может сидеть в коридоре».

- «Он не помещается в коридоре», - ответил отец.

- «Тогда мы посадим его в спортивном зале».

- «Он не может поместиться в спортивном зале», - с грустью ответил отец. (Стоп)

- Как поступит директор дальше? Примет ли мальчика в школу?

- «Ну, тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына», - ответил директор.

- «Я понимаю Ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь понять и мои причины, - защищался отец. – Вы понимаете, мой Павко – школьник, и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу допустить, он не получил образования. И у меня нет денег, чтобы платить штраф». (Стоп)

- Как вы думаете, о каком штрафе говорит отец?

Наконец, они согласились записать Павко в школу. Он будет сидеть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы увидеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, Павко по – прежнему будет сидеть в школьном дворе. Он будет одет в меховую шубу и на ушах у него будут наушники, поскольку окна, естественно будут закрыты. Для того, чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить классную доску себе на колени.

На следующее утро Павко пришёл в школу. Стоя в школьном дворе, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигала трубы на крыше. Когда дети увидели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко Дебнарик заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Изумлённые дети таращили на неог глаза. А Павко? Он просто смотрел на них.  (Стоп)

- О чём думали ребята? Каким же был Павко Дебнарик?

Вдруг из окна первого этажа раздался девичий голос: « Ты из первого класса?»

- «Я?» - спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает.

- «Да, я из первого класса», - кивнул он и улыбнулся этой смелой маленькой девочке. У неё было круглое лицо и забавный маленький носик, и тёмные волосы.

- «Я тоже из первого класса и зовут меня Бетка, - сказала девочка. – Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?»

(Стоп)

- Что ответит Павко, или что он сделает?

Павко Дебнарик снова кивнул, но он понял, что у него нет доказательств. Он поднатужился и начал думать. Бетка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.

Павко поднял руку и коснулся леса. Когда он поднёс руку к дому. Стало видно, что в его кулаке сидит белка. Он поднёс её к окну и передал Бетке. «Белка! Какая прелесть, - закричала маленькая девочка.  – А ты не найдёшь для неё шишку?»  

Павко Дебнарик снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны и показал ребятам, что в его кулаке было полно шишек. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться. Дети каждую перемену играли в золотые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарём. Все дети хотели дружить с Павко. Но его самым дорогим другом была круглолицая Бетка с забавным маленьким носиком и тёмными волосами. Та маленькая девочка, которая первой с ним заговорила.

Мы должны добавить, что Павко Дебнарик учился хорошо. Каждый день он получал пчёлку в свою школьную тетрадь (Пчёлка в словацких школах – хорошая отметка).    

  • Беседа по содержанию рассказа

- Кто главный герой рассказа?  (Павко Дебнарик)

- Назовите второстепенных героев. (Бетка, отец, директор)

- Определите основную мысль текста, или в каком предложении отражена основная мысль текста? (Хотя,  Павко Дебнарик – великан, он не причинит вреда никому, даже белке.   Автор говорит,   о способности маленького человека  ( ребенка) понять другого).

Учитель:  Все люди хотят быть принятыми. Любой человек, взрослый или ребенок, страдает, если он чем-то не похож на окружающих. Может у него другой разрез глаз, цвет кожи, или непривычное тело, а может быть, у него не такой общительный характер, как у других, а может быть, его способности отличаются. Когда тебя не принимают, ты почему-то чувствуешь себя виноватым, хотя на самом деле, разве человек виноват в том, что  он таким родился или стал не по своей воле?!!!

 Конечно, об этом  рассказано много историй. Назовите,  самую знаменитую сказку Ганса Христиана Андерсена о непохожем на окружающих герое? Конечно, это «Гадкий утенок».

Предлагаю, Вам вспомнить еще одного знаменитого героя, непохожего на других.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Тарзан» с 1 «стопом»

 (Действие происходит над водопадом: молодые гориллы не хотят брать Тарзана в игру, и он решается на отважный, рискованный шаг,  чтобы добиться их расположения,- бросается за слоновьим волоском.)
Учитель: (обсуждение)
- Почему дети горилл не хотели играть с Тарзаном?
- Что чувствовал Тарзан, когда его не принимали?
- Что заставило его решиться на столь отчаянный шаг?
- Что так отличало Тарзана от них?
- А что при всех этих различиях их объединяет, что у них общего?
         Просмотр фрагмента «Разговор с мамой у реки».

(Тарзана не принимают в свою компанию молодые гориллы. Даже его собственные сводные братья стесняются его. Но Тарзан решает делом доказать, что он не хуже остальных, и устраивает большой переполох в стаде слонов.
Слоны принимают его за пиранью и, напуганные, уносятся в джунгли, сметая все на своем пути. Взрослые гориллы и их вожак Керчак едва успевают спасти малышей из-под слоновьих лап. Тут Керчак и узнает, что причина несчастья - в проделке Тарзана. В гневе он кричит своей жене: «Никогда, никогда он не будет похожим на нас!». Тарзан в отчаянии. Все его попытки стать таким, как все, не удались.
Вечер. В одиночестве вглядывается Тарзан в свое изображение на глади реки. У него слишком светлое лицо и нет волос. В ярости он колотит свое изображение и нечаянно пачкает лицо речной грязью. О! Теперь он похож на гориллу гораздо больше, Тарзан быстро измазывает лицо в грязи, только боль-шие глаза горят на абсолютно черной физиономии.
- Что ты делаешь? - вдруг слышит он ласковый голос Мамы.
- Почему я другой? - задает он вопрос, который мучает его уже не первый день.
- Потому что ты грязный.
- Керчак сказал, что я не гожусь для семьи! Посмотри на меня! - в голосе Тарзана отчаяние и обида.
- Я смотрю на тебя, и знаешь, что я вижу? Два глаза, - мама ласково обнимает малыша, - и нос, где-то здесь, и что еще?
- Две лапы? - подсказывает Тарзан.
- Точно. - Мама вздыхает. Конечно, они оба замечают, что внешние отличия существуют. - Закрой глаза и забудь, что ты видишь. Иди сюда, - Мама кладет голову малыша к себе на грудь. - Что ты чувствуешь? 
- Твое сердце.
Мама кладет руку мальчика на его грудь.
- И мое сердце, - говорит Тарзан.
- Мы одинаковы, малыш. Керчак просто этого не понимает. 
- Но зато я это понимаю, - с облегчением говорит Тарзан. - И я докажу ему!
 Учитель (вопросы):
- Бывало ли так, что вы чувствовали себя, как маленький Тарзан?
- Как чувствует себя человек, когда он попадает в мир, где он «не такой как все»?
- Что вы думаете о словах мамы Тарзана?

Примечание. Если разговор перейдет на неприятие детей взрослыми членами семьи, спросить: - Как вы считаете, почему Керчак был так непреклонен? Мы не можем принять того, чего боимся, того, что, угрожает нашей жизни или жизни наших близких. - Чего боялся сильный вожак семьи горилл Керчак? О ком он думал? Нужно признать, что по сценарию мультфильма опасения Керчака, что Тарзан погубит всю семью горилл, почти полностью сбылись. Он сам погиб, защищая семью от браконьеров. Гнев Керчака может быть оправдан его ответственностью за жизнь других. 

Вывод.  Все люди, так же как и вы, иногда страдают, иногда радуются, знают силу своих желаний, любят и ненавидят. А теперь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу… Другой человек есть радость для тебя… Окружающий мир есть радость для тебя… Ты всегда радость для другого… Береги себя и другого береги… Уважай, люби всё, что есть на земле, — это чудо! И каждый человек — это чудо!
Завершение

Игра «Мир без тебя»

Учитель. У меня есть волшебные гигантские очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр круга и посмотрю через стекла очков на кого-нибудь из вас: «Мир без тебя, (имя ребенка), был бы неинтересен, потому что ты…» А теперь ты, (имя ребенка), примерь волшебные очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть даже то, чего раньше не замечал.

Так каждый ребенок примеривает очки.

Учитель: Раздает кусочки ткани. Просит  детей нарисовать на ткани рисунок на тему «Мы такие разные». Дети рисуют. Скрепляет  работы обучающихся в длинную полосу  «Покрывало Мира»
Ленту из рисунков прикрепляет магнитами к доске  и спрашивает  у детей, понравилось ли им то, что получилось.

Благодарит за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Собака - друг человека"

Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, ...

Классный час "Огонь-друг или враг?"

Классный час проводился во 2 классе в виде ролевой игры "Час суда"....

Классный час "Мой друг мобильный телефон"

Из 31 первоклассника, пришедшего в мой класс, 18 человек имели телефоны! Все учителя знакомы с этой проблемой. Остро встала она и у нас. Был проведён классный час и родительское собрание по этой же те...

Классный час: «Ищу друга».

Цели·        Помочь учащимся в самораскрытии.·        Способствовать преодолению барьеров в общении.·...

Классный час "Огонь - друг и враг"

Цель:  пополнить  знания учащихся о правилах пожарной безопасности; закрепить           имеющиеся  знания о правильных действиях в случ...

Классный час "Дарите друг другу добро"

Цель: формировать у учащихся понимание важности доброго отношения к окружающим людям. Задачи: воспитывать у учащихся нравственные качества:  уважительное       отношение ...

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...