« Родительский лекторий по вопросам толерантности в школе»
статья (1 класс) по теме

Эртуганова Светлана Евгеньевна

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, большое количество беженцев, переселенцев, нелигалов. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc84 КБ
Office presentation icon tehnologiya.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

                                                 Статья.

Эртуганова С.Е.

Теоретико-методологические аспекты организации диалога культур в образовательной среде. Москва 2009.

« Родительский лекторий по вопросам толерантности в школе»

    Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, большое количество беженцев, переселенцев, нелигалов. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Школьный класс…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч на родительском собрании, родители, дома решали коллегиально возникающие проблемы? Как определить ту грань, за которую можно уцепиться и сохранить радость, понимание, признание, любовь.

  Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  ученика-учителя –родителя, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности . Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.  Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями.

http://festival.1september.ru/articles/501446/img1.gif

  Первым шагом к успеху в работе с родителями является взаимодействие между учеником – учителем – родителем, где основными формами работы станут: мастер – класс, лекторий для родителей, творческие мастерские.

Второй шаг. Каждый классный руководитель должен четко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.

Цель классного руководителя по воспитанию толерантности: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья –школа».

Направления в работе:

1.Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся.

2. Воспитания культуры толерантности.

3.Пропаганда  здорового образа жизни.

4.Организация работы  родительского лектория.

 Родительский лекторий– это форма просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов социума, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом школы,  социальным педагогом, школьным врачом.

Родительский лекторий – это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм.

Основные принципы:

1.Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей.

2. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других.

3.Умение работать в команде.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Родителей , детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

 Ожидаемые  результаты:

Ребенок +родитель, успешно взаимодействующий в коллективе;

Ребенок + родитель, противостоящий нетолерантным отношениям;

Социально адаптированный ребенок + родитель.

Задачи взаимодействия с родителями неотделимы от цели воспитательного процесса учащихся.

Цель воспитательного процесса в 1 классе: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.

Задачи воспитательного процесса в 1 классе.

-изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;

-воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;

-активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;

-помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.

Предлагаемые формы работы

Сентябрь

Диагностика учащихся (опросник для индивидуального знакомства с воспитанником, методика незавершенных предложений).

Октябрь

День Бабушек (В рамках декады пожилых людей).

Ноябрь

Классный час "Моя семья".

Декабрь

Праздничный концерт "Новогодняя карусель". Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку "Мастерская Деда Мороза".

Январь

Классный час "На кого я хочу быть похожим".

Февраль

Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые". Участники конкурса: мальчики и папы класса

Март

Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые".

Апрель

"Трудом красивым славен человек" (родительское собрание совместно с учащимися; рассказ о профессии родителей).

Май

Игра - марафон "Веселый поезд".

Целью воспитательного процесса во 2 классе становится формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.

Задачи воспитательного процесса во 2 классе:

-обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;

-обучать детей разделению труда при выполнении заданий;

-воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

-формирование традиций классного коллектива.

Предлагаемые формы работы

Сентябрь

Диагностика учащихся (Социометрия, анкета "Классный коллектив глазами ученика"). Классный час "Ты, да я, да мы с тобой". Составление Декларации прав и обязанностей учеников 2 класса.

Октябрь

Аукцион "Книга рекордов нашего класса".

Ноябрь

Диспут "Легко ли быть настоящим другом? "

Декабрь

Читательская конференция по сказкам Г.Х ("Гадкий утенок", "Детская болтовня"). Новогодний бал-маскарад "Новогодний коктейль".

Январь

Классный час "Я и мое имя".

Февраль

Праздник "Мама, папа, я - спортивная семья".

Март

Конкурс "Мисс и мистер класса".

Апрель

Классный час "О дружбе".

Май

КВН "Наш класс".

Целью воспитательного процесса в 3 классе становится формирование толерантных отношений между детьми, с какими - либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи воспитательного процесса в 3 классе:

-воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;

-формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

-воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

Предлагаемые формы работы

Сентябрь

Диагностика учащихся (Социометрия, методика незавершенных предложений). Классный час "Культура мира. Человек среди людей".

Октябрь

Знакомство с русской национальной культурой. Фольклорный праздник "Русские посиделки".

Ноябрь

История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей). Осенние игры и состязания.

Декабрь

Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие). Новогодний праздник "Святки".

Январь

Классный час "Мы - команда одного корабля".

Февраль

Праздник "Масленица".

Март

Читательская конференция по сказкам народов мира.

Апрель

Классный час "Стремись делать добро".

Май

Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья".

 Целью воспитательного процесса в 4 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

Задачи воспитательного процесса в 4 классе:

-создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;

-развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Предлагаемые формы работы

Сентябрь

Диагностика (Социометрия, методика "Наши отношения"). Классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Устава школы).

Октябрь

Психологическая игра "Необитаемый остров".

Ноябрь

Психологический тренинг "Научись управлять собой".

Декабрь

Пресс - конференция (с участием родителей) "Однажды в моем классе...".

Январь

Классный час "Шесть шагов разрешения конфликта".

Февраль

Встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений

Март

Классный час "Учимся договариваться".

Апрель

Классный час "Улыбка и смех приятны для всех".

Май

Игровая программа "Час общения".

ЛИТЕРАТУРА.

  • Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 №  3250. // Вестник образования 2001, №  20.
  • Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. // Народное образование, 2002, №  1.
  • Немов Р.С. Психология. М., Просвещение: Владос, 1995.
  • Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
  • Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
  • Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.
  • Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., Бонфи, 2002.
  • Хейнс У., Станеки - Козвоски М. и другие. Мой мир и я. Путь к единению. Международный Фонд Образования, 1994.
  • Степанова E.Н, Александрова М.А. "Классному руководителю о классном часе" М., 2002.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология школы социализации. «Диалог культур». Автор: учитель начальных классов ГБОУ Школа №626 Эртуганова С.Е.

Слайд 2

Толерантность (от латинского "толеран" ) - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Слайд 3

Наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления.

Слайд 4

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика. Сущность педагогического общения сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Слайд 5

ФОРМУЛА. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Слайд 6

Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи: принятие себя и других людей таких, какие они есть; установление доброжелательных отношений с окружающими; способность к глубокому пониманию жизни; активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться; развитие творческих способностей; умение полагаться на свой опыт, разум и чувства; способность брать на себя ответственность; приложение усилий для достижения поставленных целей.

Слайд 7

ВЫВОД. Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Слайд 11

Направления обучения толерантности: Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. И как результат - приобщение к культуре мира.

Слайд 12

Ожидаемые результаты: ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе; ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям; социально адаптированный ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий:"Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет"

Родительский лекторий : "Почему ребенок не любит читать и плохо пишет?"...

Родительский лекторий на тему: «Как правильно выполнять домашние задания»

Часто родители жалуются, что их дети по несколько часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. И, совершенно естественно, возникает вопрос: что же будет делать ребёнок в с...

Родительский лекторий. 1 занятие. "Детство"

Первое занятие знакомит родителей с понятием "детство", с плюсами и минусами развития ребенка на данном этапе....

Родительский лекторий "Школа здоровья"

Программа лектория  « Школа здоровья» рассчитана на учащихся начальных  классов. Программа реализуется с учащимися во внеурочное время 1 раз в месяц. Программа включ...

родительский лекторий "Готовим ребёнка к школе"

В структуре психологической готовности ребёнка к школьному обучению принято выделять следующие компоненты:1.Личностная готовность 2.Интеллектуальная готовность 3.Социально-психологическая готовност...

Такие разные дети. Вопросы толерантности

«Такие разные дети. Вопросы толерантности»(выступление на родительском собрании 2 класса педагога-психолога А.В.Чекановой) 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании» от...

Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». Разработка родительского лектория Родительское собрание в 1 классе. МБОУ СОШ № 114 г. Барнаул Учитель начальных классов Демина Н.В.

Цель:1.Определить значение общения для детей и взрослых.2.Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.Вопросы для обсуждения:1...