Классный час в 4 классе "И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят..." (о блокадном Ленинграде)
классный час (4 класс) на тему

Рассказ о трудностях, пережитых людьми в блокадном Ленинграде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_blokadnom_leningrade.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

«И пусть поколения знают, и пусть поколенья скорбят…»

Цели: расширение знаний учащихся об истории страны;

            рассказ о трудностях, пережитых жителями Ленинграда в дни блокады;

            воспитание чувства сострадания, нравственности, доброты;

            воспитание чувства патриотизма, памяти к прошлому своего народа, любви к Отечеству.

Ход мероприятия

На доске запись:

22 июня 1941 года

- Ребята, что это за дата записана на доске? (Дата начала ВОв.)

-Война… Какие чувства или ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? Запишите на листочках, заполните «Корзину чувств».

-Посмотрите, как звучит тема нашего классного часа (Слайд 1). Все ли слова вам понятны?

-Максим сегодня выполняет у нас роль учёного секретаря, он будет объяснять нам непонятные слова. (У Максима ноутбук, подключенный к Интернету)

  Объяснение слова «скорбить»

-В истории ВОв много печальных, тяжёлых и просто страшных страниц. Я хочу сегодня остановиться на одной из них – блокада Ленинграда.

 Что такое Ленинград? Как этот город называется сейчас? (Слайд 2)

А что значит блокада? (Максим)
Окружение города войсками противника в целях прекращения его связей с внешним миром и принуждения к капитуляции.

-Сегодня мы прикоснёмся к предметам, которые играли не последнюю роль в тяжёлые дни блокады.

-Итак, 22 июня 1945 года (Слайд 3) мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Был воскресный день люди радовались лету, солнцу, жизни и вдруг… Из всех приёмников и громкоговорителей раздался голос диктора Левитана.

(Слушаем запись.)

-Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Перед командующим группой армии "Север" Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сровнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он. (Слайд 4)

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его. (Слайд 5)

-С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. В июле 1941 г. кольцо вокруг города ещё не сомкнулось, но уже были введены карточки на все продукты. Чтобы получить по такой карточке причитающуюся тебе порцию хлеба, нужно было выстоять много часов в очереди. А какая это была порция?!

Выступление 1-й группы учащихся.

  1. Мы узнали, что во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Как называется одна такая часть? (Одна восьмая). Эта дробь иначе называется "восьмушка”, или «осьмушка».  Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Определите, сколько она весила в граммах, если целая буханка весит 1 кг.

  1.  Сколько это: осьмушка хлеба?
          Если в граммах, то 125.
          Только тот, кто на той войне не был,
          Вкуса хлеба не сможет понять.
          
          Вы представьте, как детские руки
          Прижимают кусочек к губам.
          Ничего не могло быть вкуснее
          Тех единственных крохотных грамм.

Слайд 6

  1. В блокадном Ленинграде работали 14 хлебозаводов. Не хватало рабочих рук, не было электроэнергии, топлива и воды.

        Работницы второго хлебозавода выстраивались живой цепью от проруби в Неве до бака для замеса и передавали обледеневшие ведра с водой из рук в руки на трескучем морозе. Мука без воды в хлеб не превратиться! Смена длилась 12 часов.    

  1.    В Музее хлеба можно увидеть хлеб, выпеченный по блокадной рецептуре. Он сильно отличается от того, который мы привыкли есть за обедом. Выпекали его только из ржаной муки с различными добавками.

Слайд7

  1. Из воспоминаний блокадницы Ольги Вольдемаровны Афанасьевой:

«Самый тяжелый период был зимой 1941 года и в первом квартале 1942-го, когда в хлеб добавляли не только овсяную муку, но и корьевую (изготовленную из коры ветвей березы), муку из семян дикорастущих трав (полынь, щавель), жмых, шрот и гидроцеллюлозу - массу, похожую на размокшее мыло».

6. Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!

        Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.

Слайд 8, 9

-Конечно, этого было ничтожно мало, поэтому варили суп из обоев, студень из столярного клея, даже кожаные ремни и обувь, опилки шли в пищу.

Уже осенью 1941 года ленинградцы начали умирать от голода.

 Многим известна трагическая судьба 11-летней школьницы Тани Савичевой. О ней нам расскажет Никита.(Презентация)

-Но несмотря на все эти ужасы город продолжал жить. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны.

 (Слайд 10) "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 дней блокады дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт.

Выступление 2-й группы детей.

  1. И тогда молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" И на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. (Слайд 11)

 2. 2Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

3.  Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

4. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

5. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

6. За доблестный труд сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда». (Слайд 12)

Песня «В далёком тревожном военном году»

муз.И.Шварц
сл. В.Коростылев

В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать 
Но были они ленинградцы!

(Показ метронома.)

-Что это, ребята? (Максим) Но зачем он в блокадном Ленинграде?

-Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.

Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь,
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Бейся, сердце!
Стучи несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!
... Сотый день догорает…
Как потом оказалось -
Впереди ещё 800!

    Но страна не забывала тех, кто был в кольце врага. В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой жизни". (Слайд 13) Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. (Слайд 14) По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

       

  (Слайд 15) 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. 67-я армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы еще не видели! Через 6 дней кольцо блокады было прорвано.

     К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы по «Дороге жизни» в тыл.

(Слайд 16) А через год, в январе 1944 года, блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние около 100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась. (Слайд 17) А сколько это лет, ребята?

    За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. (Слайд 18) Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. (Слайд 19)

    А в Ленинградской области  на 3 километре Дороги жизни, расположен открытый в 1968 году мемориальный комплекс, носящий название «Цветок жизни». Он посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде. (Слайд 20)

 Вокруг памятника растут 900 берез, по 1-ому дереву, символизирующему каждый день блокады.
                 
Слайд 21

                 У дороги жизни шепчутся берёзы,

                 Седину лохматит дерзкий ветерок.

                 Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

                 Плачет вместе с вами каменный цветок.

 

                Сколько их погибло, юных ленинградцев?

                 Сколько не услышит грома мирных гроз?

                 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

                 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!

-Итак, ребята, вернёмся к названию нашего классного часа. Что же мы, современное поколение, должны знать, помнить, о чём скорбить? (Слайд 22)

-Давайте ещё раз обратимся к «Корзине чувств». Запишите на листочках  ещё раз, какие чувства у вас возникают при слове «война». Не изменились ли они? (Кто хочет – высказывается вслух.)

-Ребята, а может ли у нас возникнуть такое чувство, как гордость за наш народ? Почему?

-Уже 70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Всё меньше и меньше остаётся свидетелей того страшного времени. Но мы обязаны помнить о нём и передать память нашим детям. (Слайд 23)

  В память о погибших дети раздают гостям георгиевские ленточки 

(Слайд 24)

   В мировой истории нет подвига, равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.

Вечная им память! Почтим минутой молчания всех погибших во время блокады. (Слайд 25)

                                        Минута Молчания

                            Чтоб снова на земной планете      Слайд 26

                   Не повторилось той зимы,

                   Нам нужно, чтобы наши дети

                   Об этом помнили, как мы.

                   

                   Нам наше прошлое свято и дорого.

                   Гордость победами - горечь утрат...

                   Вечная память защитникам города,     Слайд 27

                   Вечная слава защитникам города,

                   Вечная слава тебе, Ленинград!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят.

Данный класный час посвящён подвигу ленинградцев в дни блокады. Материал построен в форме монтажа, сопровождается призентацией, в нём показаны трудности, которые пережили жители города в дни блокады....

Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»

Карта урока:Уровень образования: среднее общее образованиеЦелевая аудитория: учащиесяКласс: 4Тип урока: знакомство с новым материаломЦель урока:Образовательная: прохождение материала, посвященного Вел...

Конкурс чтецов "Пусть поколения знают и помнят"

Посвящен победе нашего народа в Великой Отечественной войне...

Классный час в 3 классе "Дети блокадного Ленинграда"

СрКлассный час в 3 классе"Дети блокадного Ленинграда" Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятни...

Методическая разработка классного часа: «Дети Блокадного Ленинграда» для учащихся 1-4-х классов Архипова Наталья Петровна

Методическая разработка классного часа «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся3 классов. Классный час посвящается годовщине снятия блокады Ленинграда, проблеме детских судеб во время бое...

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...

«И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ ЗНАЮТ, И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ СКОРБЯТ…»

Поэтический вечер, посвященный подвигу Ленинграда в дни блокады...