Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
статья на тему

     Формирование эстетической культуры личности младшего школьника всегда было и остается актуальным, так как от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, необходимо обладать качествами, которые в совокупности составляют эстетическую культуру личности. Начальной ступенью  культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к миру прекрасного.       Младшим школьникам необходимо давать знания, которые в полной мере способствуют формированию представления об эстетических ценностях и тем самым развивать эстетический кругозор школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной  деятельности

 Г.В.Гончарова

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №33» г. Майкопа

     Формирование эстетической культуры личности младшего школьника всегда было и остается актуальным, так как от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, необходимо обладать качествами, которые в совокупности составляют эстетическую культуру личности. Начальной ступенью  культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к миру прекрасного.       Младшим школьникам необходимо давать знания, которые в полной мере способствуют формированию представления об эстетических ценностях и тем самым развивать эстетический кругозор школьника.

     Несомненно, развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

     В.А. Сухомлинский считал, что эстетическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием. Он полагал, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений  между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность.

     Большое значение эстетическому воспитанию придавал А.С. Макаренко, который считал, что необходимо у детей и подростков пробуждать стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время.

     М. Монтессори одной из важных задач воспитания выделяла развитие способности эстетического восприятия культурной среды, поэтического и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, музыкального слуха детей, ритмики их движений и т.д.

     В настоящее время под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. В эстетическое воспитание принято включать содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

     Задачи эстетического воспитания школьников я разделила  на 2 группы:

   -    К первой группе отнесла задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развитие умения чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывать художественный вкус и потребность в чувстве прекрасного.

   -     Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети на уроках и во внеурочной деятельности  учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, дарить их окружающим, петь и танцевать, развивать свое словесное творчество, участвуя в литературных конкурсах, во внеклассных мероприятиях.  

     Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:

-          эстетическое воспитание путем общения с природой. Это посещение дендропарка в поселке Гончарка, посещение Сафари-парка в городе Краснодаре,  экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения народов РА.  Затем дети зарисовывают, оформляют творческие и тематические проекты, выставки, описывают  увиденное в сочинениях;

-          эстетика в физической культуре. К примеру, организация спортивного мероприятия «Дружболандия», организованного силами родительской общественности, ставшего традицией открытия летнего оздоровительного лагеря,  проведение на территории МБОУ «НОШ№33» сезонных спортивных соревнований, организованных силами педагогического коллектива школы;

-          эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры,  детские тематические конкурсы чтецов ко Дню Матери, ко Дню учителя, ко Дню пожилых людей, ко Дню Победы,  конкурсы и викторины. 01.09.2014 была организована и проведена встреча с родственниками поэта Адыгеи Нурбия Багова. Его дочь Хачемизова Сусана Нурбиевна рассказала о жизни и творчестве своего отца, показала видеофильм. Его внуки, которые учатся в моем классе, Хачемизов Муслим и Багов Амир прочли наизусть под музыку его стихи. Большое эмоциональное воздействие произвела на учащихся эта встреча. Они ощутили себя частью большого поэтического мира;

-          эстетика работы, которая  заключается в оформлении рабочего кабинета, наглядных пособий, словом, уюта и комфорта в классной комнате.  Если, например, кабинет литературы украсить цитатами великих поэтов-классиков, кабинет географии фотографиями красивых пейзажей, кабинет истории фотографиями картин старины, то школьники рано или поздно начнут вчитываться и вглядываться в то, что их окружает. Соответственно и научатся ценить искусство со временем.

     Человек по натуре своей - художник. Он так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту. Эстетическое начало заложено в самом труде человека, в его деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни самого себя. Для того, чтобы детский труд не превращался в тягость, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью .

    Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душе ребенка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей.

     Художественная литература - это самый доступный и в тоже время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры младшего школьника. Познание красоты слова является первым и важнейшим шагом в мире прекрасного. Развитие культуры чтения является одним их самых сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости.

     Музыка тесно связана с лирической поэзией и объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека.  Музыка и пение являются мощным средством воспитания, так способно окрасить всю духовную жизнь человека.

     Такие виды искусства, как театр, кино, телевидение, эстрада, цирк, обладают широкой популярностью. Они объединяют в себе литературу, живопись, музыку, танцы и т.д. и тем самым оказывают эстетически-эмоциональное воздействие на ребенка.

     Творчество - могучий стимул духовной жизни человека. Творческое вдохновение - это человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Без творчества невозможно представить жизнь школьников .

     Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение.

     Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.

     Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла.  Большую помощь оказывает внеурочная деятельность. Дети набираются в  кружки по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей.   В течение года во второй половине дня  учащиеся занимаются музыкой и художественным творчеством, спортом, театральным творчеством и другими видами деятельности. Все занятия проводятся в здании школы, преподаватели сами приходят к ним. Это тоже очень удобно.  

     Педагоги ставят цель: у всех детей развивать   способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в музыке и художественной деятельности, в спорте, в актерском мастерстве,  выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.

     Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими.   Награда за это - создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, поднимает его жизненный тонус.

     Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика - процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат. А результаты говорят сами за себя:

- Багова Дана 27.09.2013 награждена дипломом лауреата литературного конкурса XI Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2013»

- Паунежев Руслан награжден дипломом  I степени победителя Республиканского конкурса на лучшую природоохранную работу по охране первоцветов «Ты мне нужен» (номинация «Ясные глаза проталин!»).  08.04.2014

- Аташуков Алий  награжден дипломом  II степени призера Республиканского конкурса на лучшую природоохранную работу по охране первоцветов «Ты мне нужен» (номинация « Беречь первоцветы!»).  08.04.2014

- Русакова Маргарита награжден дипломом  III степени призера Республиканского конкурса на лучшую природоохранную работу по охране первоцветов «Ты мне нужен» (номинация « Беречь первоцветы!»).  08.04.2014

- Кличенко Давид награжден дипломом  III степени Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп», 15.04.2014

-Театр «Арлекино» МБОУ «НОШ №33» награжден грамотой  Комитета по образованию Администрации муниципального образования «Город Майкоп» за  I место в номинации «Театрализованное представление».

     Можно сделать вывод, что каждое мероприятие, проводимое в классе, школе в рамках внеурочной деятельности младших школьников, подчинено воспитанию гармоничной личности и способствует эстетическому развитию и становлению личности.  

     И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.

 

Литература

 1. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985

2. Основы эстетического воспитания / Под. Ред. И.А. Кушаева. М., 1986

3. ТретьяковаЗ.И., Аничкин С.А. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию: Методическое пособие. Свердловск, 1985

4. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя/Проблемы эстетического образования/ Свердловск, 1981

5. Краткий словарь по эстетике. М., 1983

6. Неменский Б.М.Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1987

7. Структура и уровни эстетического сознания. /Редкол. : Е.И.Крупник, В.Ф. Козьмин, Л.П.Печко. –М., 1982

8. Педагогическая энциклопедия. М., 1993

9. Столович Я.Н. Жизнь – творчество – человек. Функции художественной деятельности. М., 1985

10.Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. ЦГЛ “РОН”, 2002

11. Щацкая В.М. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975

 12. Касумзаде Ф. Ф. Воспитание Эстетического вкуса. Баку, 1991

13. Мустафаев М. Эстетическое воспитание в школе. Баку, 1992

14. Мамедов З. И. Эстетика и воспитание нового человека. Баку, 1988

15. Подласый И. П. Педагогика. Москва, 1999

16. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание младших                       школьников....

Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"

Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...

«Эстетическое воспитание младших школьников»

Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...

Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".

Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....

Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала

Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...